Начало войны. Брестская крепость




Открытый бинарный урок по истории и литературе по теме: «Великая Отечественная война. Живая память»

Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим... Это нужно - не мертвым! Это надо - живым!

Р. Рождественский

Цели урока

обучающие: повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о Великой Отечественной войне; познакомить их с произведениями разных жанров на тему ВОВ и отметить роль литературы в то время; развивающие: развивать интерес к историческим фактам и событиям ВОВ, к творческому наследию на тему ВОВ; развивать устную и письменную речь; активизировать творческие способности и познавательную деятельность обучающихся; воспитывающие: формировать у обучающихся чувства уважения к Родине и участникам ВОВ, гордости за свое историческое прошлое; показать нравственную стойкость, мужество, ответственность человека перед обществом; способствовать воспитанию у обучающихся благодарной памяти о людях, победивших фашизм.

План урока

Организационный момент (2 мин)

Мотивация урока (5 мин)

Вступительное слово преподавателей истории и литературы (10 мин)

Страницы истории ВОВ и их отражение в литературе (50 мин)

Рефлексия (20 мин)

Домашнее задание. Оценки (3 мин)

Методы урока продуктивные: эвристическая беседа, решение проблемных вопросов, рефлексия (мини-сочинение)

Интерактивные методы: информационно-коммуникативные технологии (слайд-программа)

Вид урока: бинарный урок истории и литературы (интегрированный).

Тип урока: комбинированный (получение новой информации, закрепление и обобщение ранее изученного)

Ход урока:

1. Оргмомент (приветствие, перекличка, рекомендации по ведению конспекта)

 

Мотивация

Преподаватель ИСТОРИИ

Сегодняшний урок мы начнем с известной фразы: “Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее” (В. Г. Белинский).

Проблемный вопрос: как вы понимаете эти слова? Почему мы не должны забывать прошлое?

Преподаватель ЛИТЕРАТУРЫ

(Слайд 1) Наш урок посвящен ВОВ и называется «Живая память» (запись в тетради).

Проблемный вопрос: объясните смысл этого выражения.

Прочтем эпиграф.

Проблемный вопрос: почему «это нужно живым»?

 

3. Вступительное слово Преподавателя ИСТОРИИ

Есть события, которые не стираются из памяти людей, несмотря на временной разрыв. Память об этих событиях неподвластна времени, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века: это не просто свойство человеческого сознания - сохранять следы минувшего, память – это связующее звено между прошлым и будущим.

Наш долг – сохранение памяти. Эта память живет в наших сердцах, в документах, на плитах мемориалов; память о героях и событиях войны живет и в книгах. Сегодня на уроке мы перелистаем некоторые самые яркие страницы ВОВ: вспомним важные события и битвы, их героев и жертв…

 

Вступительное слово Преподавателя ЛИТЕРАТУРЫ

Проблемный вопрос: что такое война?

Продолжите фразу «Война – это…»

Война… Что может быть страшнее?

В общей сложности Советский Союз потерял около 27 000 000 граждан. По другим сведениям, общие потери могут составлять около 30 000 000 человек.

Литература и война…Некоторые скажут, что это несовместимо, что во время войны нет места лирике, существует даже такое выражение: «Когда грохочут пушки, музы молчат». Согласны ли вы с этим?

Зачем же тогда поэты и писатели брались за перо и создавали свои произведения?

Действительно, произведения литературы сыграли важную роль, ведь художественное слово имеет огромное воздействие на человека. Поэтому многие стихи были положены на музыку и стали очень известными, любимыми песнями; их пели в те годы, поют и сейчас. Стихи, статьи и рассказы помогали нашему народу выжить, поднимали дух, воодушевляли на подвиги. И сегодня мы познакомимся с самыми известными произведениями разных жанров о войне, многие из которых были написаны в военное время.

 

Страницы истории ВОВ и их отражение в литературе

Юлия Друнина

В КАНУН ВОЙНЫ

В ночь на 22 июня 1941 года

в гарнизонном клубе Бреста шла

репетиция местной самодеятельности...

 

Брест в сорок первом.

Ночь в разгаре лета.

На сцене — самодеятельный хор.

Потом: «Джульетта, о моя Джульетта!» —

Вздымает руки молодой майор.

 

Да, репетиции сегодня затянулись,

Но не беда: ведь завтра выходной.

Спешат домой вдоль сладко спящих улиц

Майор Ромео с девочкой-женой.

 

Она и впрямь похожа на Джульетту

И, как Джульетта, страстно влюблена…

 

Брест в сорок первом.

Ночь в разгаре лета.

И тишина, такая тишина!

 

Летят последние минуты мира!

Проходит час, потом пройдет другой,

И мрачная трагедия Шекспира

Покажется забавною игрой...

Преподаватель ИСТОРИИ

Начало войны. Брестская крепость

(Слайд 2) Звучит голос диктора Левитана: «Внимание, внимание! Говорит Москва... »

Сейчас вы прослушали то самое сообщение по радио, которое известило всю страну о страшной трагедии.

Утро 22 июня 1941 года для многих советских людей началось с воя сирен, обстрела мирных граждан, с пожара, дыма, потери дома и всего самого любимого: дети потеряли детство, девушки сменили выпускные платья на гимнастерки, жены теряли своих мужей и кормильцев…

(Слайд 3) Началась Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей (запись в тетради).

Сила и внезапность удара были таковы, что ни стойкость и героизм воинов, ни военная техника не смогли противостоять вражескому натиску в первые месяцы войны. Фашистская Германия вместе со своими союзниками (Венгрией, Италией, Румынией, Финляндией) обрушила на нашу страну страшный смертоносный удар.

(Слайд 4) Гитлер разработал специальный план завоевания Советского Союза, который назывался «БАРБАРОССА». Он предполагал за 2-3 месяца сокрушить Советский Союз. Немецкие военачальники надеялись на лёгкую и быструю победу (запись в тетради).

(Слайд 5) 23 июня 1941 г. была создана Ставка Главного Командования в состав которой вошли И.В. Сталин, В.М. Молотов, С.К. Тимошенко, С.М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Н.Г. Кузнецов, Г.К. Жуков. Верховным Главнокомандующим был назначен И.В. Сталин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: