1. Придумайте вопросы к кроссворду «Солнечная система». При правильном решении кроссворда по вертикали вы прочтете название
науки.
![]() |
1
2. Прочитайте и напишите отзыв на одну из следующих книг:
· Е.П. Левитан «Малышам о звездах и планетах» (М.: Педагогика, 1986);
· П.В. Клушанцев «О чем рассказал телескоп» (Л.: Дет. лит., 1980);
· Другая книга по заданной теме на ваш выбор.
О чем рассказывается в выбранной вами книге? Что нового вы узнали, прочитав книгу? Что вам особенно в ней понравилось? О чем бы вы рассказали ученикам на уроке или во время внеклассного занятия?
СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Астрономия – наука о строении и развитии космических тел, их систем и Вселенной вообще.
2. Первая космическая скорость – наименьшая скорость, которую нужно сообщить космическому аппарату, чтобы он вышел на околоземную круговую орбиту (V=7,91 км /с).
3. Вторая космическая скорость – наименьшая скорость космического корабля для выхода за пределы Земли в межпланетное пространство на околосолнечную орбиту (V=11,2 км /с). (Скорость вращения Земли вокруг Солнца – V=29,8 км /с).
4. Третья космическая скорость – эта наименьшая скорость, которую надо сообщить телу вблизи земной орбиты (на расстоянии 149, 6 млн. км. от Солнца, чтобы тело по параболической орбите навсегда ушло из Солнечной системы и стало вращаться вокруг центра нашей галактики (V=42,1 км /с). (Скорость вращения Солнца по орбите – V=220 км /с).
5. Четвертая космическая скорость – это наименьшая скорость, которую необходимо придать телу вблизи земной орбиты, чтобы оно навсегда ушло из нашей галактики (V=290 км /с).
6. Обозначения Солнца и планет Солнечной системы
Таблица 3
![]() | СОЛНЦЕ | ![]() | ЮПИТЕР |
![]() | МЕРКУРИЙ | ![]() | САТУРН |
![]() | ВЕНЕРА | ![]() | УРАН (точки в центре может не быть) |
![]() | ЗЕМЛЯ (крест может быть не в круге, а над ним) | ![]() | НЕПТУН |
![]() | МАРС | ![]() | ПЛУТОН |
Примечание. Космический спутник Земли – Луна, обозначается так: (.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с. (стр.6–17).
2. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Под ред. В.Г. Завриева. Минск, «Вышэйш. школа», 1976.– 416 с. (стр. 9–29).
3. Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учеб. пособие для студентов-заочников фак. педагогики и методики начального обучения. – М.: Просвещение, 1981. – 188 с. (стр. 8–19).
4. Никонова М.А., Данилов П.А. Практикум по землеведению и краеведению: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с. (стр. 6–9, 109–110).
5. Энциклопедический словарь юного астронома. Сост. Н.П. Ерпылев – М.: Педагогика, 1980. – 320 с. (51–53, 93–98, 131–132, 245–248).
6. Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия/Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2002. – 688с. (485–571, 596–601, 620–629).
Анятие №3. «ОСЕВОЕ ВРАЩЕНИЕ И ГОДОВОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ. ИХ СЛЕДСТВИЯ»
Цель. – формировать представления о географических следствиях годового движения Земли, и состояниях планеты в фиксированных точках при ее движении по орбите, а также о следствиях осевого вращения Земли, часовых поясах и линии перемены дат.
Опорные понятия темы
Вращение Земли вокруг своей оси. Часовые пояса. Линия перемены дат. Истинное, местное, поясное, декретное и летнее время. Решение задач. Движение земли вокруг Солнца. Фиксированные точки на орбите, характеристика положения Земли в этих точках. Определение высоты полуденного Солнца над линией горизонта. Решение задач.