Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Запишите предложения в исправленном виде.




Сдать представление, аргумент (МЧС), упр.

Опрос по самостоятельной работе (числительное презентация)

Эпиграф к уроку

По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово. ( А. Реформатский

Тема: Местоимение как часть речи

Местоимение. Что обозначает?
Постоянные признаки
Непостоянные признаки
Синтаксическая роль в предложении
Морфологический разбор глагола
Правописание местоимений

Повторение и обобщение изученного материала

Записываем таблицу

Местоимение Часть речи, которая не называет предмет, признак, количество, а только указывает на него.
Постоянные признаки  
Разряд по значению. Выделяют 9 разрядов местоимений -личные (я, ты, он, она, оно, мы,вы, они) -возвратное –себя; -притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, ее, его, их; -указательные: то, это, этот, такой, таков, сей; этакий -определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной; -вопросительные: кто? Что? Какой? Который? Сколько? Чей? -Относительные: кто? Что? Какой? Который? Сколько? Чей? -неопределенные некто, нечто, некоторый, несколько, некий, кто-то, кто-либо, что-нибудь, -отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, никого, ничего, нисколько.
Особенности склонения  
Непостоянные признаки 1.личные местоимения изменяются по числам и падежам, 2.Возвратное себя- по падежам только, 3.притяжательные –по родам, числам и падежам, 4.вопросительные толь кто, что, сколько изменяются по падежам, Какой, чей, который –по родам и падежам Где, Куда, откуда, когда, как… не изменяются. 5.относительные как и вопрсительные, 6.неопределенные местоимениякаки вопрсительные, 7.Отрицательные как и вопрсительные, 8.определительные по родам, числам и падежам, 9. указательные по родам, числам и падежам не все.
падеж
Число(если есть)
Род (если есть)
Синтаксическая роль в предложении любым
Морфологический разбор местоимения Порядок разбора: -часть речи, Начальная форма (и.п. ед.ч.), Постоянные признаки: -разряд по значению, -особенности склонения. Непостоянные признаки: -падеж, Число (если есть(, Род (если есть) Синтаксическая роль в предложении (презентация)
Правописание местоимений  
   

Закрепление

Впишите следующие местоимения в соответствующую графу таблицы «Разряды местоимений».

Вы, я, они, себя, столько, что-то, некто, ничей, каждый, другой, всякий, наш, этот, такой, сколько, никто, что –либо.

Название разрядов местоимений Примеры местоимений
Личные  
Возвратное  
Вопросительные/Относительные  
Указательные  
Неопределенные  
Отрицательные  
Притяжательные  
Определительные  

Прочитайте пословицы. Найдите и подчеркните в данных пословицах местоимения, определите их разряд и синтаксическую роль в предложении.

  1. Сам не научишься, никто не научит.
  2. Тот не ошибается, кто ничего не делает.
  3. Сын у меня мой, а ум у него свой.
  4. Худо тому, кто добра не делает никому.
  5. Храни себя от бед, пока их нет.
  6. Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
  7. От иной похвалы хоть в землю уйти.
  8. Моя хата с краю, ничего не знаю.
  9. Всякому овощу свое время.
  10. Не тот живет больше, чей век дольше.
  11. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

. В этих пословицах не встретилось ни одного неопределенного местоимения.

Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами, в состав которых входят местоимения.

Потерять самообладание; нечто неопределенное; смотреть внимательно; искусный мастер; очень сильно спешить; скучать от безделья; чувствовать себя неловко; беспрестанно оглядываться.

Используй

Не в своей тарелке; во все глаза; выйти из себя; нестись на всех парусах; от нечего делать; ни то ни се; на каждом шагу; на все руки мастер.

Предлагается, исследовав отрывок из поэтических текстов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, выписать оттуда все личные местоимения и определить грамматические признаки каждого из них.

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
А. Фет

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Шел теплый дождь – его струи
По листьям весело стучали.
Ф. Тютчев

 

Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Запишите предложения в исправленном виде.

1. У их отличная квартира в новом доме

2. Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы..

3. Я скучаю по Вам.

4. Мы ничего не знали о этой истории.

5. Ихний ребенок плохо воспитан.

6. Во сколько метров от школы находится стадион?

7. Мы решили зайти к ему в гости.

8. Своя будущая профессия мне очень нравится.

9. Вокруг них разгорелся спор.

Проверь:

1.У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).

2.Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы).

3.Я скучаю по Вам. (Нужно: по Вас).

4.Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).

5.Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).

6.Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).

7.Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).

8.Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).

9.Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).

Запомните:

  1. После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить и др.), личные местоимения 1-ого и 2-ого лица с предлогом «по» употребляются в предложном падеже: тоскуют по Вас; скучают по нас.
  2. Притяжательного местоимения ихний в литературном языке нет!

Вспомните о правописании отрицательных и неопределенных местоимений. Прочитайте предложения. Запишите их в правильном порядке. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ученые многих стран возвращались из Арктики, н…чем не об…гатив науку.

В течени… столетий н…кто (не) бывал на Северном полюсе и н…кем он (не) был изучен.

Основательное изучение Северного полюса было начато русскими людьми в 30-ые годы прошлого века.

В начале двадцатого века кое(кто) из полярных путешественников сумел добрат…ся до полюса, но н…кому (не)удалось продержаться там более н…скольких суток.

 

Запомните: в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка –не– является ударной, а –ни – безударной. –Не и -ни с местоимениями пишутся слитно. Условием для раздельного написания является наличие предлога. Например: никто, никакой, ничей, нечего и с предлогом: ни у кого, ни у какого, ни с чьим, не с кем и т.д.

Неопределенные местоимения с –то, -либо, –нибудь, кое- пишутся через дефис: кое-что, кое-кому, что-то, чем-то, сколько-то, кого-нибудь, с кем-либо, чему-либо и т.д. Если после приставки кое- следует предлог, то она переходит в разряд частиц и пишется с неопределенными местоимениями раздельно: кое у кого; кое с кем.

Запомните: В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как местоимения с частицей не пишутся раздельно. Это был не кто иной, как мой друг. Если нет «как», то пишем никто иной, ничто иное. Ничто иное не могло ее огорчить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: