Педагога с детьми младшего школьного возраста




С ЗПР во втором классе

Месяц Тема занятия Содержание занятия
Октябрь Стихи о школе, о детях С.Я.Маршака (3 часа). Вступительная беседа, рассматривание книг С.Я Маршака, самостоятельное чтение детьми стихотворений, беседа о прочитанном, выполнение дидактических игр и упражнений на материале произведений С.Я. Маршака.
Ноябрь Сказки и картинки о животных В.Г.Сутеева (3 часа). Вступительная беседа, игра «О чём расскажут книжки», чтение произведений В.Г. Сутеева, беседа о прочитанном, рассматривание иллюстраций к произведениям, создание замысла мини - мультфильма по произведениям В.Г. Сутеева.
Декабрь Рассказы о природе М.М.Пришвина (3 часа). Отгадывание загадок о лесных животных, «путешествие» в лес вместе с М.М.Пришвиным, рассматривание книг М.М.Пришвина, чтение педагогом и детьми рассказа «Гаички», «Лисичкин хлеб», обсуждение прочитанного, дидактические игры и задания.
Январь Сказки о животных (3 часа). Вводная беседа, рассматривание книг со сказками, чтение сказок, беседа о прочитанном, заучивание отрывка из сказки, дидактические игры на материале сказок, отгадывание загадок.
Февраль Произведения о Родине и ее защитниках (3 часа). Просмотр книжной выставки, беседа с детьми, сообщение темы занятия, проведение дидактических игр, чтение рассказов и стихотворений по теме, изготовление книжки – самоделки.
Март Книги о матерях и детях (3 часа). Вступительная беседа, чтение произведений: сборник Е.Благининой «Мамин день», Б.Емельянов «Рассказы о маме», Л.Воронкова «Что сказала бы мама», Л.Толстой «Рассказы о детях», В.Осеева «Волшебное слово», беседы о прочитанном, дидактические игры.
Апрель Книги о профессиях и трудолюбии (3 часа). Вступительная беседа, чтение произведений по теме: стихи Е.Благининой из серии «Не мешайте мне трудиться», В.Маяковский «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», рассказы о труде Е.А.Пермяка, отгадывание загадок, дидактические игры и упражнения.
Май Занятие–праздник «Что прочитали – что будем читать» (3 часа). Занятия подведение итогов: какие книги прочитали, какие особо запомнились, о чем они, просмотр книжек–самоделок, мини-мультфильмов, определение круга чтения на лето.
В течение года Мои любимые книги (1 час каждый месяц). Обсуждение книг, прочитанных детьми.

 

 

Конспекты коррекционно-развивающих занятий

педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР

во втором классе

Занятие 1.

Тема: «Стихи о школе, о детях С.Я.Маршака»(3 часа)

Цель: расширять представления учащихся о творчестве С.Я.Маршака.

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать слуховое внимание;

- развивать фонематический слух;

- развивать память;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- учить работать с книгой;

- закреплять навык выразительного чтения, чтения «про себя»;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- знакомить детей с произведениями других авторов по теме.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге.

 

Оборудование занятия: книги С.Я.Маршака со стихотворениями «Первый день календаря», «Сентябрь», тетради, ручки, доска, мел.

Ход занятия:

Вступительная беседа:

Педагог

За прошедший год вы научились хорошо читать и теперь можете сами знакомиться с новыми стихами, рассказами, сказками.

Кто из вас рассмотрел выставленную у доски книгу? Как называется эта книга? Кто её автор? Назовите её правильно, покажите где и что вы прочитали.

Дети называют фамилию автора и заглавие книги.

Педагог

Как вы думаете в этой книге одно произведение или несколько? Как вы это поняли? (Учащиеся смотрят оглавление книги). Как вы думаете, о чем мы будем читать сегодня и почему?

Учащиеся при ответе на вопрос опираются на оглавление книги, на название произведений, на иллюстрации.

Педагог

Сейчас я прочту вам стихотворение С.Я. Маршака «Первый день календаря».

Чтение педагогом стихотворения.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Что мы сейчас прочитали?

- Кто из вас уже слышал это стихотворение?

- Какой поэт написал это замечательное стихотворение? (Фамилия автора записывается на доске).

- Как называется стихотворение?

- Какие строки из этого стихотворения вы уже знаете?

- Когда вы их учили?

Давайте попробуем прочитать их хором.

Затем педагог раздаёт детям сборники произведений С. Я. Маршака.

Задание: рассмотреть книгу, подумать, о чём и о ком эта книга, прочитать стихотворение «Сентябрь». Более сильные ученики могут прочитать несколько стихотворений.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Какую книгу вы читали?

- О чём и о ком она?

- Какое стихотворение вы все прочитали? Назовите правильно (С.Я.Маршак «Сентябрь»)

- Как вы думаете, почему мы читали именно это произведение? (Потому что именно с этого месяца начинается учебный год, и мы идём в школу)

- Какие иллюстрации сопровождают стихотворение? Покажите.

- Есть ли в сборнике еще стихи об осени? Назовите. Кто хочет прочитать их?

Чтение стихотворений детьми.

Педагог

Затем педагог предлагает поиграть в игру «Парад цифр» (по стихотворению С.Я. Маршака).

Ребята! Сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение С.Я.Маршака. Вы внимательно его послушайте и запишите в тетрадь все цифры которые встречаются в этом стихотворении.

Чтение педагогом стихотворения С.Я.Маршака «Весёлый счёт от одного до десяти».

Педагог

Какие цифры вы записали? Перечислите их. Давайте поиграем еще в игру, связанную с цифрами.

Педагог читает стихотворение или рассказ (на материале книги Л.В. Алябиной.). Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопрос. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

1. В снег упал Серёжка,

А за ним Алёшка,

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

2. Раз, два, три, четыре, пять.

Будем снова мы считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Зубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка, не ленись,

Да смотри не ошибись.

Сколько слов со звуком [з] и [з´ ] в этом стихотворении?

3. За гусыней шли гуськом восемь гусят.

Один отстал.

Сколько осталось с гусыней?

Потом отстали еще два гусенка.

Сколько осталось?

Три гусенка спрятались в кустах.

Сколько осталось?

Забеспокоилась гусыня.

Стала собирать гусят.

Всех собрала.

Сколько гусят пошли за гусыней гуськом?

4.На базаре ежик накупил сапожек.

Сапожки по ножке – себе,

Поменьше немножко – жене,

С пряжками сыну,

С застёжками – дочке.

И всё уложил в мешочке.

Сколько в семействе у ежика ножек? И сколько купил ежик на ножек сапожек?

5.Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!

Сколько овощей принесла с базара хозяйка?

6. В зоопарке Ваня видел пять обезьян, двух медведей, зебру, лису и слона. Пока он смотрел зверей, в зоопарк привезли одного бизона, верблюда и белого медведя. Когда Ваня посмотрел всех животных, папа спросил его: «Сколько же всего зверей ты видел в зоопарке?»

Подведение итогов игры. Выявление победителя.

Педагог

Ребят, чем мы сегодня занимались на занятии? Произведения какого автора мы сегодня читали? О ком и о чем они?

Домашнее задание:

- нарисуйте иллюстрации к стихотворению С.Я.Маршака «Сентябрь»;

- найдите и прочитайте стихотворения других авторов о школе и детях. Расскажите о прочитанном в классе. (М.Я.Бородицкая «Про Петрова», «Первоклассник», И.П.Токмакова «Сентябрь», В.Д.Берестов «Первое сентября»).

На последнем занятии этого месяца (1 час) проводится обсуждение произведений из рекомендательного списка по теме, организуется выставка иллюстраций детей по стихотворению С.Я.Маршака «Сентябрь», систематизируются знания детей по творчеству С.Я.Маршака.

Занятие 2.

Тема: «Сказки и картинки о животных В.Г.Сутеева»(3 часа)

Цель: расширять представления учащихся о творчестве В.Г.Сутеева.

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать слуховое внимание;

- развивать связную речь;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- учить работать с книгой;

- закреплять навык выразительного чтения, чтения «про себя»;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- закреплять навык пересказа текста.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- воспитывать чувство доброты, отзывчивости, справедливости

 

Оборудование занятия: книги В.Г.Сутеева с произведениями «Мышонок и карандаш», «Три котенка», «Капризная кошка», рисунки к произведениям, мультфильм по произведению В.Г. Сутеева, альбомные листы, карандаши, видеокамера, тетради, ручки, доска, мел.

Ход занятия:

Вступительная беседа:

Педагог

Сегодня мы будем знакомиться с творчеством необычного человека – Владимира Григорьевича Сутеева. Родился этот талантливый человек 5 августа 1903 года. Свою жизнь Владимир Григорьевич посвятил детям. Прежде всего, он известный писатель. Посмотрите на нашу выставку книг. Давайте посмотрим, какие книги он написал? («Три котенка», «Мышонок и карандаш», «Петух и краски», «Капризная кошка», «Умелые Руки» ) Знакомы ли вам эти произведения? Какие? О чем они? (Ответы детей в зависимости от степени знакомства с произведениями автора).

В.Г. Сутеев великолепный художник. Он делал иллюстрации к произведениям многих детских писателей. Давайте рассмотрим иллюстрации В.Г. Сутеева.

Просмотр иллюстраций к произведениям К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Педагог вместе с детьми читает фамилию автора, название произведения, рассматривает иллюстрации, обращает внимание на необычность изображения животных – им присвоены жесты, мимика людей.

Педагог

В.Г. Сутеев написал более 40 сценариев для мультипликационного кино. Это такие мультфильмы как «Муха-Цокотуха», «Петя и Красная Шапочка», «Волшебный магазин», «Кто сказал мяу». Видели ли вы какие-нибудь из этих мультфильмов? Нравятся ли они вам? Почему? (Интересный сюжет, забавные и веселые герои).

Все творчество этого замечательного человека учит нас с вами быть добрыми и справедливыми.

Давайте начнем знакомство с творчеством В.Г. Сутеева с его мультипликационных фильмов. Я предлагаю сегодня посмотреть мультфильм «Кто сказал мяу?»

Просмотр мультфильма.

Обсуждение мультфильма.

Педагог

- Кто главный герой мультфильма?

- Что с ним произошло?

- Почему мультфильм называется «Кто сказал «мяу»?

- Понравился ли вам мультфильм?

- Будете ли вы еще смотреть мультфильмы этого автора?

Давайте перейдем к книгам и рисункам В.Г.Сутеева.

Проведем с вами игру «О чем расскажут книжки?». Каждому из вас я раздам экземпляр книги В.Г.Сутеева («Три котенка», «Петух и краски», «Капризная кошка», «Умелые руки»). Посмотрите внимательно на картинке. Попробуйте догадаться, о чем написано в этих произведениях.

Каждый ребенок показывает всему классу экземпляр своей книги, и рассказывает, о чем написано в произведении на его взгляд.

Педагог

О ком все книги, которые вы рассмотрели?

Как они называются?

Какие это произведения? (Сказки)

Почему вы решили, что это сказки?

Давайте я прочитаю вам сказку «Про Цыпленка».

Чтение сказки педагогом.

Беседа о прочитанном.

Педагог

О ком эта сказка? Назовите героев.

Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы попробуйте ее пересказать. Кто из героев вам понравился больше? Почему? Чему учит эта сказка?

Давайте попробуем рассмотреть иллюстрации к сказке «Мышонок и карандаш».

- Что изображено на первой картинке?

- Как развивались события дальше?

- Кто главные герои в этом произведении?

- Прочитайте сказку самостоятельно.

- Как вы думаете, почему это произведение – сказка?

- Нравятся ли вам иллюстрации В.Сутеева к сказке? Почему?

Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением В.Сутеева «Капризная кошка». Прочитайте это произведение внимательно про себя, обратите внимание на иллюстрации.

Чтение произведения детьми «про себя».

Беседа о прочитанном.

Педагог

- Кто главные герои этого произведения?

- Почему сказка называется «Капризная кошка»?

- Чем эта сказка необычна?

Давайте попробуем вслед за автором создать собственный мультфильм по сказке.

Для начала создадим иллюстрации к сказке.

Рисование иллюстраций к каждому эпизоду сказки.

Педагог:

Чтобы получился хороший мультфильм необходимо выразительно прочитать отрывок из произведения. Попробуем прочитать сказку по ролям.

Выразительное чтение по ролям.

Педагог вместе с детьми распределяет текст. Дети заучивают его. Снимают мультипликационный фильм.

Домашнее задание: подготовка к мультипликационному фильму: рисование иллюстраций, заучивание текста ролей.

Последнее занятие этого месяца (1 час) посвящается просмотру мультфильма и обсуждению произведений автора.

Вопросы для заключительной беседы:

Произведения какого автора мы читали на уроках?

Чем необычен этот автор?

Какое из его произведений запомнилось больше всего? Почему?

Понравился ли вам наш мультфильм по сказке «Капризная кошка».

Занятие 3.

Тема: « Рассказы о природе М.М.Пришвина » (3 часа)

Цель: расширять представления учащихся о творчестве М.М.Пришвина

Задачи занятия

Коррекционные задачи:

- развивать слуховое внимание;

- развивать связную речь;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- уточнять представления детей о познавательной литературе;

- закреплять навык выразительного чтения, чтения «про себя»;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- знакомить детей с разнообразием произведений о природе.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- прививать детям любовь к природе, учить ценить все живое;

- прививать любовь к родному краю.

 

Оборудование занятия: книги М.М.Пришвина с произведениями «Гаички», «Лисичкин хлеб» «Еж», «Хромка», аудиозапись звуков леса, тетради, ручки, доска, мел.

Ход занятия:

Звучит запись звуков леса, спокойная музыка.

Педагог

Сегодня, мы отправляемся в путешествие по лесу. Нас ждут интересные истории о лесных жителях, загадки, игры и приключения. Давайте внимательно послушаем звуки леса. Что вы слышите? (пение птиц, звук ветра, шум деревьев).

Посмотрите внимательно на выставку книг. Как вы думаете, какой писатель нам поможет побывать в лесу? (Михаил Михайлович Пришвин. Фамилия писателя записывается на доске). Читали ли вы раньше его произведения? Какие? О ком и о чем они?

Если дети затрудняются ответить на эти вопросы, педагог обращается к выставке. Дети под руководством педагога рассматривают книги и отвечают на вопросы.

Педагог

Предлагаю начать знакомство с творчеством М.М.Пришвина с его произведения «Гаички».

Кто такая «гаичка»? (Учитель слушает варианты ответов детей, предлагает рассмотреть иллюстрацию к произведению).

Я прочитаю вам этот рассказ, а вы внимательно слушайте и попытайтесь запомнить, как автор описывает гаичек.

Педагог читает рассказ.

Беседа о прочитанном.

Педагог

- Зачем мы рассматривали иллюстрацию перед чтением рассказа?

- Чем она нам помогла?

- Как автор описывает гаичек? Давайте зачитаем. («Две самые маленькие синицы,.., - сизые, с черными полосками на белых пухленьких щечках»).

- Что случилось с охотником в лесу?

- Нравится ли вам, как вел себя охотник? Почему?

- Как вы думаете, как нужно вести себя в лесу, чтобы увидеть что - то интересное?

Давайте вместе выразительно перечитаем «разговор» гаичек.

Выразительное чтение детьми отрывка по ролям.

Педагог

Понравился ли вам этот рассказ и почему?

Вы не забыли, что мы сегодня находимся в лесу. Давайте на несколько минут представим, что ярко светит солнце, пробивается первая трава, первые листочки на деревьях! А может быть, кому-то представляется другой лес? Закроем глаза, послушаем звуки леса (включается аудиозапись звуков леса).

Дети закрывают глаза, слушают звуки леса, делятся впечатлениями.

Педагог

Вы знаете, что существует много загадок о животных и растениях. Какие из них вы можете сейчас вспомнить (ответы детей). Давайте проведем дидактическую игру «О ком этот рассказ».

Педагог зачитывает описание, а дети должны угадать, о ком идет речь. Выигрывает тот, кто больше отгадает загадок.

1. «К нашей кормушке каждый день прилетает птица. Головка у нее черненькая. Щечки беленькие. Спина и крылья зеленавато-серые. Грудка желтая, с черным галстуком. (Синица)

2. «В клетке спал большой лохматый зверь. Шерсть у него густая, темно-коричневая. Уши маленькие. Хвост почти не виден. Лапы мощные с когтями. Морда вытянутая, с черным, как будто кожаным носом. (Медведь)

3. Хожу в пушистой шубке

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

4. За деревьями, кустами

Промелькнула, будто пламя,

Промелькнула, пробежала…

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Педагог

Прочитаем еще один рассказ М.М, Пришвина «Лисичкин хлеб».

