Правила терапевтической работы с психотическими пациентами




Психотическая структура

В компенсированном состоянии психотеческий тип сложно увидеть

 

Идентичность:

 

не выстроена граница между Я и миром (то есть идентичности по сути не существует, она диффузная)

иногда бывает трудно отделить что делаю Я, а что происходит в мире

Эго и Суперэго в привычном понимании отсутствуют, нет личностной границы

 

на ощущенческом уровне такой человек не совсем уверен в собственном существовании

 

отдельная проблема для него - "существую ли я", "кто я", "какого я пола", "какой я"

 

переживание галлюцинаторного опыта очень схоже с психозом, поэтому раньше для лучшего понимания пациентов давали им лсд/грибы

 

"- почему идет дождь? - потому что мне грустно"

"ветер дует потому что листья колышатся на дереве"

 

такие люди не укоренены в реальности, у них сохраняются эгосинтонные брЕдовые идеи

 

проблематика касается базовой безопасности, а значит постоянная угроза быть уничтоженным, угроза смерти и неуверенность в том что "я есть"

 

ЗАЩИТЫ:

 

диссоциация, уход в фантазию, аннигиляция (отказ от реальности)

 

почему? т.к. появляется хоть какой-то контроль собственной жизни

 

здесь травматизация и конфликт связаны с первой стадией развития

для психотического пациента не сформировано базового доверия к миру и доверия к нему быть не может

 

Вся продуктивная симптоматика на самом деле является защитой и поэтому она вполне позитивна

 

Что чувствуется в переносе и контрпереносе?

 

отношение к таким людям обычно сопереживающее и родительское. обычно пугающее своей бездонностью, т.к. чувствуется что здесь довольно трудно помочь

 

Если контакт с пациентом устанавливается, то, как правило, он благодарен за то что с ним устанавливают человеческую связь. За исключением моментов, когда входишь в брЕдовое взаимодействие.

 

Какие расстройства функционируют на психотическом уровне?

 

шизофрения, простой психоз, психотический приступ, недифференцированное психотическое расстройство, шизоаффективные расстройства, биполярное расстройство (мдп)

 

Интегрированы Тестирование реальности Защиты ЦентральнаяПроблема

Невротический + + зрелые идентичность

Пограничный +/- + первичные сепарация

Психотический - - первичные безопасность

 

Тревога:

невр. - тревога потери любви объекта, потери контроля над объектом

погр. - сепарационная тревога, которая вкл. в себя тревогу поглощения и тревогу отделения

псих. - тревога уничтожения

 

Объектные отношения:

невр. - триада (я, мама и все остальное)

погр. - диада (симбиоз либо отсутствие отношений)

псих. - монада (отношение с собой, мир еще не образовался, есть только единое вещество и я в нем нахожусь. объект еще не выделен из мира)

 

Ощущение Я:

невр. - ответственное Я (я должен быть ответственным за собственные симптомы и за то что со мной происходит)

погр. - втянутое в сражение Я между собственными противоположностями (между сепарацией и симбиозом)

псих. - затопленное Я (в коллективном или собственном бессознательном)

 

Правила терапевтической работы с психотическими пациентами

 

если классическая терапия (с невротической личностью) - "вскрывающая" терапия, то

 

Терапия психотической личности - поддерживающая терапия

 

1. Надежность терапевта.

Нужно быть надежным. (сесть в кресло и сказать "я вас внимательно слушаю")

+ Неунижающий подход

спросить как ему удобнее, воспринимать как человека

быть как можно более реальным

 

если пациент спрашивает "вы сердитесь?" нужно ответить "да, я действительно сержусь" - подтверждение реальности, + "но на самом деле я сержусь на себя, т.к. не могу помочь вам так быстро как хотелось бы" = я отличен от ужасных проекций

 

Основная задача - находиться с пациентом в базово-доверительных отношениях, что достаточно сложно, т.к. необходимо быть сильно укорененным в реальности

 

у терапевта просветительская роль - обобщение знаний в психологии в целях помочь пациенту, например, объяснять, что его чувства - нормальные

 

часто разбираются конкретные ситуации

 

+ задача - нормализация - показать, что ощущения и переживания пациента - нормальные человеческие ощущения, просто пережитые слишком гипертрофированно

 

Основное правило - правило восходящей интерпретации

берем с самого начала глубинный материал, содержащийся в фантазиях и бреде пациента (то есть тот материал, которым заполнена сессия - инопланетяне пытаются напасть, заговор и тд) и пытаемся объяснить откуда возникла эта бредовая идея. на самом деле это обычная реакция на обычные события, просто переживаются они гипертрофированно (в автобусе отдавили ногу - может быть он хотел это сделать?)

 

наша задача привязать бредовую структуру к реальности

 

необходимо присоединяться к эмоции, которая стоит за брЕдовым образованием

именно через это мы удерживаем его в реальности

и только после присоединения к брЕдовой тревоге, можно спросить, а не было ли других интерпретаций того что человек наступил на ногу в автобусе. ТОЛЬКО после снятия напряжения через эмпатию и присоединению к чувствам

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: