Полное житие преподобного макария великого




КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО

Ро­дил­ся в Егип­те око­ло 301 го­да. С лю­бо­вью и усер­ди­ем по­слу­жил он сво­им ро­ди­те­лям в ста­ро­сти, ис­пол­няя за­по­ведь о по­чи­та­нии ро­ди­те­лей, и по кон­чине их сде­лал­ся со­вер­шен­но сво­бод­ным от жи­тей­ских за­бот. Под ру­ко­вод­ством опыт­но­го стар­ца-ино­ка пре­по­доб­ный Ма­ка­рий стал про­хо­дить без­молв­ное ино­че­ское жи­тие и ру­ко­де­лие. Сна­ча­ла он по­се­лил­ся в пу­стын­ном ме­сте неда­ле­ко от се­ле­ния, где жил, по­том пре­по­доб­ный пе­ре­се­лил­ся на Нит­рий­скую го­ру в Фа­ран­ской пу­стыне.

Про­жив три го­да в пу­стыне, он по­шел к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию Ве­ли­ко­му († 356 г.), от­цу еги­пет­ско­го мо­на­ше­ства, о ко­то­ром слы­шал, еще жи­вя в ми­ру, и го­рел же­ла­ни­ем его ви­деть. Пре­по­доб­ный ав­ва Ан­то­ний с лю­бо­вью при­нял бла­жен­но­го Ма­ка­рия, ко­то­рый сде­лал­ся его пре­дан­ным уче­ни­ком и по­сле­до­ва­те­лем. С ним пре­по­доб­ный Ма­ка­рий жил дол­гое вре­мя, а за­тем, по со­ве­ту свя­то­го ав­вы, уда­лил­ся в Скит­скую пу­сты­ню (в се­ве­ро-за­пад­ной ча­сти Егип­та) и там столь про­си­ял сво­и­ми по­дви­га­ми, что его ста­ли на­зы­вать «юно­шей-стар­цем», так как, ед­ва до­стиг­нув трид­ца­ти­лет­не­го воз­рас­та, он про­явил се­бя опыт­ным, зре­лым ино­ком. Здесь пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию при­хо­ди­лось бо­роть­ся с бе­са­ми день и ночь, и они во­пи­ли, что не мо­гут по­бе­дить его, по­то­му что он име­ет ве­ли­кое ору­жие — сми­ре­ние.

Ко­гда свя­то­му ис­пол­ни­лось 40 лет, он был по­свя­щен в сан свя­щен­ни­ка и по­став­лен на­сто­я­те­лем (ав­вой) ино­ков, жив­ших в Скит­ской пу­стыне. В эти го­ды пре­по­доб­ный Ма­ка­рий ча­сто по­се­щал ве­ли­ко­го Ан­то­ния, по­лу­чая от на­став­ле­ния в ду­хов­ных бе­се­дах. Вме­сте с дву­мя дру­ги­ми уче­ни­ка­ми пре­по­доб­но­го Ан­то­ния пре­по­доб­ный Ма­ка­рий спо­до­бил­ся при­сут­ство­вать при бла­жен­ной кон­чине его, и как некое бо­га­тей­шее на­сле­дие, по­лу­чил по­сох пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, ко­то­рым тот под­дер­жи­вал в до­ро­ге свое немощ­ное те­ло, удру­чен­ное ста­ро­стью и пост­ни­че­ски­ми по­дви­га­ми. Вме­сте с этим по­со­хом пре­по­доб­ный Ма­ка­рий при­нял су­гу­бо и дух Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, как неко­гда вос­при­нял та­ко­вой про­рок Ели­сей по­сле Илии про­ро­ка. Си­лой его ду­ха пре­по­доб­ный Ма­ка­рий со­тво­рил мно­гие див­ные чу­де­са. Од­на­жды пре­по­доб­ный Ма­ка­рий раз­го­ва­ри­вал с че­ре­пом глав­но­го язы­че­ско­го жре­ца, ко­то­рый рас­ска­зы­вал о сво­их му­че­ни­ях и о бо­лее тяж­ких и лю­тых, по­стиг­ших тех, кто по­знал имя Бо­жие, но от­верг Его и за­по­ве­ди Его не со­блю­дал.

По при­чине мно­же­ства при­хо­див­ше­го к нему на­ро­да, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий имел ма­ло вре­ме­ни, чтобы в уда­ле­нии пре­да­вать­ся бо­го­мыс­лию. По­это­му пре­по­доб­ный вы­ко­пал под сво­ей кел­ли­ей глу­бо­кую пе­ще­ру, дли­ной око­ло пол­ста­дии, ку­да и скры­вал­ся от по­сто­ян­но при­хо­дя­щих к нему и на­ру­ша­ю­щих его бо­го­мыс­лие и мо­лит­ву. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий до­стиг та­ко­го дерз­но­ве­ния в хож­де­нии пе­ред Бо­гом, что по его мо­лит­ве Гос­подь вос­кре­шал умер­ших. Несмот­ря на та­кую вы­со­ту до­стиг­ну­то­го бо­го­по­до­бия, он про­дол­жал со­хра­нять необык­но­вен­ное сми­ре­ние.

В го­ды цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Ва­лен­та ари­а­ни­на (364-378 гг.) пре­по­доб­ный Ма­ка­рий Ве­ли­кий вме­сте с пре­по­доб­ным Ма­ка­ри­ем Алек­сан­дрий­ским под­верг­ся пре­сле­до­ва­нию со сто­ро­ны ари­ан­ско­го епи­ско­па Лу­ки. Обо­их стар­цев схва­ти­ли и, по­са­див на ко­рабль, от­вез­ли на пу­стын­ный ост­ров, где жи­ли языч­ни­ки. Там, по мо­лит­вам свя­тых, по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние дочь жре­ца, по­сле че­го сам жрец и все жи­те­ли ост­ро­ва при­ня­ли свя­тое кре­ще­ние. Узнав о слу­чив­шем­ся, ари­ан­ский епи­скоп усты­дил­ся и раз­ре­шил стар­цам воз­вра­тить­ся в свои пу­сты­ни. Кро­тость, сми­ре­ние и ми­ло­сер­дие пре­по­доб­но­го пре­об­ра­жа­ли ду­ши че­ло­ве­че­ские. 60 лет про­вел св. Ма­ка­рий в мерт­вой для ми­ра пу­стыне. Бо­лее все­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный про­во­дил в бе­се­де с Бо­гом, ча­сто пре­бы­вая в со­сто­я­нии ду­хов­но­го вос­хи­ще­ния. Свой обиль­ный и по­движ­ни­че­ский опыт ав­ва пре­тво­рил в глу­бо­кие бо­го­слов­ские тво­ре­ния. 50 бе­сед и 7 по­движ­ни­че­ских слов оста­лись дра­го­цен­ным на­сле­ди­ем ду­хов­ной муд­ро­сти пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ве­ли­ко­го. Выс­шее бла­го и цель че­ло­ве­ка — со­еди­не­ние душ с Бо­гом, — ос­нов­ная мысль в тво­ре­ни­ях пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия.

Пре­по­доб­ный до­жил до 97 лет, неза­дол­го до кон­чи­ны († ок. 390-391 г.) ему яви­лись пре­по­доб­ные Ан­то­ний и Па­хо­мий, со­об­щив­шие ра­дост­ную весть о близ­ким пе­ре­хо­де его в бла­жен­ные небес­ные оби­те­ли. Пре­по­доб­ный на­чал при­го­тав­ли­вать­ся к сво­ей смер­ти. Через де­вять дней пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию явил­ся Хе­ру­вим со мно­же­ством Ан­ге­лов. Ко­гда свя­тая ду­ша пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия бы­ла взя­та Хе­ру­ви­мом и воз­нес­лась им на небо, неко­то­рые из от­цов мыс­лен­ны­ми оча­ми ви­де­ли, что воз­душ­ные бе­сы в от­да­ле­нии сто­я­ли и во­пи­ли, что из­бе­жал их св. Ма­ка­рий.

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО

Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий Еги­пет­ский[1] ро­дил­ся в еги­пет­ской стране, в се­ле­нии, но­сив­шем на­зва­ние Пти­на­пор[2]. Они бы­ли со­имен­ные древним свя­тым пра­от­цам — Ав­ра­аму и Сар­ре, ибо отец пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия на­зы­вал­ся Ав­ра­амом (он был пре­сви­те­ром), мать же Ма­ка­рия но­си­ла имя Сар­ра. Так как су­пру­же­ство ро­ди­те­лей Ма­ка­рия бы­ло неплод­ным, то они ре­ши­ли про­во­дить це­ло­муд­рен­ную жизнь, впро­чем, не раз­лу­ча­ясь друг с дру­гом, а про­жи­вая вме­сте. Итак, в те­че­ние мно­гих лет жи­ли ро­ди­те­ли Ма­ка­рия, со­еди­нен­ные ду­хов­ным со­жи­ти­ем, а не плот­ским. Они укра­ша­ли свою жизнь воз­дер­жа­ни­ем и по­стом, ча­сты­ми мо­лит­ва­ми, неослаб­ным бде­ни­ем, щед­рою раз­да­чею ми­ло­сты­ни, стран­но­при­им­ством и мно­ги­ми дру­ги­ми доб­ро­де­те­ля­ми. В то вре­мя, по Бо­же­ствен­но­му про­из­во­ле­ние, на­па­ли на Еги­пет вар­ва­ры, ко­то­рые раз­гра­би­ли все иму­ще­ство жи­те­лей Егип­та. Вме­сте с дру­ги­ми и ро­ди­те­ли Ма­ка­рия ли­ши­лись все­го сво­е­го иму­ще­ства, по­че­му хо­те­ли да­же уда­лить­ся из сво­е­го оте­че­ства в ка­кую ли­бо иную стра­ну. Но од­на­жды но­чью, ко­гда отец Ма­ка­рия — Ав­ра­ам спал, явил­ся ему во сне Свя­той пат­ри­арх Ав­ра­ам, в ви­де по­чтен­но­го, убе­лен­но­го се­ди­на­ми, стар­ца в бле­стя­щей одеж­де. Явив­ший­ся Свя­той пат­ри­арх уте­шал Ав­ра­ама в его несча­стии, по­веле­вая ему упо­вать на Гос­по­да и не от­лу­чать­ся из пре­де­лов еги­пет­ских, но пе­ре­се­лить­ся в се­ле­ние Пти­на­пор, на­хо­дя­ще­е­ся в той же стране. При этом пат­ри­арх Ав­ра­ам пред­ска­зал ро­ди­те­лю Ма­ка­рия, что Бог ско­ро бла­го­сло­вит его рож­де­ни­ем сы­на, как неко­гда бла­го­сло­вил Он са­мо­го пат­ри­ар­ха Ав­ра­ама, ко­гда он был при­шель­цем в зем­ле Ха­на­ан­ской, дав ему сы­на в ста­ро­сти (Быт. 21:2). Про­бу­див­шись от сна, пре­сви­тер Ав­ра­ам пе­ре­ска­зал быв­шее ему ви­де­ние жене сво­ей Сар­ре, и они оба воз­да­ли хва­лу Бо­гу. Немед­лен­но по­сле се­го Ав­ра­ам и Сар­ра пе­ре­се­ли­лись в ука­зан­ное се­ле­ние Пти­на­пор, ко­то­рое на­хо­ди­лось в неда­ле­ком рас­сто­я­нии от пу­сты­ни Нит­рий­ской. Все это про­изо­шло по Бо­же­ствен­но­му про­из­во­ле­нию, дабы имев­ший ро­дить­ся от них сын — пре­по­доб­ный Ма­ка­рий — силь­нее воз­лю­бил пу­стын­ни­че­ское жи­тие, ко­е­му он пре­дал­ся, как мы уви­дим впо­след­ствии, всей ду­шой. Во вре­мя жи­тель­ства ро­ди­те­лей Ма­ка­рия в се­ле­нии Пти­на­пор, слу­чи­лось, что отец Ма­ка­рия — Ав­ра­ам так силь­но за­бо­лел, что был бли­зок к смер­ти. Од­на­жды но­чью, ко­гда он ле­жал на од­ре бо­лез­ни, он уви­дел, в сон­ном ви­де­нии, буд­то ан­гел Гос­по­день вы­шел из ал­та­ря в хра­ме, где слу­жил Ав­ра­ам, и, при­бли­зив­шись к нему, ска­зал:

— Ав­ра­ам, Ав­ра­ам! встань с од­ра тво­е­го.

Ав­ра­ам от­ве­чал ан­ге­лу:

— Я бо­лен, гос­по­дин, и по­то­му не мо­гу встать.

То­гда ан­гел, взяв боль­но­го за ру­ку, с кро­то­стью ска­зал ему:

— Бог по­ми­ло­вал те­бя, Ав­ра­ам: Он ис­це­ля­ет те­бя от бо­лез­ни тво­ей и да­ру­ет те­бе Свое бла­го­во­ле­ние, ибо же­на твоя Сар­ра ро­дит сы­на, со­имен­но­го бла­жен­ству. Он бу­дет жи­ли­щем свя­то­го Ду­ха, ибо в ан­гель­ском об­ра­зе бу­дет жить на зем­ле и мно­гих при­ве­дет к Бо­гу.

Про­бу­див­шись по­сле се­го ви­де­ния, Ав­ра­ам по­чув­ство­вал се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым; ис­пол­нив­шись стра­ха и ра­до­сти, он тот­час рас­ска­зал сво­ей жене Сар­ре все, что он ви­дел в ви­де­нии и что го­во­рил ему ан­гел. Ис­тин­ность же се­го ви­де­ния удо­сто­ве­ря­лась вне­зап­ным ис­це­ле­ни­ем его от тяж­кой бо­лез­ни. И оба они, Ав­ра­ам и Сар­ра, воз­бла­го­да­ри­ли пре­ми­ло­сер­до­го Гос­по­да Бо­га. Вско­ре по­сле это­го Сар­ра за­ча­ла в ста­ро­сти, и, по про­ше­ствии опре­де­лен­но­го вре­ме­ни, у нее ро­дил­ся ре­бе­нок муж­ско­го по­ла, ко­то­ро­му на­рек­ли имя Ма­ка­рий, что зна­чит «бла­жен­ный», и про­све­ти­ли его свя­тым кре­ще­ни­ем.

Ко­гда от­рок Ма­ка­рий до­стиг со­вер­шен­но­го воз­рас­та и на­учил­ся ра­зу­ме­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ро­ди­те­ли его, как бы за­быв пред­ска­зан­ное о нем ан­ге­лом, явив­шим­ся в ви­де­нии Ав­ра­аму, по­же­ла­ли, чтобы Ма­ка­рий всту­пил в су­пру­же­ство, хо­тя сам Ма­ка­рий не имел к это­му ни­ка­ко­го же­ла­ния. На­про­тив, он все­ми си­ла­ми про­ти­вил­ся уго­во­ру сво­их ро­ди­те­лей, же­лая об­ру­чить­ся еди­ной нетлен­ной неве­сте — чи­стой и непо­роч­ной дев­ствен­ной жиз­ни. Од­на­ко, под­чи­ня­ясь во­ле ро­ди­те­лей, Ма­ка­рий по­ви­но­вал­ся им, пре­дав все­го се­бя в ру­ки Гос­по­да и на­де­ясь, что Он ука­жет ему даль­ней­ший путь жиз­ни. По со­вер­ше­нии брач­но­го пи­ра, ко­гда но­во­брач­ные бы­ли вве­де­ны в брач­ную ком­на­ту, Ма­ка­рий при­тво­рил­ся боль­ным и не при­кос­нул­ся к сво­ей неве­сте, от глу­би­ны сво­е­го серд­ца мо­лясь еди­но­му ис­тин­но­му Бо­гу и на Него воз­ла­гая свое упо­ва­ние, дабы Гос­подь в ско­ром вре­ме­ни да­ро­вал ему оста­вить мир­скую жизнь и сде­лать­ся ино­ком. Спу­стя несколь­ко дней, слу­чи­лось од­но­му из род­ствен­ни­ков Ма­ка­рия от­пра­вить­ся на Нит­рий­скую го­ру[3], чтобы при­не­сти от­ту­да се­лит­ры, ко­то­рая на­хо­ди­лась там в гро­мад­ном ко­ли­че­стве, от че­го и са­мая го­ра но­си­ла на­зва­ние «Нит­рий­ская». По же­ла­нию сво­их ро­ди­те­лей, от­пра­вил­ся вме­сте с ним и Ма­ка­рий. При­дя, по до­ро­ге ту­да, к Нит­рий­ско­му озе­ру, Ма­ка­рий ото­шел от сво­их спут­ни­ков в сто­ро­ну, же­лая немно­го от­дох­нуть от пу­ти, и за­снул. И вот, в сон­ном ви­де­нии, пред ним пред­стал некий див­ный муж, бли­ста­ю­щие све­том, ко­то­рый ска­зал Ма­ка­рию:

— Ма­ка­рий! Взгля­ни на эти пу­стын­ные ме­ста и вни­ма­тель­но рас­смот­ри их, ибо те­бе пред­на­зна­че­но по­се­лить­ся здесь.

Про­бу­див­шись от сна, Ма­ка­рий стал раз­мыш­лять о ска­зан­ном ему в ви­де­нии, и был в недо­уме­нии от­но­си­тель­но то­го, что с ним про­изой­дет. В то вре­мя еще ни­кто не се­лил­ся в пу­стыне, кро­ме Ан­то­ния Ве­ли­ко­го и ни­ко­му неиз­вест­но­го пу­стын­ни­ка Пав­ла Фивей­ско­го, под­ви­зав­ше­го­ся где-то во внут­рен­ней пу­стыне и ви­ден­но­го лишь од­ним Ан­то­ни­ем. Ко­гда, по­сле трех­днев­но­го пу­те­ше­ствия к Нит­рий­ской го­ре, Ма­ка­рий со спут­ни­ка­ми воз­вра­тил­ся до­мой, то за­стал свою су­пру­гу стра­да­ю­щей та­кой силь­ной го­ряч­кой, что она на­хо­ди­лась уже при смер­ти. Вско­ре она скон­ча­лась на гла­зах Ма­ка­рия, непо­роч­ной дев­ствен­ни­цей отой­дя в веч­ную жизнь. Ма­ка­рий воз­бла­го­да­рил Бо­га, что Он спо­до­бил его ви­деть кон­чи­ну же­ны и в на­зи­да­ние се­бе так раз­мыш­лял и о сво­ей смер­ти:

— Вни­май се­бе, Ма­ка­рий, — го­во­рил он, — и имей по­пе­че­ние о сво­ей ду­ше, ибо и те­бе вско­ре пред­сто­ит оста­вить эту зем­ную жизнь.

И с се­го вре­ме­ни Ма­ка­рий уже не стал за­бо­тить­ся ни о чем зем­ном, непре­стан­но пре­бы­вая в хра­ме Гос­под­нем и за­ни­ма­ясь чте­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния.

Ро­ди­те­ли Ма­ка­рия, ви­дя, ка­кой об­раз жиз­ни он ве­дет, не осме­ли­ва­лись уже в при­сут­ствии его упо­ми­нать да­же име­ни жен­ско­го, но весь­ма ра­до­ва­лись та­ко­вой его це­ло­муд­рен­ной жиз­ни. Меж­ду тем Ав­ра­ам, отец Ма­ка­рия, всту­пил уже в пре­клон­ные ле­та и сде­лал­ся силь­но бо­лен, так что от ста­ро­сти и бо­лез­ни ли­шил­ся зре­ния. Бла­жен­ный Ма­ка­рий с лю­бо­вью и усер­ди­ем уха­жи­вал за сво­им пре­ста­ре­лым и боль­ным от­цом. Вско­ре ста­рец ото­шел к Гос­по­ду, а спу­стя шесть ме­ся­цев по­сле его кон­чи­ны скон­ча­лась о Гос­по­де и Сар­ра, мать Ма­ка­рия. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий по­хо­ро­нил ро­ди­те­лей сво­их обыч­ным хри­сти­ан­ским по­гре­бе­ни­ем, и сде­лал­ся со­вер­шен­но сво­бод­ным от уз пло­ти, раз­дав по­сле по­гре­бе­ния их все свое иму­ще­ство бед­ным на по­мин ду­ши по­чив­ших. На серд­це Ма­ка­рия бы­ла ве­ли­кая пе­чаль, что те­перь он уже не име­ет ни­ко­го, ко­му он мог бы от­крыть свою тай­ну и по­лу­чить доб­рый со­вет для Бо­го­угод­ной жиз­ни. По­се­му он усерд­но стал мо­лить­ся Бо­гу, чтобы Он по­слал ему доб­ро­го на­став­ни­ка, ко­то­рый ру­ко­вод­ство­вал бы его на пу­ти к спа­се­нию.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя, на­сту­пил день празд­но­ва­ния па­мя­ти од­но­го свя­то­го, в честь ко­то­ро­го, по обы­чаю сво­их ро­ди­те­лей, и Ма­ка­рий по­же­лал устро­ить празд­ник. В ви­ду се­го, он при­го­то­вил обед, пред­на­зна­чая его не столь­ко для сво­их со­се­дей, сколь­ко для ни­щих и убо­гих. При­сут­ствуя в этот день за цер­ков­ным Бо­го­слу­же­ни­ем, Ма­ка­рий уви­дал од­но­го по­чтен­но­го стар­ца — ино­ка, во­шед­ше­го в храм. Инок этот имел длин­ные се­дые во­ло­сы и бо­ро­ду, до­хо­див­шую по­чти до по­я­са; ли­цо его бы­ло блед­но от про­дол­жи­тель­но­го по­ста; весь же вид его был бла­го­ле­пен, ибо и внут­рен­ний его ду­шев­ный об­раз был укра­шен кра­со­тою доб­ро­де­те­лей. Этот ста­рец про­жи­вал невда­ле­ке от се­ле­ния Пти­на­пор в пу­стын­ном ме­сте, где он имел от­шель­ни­че­скую ке­лью. Он ни­ко­гда ни­ко­му не по­ка­зы­вал­ся из лю­дей, и лишь в на­сто­я­щий день, по Бо­же­ствен­но­му устро­е­нию, при­шел в на­хо­дя­щу­ю­ся в се­ле­нии цер­ковь, чтобы при­ча­стить­ся Пре­чи­стых Хри­сто­вых Та­ин. По окон­ча­нии Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, Ма­ка­рий упро­сил се­го ино­ка прид­ти к нему в дом на об­щую тра­пе­зу. По­сле тра­пезы, ко­гда все при­гла­шен­ные Ма­ка­ри­ем разо­шлись по до­мам, Ма­ка­рий за­дер­жал ино­ка и, от­ве­дя его в уеди­нен­ное ме­сто, при­пал к но­гам стар­ца и ска­зал ему:

— От­че! поз­воль мне зав­тра утром прид­ти к те­бе, ибо я хо­чу спро­сить тво­е­го опыт­но­го со­ве­та от­но­си­тель­но даль­ней­шей мо­ей жиз­ни!

— При­хо­ди, ча­до, — от­ве­чал ста­рец, — ко­гда же­ла­ешь — и с эти­ми сло­ва­ми ушел от Ма­ка­рия.

На дру­гой День ра­но утром Ма­ка­рий при­шел к стар­цу и от­крыл ему тай­ну сво­е­го серд­ца, что он же­ла­ет все­ми сво­и­ми си­ла­ми ра­бо­тать для Гос­по­да, и вме­сте усерд­но про­сил стар­ца на­учить его, что ему де­лать для спа­се­ния ду­ши сво­ей. Ду­ше­по­лез­ны­ми бе­се­да­ми ста­рец в те­че­ние це­ло­го дня удер­жал Ма­ка­рия у се­бя, и ко­гда за­шло солн­це, они вку­си­ли немно­го хле­ба с со­лью, и ста­рец по­ве­лел Ма­ка­рий лечь спать. Сам же ста­рец стал на мо­лит­ву, устре­мив ум свой го­ре; при на­ступ­ле­нии глу­бо­кой но­чи, он при­шел в вос­тор­жен­ное со­сто­я­ние и уви­дел со­бор ино­ков, оде­тых в бе­лые одеж­ды и име­ю­щих кры­лья. Они об­хо­ди­ли во­круг спя­ще­го Ма­ка­рия и го­во­ри­ли:

— Встань, Ма­ка­рий, и нач­ни, ука­зан­ное те­бе Бо­гом, слу­же­ние; не от­кла­ды­вай это­го на дру­гое вре­мя, ибо ле­ни­вый по­сту­па­ет небла­го­ра­зум­но, а неле­ни­вый за­ра­ба­ты­ва­ет и его пла­ту.

Это свое ви­де­ние Свя­той ста­рец на утро рас­ска­зал Ма­ка­рию и, от­пус­кая его от се­бя, сде­лал ему та­кое на­став­ле­ние:

— Ча­до! что име­ешь на­ме­ре­ние сде­лать, де­лай ско­рее, по­то­му что Бог при­зы­ва­ет те­бя для спа­се­ния мно­гих. По­се­му с на­сто­я­ще­го вре­ме­ни не будь ле­но­стен на де­ла бо­го­угод­ные!

Пре­по­дав еще Ма­ка­рий на­став­ле­ния от­но­си­тель­но мо­лит­вы, бде­ния и по­ста, ста­рец от­пу­стил его с ми­ром. Воз­вра­тив­шись от стар­ца до­мой, бла­жен­ный Ма­ка­рий роз­дал бед­ным все свое иму­ще­ство, не оста­вив се­бе ни­че­го да­же для на­сущ­ных по­треб­но­стей. Осво­бо­див­шись, та­ким об­ра­зом, от всех жи­тей­ских за­бот и сде­лав­шись и сам как бы ни­щим, Ма­ка­рий сно­ва при­шел к стар­цу, для то­го, чтобы все­це­ло пре­дать­ся дав­но же­ла­е­мо­му им слу­же­нию Гос­по­ду. Ста­рец с лю­бо­вью при­нял сми­рен­но­го юно­шу, по­ка­зал ему на­чат­ки без­молв­но­го ино­че­ско­го жи­тия и обу­чил его обыч­но­му ино­че­ско­му ру­ко­де­лью — пле­те­нию кор­зин. При этом ста­рец устро­ил для Ма­ка­рия от­дель­ную ке­лью в неда­ле­ком рас­сто­я­нии от сво­ей, ибо сам лю­бил в уеди­не­нии слу­жить Гос­по­ду. Во вновь устро­ен­ную ке­лью он от­вел сво­е­го но­во­го уче­ни­ка, вновь пре­по­дав ему необ­хо­ди­мые на­став­ле­ния о мо­лит­ве, пи­ще и ру­ко­де­лии. Так бла­жен­ный Ма­ка­рий, с по­мо­щью Бо­жьей, на­чал про­хо­дить труд­ное ино­че­ское слу­же­ние и День ото дня пре­успе­вал в ино­че­ских по­дви­гах. Спу­стя несколь­ко вре­ме­ни, в се­ле­ние Пти­на­пор слу­чи­лось прид­ти епи­ско­пу той стра­ны, и он, узнав от жи­те­лей се­ле­ния о по­дви­гах бла­жен­но­го Ма­ка­рия, при­звал его к се­бе и, про­тив его же­ла­ния, по­ста­вил кли­ри­ком мест­ной церк­ви, хо­тя Ма­ка­рий был еще мо­лод. Но Свя­той Ма­ка­рий, тя­го­тясь долж­но­стью кли­ри­ка, ко­то­рая на­ру­ши­ла его без­молв­ное жи­тие, спу­стя несколь­ко дней, убе­жал от­ту­да и по­се­лил­ся в пу­стын­ном ме­сте око­ло дру­го­го се­ле­ния. Сю­да к нему при­шел один бла­го­го­вей­ный че­ло­век про­сто­го зва­ния, ко­то­рый и стал слу­жить Ма­ка­рию, про­да­вая его ру­ко­де­лья и по­ку­пая на вы­ру­чен­ные день­ги ему пи­щу. Нена­вист­ник вся­ко­го добра — дья­вол, ви­дя, как он по­беж­да­ет­ся юным ино­ком, за­мыс­лил про­тив него брань и стал уси­лен­но во­е­вать с ним, строя про­тив него мно­го­раз­лич­ные коз­ни, ино­гда вну­шая ему гре­хов­ные по­мыс­лы, ино­гда же на­па­дая на него в об­ра­зе раз­ных стра­ши­лищ. Ко­гда Ма­ка­рий бодр­ство­вал но­чью, стоя на мо­лит­ве, дья­вол до са­мо­го ос­но­ва­ния по­тря­сал его ке­лью, а ино­гда, пре­вра­тив­шись в змее, пол­зал по зем­ле и с яро­стью устрем­лял­ся на свя­то­го. Но бла­жен­ный Ма­ка­рий, ограж­дая се­бя мо­лит­вою и крест­ным зна­ме­ни­ем, ни за что счи­тал коз­ни дья­во­ла, вос­кли­цая, как неко­гда Да­вид:

