Психотическая структура
В компенсированном состоянии психотеческий тип сложно увидеть
Идентичность:
не выстроена граница между Я и миром (то есть идентичности по сути не существует, она диффузная)
иногда бывает трудно отделить что делаю Я, а что происходит в мире
Эго и Суперэго в привычном понимании отсутствуют, нет личностной границы
на ощущенческом уровне такой человек не совсем уверен в собственном существовании
отдельная проблема для него - "существую ли я", "кто я", "какого я пола", "какой я"
переживание галлюцинаторного опыта очень схоже с психозом, поэтому раньше для лучшего понимания пациентов давали им лсд/грибы
"- почему идет дождь? - потому что мне грустно"
"ветер дует потому что листья колышатся на дереве"
такие люди не укоренены в реальности, у них сохраняются эгосинтонные брЕдовые идеи
проблематика касается базовой безопасности, а значит постоянная угроза быть уничтоженным, угроза смерти и неуверенность в том что "я есть"
ЗАЩИТЫ:
диссоциация, уход в фантазию, аннигиляция (отказ от реальности)
почему? т.к. появляется хоть какой-то контроль собственной жизни
здесь травматизация и конфликт связаны с первой стадией развития
для психотического пациента не сформировано базового доверия к миру и доверия к нему быть не может
Вся продуктивная симптоматика на самом деле является защитой и поэтому она вполне позитивна
Что чувствуется в переносе и контрпереносе?
отношение к таким людям обычно сопереживающее и родительское. обычно пугающее своей бездонностью, т.к. чувствуется что здесь довольно трудно помочь
Если контакт с пациентом устанавливается, то, как правило, он благодарен за то что с ним устанавливают человеческую связь. За исключением моментов, когда входишь в брЕдовое взаимодействие.
Какие расстройства функционируют на психотическом уровне?
шизофрения, простой психоз, психотический приступ, недифференцированное психотическое расстройство, шизоаффективные расстройства, биполярное расстройство (мдп)
Интегрированы Тестирование реальности Защиты ЦентральнаяПроблема
Невротический + + зрелые идентичность
Пограничный +/- + первичные сепарация
Психотический - - первичные безопасность
Тревога:
невр. - тревога потери любви объекта, потери контроля над объектом
погр. - сепарационная тревога, которая вкл. в себя тревогу поглощения и тревогу отделения
псих. - тревога уничтожения
Объектные отношения:
невр. - триада (я, мама и все остальное)
погр. - диада (симбиоз либо отсутствие отношений)
псих. - монада (отношение с собой, мир еще не образовался, есть только единое вещество и я в нем нахожусь. объект еще не выделен из мира)
Ощущение Я:
невр. - ответственное Я (я должен быть ответственным за собственные симптомы и за то что со мной происходит)
погр. - втянутое в сражение Я между собственными противоположностями (между сепарацией и симбиозом)
псих. - затопленное Я (в коллективном или собственном бессознательном)
Правила терапевтической работы с психотическими пациентами
если классическая терапия (с невротической личностью) - "вскрывающая" терапия, то
Терапия психотической личности - поддерживающая терапия
1. Надежность терапевта.
Нужно быть надежным. (сесть в кресло и сказать "я вас внимательно слушаю")
+ Неунижающий подход
спросить как ему удобнее, воспринимать как человека
быть как можно более реальным
если пациент спрашивает "вы сердитесь?" нужно ответить "да, я действительно сержусь" - подтверждение реальности, + "но на самом деле я сержусь на себя, т.к. не могу помочь вам так быстро как хотелось бы" = я отличен от ужасных проекций
Основная задача - находиться с пациентом в базово-доверительных отношениях, что достаточно сложно, т.к. необходимо быть сильно укорененным в реальности
у терапевта просветительская роль - обобщение знаний в психологии в целях помочь пациенту, например, объяснять, что его чувства - нормальные
часто разбираются конкретные ситуации
+ задача - нормализация - показать, что ощущения и переживания пациента - нормальные человеческие ощущения, просто пережитые слишком гипертрофированно
Основное правило - правило восходящей интерпретации
берем с самого начала глубинный материал, содержащийся в фантазиях и бреде пациента (то есть тот материал, которым заполнена сессия - инопланетяне пытаются напасть, заговор и тд) и пытаемся объяснить откуда возникла эта бредовая идея. на самом деле это обычная реакция на обычные события, просто переживаются они гипертрофированно (в автобусе отдавили ногу - может быть он хотел это сделать?)
наша задача привязать бредовую структуру к реальности
необходимо присоединяться к эмоции, которая стоит за брЕдовым образованием
именно через это мы удерживаем его в реальности
и только после присоединения к брЕдовой тревоге, можно спросить, а не было ли других интерпретаций того что человек наступил на ногу в автобусе. ТОЛЬКО после снятия напряжения через эмпатию и присоединению к чувствам