Методика обучения орфографии.. Содержание обучения орфографии в начальной школе




Методика обучения орфографии.

Содержание обучения орфографии в начальной школе

Целью обучения орфографии является формирование у учащихся прочных навыков правописания.

Для достижения этой цели в процессе обучения необходимо создать условия, способствующие освоению такого сложного вида деятельности, как орфографически правильное письмо. К этим условиям относятся:

1) мотивация овладения грамотным письмом;

2) понимание языковых значений;

3) внимание к буквенному и морфемному составу слова, развитие зрительной памяти;

4) овладение умениями, на которых базируется применение орфографических правил (фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического анализа);

5) осознание совершаемых орфографических действий и способов их осуществления, овладение навыками самоконтроля при письме;

6) достаточное количество, правильный отбор и организация орфографических упражнений, обеспечивающих автоматизацию орфографических умений.

Содержание обучения орфографии определяется с учетом структуры сознательного орфографического действия и включает формирование обобщенных орфографических умений:

1) умения обнаруживать орфограммы;

2) умения определять тип орфограммы и выбирать способ ее проверки;

3) умения проверять орфограмму по словарю или по правилу;

4) умения контролировать орфографическую правильность письма.

Перечисленные умения формируются на сознательной основе, поэтому в содержание обучения входят также орфографические знания, составляющие ориентировочную основу этих умений. Умение обнаруживать орфограммы базируется на понятии об орфограмме как знаке, не определяемом однозначно по слуху, и знании об общих опознавательных признаках большинства орфограмм (слабой позиции фонемы, определенных звуках и звукосочетаниях, сигнализирующих о наличии орфограммы). Для формирования умения определять тип орфограммы и выбирать способ проверки необходимы знания о частных опознавательных признаках орфограмм определенного типа и знание проверяемых / непроверяемых орфограмм, изученных / неизученных орфограмм. Умение проверять орфограммы по словарю требует знания о назначении и устройстве орфографического словаря, умение проверять орфограммы по правилу – знания правил правописания и способов их применения. Умение контролировать орфографическую правильность письма синтезирует все перечисленные выше орфографические знания и умения.

Таким образом, содержание обучения орфографии в начальных классах представляет собой систему обобщенных орфографических умений и орфографических знаний, создающих ориентировочную основу для этих умений (см. табл. 7).

Таблица 7

Содержание обучения орфографии в начальной школе

Орфографические умения Орфографические знания
Обнаруживать орфограммы   Орфограмма Общие опознавательные признаки орфограмм
Определять тип орфограммы и выбирать в соответствии с типом орфограммы способ ее проверки   Частные опознавательные признаки орфограмм Проверяемые – непроверяемые орфограммы Изученные – неизученные орфограммы
Проверять орфограмму 1) по словарю 2) по правилу     Орфографический словарь Орфографические правила (перечень определен в программе) Алгоритмы действий по правилам Эффективные способы проверки (для некоторых орфограмм)
Контролировать орфографическую правильность письма (синтез всех перечисленных выше знаний и умений)

Указанные орфографические умения и знания являются обобщенными, и их содержание конкретизируется применительно к определенной орфограмме или группе орфограмм и к этапу обучения. Покажем это на примере освоения правописания безударных падежных окончаний прилагательных.

Умение обнаруживать данную орфограмму на основе установления безударного положения гласного звука входит в содержание обучения орфографии уже в первом классе. В дальнейшем постепенно формируется умение относить орфограмму безударного гласного к определенному типу в соответствии с морфемой, в которой встретилась орфограмма, и, если орфограмма в окончании, в соответствии с частью речи записываемого слова. Пока правило правописания безударных окончаний прилагательных не изучено, ученик при написании данной орфограммы обращается к авторитетному источнику, когда правило известно – выбирает проверку по правилу. При соответствующей организации обучения к моменту изучения правила (обычно это происходит в 3 или 4 классе) ученик уже не только умеет обнаруживать данную орфограмму и определять ее тип, но и накопил опыт правильного написания слов с данной орфограммой, имеет в памяти образцы-эталоны написаний прилагательных в определенных падежных формах. Это облегчает ему усвоение действия по правилу, поскольку подводит теоретическую базу под уже имеющиеся обобщения практического опыта письма, и обеспечивает условия для скорейшей автоматизации орфографического действия. Умение контролировать правильность написания безударного падежного окончания прилагательного синтезирует все вышеперечисленные умения и на первом этапе обучения предполагает сознательное выделение орфограммы и контроль правильности написания путем сличения с образцом; затем – сознательное выделение орфограммы, отграничение ее от изученных и подлежащих проверке по правилам случаев и контроль правильности написания путем сличения с образцом; на последнем этапе – сознательное выделение орфограммы, отнесение ее к соответствующему типу и обоснование выбора буквы по правилу, т.е. путем установления связей прилагательного с определяемым существительным и определения окончания по вопросу.

Задания для самостоятельной работы

1. Какое из условий усвоения правописания иллюстрируют приведенные ниже примеры упражнений из учебников В. В. Репкина (1 кл.) и Т. Г. Рамзаевой (3 кл.)? Подберите подобные примеры из других учебников для начальной школы.

1) Прочитай: шарик, Шарик, пушок, Пушок, мишка, Мишка

Можно ли сказать, что в этом списке по два раза повторяется одно и то же слово? С какими-нибудь из этих слов составь предложения, чтобы было понятно, что обозначает слово: название предмета, кличку животного или имя человека.

2) Прочитай слова. Объясни, почему так называются предметы, которые обозначены данными словами.

Г..стиница, л..нейка, в..ренье, в..ршина, сн..говик, ч..рника.

2. Пользуясь программой «Школа России» и учебниками русского языка для начальной школы, составьте перечень орфограмм, с которыми знакомятся ученики. Сравните не только получившиеся списки, но и последовательность предъявления орфографических фактов и соответствующих правил правописания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: