ПРАКТИКУМ
Цель работы: приобретение обучающимися приемов и техник поиска и интерпретации смыслов в текстах различного формата
В результате выполнения самостоятельной работы обучающийся должен
– ориентироваться в содержании текста и понимать его основной смысл:
– определять главную тему, общую цель или назначение текста;
– выбирать из текста или создавать самостоятельно заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
– формулировать тезис, выражающий основной смысл текста;
– находить в тексте требуемую информацию;
– давать оценку роли средств выразительности (цвет, звуковое оформление, язык и т.д.)
– решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
– формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования собственной позиции;
– писать индивидуальное эссе на заданную тему, связанную с тематикой/проблематикой текста;
должен знать:
– техники и приемы поиска информации в текстах – изображениях, вербальных текстах и медиатекстах;
– способы интерпретации текстов разного формата;
– способы выражения и фиксации личного отношения к тесту
Пояснения:
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде рисунков, карт, таблиц. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому следует обучиться работе с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими.
|
Формирование навыков смыслового чтения осуществляется с учетом овладения обучающимися различными способами чтения, такими как:
• Аналитический или структурный (от целого к частному). Цель аналитического чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для того, чтобы проанализировать текст, читателю нужно определить предмет, основной смысл текста, его структурные части, какие основные проблемы автор стремится решить.
• Синтетический или интерпретационный (от частного к целому). Цель синтетического чтения – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом решил их. Для этого необходимо: обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте, самые важные предложения, самые важные абзацы, определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.
• Критический или оценочный. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют обучающиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно- познавательной задачей. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение умений:
|
• ознакомления с предложенным текстом – факты, мнения, суждения, оценки;
• определения ключевых тезисов текста – основная идея, тема и ее составляющие;
• объяснения авторского замысла текста;
• определения собственной позиции относительно ключевого тезиса текста – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
Задание самостоятельной работы:
Рассмотрите предложенные тексты и выполните задания к ним. Выберите самые эффективные способы понимания текстов разных форматов, обоснуйте Ваш выбор (Приложение 1)
Алгоритм выполнения:
1. Познакомьтесь с предложенными текстами (изображениями, вербальными текстами, видео).
2. Дайте названия представленным текстам (изображениям, вербальным текстам, видео).
3. Выделите ключевые характеристики предложенных текстов.
4. Составьте по три вопроса к каждому тексту.
5. Охарактеризуйте средства выразительности, использованные авторами текстов и роль названных средств в понимании текстов и их смыслов.
6. Обобщите и назовите основные способы поиска и фиксации смыслов текста.
7. Выберите один из предложенных видеосюжетов (Приложение 1) выполните задания к нему:
¾ дайте название к эссе по предложенному тексту
¾ составьте 5 вопросов к тексту
¾ напишите эссе, ориентируясь на критерии его оценивания.
Требования к оформлению отчетов о выполнении работы:
Задание оформляется
¾ на белом листе бумаги формата А4 в печатном виде,
¾ с указанием фамилии и имени автора на обратной стороне документа
|
в виде эссе объёмом не менее 180 слов, где необходимо проанализировать выбранный текст с опорой на следующие вопросы:
¾ Кто действиующие лица и главный герой? Как Вы это поределили?
¾ Какие действия совершает (-ют) герой (-и)?
¾ В чем, по Вашему мнению, заключается основная мысль текста? Как ее сформулировал автор?
¾ Какими средствами выразительности усиливается ключевая мысль текста? Каким образом?
¾ Как Вы относитесь к авторскому замыслу? возможны ли иные контексты понимания этого текста? Какие? Почему?
¾ Чем для Вас стал предложенный текст? Почему? Какие смыслы Вы в нем обнаружили?
Оборудование, приборы, материалы:
листы бумаги формата А4, персональный компьютер, принтер
Критерии оценки
№ | Критерии оценки | Баллы |
Эссе обладает | ||
1. | ¾ соответствующим заголовком, несовпадающим с авторским | 0-2 |
2. | ¾ краткой характеристикой персонажей и их действий | 0-4 |
3. | ¾ выделенной и сформулированной ключевой мыслью автора | 0-2 |
4. | ¾ характеристикой использованных автором средств выразительности (цвет, звук, языковые средства) | 0-6 |
5. | ¾ четко сформулированной и обоснованной позицией автора эссе к предложенному тексту (его проблематике, действующим лицами и их поведению и т.д.) | 0-6 |
¾ возможными перспективами использования предложенного текста или выводов, сделанных по итогам работы с ним | 0-2 | |
6. | ¾ соответствующим объемом (не менее 180 слов) | 0-2 |
ИТОГО | ||
«отлично» - 20-22 «хорошо» - 16-19 «удовлетворительно» - 12-15 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тексты