Сдать представление, аргумент (МЧС), упр.
Опрос по самостоятельной работе (числительное презентация)
Эпиграф к уроку
По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово. ( А. Реформатский
Тема: Местоимение как часть речи
Местоимение. Что обозначает? |
Постоянные признаки |
Непостоянные признаки |
Синтаксическая роль в предложении |
Морфологический разбор глагола |
Правописание местоимений |
Повторение и обобщение изученного материала
Записываем таблицу
Местоимение | Часть речи, которая не называет предмет, признак, количество, а только указывает на него. |
Постоянные признаки | |
Разряд по значению. Выделяют 9 разрядов местоимений | -личные (я, ты, он, она, оно, мы,вы, они) -возвратное –себя; -притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, ее, его, их; -указательные: то, это, этот, такой, таков, сей; этакий -определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной; -вопросительные: кто? Что? Какой? Который? Сколько? Чей? -Относительные: кто? Что? Какой? Который? Сколько? Чей? -неопределенные некто, нечто, некоторый, несколько, некий, кто-то, кто-либо, что-нибудь, -отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, никого, ничего, нисколько. |
Особенности склонения | |
Непостоянные признаки | 1.личные местоимения изменяются по числам и падежам, 2.Возвратное себя- по падежам только, 3.притяжательные –по родам, числам и падежам, 4.вопросительные толь кто, что, сколько изменяются по падежам, Какой, чей, который –по родам и падежам Где, Куда, откуда, когда, как… не изменяются. 5.относительные как и вопрсительные, 6.неопределенные местоимениякаки вопрсительные, 7.Отрицательные как и вопрсительные, 8.определительные по родам, числам и падежам, 9. указательные по родам, числам и падежам не все. |
падеж | |
Число(если есть) | |
Род (если есть) | |
Синтаксическая роль в предложении | любым |
Морфологический разбор местоимения | Порядок разбора: -часть речи, Начальная форма (и.п. ед.ч.), Постоянные признаки: -разряд по значению, -особенности склонения. Непостоянные признаки: -падеж, Число (если есть(, Род (если есть) Синтаксическая роль в предложении (презентация) |
Правописание местоимений | |
Закрепление
Впишите следующие местоимения в соответствующую графу таблицы «Разряды местоимений».
Вы, я, они, себя, столько, что-то, некто, ничей, каждый, другой, всякий, наш, этот, такой, сколько, никто, что –либо.
Название разрядов местоимений | Примеры местоимений |
Личные | |
Возвратное | |
Вопросительные/Относительные | |
Указательные | |
Неопределенные | |
Отрицательные | |
Притяжательные | |
Определительные |
Прочитайте пословицы. Найдите и подчеркните в данных пословицах местоимения, определите их разряд и синтаксическую роль в предложении.
- Сам не научишься, никто не научит.
- Тот не ошибается, кто ничего не делает.
- Сын у меня мой, а ум у него свой.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Храни себя от бед, пока их нет.
- Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
- От иной похвалы хоть в землю уйти.
- Моя хата с краю, ничего не знаю.
- Всякому овощу свое время.
- Не тот живет больше, чей век дольше.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
. В этих пословицах не встретилось ни одного неопределенного местоимения.
Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами, в состав которых входят местоимения.
Потерять самообладание; нечто неопределенное; смотреть внимательно; искусный мастер; очень сильно спешить; скучать от безделья; чувствовать себя неловко; беспрестанно оглядываться.
Используй
Не в своей тарелке; во все глаза; выйти из себя; нестись на всех парусах; от нечего делать; ни то ни се; на каждом шагу; на все руки мастер.
Предлагается, исследовав отрывок из поэтических текстов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, выписать оттуда все личные местоимения и определить грамматические признаки каждого из них.
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
А. Фет
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Шел теплый дождь – его струи
По листьям весело стучали.
Ф. Тютчев
Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Запишите предложения в исправленном виде.
1. У их отличная квартира в новом доме
2. Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы..
3. Я скучаю по Вам.
4. Мы ничего не знали о этой истории.
5. Ихний ребенок плохо воспитан.
6. Во сколько метров от школы находится стадион?
7. Мы решили зайти к ему в гости.
8. Своя будущая профессия мне очень нравится.
9. Вокруг них разгорелся спор.
Проверь:
1.У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).
2.Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы).
3.Я скучаю по Вам. (Нужно: по Вас).
4.Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).
5.Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).
6.Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).
7.Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).
8.Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).
9.Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).
Запомните:
- После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить и др.), личные местоимения 1-ого и 2-ого лица с предлогом «по» употребляются в предложном падеже: тоскуют по Вас; скучают по нас.
- Притяжательного местоимения ихний в литературном языке нет!
Вспомните о правописании отрицательных и неопределенных местоимений. Прочитайте предложения. Запишите их в правильном порядке. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Ученые многих стран возвращались из Арктики, н…чем не об…гатив науку.
В течени… столетий н…кто (не) бывал на Северном полюсе и н…кем он (не) был изучен.
Основательное изучение Северного полюса было начато русскими людьми в 30-ые годы прошлого века.
В начале двадцатого века кое(кто) из полярных путешественников сумел добрат…ся до полюса, но н…кому (не)удалось продержаться там более н…скольких суток.
Запомните: в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка –не– является ударной, а –ни – безударной. –Не и -ни с местоимениями пишутся слитно. Условием для раздельного написания является наличие предлога. Например: никто, никакой, ничей, нечего и с предлогом: ни у кого, ни у какого, ни с чьим, не с кем и т.д.
Неопределенные местоимения с –то, -либо, –нибудь, кое- пишутся через дефис: кое-что, кое-кому, что-то, чем-то, сколько-то, кого-нибудь, с кем-либо, чему-либо и т.д. Если после приставки кое- следует предлог, то она переходит в разряд частиц и пишется с неопределенными местоимениями раздельно: кое у кого; кое с кем.
Запомните: В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как местоимения с частицей не пишутся раздельно. Это был не кто иной, как мой друг. Если нет «как», то пишем никто иной, ничто иное. Ничто иное не могло ее огорчить.