Групповое обсуждение вопросов




МЕСТОИМЕНИЕ

Практическое задание

 

Тема для обсуждения: Местоимение как часть речи.

Цель: Изучение лексико-грамматических разрядов местоимений, особенностей их склонения, а также выработка умений их правильного употребления в тексте.

 

Основные понятия

 

Местоимение (лат. pronomen) – слово, указывающее на лицо, предмет или признак, но не называющее их (он, этот, такой, столько). – См. Русский язык. Энциклопедия. / Под ред. Ф. П. Филина. – М., 1979. – С. 138.

Категориальное значение местоимений – указание без наименования.

Указательность как общий признак всех местоимений является их лексико-семантической, а не грамматической чертой.

Принципы классификации местоимений: грамматическая классификация (учитывает грамматический параллелизм местоимений и номинативных частей речи); функционально-семантическая классификация (учитывает особенности семантики и функции различных групп местоимений).

Грамматическая характеристика (род, лицо, число, падеж, одушевленность / неодушевленность) представлена по-разному в каждом лексико-грамматическом разряде.

Разряды по соотношению с другими частями речи: местоимения-существительные; местоимения-прилагательные; местоимения-числительные; местоимения-наречия.

Семантико-грамматические (лексико-грамматические) разряды местоимений.

Личные: я, ты, мы, вы, он (она, оно, они).

Возвратное: себя.

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой; его, её, их.

Указательные: этот, тот (эта, та, это, то, эти, те); такой, таковой, экий (экой), этакий (эдакий), сей (устар.), оный (устар.).

Вопросительные: кто, что, какой, чей, который, сколько.

Относительные: те же, что и вопросительные, но выступающие в роли союзных слов в сложноподчинённом предложении.

Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий; также местоимения, образованные от вопросительных местоимений при помощи элементов кое-, то-, -либо, -нибудь: кто-то, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь и др.

Определительные: сам, самый, всякий, любой, каждый, весь, иной.

 

Групповое обсуждение вопросов

 

· Местоимение как часть речи.

· Принципы классификации местоимений.

· Разряды местоимений по соотносительности с номинативными частями речи.

· Лексико-грамматические разряды местоимений, их особенности (семантические, функциональные, грамматические).

· Склонение местоимений.

· Переход других частей речи в местоимения.

· Особенности употребления отдельных разрядов местоимений.

 

Задание для самостоятельной работы

 

Задание 1. Изучите учебную литературу по предложенной теме и составьте тезисы ответов на каждый вопрос.

 

Задание 2. Проанализируйте данные ниже определения местоимений из разных источников, сравните их. Попробуйте дать своё определение.

Местоимение – это часть речи, слова которой указывают на все то, что имеет отношение к непосредственному акту речи. В число компонентов речевой ситуации, связанных с местоимениями, входят говорящий, слушающий (адресат высказывания), место (здесь) и время (сейчас) акта речи, а также находящиеся или отсутствующие в речевом пространстве предмета, выделяемые по отношению к компонентам речевого акта (Сравнение: там лежит книга. он еще не пришел и т.п.). (Современный русский язык / Под ред. Л. А. Новикова. – С.-Петербург, 2001. – С. 440).

Местоимением называется именная часть речи, объединяющая слова, которые лишь указывают на предмет, признак предмета или их количество, не называя конкретно ни того, ни другого, ни третьего и не определяя их содержания (Современный русский язык. Дудников А. В. – М., 1990. – С. 148).

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки предметов, на количество предметов, на признаки признаков и действий, но не называет их (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 140).

Термин «местоимение » (местоименные слова) традиционно употребляется … к широкому кругу слов, объединенных общей указательной функцией или ее разновидностью – функцией заместительной (Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М., 1990. – С. 202).

 

Задание 3. Проанализируйте данное положение, подкрепив свои объяснения примерами.

«… Местоимения считаются «спорной» частью речи, т.к. они не обладают единым категориальным значением и собственными грамматическими категориями, повторяя грамматические формы существительных, прилагательных, числительных и наречий». (Современный русский язык / Под ред. Л. А. Новикова. – М., 2001. – С. 441).

 

Задание 4. Объясните следующее положение: «при характеристике местоимений следует исходить из того, что это синкретичная по своей природе часть речи» (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 141).

 

Задание 5. Прочитайте данные ниже предложения. Почему выделенные слова выступают как местоимения? Какую функцию они выполняют?

1. Отдельные люди не уживаются с теми явлениями, к которым без

малейшего труда привыкла масса (Н. Добр.).

2. В настоящей статье будут рассмотрены структурные особенности

собственно немецких и иноязычных основ (Р. Мур.).

 

Задание 6. Проанализируйте следующее утверждение. «Необходимо отграничивать местоимения от других частей речи, являющихся функциональными омонимами местоимений (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 141)».

Приведите примеры.

 

Задание 7. Обратите внимание на употребление местоимений это, то, все, всё в следующих предложениях:

1) Это весна. Всё прошло. Все вышли. Все всё знают.

2) Это задание оказалось трудным. Все задания трудные. Все участники митинга разошлись. Все выполнили всё задание.

На что указывают эти местоимения? Каково их грамматическое отличие?

 

Задание 8. Личные местоимения в тексте могут приобретать дополнительные значения – обобщенности, речевого этикета (Вы вежливости, ты фамильярности, мы авторское и др.).

Приведите примеры из материалов СМИ.

 

Задание 9. Прочитайте следующее утверждение. Объясните ошибки в данных ниже предложениях.

«Указательная и заместительная функция местоимений успешно осуществляется в речи лишь в тех случаях, когда говорящий или пишущий не забывает об отвлеченности семантики этих слов и возможности соотнесения их с разными словами в предшествующем тексте. В противном случае возникает неясность или двусмысленность высказывания». (Демиденко Л. П. Речевые ошибки. Мн., 1986. – С. 243).

1. Возвратившись из экспедиции, капитан привез с собой медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях.

2. Почтовое отделение находится возле студенческого общежития. Оно недавно открылось.

3. Коль большинство пришло к определенному мнению, оно становится законом для каждого. (Газ.).

4. Пройденные здесь глубокие скважины подтвердили правильность геофизических данных – они прошли мощную толщу каменной соли. (Лук.).

 

Задание 10. Прочитайте следующее утверждение. Устраните двусмысленность в данных ниже предложениях.

«Притяжательное местоимения указывает на принадлежность предмета субъекту действия или состояния. Следует обратить внимание на двузначность предложений с местоимением свой, если в них обозначено несколько лиц или действий». Например: Профессор попросил ассистента прочитать свой доклад (доклад профессора или ассистента?). Нужно: а) Профессор попросил, чтобы ассистент прочитал его доклад (доклад профессора). б) Профессор попросил, чтобы ассистент прочитал свой доклад (доклад ассистента).

1. Думал ли Шукшин, что после своей неоконченной песни миллионы читателей докопаются до сокровенных глубин его поэтической прозы.

2. Работа над романом вызывает в памяти Достоевского эпизоды недавнего прошлого, свою любовь к Аполлинарии Сусловой.

 

Задание 11. Прочитайте утверждение «Семантическое различие между кто и что осуществляется по двум признакам:

1) специфического указания на одушевленность/неодушевленность предметов;

2) указания на предметы и непредметы (признаки, действия, состояния, ситуации, события и т. д.)».

Ответьте на вопрос: У какого из вопросительных местоимений – кто или что семантическая зона шире?

 

Задание 12. Обратите внимание на употребление местоимения женского рода самоё и саму в форме винительного падежа. Тенденция к унификации падежных окончаний способствует закреплению в винительном падеже формы саму. Словарь «Грамматическая правильность русской речи». (М., 1976. – С. 249) называет форму саму преобладающей, наряду с традиционной книжной формой самоё. Например:

1) «Самое норму следует, видимо, рассматривать не как нечто изолированное, а как систему норм…».

2) Этими же словами можно смело определить и саму атмосферу, в которой оказались прибывшие на чемпионат футболисты.

 

Задание 13. Обратите внимание на склонение неопределенного местоимения некий.

Ед. число некий некоего некоему некоим (или неким) (о) некоем (ж. р. -- некоей) Множ. число некие некоих некоим некоими (о) некоих

 

Как отмечает словарь «Грамматическая правильность русской речи» (С. 250), в устной речи употребляются и стяженные формы: статья некого Кострикова. В настоящее время стяженные формы предпочтительнее в следующих случаях:

в творительном падеже ед. числа мужского рода (с неким товарищем);

в женском роде (у некой гражданки);

во множ. числе (семья неких Ковалевых).

 

Задание 14. Обратите внимание на варианты формы возвратного местоимения себя и личных местоимений в творительном падеже ед. числа: собойсобою, мноймною и т. д.

Формы мною, ею, собою и т.п. предпочитаются в страдательных конструкциях (выполнено мною, ею). В устной речи широко распространены варианты мной, тобой, собой, ей.

 

Задание 15. Составьте тезисы ответов на следующие вопросы, используя учебное пособие Рахмановой Л. И., Суздальцевой В. Н.

· Особенности употребления личных местоимений (С. 377 -- 383).

· Употребление притяжательных местоимений (С. 384 -- 385).

· Употребление указательных местоимений (С. 385 -- 388).

· Употребление неопределенных местоимений (С. 389 -- 392).

Проиллюстрируйте ответы примерами из материалов СМИ.

 

Письменное задание

 

Упражнение 1. Найдите в отрывке из повести С. Довлатова «Заповедник» местоимения. Определите их лексико-грамматические разряды. Укажите, с какими частями речи они соотносятся.

«Жизнь расстилалась вокруг необозримым минным полем. Я находился в центре. Следовало разбить это поле на участки и браться за дело. Разорвать цепь драматических обстоятельств. Проанализировать ощущение краха. Изучить каждый фактор в отдельности.

Человек двадцать лет пишет рассказы. Убежден, что с некоторыми основаниями взялся за перо. Люди, которым он доверяет, готовы это засвидетельствовать.

Тебя не публикуют, не издают. Не принимают в свою компанию. В свою бандитскую шайку. Но разве об этом ты мечтал, бормоча первые строчки?

Ты добиваешься справедливости? Успокойся, этот фрукт здесь не растет. Несколько сияющих истин должны были изменить мир к лучшему, а что произошло в действительности?..

У тебя есть десяток читателей. Дай Бог, чтобы их стало еще меньше…

Тебе не платят – вот что скверно. Деньги – это свобода, пространство, капризы… Имея деньги, так легко переносить нищету…

Учись зарабатывать их, не лицемеря. Иди работать грузчиком, пиши ночами. Мандельштам говорил, люди сохранят все, что им нужно. Вот и пиши…

У тебя есть к этому способности – могло и не быть. Пиши, создай шедевр. Вызови душевное потрясение у читателя. У одного единственного живого человека… Задача на всю жизнь.

А если не получится? Что ж, ты сам говорил, в моральном отношении неудавшаяся попытка еще благороднее. Хотя бы потому, что не вознаграждается…

Пиши, раз уж взялся, тащи этот груз. Чем он весомее, тем легче…

Тебя угнетают долги? У кого их не было?! Не огорчайся. Ведь это единственное, что по-настоящему связывает тебя с людьми…»

 

Упражнение 2: Прочитайте отрывок из очерка В. Пескова «Пыльные километры». Из заключенных в скобки неопределенных местоимений выберите подходящее. Объясните свой выбор.

«В национальных парках Восточной Африки дороги только проселочные, без (какого-нибудь, какого-то, какого-либо) покрытия. Ездят по ним только в сухой сезон… Никто не хочет попасть в пыльный хвост впереди идущей машины, и потому кавалькада растягивается на километры. Но если (кто-либо, кто-нибудь, кто-то) (что-то, что-нибудь, что-либо) увидел, все устремляются к этой точке. Объект интереса – животные.

В каждой машине с поднятой крышей – несколько человек: (кто-либо, кто-то, кто-нибудь) с фотокамерой, (кто-либо, кто-нибудь, кто-то) с дорогими аппаратами с «дальнобойными» объективами. Машину все животные принимают за (что-то, что-либо, нечто, что-нибудь) для них неопасные. Но стоит человеку выйти, все непременно обращаются в бегство или могут проявить агрессивность.

…Случается (что-либо, нечто, что-нибудь, что-то) серьезное на дорогах? Случается, но в тысячу раз реже, чем на скоростных асфальтовых трассах.»

 

Упражнение 3. Поставьте в нужной падежной форме заключенные в скобки местоимения.

1. Но твое дело – слово. А всякое Дело с заглавной буквы тебе ненавистно. Вокруг (оно) – зона мертвого пространства (С. Довл.). 2. Что касается соотечественников, то их необходимо дифференцировать. Работягам излагать коротко и просто. К служащим быть повнимательнее. Среди (они) попадаются весьма эрудированные… (С. Довл.). 3. Туристы приехали отдыхать… К поэзии эти люди в общем-то равнодушны. Пушкин для (они) – это символ культуры. Им важно ощущение – я здесь был. Необходимо поставить галочку в сознании. Расписаться в книге духовности… (С. Довл.). 4. Журналистика – это стиль, идеи, проблемы… А репортер передает факты. Главное для репортера – не солгать. В этом состоит пафос его работы. Максимум стиля для репортера – немота. В (она) минимальное количество лжи… (С. Довл.). 5. Вечером поехал к Соне. Выпил для храбрости. Потом добавил. В семь звонил у (она) дверей (С. Довл.). 6. Таня была загадочной женщиной. Я так мало знал о (она), что постоянно удивлялся (С. Довл.). 7. Теперь я обращался к (она). Рассказывал (она) о маленьком гениальном человеке, в котором так легко уживались Бог и дьявол (С. Довл.).

 

Упражнение 4. Найдите в отрывках из повести С. Довлатова «Заповедник» притяжательные местоимения. Какие из них можно заменить синонимичными притяжательными местоимениями (без изменения смысла)?

1. Татьяна взошла над моей жизнью, как утренняя заря. Чрезмерным в ней было только равнодушие. Ее безграничным равнодушием она напоминала явление живой природы. 2. Живописец Лобанов праздновал именины своего хомяка. 3. Я думал, что в этих занятиях растворятся мои невзгоды. 4. Затем я обратился к туристам:

-- Доброе утро! Администрация, хранители и служащие заповедника приветствуют наших гостей. Сопровождать вас доверили мне. Меня зовут… Нам предстоит…

5. Пока мы осматривали Тригорское, наши шоферы успели выкупаться. Волосы у них были мокрые. 6. На лице Михал Иваныча выразилось сильнейшее замешательство. Впоследствии я убедился, что это его обычная реакция на любое, самое безобидное заявление. 7. Рассказывать Митрофанов умел. Его экскурсии были насыщены внезапными параллелями, ослепительными гипотезами, редкими архивными справками и цитатами на шести языках. 8. Мои экскурсии чем-то выделялись. Например, «свободной манерой изложения», как указывала хранительница Тригорского. Тут сказывалась, конечно, изрядная доля моего актерства. …Я искусственно заикался, как он подыскивал формулировки, оговаривался, жестикулировал, украшая свои тщательно разработанные экспромты, афоризмы. … Я механически исполнял свою роль, получая за это неплохое вознаграждение. 9. Его (Пушкина – Р. А.) литература выше нравственности. Она побеждает нравственность и даже заменяет ее. Его литература сродни молитве, природе.10. Я вообще не любил говорить о своих литературных делах. В этом смысле я, что называется, хранил целомудрие. Чуть принижая свою работу, я достигал обратной цели.

 

Упражнение 5. Укажите, в каких предложениях определительные местоимения какой, любой, всякий выступают как синонимы, в каких взаимозамена невозможна. Почему?

1. При любой власти пост № 1 – у плиты (К. п. Заголовок). 2. «Сафари» на языке суахили – охотничье путешествие. Сегодня охота в Африке дело редкое, дорогое и непочтенное. Словом, «сафари» стали называть любое путешествие в этих местах (В. Песк.). 3. … Ты завидуешь любому, кто называет себя писателем. Кто может, вытащив удостоверение, документально это засвидетельствовать? (С. Довл.) 4. Сосны, например, имеют «соседями» определенные лишайники, грибы, кусты и т.д. Это помнит каждый грибник (В. Сол.). 5. Пушкин был их коллективной собственностью, их обожаемым возлюбленным, их нежно лелеемым детищем. Всякое посягательство на эту личную святыню их раздражало (С. Довл.). 6. Мои туристы бегом спустились под гору. Каждый торопился сесть в автобус первым, хотя мест было достаточно, они заранее распределены (С. Довл.). 7. Каждый прожитый день --- ступенька в будущее (С. Довл.). 8. Всю жизнь я ненавидел активные действия любого рода. Я жил как бы в страдательном залоге. Пассивно следовал за обстоятельствами. Это помогало мне для всего находить оправдания (С. Довл.). 9. Любой решительный шаг налагает ответственность. Так пускай отвечают другие. Бездеятельность – единственное нравственное состояние… В идеале я хотел бы стать рыболовом. Просидеть всю жизнь на берегу реки. И желательно без всяких трофеев (С. Довл.).

 

Упражнение 6*. Повторите правила правописания личных, неопределенных, отрицательных местоимений, используя один из справочников по орфографии. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните правописание местоимений.

1. (Н…)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Булг.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н…)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг.). 3. Но (н…)какого Коровьева так и не нашли, и (н…)какого Коровьева (н…)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен…ясно, что Никанор Иванович (н…)(к)каким разговорам не пригоден (Булг.). 5. Больше (н…)что не тревожило друзей (Биан.). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н…)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 7. Настоящую нежность не спутаешь (н…)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н…)чего (Посл.). 9. (Н…)(с)кем мне поговорить и (н…)кого послушать (Ч.). 10. Но (н…)кому мне шляпой поклониться, (н…)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н…)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12. Ей казалось, что (н…)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст.). 13. Скован…ый (н…) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н…)кто пререкался с хозяином, (н…)что явилось причиной спора. 14. (Н…)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н…)каких особен…ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хорург и (н…)кто другой. 17. Этот цветок (н…)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н…)чем иным.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. В. Современный русский язык. – М., 1991. – С. 271-276.

2. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. – М., 1998. – С. 373-391.

3. Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М., 1996.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Грамматическая правильность русской речи. Словарь-справочник. – М., 1976.

 

2. Демеденкоя Л. П. Речевые ошибки. – Мн., 1986.

 

 


* Упр. из уч. пособия Н. С. Валгиной, В. Н. Светлышевой «Русский язык. Орфография и пунктуация». – М., 2000 г. – С. 106.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: