Азиатские шахматные фигуры




Исторические шахматные фигуры

Шахматы возникли как военная игра, и различные виды фигур соответствовали различным родам войск. Слоны и колесницы, верблюдов и боевые машины уже не встретить на полях сражений, но они остались на шахматной доске. Рассказываем о фантастических фигурах, которые можно встретить в различных исторических вариантах шахмат.

Хотите испытать эти фигуры? Попробуйте новый раздел "Варианты" с десятками новых фигур и правил! Играть!

Визирь

Шахматы всегда были игрой королей, но их помощники ферзи стали дальнобойными лишь относительно недавно. В древнем шантрадже рядом с королем стояли намного более слабые "министры": мантра (mantra на санскрите) или визири по-арабски.

Визирь был расположен рядом с королем в шантрадже.

Предшественники ферзей могли ходить только на одно поле по диагонали. Похожие фигуры существуют и в китайских или корейских шахматах, где они называются, соответственно, советниками или охранниками.

Визирь не может атаковать поля другого цвета.

У слабости этой фигуры есть свое преимущество: зевок визиря огорчит вас намного меньше, чем зевок ферзя.

Альфил

Прообраз шахмат, чатуранга, придуман в Индии более 1,500 лет назад. Слово чатуранга значит "четыре руки", потому что каждая из фигур представляет один из родов войск —или рук—индийской армии. В Индии всегда была важна не только конница, но и боевые слоны.

Слоны появились на шахматной доске еще в Индии.

Кажется, что слон должен быть очень силен, но слон из чатуранги и шантраджа мог ходить только на два поля по диагонали. Как и кони, слоны могли перепрыгивать через другие фигуры. Возможность прыжка дает свои преимущества, но древний слон мог держать под боем только четыре поля одновременно и попасть всего лишь на восемь полей доски.

Слон может перепрыгивать через другие фигуры, но ходит только на два поля по диагонали.

Мы называем древнюю версию слона арабским словом "алфил", чтобы отличить этих слонов от современных.

Интересно попробовать шахматы, в которые люди играли тысячу лет назад? Тогда переходим в раздел Варианты и наслаждаемся шантраджем!

Верблюд

Верблюд - еще одна историческая фигура, пропавшая с современной доски.

Мы изображаем верблюда как перевернутого коня.

Это фигура из средневековой игры "Тамерлан", ходившая похоже на современных коней, но на одно поле дальше и так же перепрыгивавшая через другие фигуры.

Верблюд может пересечь доску быстрее, чем конь.

Мудрец

Изначально шахматная доска воспроизводила поле боя, но постепенно темой новых фигур становился королевский двор. Так в шахматах появились епископ, гонец и шут - названия слона в различных языках Европы.
В средневековых курьерских шахматах можно встретить и мудреца - фигуру, ходившую как король.

Мудрец часто изображается как перевернутый король.

В отличие от короля, потеря мудреца не ведет к поражению в партии.

Мудрец ходит как король.

Мудрец был придуман около 950 года. Эта фигура использовалась в средневековых курьерских шахматах.

Изображение мудреца. Wikimedia Commons, CC.

Принцесса

Кто сильнее: конь или слон? Ответить на этот вопрос очень сложно. Но зачем выбирать что-то одно, если можно объединить их силы?

Принцесса - фигура, сочетающая ходы слона и коня. Она может перепрыгивать через другие фигуры, двигаясь как конь, но не прыгает, двигаясь как слон.

Принцессу изображают с головой коня и нижней части слона.

Впервые эта фигура упоминается в итальянском варианте XVI века, шахматах Карреры под названием "кентавр". Многие варианты шахмат использовали эту фигуру под разными именами: визирь в больших турецких шахматах, архиепископ в шахматах Капабланки, и так далее.

Принцесса может ходить как слон или конь.

Императрица

Императрица - еще одна фигура, известная из шахмат Карреры и других вариантах шахмат.

Императрица обычно изображается как сочетание ладьи и коня.

Эта фигура объединяет силы ладьи и коня. Как и принцесса, она может перепрыгивать через другие фигуры только, когда движется как конь.

Императрица ходит как ладья и как конь.

Эта фигура, названная чемпионом в шахматах Карреры, встречается во многих вариантах под разными именами, например, военная машина в больших турецких шахматах, советник в шахматах Капабланки и сокол в шахматах Сейравана.

Амазонка

Амазонка - самая сильная фигура в этом списке. Она ходит как ферзь и как конь. Находясь в центре пустой доски она может сделать 35 возможных ходов. Амазонка так сильна, что может дать мат вражескому королю без помощи других фигур. Она даже может перепрыгивать через другие фигуры при ходе конем.

Амазонку изображают как коня с королевской короной.

Некоторые историки шахмат считают, что амазонка могла заменить старого визиря из чатуранги. Есть сведения, что она появлялась в наборах шахмат в средневековье. а в России - до 1770 года.

Амазонка в одиночку дает королю мат.

Амазонка была настолько сильна, что шахматисты перестали ее использовать, предпочитая современного ферзя, но никогда не забывали эту великолепную фигуру. Амазонка встречается во многих вариантах шахмат, например, в одной из разновидностей четверных шахмат. Также ее называют жирафом, магараджей, ангелом, или командиром.

Азиатские шахматные фигуры

Из исторической чатуранги возникло несколько видов шахмат. Особого упоминания заслуживают варианты, до сих пор популярные в странах Азии: сёги в Японии, сянци в Китае и чанги в Корее. У каждого из вариантов есть свои особенности правил и необычные фигуры.

Конь-дракон

В отличие от европейских шахмат, в японских сёги почти каждая из фигур превращается своим особым образом. Например, слон превращается в коня-дракона.

Слон превращается в коня-дракона.

Конь-дракон - одна из самых сильных фигур в сёги. Она ходит как слон и как король. Такой слон может попасть на любое поле шахматной доски, позволяя решить одну из главных проблем слонов.

Конь-дракон ходит как слон и король.

Королевский дракон

Королевский дракон - еще одна сильная фигура в сёги. Он получается после превращения ладьи.

Королевский дракон - одна из сильнейших фигур в сёги.

Превращенная ладья может дополнительно ходить на одно поле по диагонали как король.

Королевский дракон ходит как король и как ладья.

Пушка

Одна из самых необычных фигур в этом списке используется в китайских и корейских шахматах.

Китайская пушка.

Пушка - единственная фигура в этом списке, которая по-разному ходит и делает взятие. При ходе, не связанном со взятием, пушка движется как обычная ладья. Обратим внимание, что в китайских и корейских шахматах фигуры ходят не по полям, а по пересечениям линий доски.

Пушка ходит, но не берет как обычная ладья.

При взятии фигуры ладья должна перепрыгнуть через одну (и только одну) другую фигуру. Если она не перепрыгивает через другую фигуру, взятие невозможно. В этой позиции черная пушка может взять красную пешку, расположенную справа от нее, но не ту, что сверху, потому что на вертикали у нее нет фигуры для прыжка.

Пушка может сделать взятие только прыжком через другую фигуру. Черная пушка может взять пешку справа, но не впереди себя.

В связи с этим уникальным правилом взятия, пушка может быть одной из фигур, объявляющих уникальный тройной шах королю противника (который в этом варианте называется генералом). В этом случае шахматист дает противнику шах конем, открывая вертикаль для нападения ладьи и пушки.

Конь идет с поля e6 на f4, объявляя шах королю и позволяя напасть на короля ладье с поля e8 и пушке с поля e9.

Заключение

Мы ограничились лишь 10 известными необычными фигурами. В различных вариантах шахмат встречается еще больше фигур. Надеюсь, вам понравилось узнавать новое и открыть для себя новые грани шахмат.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: