Банк листов самооценки
Прием №1. «СВЕТОФОР»
Для того чтобы оценить устную работу или оценить свою работу сразу после её выполнения и показать свой результат учителю, можно использовать прием «Светофор», который часто используется в 1 классе.
ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой.
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - Есть неточности, но я справлюсь.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ – допущены ошибки и есть трудности.
Добавление знака «?»
В случае, если ребенку не понятно задание или есть вопрос, он может поднять карточку с этим знаком, и учитель подойдет к ребенку с таким знаком и объяснит еще раз, поможет индивидуально, тем самым ребенок не мешает выкриками другим.
Прием №2. Карты самооценки
Каждый этап и вид деятельности ребёнка на уроке оценивается им самим, в конце урока он сам подсчитывает баллы, и ученик видит, на какую отметку он наработал, как постарался. Учащиеся перестают задавать вопрос: а почему мне 3, а не 4.
Примеры карт самооценок:
Разные виды карт самооценок:
1. В данной карте обозначены номера заданий, и ученик отмечает правильность выполненного задания или затруднения. Подходит для учащихся 1-2 класса.
2. В данной карте этапы урока прописаны, учащиеся получают возможность выставить баллы от 1 до 3.
3. Задания прописываются самостоятельно учеником, под руководством учителя для более старших классов, начиная с 3 класса.
4. Задания и выбор количества баллов тоже прописаны. Этот лист самооценки является планом работы для ученика на уроке: он видит, какой объем работы необходимо выполнить за урок, рассчитывает время, силы и свои возможности. Это облегчает работу с одарёнными детьми во время закрепления и обобщения материала. Они могут самостоятельно работать на уроке, «схватывая на лету» весь материал.
Прием №3. «Шкала результатов»
Учащимся предлагается обозначить на линейке тот балл, на котором находятся их знания по конкретной теме. 10 – самый высший балл, 0 –уровень знаний на самом низшем уровне.
Прием №4. Лесенка
У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять ребята, у которых всё получилось и считают, что цели урока они достигли, тут (показать вторую) –, здесь те, у кого были недочеты, но всё понятно (показать третью) – здесь, у кого были ошибки и остались вопросы, тут (показать четвертую) – те, кому было тяжело и не понятно. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему».
Приём №5. «График»
Прием №6. Волшебная линеечка – Т. Дембо, С. Рубинштейн
«Волшебная линеечка» - это отрезок, разделенный на высокий, средний или нижний уровни, который может быть расположен горизонтально или вертикально. Крайняя правая или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу.
Сначала ученик оценивает свою работу или каждый этап, а затем учитель ставит свой крестик на каждой линеечке, другим цветов. Тем самым можно отследить уровень самооценки ученика и ее адекватность.
Тема урока: сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» Карта урока ученика(цы) _________________________________________________ 1. Прохождение викторины | |||||||||
Критерии | баллы | мои баллы | ПРИМЕЧАНИЯ | ||||||
Я ответил на все вопросы правильно | |||||||||
Я допустил 1-2 ошибки или не ответил на 1-2 вопроса | |||||||||
Я не ответил на 3 и более вопросов Или допустил 3 и более ошибок | |||||||||
2. Составление характеристики главного героя | |||||||||
Критерии | баллы | мои баллы | ПРИМЕЧАНИЯ | ||||||
Я правильно выбрал все прилагательные или сделал 1 ошибку | |||||||||
Я допустил 2-4 ошибки | |||||||||
У меня больше 5 и более ошибок | |||||||||
3. Незаконченное предложение (1 балл) «С помощью этой сказки Г.Х. Андерсен хотел нам сказать, что _________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 4. Анализ поступков героев (1-3) | |||||||||
Критерии | баллы | мои баллы | ПРИМЕЧАНИЯ | ||||||
Я назвал героя и его поступок | |||||||||
Я назвал героя и его поступок, объяснил | |||||||||
Я назвал героя и его поступок, объяснил, нашел и прочитал в учебнике | |||||||||
5. Призовой фонд учителя
|
Развитая, зрелая самооценка часто строится по исследовательскому типу: «Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, проверить все возможные ходы». Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности, творческому подходу, повышению качества знаний.