Дети читают рассказ самостоятельно.

Беседа о прочитанном.

Педагог

- Кто главные герои рассказа?

- Что нового узнала Зиночка из рассказа автора? Прочитайте.

- Что автор принес Зиночке из леса? Прочитайте.

- Есть в рассказе элемент сказки? Прочитайте.

- Почему Зиночке полюбился лисичкин хлеб?

- Чему учит нас этот рассказ?

Предлагаю прочитать рассказ М.М.Пришвина «Хромка» Подумайте, чему учит нас этот рассказ.

Дети самостоятельно читают рассказ.

Беседа о прочитанном.

Педагог

- Кто герои этого рассказа?

- Почему уточку зовут Хромка?

- Что с ней случилось?

- Как люди помогли Хромке?

- Как Хромка отплатила людям?

- Чему учит вас этот рассказ?

- Случалось ли вам помогать животным?

- Чьи рассказы мы читали на уроках?

- Что их объединяет?

Хочу зачитать вам отрывок из рассказа М.М.Пришвина «Моя Родина», в котором автор обращается к вам, молодым читателям его произведений:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо охранять и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Как вы думаете, чему учат нас произведения М.М.Пришвина?

Домашнее задание:

- прочитайте рассказ М.М.Пришвина «Ёж». Попробуйте придумать продолжение к рассказу. Какие приключения могли произойти с ежом.

Вопросы педагога к рассказу «Ёж»:

- Почему рассказ называется «Ёж»?

- Как еж попал к автору?

- Что произошло с ежом в доме?

-прочитайте произведения других авторов о природе. Например, Е.И.Чарушин «Кошка Маруська», «Томка», «Лисята», Б.С.Житков «Про слона», «Беспризорная кошка» и т.д.

-подберите 3 пословицы или поговорки о бережном отношении к Родине, родному краю. Объясните их значение.

В ходе последнего занятия этого месяца (1 час) проводится обсуждение рассказа М.М.Пришвина «Ёж», произведения других авторов о природе из рекомендательного списка, их чтение и пересказ, обсуждение пословиц.

Занятие 4.

Тема: « Сказки о животных » (4 часа)

Цель: расширять представления детей о многообразии сказок о животных.

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать внимание;

- развивать связную речь;

- пополнять словарный запас;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- учить воспринимать образное содержание произведения;

- уточнять представления детей о характере героя;

- закреплять навык выразительного чтения;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- знакомить детей с разнообразием произведений о природе.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

 

Оборудование занятия: выставка авторских и народных сказок («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Еж и заяц», «Самый маленький хвостик», «У страха глаза велики», «Смоляной бочок», В.Даль «Ворона», К.Д.Ушинский «Плутишка кот», любая сказка и А.Н.Толстого из серии «Сорочьи сказки»), иллюстрации к сказкам, дидактические задания по материалам сказок, доска, мел, тетрадь.

Ход занятия:

Дети собираются вокруг выставки книг, под руководством педагога рассматривают ее.

Педагог

- Перечислите, какие книги вы видите на нашей выставке?

- Как одним словом можно назвать эти произведения? (Сказки).

- Какие еще сказки вы знаете и любите?

Давайте начнем наше занятие с небольшой разминки. Посмотрите внимательно на доску. В названии каждой сказки есть ошибка. Найдите ее.

1.«Кот в тапочках» («Кот в сапогах»).
2.«Мишенька и медведь» («Машенька и медведь»).

3.«Молодые яблоки» («Молодильные яблоки»).

4.«Сестрица Аленушка и братец Ивашка» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

5.«Принцесса на бобах» («Принцесса на горошине»).

6.«Гладкий утенок» («Гадкий утенок»).

7.«От страха глаза велики» («У страха глаза велики»).

Молодцы. Я вижу, что вы знаете сказки.

Как вы думаете, к какому творчеству относятся сказки? (Устное творчество). Какие виды устного творчества вы еще знаете? (Загадки, пословицы, поговорки, потешки, песни).

Многообразие сказок поражает. Какие бывают сказки? (Народные и авторские). Приведите примеры народных сказок с помощь нашей выставки. Приведите примеры авторских сказок с помощь нашей выставки. Бывают сказки бытовые (рассказывающие о жизни людей), волшебные, сказки о животных, сказки – анекдоты, сказки-загадки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: