Выводы. Практическая значимость проекта.




Проект: Книга ремёсел: «Лозоплетение».

 

Научный аппарат.

Цель нашего проекта:создание страницы «Лозоплетение» книги ремёсел Пензенской области.

Исследуя тему, мы ставили перед собой следующие задачи:

· Познакомиться с историей развития лозоплетения;

· Изучить народный промысел – лозоплетения в Пензенской области

· Наблюдать за развитием лозоплетения в наши дни.

Объект: ремёсла Пензенской области.

Предмет: изучение возникновения и развития лозоплетения в Пензенской области.

Методы исследования:

· Изучение литературных источников;

· Наблюдение;

· Беседа;

· Анализ полученных данных.

Актуальность: Мало кто знает, что мы живем в богатом народными промыслами области. Тема народных промыслов всегда актуальна, так как это история родного края.

Этапы работы над проектом

Название этапа: Содержание деятельности:
Организационно-подготовительный · Изучение литературных источников; · Поиск путей реализации проекта.
Основной · Изучение развитие лозоплетения в Пензенской области; · Экскурсия на производство по изготовлению изделий из лозы; · Создание макетов страницы книги ремёсел.  
Аналитический · Подведение итогов; · Обсуждение планов дальнейшей работы в данном направлении; · Представление страницы.

 

Организационно-подготовительный этап.

Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму.

Лозоплетение — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы, мебели.

Наши предки умели украшать свой быт. Дивной красоты резные наличники и деревянная утварь, игрушки и расписная посуда, вышивка и кружева. Одно из исконных русских ремесел – плетение из ивового прута. Что только не создавали умельцы – от грибного лукошка и хозяйственных корзин до дорожных сундуков и плетеной мебели.

В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мережи и другие снасти для рыболовства. К 1913 г. плетением занимались уже 37 тысяч кустарей в 17 губерниях, а в 1920 г. был выпущен каталог, который предлагал тщательно разработанные формы книжных полок, кресел, столов, шестиместных скамей и пр.

Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде.

Строительство железных дорог способствовало развитию торговли, а изделия из лозы являлись прекрасной упаковкой для перевозимых товаров.

Развитию промыслов способствовали школы по обучению плетению. Одной из первых в 80-х годах XIX столетия была открыта школа при бумагопрядильных фабриках Вознесенской мануфактуры, в 25 км от ст. Пушкино Ярославской железной дороги.

Начали организовываться фабрики по производству плетёных изделий. Появились мастера, способные удовлетворить самый взыскательный спрос. Ассортимент товаров был очень велик.

Народные умельцы плели из прутьев мокроступы или как их еще называли снегоступы В период Великой Отечественной войны солдаты плели мокроступы наподобие широких лыж, чтобы преодолеть болото. Снегоступы-мокроступы использовались в Великой Отечественной войне белорусскими партизанами, как в зимнее, так и в летнее время, передвигаясь по непроходимым лесам, болотам и топям, а в июне 1944 года мокроступы использовались Красной Армией в знаменитой операции «Багратион». Такие мокроступы-снегоступы внесли большой вклад в победу над фашистками захватчиками.

Во время Великой Отечественной войны окультуренные плантации ив заросли, пришли в запустение. Мастерские и фабрики по производству плетёных изделий были разрушены. После окончания войны, в период восстановления народного хозяйства вновь стали открываться при промкомбинатах цеха плетёных изделий, восстанавливались ранее действовавшие фабрики. Началось создание плантаций.

Сейчас лозоплетение утратило былую распространённость, но до сих пор является любимым занятием многих деревенских жителей от Дуная до Волги.

Основной этап.

Сам же промысел развивался стихийно. В 1830 году князь Д.В. Голицын вернулся из-за границы и привез с собой несколько корзин иностранной работы, чтобы заставить своих крепостных крестьян плести такие же. Первым испробовал свои способности некто Голубенок – самый известный в округе мастер плетения шляп из соломы. После ряда неудачных опытов он преподнес князю корзину, сделанную ничуть не хуже заморских, за что получил разрешение обучать этому искусству всех желающих.

Село Засечное Пензенской области Пензенского района является "столицей лозоплетения». Чего только не создавали умельцы – от грибного лукошка и хозяйственных корзин до дорожных сундуков и плетеной мебели. Практически в каждом доме были умельцы, которые занимались плетением корзин.

Из поколения в поколение передавали в селе Засечном народные мастера науку плетения лозы. На протяжении десятилетий в Засечном сложились семейные династии лозоплетельщиков. Это Беловы, Ключниковы, Волгины, Николаевы. По сей день промысел жив не только в селе Засечное, но и в городе Пенза. Вместе мы изучили работу предприятия.

Традиционная технология содержит следующие этапы:

· Обработка механическим способом, включая гнутье, резку, шлифование и соединение деталей винтами.

· Нагрев древесины.

· Сушка.

· Процесс плетения.

· Склеивание.

· Лакирование и декорирование.

К самому доступному и недорогому сырью относится ивовая лоза. Сборы заканчиваются, когда на лозе образуются почки. Цвет сырья может отличаться в разное время года. Летом она более белая, а в холодное время кремового цвета. По данной технологии осуществляется производство не только мебели, но и изготовление корзинок из лозы и других предметов обихода.

Очищение. После сбора прут очищают. Процедура выполняется двумя способами:

· Холодный метод предполагает замачивание в холодной воде.

· Горячий способ состоит в опускании сырья в горячую воду на два часа. При этом кора становится разбухшей и более мягкой.

Ошкуривание. Пропаренные прутья подвергаются ошкуриванию. Лоза должна быть почищенной по всей длине с блестящей поверхностью. Ошкуривание осуществляется ручным способом.

Отбеливание. Также мастер плетения из лозы отбеливает прутья. Для этого готовят специальный раствор - часть хлорной извести размешивают с водой (15 частей). Отбелка производится и с помощью серы.

Сушка. Прутья высушивают в специальной сушилке при температуре 60-70 градусов. Сырье выдерживается в течение 20 часов. В теплое время сырье можно сушить и под солнцем. При этом срок высушивания увеличивается до трех дней.

Создание каркаса. Плетение мебели из ивы предполагает создание каркасной части. Сырье выравнивается с помощью жамки, гнется и загибание. При этом прутья приобретают определенную форму. К каркасу крепятся крестовины, ножки и другие важные элементы.

Плетение. Затем техника плетения включает покрытие каркаса лозой. Сырье предварительно расщепляется на плотные полосы. Может использоваться разделение на станке или ручное. При создании предмета меблировки необходимо учитывать его форму и предназначение, что позволяет подобрать оптимальную технику. Стоит отметить наиболее распространенные виды плетения. Простым называется вариант, когда одиночные прутья вплетаются через стойку в виде непрерывной ленты. Плетение способом веревочка включает два прута. Кроме простого и веревочного, к сплошной технике относится шашечное и ромбовидное плетение. Ажурное представляет собой несплошное плетение с открытыми ячейками. Это более сложный вариант, который включает кольцевое, розеточное, шахматное и спиральное плетение. После плетения элементы могут соединяться разными способами: Укладка или подрезка ко второй детали. Крепления углового типа. Накладка с огибанием и подрезкой. Соединение с подстрелками. После оформления каркаса оплеткой, формирования деталей, сборки и шлифовки выполняется лакировка. При этом используются полиэфирные беспарафиновые и нитроцеллюлозные лаки. Они превосходно сохнут и делают поверхность блестящей и глянцевой. Прутья можно не только лакировать, но и морить или красить в любой цвет.
Проходить по залам предприятия и наблюдать за процессом работы очень интересно.

Аналитический этап.

 

Узнав так много о лозоплетении, нами было решено создать первую страницу в книги ремёсел.

На внеурочном занятии по краеведенью мы поделились на группы, и каждая группа должна была предоставить макет страницы книги ремёсел.

Проанализировать работы, мы выбрали самый удачные, из них мы составили макет страница и с помощью компьютерных технологий воплотили её в жизнь.

Самым сложным в создании станицы был отбор информации, для её содержательной части. Мы приняли решение, что это будет определения понятия «лозоплетение», дата зарождения промысла в Пензенской области и центр ремесла.

Так же на нашу страницу нами были помещены изображения карты Пензенской области, изделий из лозы.

Мы надеемся, что с годами наша книга будет пополняться все новыми и новыми страницами. Ведь Пензенская область очень богата своими талантами.

Выводы. Практическая значимость проекта.

 

Сурская земля испокон веков была богата талантами. В каждой деревни, да и в городе жили искусные мастера. Рассказывая о каждом ремесле Пензенской области можно представить, что ты листаешь книгу, где каждая страница погружает тебя в особый мир. И рассказывает удивительную сказку о мастерстве людей.

В результате реализации проекта мы изучили литературные источники по истории родного края, создана первая страница книги ремёсел. Данный проект расширил наши знания о родных местах.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: