Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели урока:.
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), коммуникативной.
содержательная: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; научиться узнавать и определять грамматические признаки и роль местоимений в нашей речи; познакомить с основными разрядами местоимений.
развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
1.Мотивация к деятельности | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Сегодня, как и на предыдущих уроках, мы будем путешествовать по одному из королевств этой огромной страны – Морфологии. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний! | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе | ||||||||
2.Актуализация знаний | Слово учителя: Сегодня мы откроем еще один уголок нашего королевства, то есть изучим еще одну часть речи. А для начала послушайте стихотворение: Никто никому ничего не сказал, Что Некто и с кем-то куда-то попал. Никто ведь об этом ничто не узнал, Что Некто зачем-то куда-то пропал. А Некто с кого-то пример не берёт. Он только худеет, не ест и не пьёт, Не видит он даже, что некто идёт, Он знает, что кто-то кого-то не ждёт. В какой день недели, в котором часу Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу Кому бы то ни было: этой, тому, Нашему, вашему, даже ему? Вернется когда-нибудь Некто к себе, Не спросит он больше: "Доколе?" и "Где?", В любой день недели он будет всегда Повсюду, везде улыбаться тогда Вопросы: -Слова, какой части речи, чаще других встречаются в этом стихотворении? (местоимение) - Какой теме будет посвящен наш урок? Запись даты и темы урока «Местоимение как часть речи | Слушают стихотворение. Формулируют тему урока, работают в тетрадях, записывают дату и тему урока «Местоимение как часть речи» | ||||||||
3.Постановка учебной задачи | Вопросы: Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке? (познакомиться с местоимением как частью речи) Что ты должны для этого сделать? (определить роль местоимений в русском языке, повторить синтаксическую роль местоимений, узнать разряды местоимений и т.д.) Совершенно верно. И теперь, когда у нас есть цель, когда мы определились с задачами, можем приступать к изучению данной темы. | Формулируют цель и задачи урока | ||||||||
4.Постановка проблемы. | Слово учителя: Изучать местоимение нам поможет таблица под названием «ЗУХ». Начертите таблицу в тетрадь.
Давайте поработаем с ней. Заполните пока только первую колонку, отметьте в ней то, что вы уже знаете о местоимении.
К остальным графам таблицы мы вернемся позже.
Расскажите, что же вы знаете о местоимениях? Ответьте на вопросы: Какова же роль местоимения в речи? Назовите грамматические признаки местоимений? Какими членами предложения могут быть местоимения? (обучающиеся затрудняются с ответами). Нам явно не хватаем имеющихся знаний, давайте попытаемся пополнить копилку сведений о местоимениях. | Заполняют таблицу Отвечают на поставленные вопросы. Сталкиваются с затруднением. | ||||||||
5.Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения. | Слово учителя: Послушайте рассказ А.П Чехова «Моя «Она» Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли… Итак, о ком или о чем говорит автор? (Моя «Она» - это лень.) Словарная работа Местоимение – вместо и имя, то есть вместо имени. А вместо какого такого имени? Для того чтобы ответить на этот вопрос, поработаем над предложениями. Запишем и сравним их. Петр подошел к незнакомому дому через два часа. Он подошел к какому-то дому через несколько часов. Таким образом, какие части речи может заменять местоимение? (имя существительное, имя прилагательное и имя числительное) На что указывают местоимения? (на предмет, признак, количество, но не называют их) Попробуйте дать определение местоимению. (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их) Следующим заданием будет работа над синтаксической ролью местоимений. Запишем текст: Весна на пороге. Вскоре она вступить всвои права. А сейчас еще морозно.Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна. Назовем все местоимения и определим их синтаксическую роль. Сделаем вывод: в предложении местоимении обычно бывает? (подлежащим, дополнением, определением) Обратим внимание на морфологические признаки местоимений. Опираясь на записанный нами текст, определите морфологические признаки местоимений. (Изменяются по падежам, некоторые местоимения изменяются по родам и числам) Давайте обобщим все сказанное нами о местоимении. Заполните, пожалуйста, вторую графу нашей таблицы, что вы узнали на данном этапе урока о местоимениях | Слушают рассказ. Отвечают на вопросы. Проводят словарную работу. Определяют грамматические признаки и синтаксическую роль местоимений. Заполняют таблицу. Учатся давать определения. | ||||||||
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Слово учителя: А сейчас мы разделимся на группы. Первый вариант будет группой №1, второй вариант – группой №2.1 группа выполняет упражнение учебника 433 и отвечает на вопросы: какие же части речи может заменять местоимения, какие местоимения могут изменяться по падежам (с примерами из текста)2 группа выполняет упражнение 434 и отвечает на вопрос: какова синтаксическая роль местоимений. Слово учителя:Я вам предлагаю еще немного расширить свои знания о местоимении. Послушайте лингвистическую сказку. В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города. И названия этим городам были – Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. И жило в этой сказочной стране великое множество местоимений. И селились они по городам по своим интересам и характерам. Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫи их озорные детки – ТЫ. На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ. Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ. Третий город – Притяжательный. В этом городе живут очень дружные жители – местоимения - МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны. В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ. Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название – Вопросительный. А вот в городе Относительный вопросов нету. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: “Ах, в который раз ты не слушаешься меня...” В городе Определительный живут всякие разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ. Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю.” Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка. Которая начинается словами: “В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет…” Слово учителя: Как вы уже догадались, местоимения делятся по значению на разряды. У вас на партах лежат таблицы (см. Приложение 1) Более подробно мы поговорим о разрядах местоимений на последующих уроках, а сегодня только познакомимся с названиями разрядов и местоимениями, которые входят в эти разряды. Задание Выписать из текста все местоимения, с помощью таблицы определить их разряд. (см. Приложение2) 1. Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мной, а за ними виднелось пустынное поле. 2. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней 3. Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. 4. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней. 5. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. 6. Кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. И. Тургенев (проверка) Я думаю, вам есть, что еще записать в таблицу «ЗУХ» | Работают в группах, готовят небольшие сообщения по заданным вопросам, отвечают. Слушают сказку, знакомятся с таблицей разрядов местоимений по значению, выполняют задание | ||||||||
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Тест по теме "Местоимение" (на листах у каждого см. Приложение3) 1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении: В нашем доме живет известный человек. А) дополнение; Б) определение; В) обстоятельство. 2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам: А) весь; Б) некто; В) ты. 3. В каком ряду все слова являются местоимениями? А) я, кто, любой, второй; Б) себя, своего, по-моему, прежний; В) никого, что-либо, их, по-нашему; Г) ее, всякий, самый, каждый. 4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Ее дом находился за городом. А) определительное местоимение; Б) личное местоимение; В) притяжательное местоимение; 5. Какое из местоимений соотносится с существительным? А) твой; Б) туда; В) кто-то. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполненной работы и оцените своего товарища. Ответы тестов (1 –б, 2 –а, 3 –г, 4 – в, 5 – в) | Работают с тестами. Оценивают свою работу. Ответы проверяют по ключу. Сравнивают свою оценку. | ||||||||
8. Итог урока. Домашнее задание | Вопросы: Вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока, достигли ли мы ее? Домашнее задание: выполнить упражнение 435, заполнить третью графу таблицы «ЗУХ», знать теоретический материал, представленный на с. 64 вашего учебника. | Ведут диалог, повторяют основные определения и правила, записывают домашнее задание | ||||||||
9.Этап рефлексии учебной деятельности | Вопросы: Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке? Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение. Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу одноклассников? Оцени работу всего класса. | Оценивают свою работу на уроке. Оценивают работу класса |
|