«Не убо­ишь­ся ужа­сов в но­чи, стре­лы, ле­тя­щей днем, яз­вы, хо­дя­щей во мра­ке» (Пс. 90:5).

То­гда дья­вол, не имея воз­мож­но­сти по­бе­дить непо­бе­ди­мо­го, изоб­рел про­тив него но­вую хит­рость, Один из жи­те­лей то­го се­ле­ния, близ ко­то­ро­го под­ви­зал­ся Ма­ка­рий, имел дочь — де­ви­цу, ко­то­рую один юно­ша, так­же жив­ший в этом се­ле­нии, про­сил от­дать се­бе в же­ны. Но так как юно­ша был очень бе­ден и при­том про­сто­го зва­ния, то ро­ди­те­ли де­ви­цы не со­гла­ша­лись от­дать в за­му­же­ство за него свою дочь, хо­тя са­ма де­ви­ца и лю­би­ла то­го юно­шу. Спу­стя несколь­ко вре­ме­ни, де­ви­ца ока­за­лась непразд­ною. Ко­гда она ста­ла спра­ши­вать юно­шу, ка­кой ей дать от­вет сво­им ро­ди­те­лям, то по­след­ний, на­уча­е­мый учи­те­лем зло­бы — дья­во­лом, го­во­рил ей:

— Ска­жи, что это сде­лал с то­бою жи­ву­щий око­ло нас от­шель­ник.

Де­ви­ца по­слу­ша­лась ко­вар­но­го со­ве­та, и обост­ри­ла про­тив невин­но­го ино­ка свой язык, как бы зме­и­ный. И вот, ко­гда ро­ди­те­ли за­ме­ти­ли, что де­ви­ца долж­на быть ма­те­рью, то с по­бо­я­ми ста­ли ее спра­ши­вать, кто ви­нов­ник ее па­де­ния. Де­ви­ца то­гда от­ве­ча­ла:

— В этом ви­но­вен от­шель­ник ваш, ко­то­ро­го вы счи­та­е­те свя­тым. Как-то раз, ко­гда я на­хо­ди­лась за се­ле­ни­ем и по­до­шла к то­му ме­сту, где он жи­вет, от­шель­ник встре­тил ме­ня на до­ро­ге и сде­лал на­до мною на­си­лие, а я из-за стра­ха и сты­да ни­ко­му не ска­за­ла об этом до се­го вре­ме­ни.

Уязв­лен­ные эти­ми сло­ва­ми де­ви­цы как бы стре­ла­ми, ро­ди­те­ли и род­ствен­ни­ки ее все вме­сте бро­си­лись к жи­ли­щу свя­то­го с гром­ки­ми кри­ка­ми и бран­ны­ми сло­ва­ми. Вы­та­щив Ма­ка­рия из ке­льи, они дол­го его би­ли, и по­том при­ве­ли с со­бою в се­ле­ние. Здесь, со­брав мно­же­ство раз­би­тых со­су­дов и че­реп­ков и свя­зав их ве­рев­кою, по­ве­си­ли свя­то­му на шею и в та­ком ви­де во­ди­ли его по все­му се­ле­нию, без ми­ло­сер­дия над­ру­га­ясь над ним, на­но­ся ему по­бои, тол­кая его, тер­зая за во­ло­сы и уда­ряя но­га­ми. При этом они вос­кли­ца­ли:

— Этот мо­нах осквер­нил на­шу де­ви­цу, бей­те его все!

Слу­чи­лось в это вре­мя про­хо­дить ми­мо од­но­му бла­го­ра­зум­но­му че­ло­ве­ку. Уви­дев про­ис­хо­дя­щее, он ска­зал бью­щим свя­то­го:

— Дол­го ли вы бу­де­те бить невин­но­го стран­ству­ю­ще­го ино­ка, до­сто­вер­но не узнав, спра­вед­ли­во ли об­ви­не­ние про­тив него? Я ду­маю, что это ис­ку­ша­ет вас дья­вол.

Но они, не слу­шая слов се­го му­жа, про­дол­жа­ли ис­тя­зать свя­то­го. Меж­ду тем, тот че­ло­век, ко­то­рый ра­ди Бо­га слу­жил Ма­ка­рию, про­да­вая его ру­ко­де­лие, шел в от­да­ле­нии от свя­то­го и горь­ко пла­кал, не бу­дучи в со­сто­я­нии вос­пре­пят­ство­вать бить свя­то­го и осво­бо­дить Ма­ка­рия из рук тех, ко­то­рые «как псы окру­жи­ли его» (Пс. 21:17). А бью­щие свя­то­го, обер­нув­шись, бро­са­лись с бра­нью, и угро­за­ми и на это­го че­ло­ве­ка.

— Вот, что сде­лал, — кри­ча­ли они, — от­шель­ник, ко­то­ро­му ты слу­жишь! — и про­дол­жа­ли бить Ма­ка­рия пал­ка­ми, по­ка не удо­вле­тво­ри­ли сво­ей яро­сти и гне­ва; и Ма­ка­рий остал­ся по­лу­мерт­вый на до­ро­ге. Ро­ди­те­ли же де­ви­цы не хо­те­ли и те­перь его оста­вить, но го­во­ри­ли:

— Не пу­стим его до тех пор, по­ка он не пред­ста­вит нам по­ру­чи­те­лей в том, что он бу­дет кор­мить на­шу дочь, ко­то­рую он обес­че­стил.

Еле пе­ре­во­дя дух, Ма­ка­рий про­сил слу­жив­ше­го ему че­ло­ве­ка;

— Друг! будь за ме­ня по­ру­чи­те­лем.

По­след­ний, го­то­вый да­же уме­реть за свя­то­го, по­ру­чил­ся за него, и, взяв Ма­ка­рия, со­вер­шен­но обес­силев­ше­го от ран, с ве­ли­ким уси­ли­ем от­вел его в ке­лью. Несколь­ко опра­вив­шись от ран, Ма­ка­рий стал уси­лен­нее тру­дить­ся над сво­им ру­ко­де­ли­ем, го­во­ря сам се­бе так:

— Ты те­перь, Ма­ка­рий, име­ешь же­ну и де­тей, и по­се­му те­бе необ­хо­ди­мо ра­бо­тать День и ночь, дабы до­став­лять им необ­хо­ди­мое про­пи­та­ние.

Де­лая кор­зи­ны, он про­да­вал их чрез ука­зан­но­го че­ло­ве­ка, а вы­ру­чен­ные день­ги от­сы­лал на про­корм­ле­ние де­ви­це. Ко­гда же ей на­сту­пи­ло вре­мя рож­дать, то ее по­стиг пра­вед­ный суд Бо­жий за то, что она окле­ве­та­ла невин­но­го свя­то­го. Дол­го она не мог­ла раз­ре­шить­ся от бре­ме­ни и стра­да­ла мно­гие дни и но­чи, горь­ко пла­ча от весь­ма силь­ной бо­ли. При ви­де та­ких ее му­че­ний, стра­да­ли вме­сте с нею и ро­ди­те­ли ее и в недо­уме­нии спра­ши­ва­ли ее:

— Что это слу­чи­лось с то­бой?

То­гда де­ви­ца, хо­тя и силь­но не же­ла­ла то­го, при­нуж­де­на бы­ла от­крыть ис­ти­ну. С гром­ки­ми воп­ля­ми она ска­за­ла:

— О, го­ре мне ока­ян­ной! Я до­стой­на ужас­но­го на­ка­за­ния за то, что окле­ве­та­ла пра­вед­ни­ка, ска­зав, что он ви­нов­ник мо­е­го па­де­ния. Не он ви­нов­ник се­го, но тот юно­ша, ко­то­рый хо­тел же­нить­ся на мне.

Слы­ша вопли де­ви­цы, ро­ди­те­ли ее и род­ствен­ни­ки, на­хо­див­ши­е­ся око­ло нее, бы­ли силь­но по­ра­же­ны ее сло­ва­ми; и на­пал на них силь­ный страх, и они весь­ма усты­ди­лись, что дерз­ну­ли так оскор­бить невин­но­го ино­ка, слу­жи­те­ля Гос­под­ня. В стра­хе они взы­ва­ли: «го­ре нам!» Меж­ду тем весть о про­ис­шед­шем раз­нес­лась по все­му то­му се­ле­нию, и все жи­те­ли его, от ма­ла до ве­ли­ка, стек­лись к до­му, где жи­ла де­ви­ца. Услы­шав там вопли де­ви­цы, что от­шель­ник неви­но­вен в ее по­зо­ре, жи­те­ли силь­но уко­ря­ли се­бя и весь­ма скор­бе­ли, что бес ми­ло­сер­дия все они би­ли свя­то­го. По­со­ве­то­вав­шись с ро­ди­те­ля­ми де­ви­цы, все они ре­ши­лись пой­ти к пре­по­доб­но­му Ма­ка­рий и с пла­чем при­пасть к его но­гам, про­ся про­ще­ния, дабы не по­стиг их гнев Бо­жий за то, что они оскор­би­ли невин­но­го че­ло­ве­ка. Узнав та­кое ре­ше­ние их, при­слу­жи­ва­ю­щие Ма­ка­рий муж, ко­то­рый и по­ру­чил­ся за него, быст­ро по­бе­жал к нему, и ра­дост­но ска­зал ему:

— Ра­дуй­ся, от­че Ма­ка­рий! — счаст­лив и ра­до­стен ны­неш­ний день для нас, ибо Бог се­го­дня преж­нее твое по­но­ше­ние и бес­че­стие из­ме­нил в про­слав­ле­ние. И мне уже не на­доб­но бо­лее быть по­ру­чи­те­лем за те­бя, ибо ты ока­зал­ся бес­страст­ным, пра­вед­ным и пре­слав­ным невин­ным стра­даль­цем. Се­го­дня суд Бо­жий по­стиг ту, ко­то­рая неспра­вед­ли­во об­ви­ни­ла те­бя и окле­ве­та­ла те­бя неви­нов­но­го. Она не мо­жет раз­ре­шить­ся от бре­ме­ни, и при­зна­лась, что не ты ви­нов­ник ее па­де­ния, но один юно­ша. Те­перь все жи­те­ли се­ле­ния, от ма­ла до ве­ли­ка, хо­тят прид­ти к те­бе с по­ка­я­ни­ем, дабы про­сла­вить Бо­га за твое це­ло­муд­рие и тер­пе­ние и ис­про­сить у те­бя про­ще­ния, чтобы не по­стиг­ло их ка­кое-ли­бо на­ка­за­ние от Гос­по­да за то, что они неспра­вед­ли­во те­бя оскор­би­ли.

С при­скор­би­ем вы­слу­шал сло­ва это­го че­ло­ве­ка сми­рен­ный Ма­ка­рий: он не же­лал по­че­сти и сла­вы от лю­дей, ибо ему го­раз­до при­ят­нее бы­ло при­ни­мать от лю­дей бес­че­стие, неже­ли честь; по­се­му, с на­ступ­ле­ни­ем но­чи, он встал и уда­лил­ся из тех мест, пой­дя, преж­де все­го, на Нит­рий­скую го­ру, где он неко­гда имел во сне ви­де­ние. Про­жив там три го­да в од­ной пе­ще­ре, он по­шел к Ан­то­нию Ве­ли­ко­му, пост­ни­че­ски под­ви­зав­ше­му­ся в пу­стыне Фа­ран­ской[4], ибо Ма­ка­рий уже дав­но слы­шал о нем, еще то­гда, ко­гда он жил в ми­ре, и силь­но же­лал его ви­деть. При­ня­тый с лю­бо­вью пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем, Ма­ка­рий со­драл­ся ис­крен­ней­шим уче­ни­ком его и про­жил у него в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни, по­лу­чая на­став­ле­ния для со­вер­шен­ной доб­ро­де­тель­ной жиз­ни и ста­ра­ясь во всем под­ра­жать от­цу сво­е­му. По­том, по со­ве­ту пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, Ма­ка­рий уда­лил­ся для уеди­нен­ной жиз­ни в скит­скую пу­сты­ню[5], где он так про­си­ял по­дви­га­ми и столь пре­успел в ино­че­ской жиз­ни, что пре­вос­хо­дил мно­гих бра­тии и по­лу­чил от них на­зва­ние «юно­ша ста­рец», так как, несмот­ря на мо­ло­дость свою, об­на­ру­жил вполне стар­че­скую жизнь. Здесь Ма­ка­рию при­хо­ди­лось бо­роть­ся с бе­са­ми и день и ночь. Ино­гда бе­сы яв­но, об­ра­тив­шись в раз­лич­ные стра­ши­ли­ща, с яро­стью устрем­ля­лись на пре­по­доб­но­го, ино­гда в ви­де во­ору­жен­ных во­и­нов, си­дя­щих на ко­нях и ска­чу­щих на сра­же­ние; с ве­ли­ким кри­ком, ужас­ным воп­лем и шу­мом устрем­ля­лись они на свя­то­го, как бы со­би­ра­ясь его умерт­вить. Ино­гда же бе­сы воз­дви­га­ли про­тив свя­то­го неви­ди­мую брань, вну­шая ему раз­лич­ные страст­ные и нечи­стые по­мыс­лы, раз­ны­ми хит­ры­ми спо­со­ба­ми ста­ра­ясь по­ко­ле­бать эту твер­дую сте­ну, устро­ен­ную Хри­стом и ра­зо­рить ее. Од­на­ко они ни­сколь­ко не мог­ли пре­одо­леть се­го му­же­ствен­но­го бор­ца ис­ти­ны, ко­то­рый имел сво­им по­мощ­ни­ков Бо­га и, как Да­вид, вос­кли­цал:

«Иные ко­лес­ни­ца­ми (с ору­жи­ем), иные ко­ня­ми, а я име­нем Гос­по­да Бо­га на­ше­го хва­люсь: они по­ко­ле­ба­лись и па­ли, с Бо­гом я ока­жу си­лу» (Пс. 19:8-9, 59:14) и Он уни­что­жить всех вра­гов мо­их — бе­сов, столь сви­ре­по на­па­да­ю­щих на ме­ня.

Од­на­жды но­чью спя­ще­го Ма­ка­рия окру­жи­ло мно­же­ство бе­сов, ко­то­рые бу­ди­ли его и го­во­ри­ли:

— Встань, Ма­ка­рий, и пой с на­ми, а не спи.

Пре­по­доб­ный же, ура­зу­мев, что это бе­сов­ское ис­ку­ше­ние, не вста­вал, но, ле­жа, го­во­рил бе­сам:

«Иди­те от Ме­ня, про­кля­тые, в огонь веч­ный, уго­то­ван­ный от­цу ва­ше­му диа­во­лу» (Мф. 25:41) и вам.

Но они го­во­ри­ли:

— За­чем ты оскорб­ля­ешь нас, Ма­ка­рий, по­но­ся нас та­ки­ми сло­ва­ми?

— Раз­ве, мо­жет быть, — воз­ра­зил пре­по­доб­ный, — чтобы кто-ли­бо из бе­сов про­буж­дал ко­го-ни­будь для мо­лит­вы и сла­во­сло­вия Бо­жье­го или на­став­лял в доб­ро­де­тель­ной жиз­ни?

Но бе­сы про­дол­жа­ли при­зы­вать его на мо­лит­ву, и в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни не мог­ли се­го сде­лать. То­гда, ис­пол­нив­шись яро­сти и не вы­но­ся пре­не­бре­же­ния от Ма­ка­рия, они во мно­же­стве устре­ми­лись на него и ста­ли на­но­сить ему по­бои. Свя­той же возо­пил к Гос­по­ду:

— По­мо­ги мне, Хри­сте Бо­же мой, и «окру­жа­ешь ме­ня ра­до­стя­ми из­бав­ле­ния, ибо псы окру­жи­ли ме­ня, рас­кры­ли на ме­ня пасть свою» (Пс. 31:7, 21:14, 17-18).

И вне­зап­но все мно­же­ство бе­сов ис­чез­ло с ве­ли­ким шу­мом.

В дру­гой раз слу­чи­лось, что Ма­ка­рий на­брал в пу­стыне мно­го паль­мо­вых вет­вей для пле­те­ния кор­зин и нес их в свою ке­лью. На пу­ти его встре­тил дья­вол с сер­пом и хо­тел уда­рить свя­то­го, но не мог. То­гда он ска­зал Ма­ка­рию:

— Ма­ка­рий! Из-за те­бя я терп­лю ве­ли­кую скорбь, по­то­му что не в со­сто­я­нии по­бе­дить те­бя. Вот и я, все, что де­ла­ешь ты, де­лаю. Ты по­стишь­ся, ни­че­го во­все не ем и я; ты бодр­ству­ешь, и я ни­ко­гда не сплю. Од­но, впро­чем, есть, в чем ты пре­вос­хо­дишь ме­ня.

— Что это та­кое? — спро­сил его пре­по­доб­ный.

— Сми­ре­ние твое, — от­ве­чал Дья­вол, — вот по­че­му я и не мо­гу бо­роть­ся с то­бою.

Ко­гда пре­по­доб­но­му Ма­ка­рий ис­пол­ни­лось со­рок лет, он по­лу­чил от Бо­га дар чу­до­тво­ре­ния, про­ро­че­ства и власть над нечи­сты­ми ду­ха­ми. В то же вре­мя он был по­свя­щен в сан свя­щен­ни­ка и сде­лан на­сто­я­те­лем (ав­вой) ино­ков, про­жи­ва­ю­щих в ски­ту. О его пи­ще и пи­тье, т. е. о том, как он по­стил­ся, не над­ле­жит мно­го и го­во­рить, по­то­му что да­же и са­мые немощ­ные из бра­тий его ски­та не мог­ли быть уко­ря­е­мы ни в объ­еде­нии, ни в упо­треб­ле­нии ка­кой-ли­бо изыс­кан­ной пи­щи. Хо­тя это про­ис­хо­ди­ло от­ча­сти и по недо­стат­ку в тех ме­стах ка­кой-ли­бо изыс­кан­ной пи­щи, но глав­ным об­ра­зом — ра­ди со­рев­но­ва­ния пре­бы­ва­ю­щих там ино­ков, ко­то­рые ста­ра­лись не толь­ко под­ра­жать в пост­ни­че­стве один дру­го­му, но и пре­взой­ти друг дру­га. О дру­гих же по­дви­гах Ма­ка­рия, это­го небес­но­го че­ло­ве­ка, сре­ди от­цов хо­дят раз­лич­ные ска­за­ния. Рас­ска­зы­ва­ют, что пре­по­доб­ный непре­стан­но воз­но­сил­ся умом в гор­няя и боль­шую часть сво­е­го вре­ме­ни устрем­лял свой ум к Бо­гу, неже­ли к пред­ме­там ми­ра се­го. Ча­сто Ма­ка­рий по­се­щал и учи­те­ля сво­е­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го и по­лу­чал от него мно­го на­став­ле­ний, ве­дя с ним ду­хов­ные бе­се­ды. Вме­сте с дву­мя дру­ги­ми уче­ни­ка­ми пре­по­доб­но­го Ан­то­ния и Ма­ка­рий спо­до­бил­ся при­сут­ство­вать при бла­жен­ной кон­чине его и, как некое бо­га­тей­шее на­след­ство, по­лу­чил по­сох Ан­то­ния, ко­то­рым тот под­дер­жи­вал в до­ро­ге свое немощ­ное те­ло, удру­чен­ное ста­ро­стью и пост­ни­че­ски­ми по­дви­га­ми. Вме­сте с сим по­со­хом Ан­то­ния пре­по­доб­ный Ма­ка­рий при­нял су­гу­бо и дух Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, как неко­гда вос­при­нял та­ко­вой про­рок Ели­сей по­сле Ильи про­ро­ка (4Цар. 2:9)[6]. Си­лою се­го ду­ха Ма­ка­рий со­тво­рил мно­гие див­ные чу­до­тво­ре­ния, к по­вест­во­ва­нию о ко­то­рых мы те­перь и пе­ре­хо­дим.

Один нече­сти­вый егип­тя­нин рас­па­лил­ся нечи­стою лю­бо­вью к за­муж­ней кра­си­вой жен­щине, но ни­как не мог скло­нить ее к из­мене му­жу, ибо она бы­ла це­ло­муд­рен­на, доб­ро­де­тель­на и лю­би­ла сво­е­го му­жа. Силь­но же­лая овла­деть ею, егип­тя­нин этот от­пра­вил­ся к од­но­му ча­ро­дею с прось­бою, чтобы он по­сред­ством сво­их вол­шеб­ных чар устро­ил так, чтобы жен­щи­на эта по­лю­би­ла его, или же, чтобы муж ее воз­не­на­ви­дел ее и про­гнал от се­бя. Ча­ро­дей, по­лу­чив от то­го егип­тя­ни­на бо­га­тые по­дар­ки, упо­тре­бил свои обыч­ные вол­шеб­ства, пы­та­ясь си­лою вол­шеб­ных чар со­блаз­нить це­ло­муд­рен­ную жен­щи­ну на дур­ной по­сту­пок. Не бу­дучи в со­сто­я­нии скло­нить непо­ко­ле­би­мую ду­шу жен­щи­ны к гре­ху, ча­ро­дей оча­ро­вал гла­за всех, смот­рев­ших на жен­щи­ну, устро­ив так, что она ка­за­лась всем не жен­щи­ною, име­ю­щею че­ло­ве­че­ский вид, но жи­вот­ным, имев­шим вид ло­ша­ди. Муж той жен­щи­ны, при­дя до­мой, с ужа­сом уви­дал вме­сто сво­ей же­ны ло­шадь и силь­но удив­лял­ся, что на по­сте­ли его ле­жит жи­вот­ное. Он об­ра­тил­ся к ней со сло­ва­ми, но не по­лу­чил ни­ка­ко­го от­ве­та, толь­ко за­ме­тил, что она при­хо­дит в ярость. Зная же, что это долж­на бы­ла быть его же­на, он по­нял, что это сде­ла­но по чьей-ли­бо зло­бе; по­се­му он весь­ма огор­чил­ся и про­ли­вал сле­зы. По­том он при­звал в свой дом пре­сви­те­ров и по­ка­зал им свою же­ну. Но они не мог­ли по­нять, что пред ни­ми че­ло­век, а не жи­вот­ное, так как и их гла­за бы­ли оча­ро­ва­ны, и они ви­де­ли жи­вот­ное. Про­шло уже три дня с то­го вре­ме­ни, как жен­щи­на эта ста­ла всем ка­зать­ся ло­ша­дью. В те­че­ние это­го вре­ме­ни она не при­ни­ма­ла пи­щи, по­то­му что не мог­ла есть ни се­на, как жи­вот­ное, ни хле­ба, как че­ло­век. То­гда муж ее вспом­нил о пре­по­доб­ном Ма­ка­рий, и ре­шил­ся от­ве­сти ее в пу­сты­ню к свя­то­му. На­дев на нее уз­ду, как бы на жи­вот­ное, он по­шел к жи­ли­щу Ма­ка­рия, ве­дя за со­бою же­ну, име­ю­щую вид ло­ша­ди. Ко­гда он при­бли­жал­ся к ке­льи пре­по­доб­но­го, ино­ки, сто­яв­шие око­ло ке­льи, него­до­ва­ли на него, за­чем он же­ла­ет с ло­ша­дью вой­ти в мо­на­стырь. Но он ска­зал им:

— Я при­шел сю­да для то­го, чтобы жи­вот­ное это, по мо­лит­вам свя­то­го Ма­ка­рия, по­лу­чи­ло ми­лость от Гос­по­да.

— Что же дур­но­го слу­чи­лось с нею? — спро­си­ли ино­ки.

— Это жи­вот­ное, ко­то­рое вы ви­ди­те, — от­ве­чал им че­ло­век, — моя же­на. Как же она об­ра­ти­лась в ло­шадь, я не знаю. Но вот уже три дня про­шло с то­го вре­ме­ни, ко­гда это слу­чи­лось, и она все это вре­мя не вку­ша­ет ни­ка­кой пи­щи.

Вы­слу­шав его рас­сказ, бра­тия тот­час по­спе­ши­ли к пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию, чтобы рас­ска­зать ему о сем, но ему уже бы­ло от­кро­ве­ние от Бо­га, и он мо­лил­ся за жен­щи­ну. Ко­гда ино­ки рас­ска­за­ли свя­то­му про­ис­шед­шее и ука­зы­ва­ли ему на при­ве­ден­ное жи­вот­ное, то пре­по­доб­ный ска­зал им:

— Вы са­ми по­доб­ны жи­вот­ным, так как гла­за ва­ши ви­дят скот­ский об­раз. Она же, как со­зда­на жен­щи­ною, так и оста­ет­ся ею, а не из­ме­ни­ла сво­ей че­ло­ве­че­ской при­ро­ды, но лишь ка­жет­ся жи­вот­ным ва­шим гла­зам, обо­льщен­ным вол­шеб­ны­ми ча­ра­ми.

За­тем пре­по­доб­ный освя­тил во­ду и с мо­лит­вою вы­лил ее на при­ве­ден­ную жен­щи­ну, и тот­час она при­ня­ла свой обыч­ный че­ло­ве­че­ский вид, так что все, смот­ря на нее, ви­де­ли жен­щи­ну, име­ю­щую ли­цо че­ло­ве­ка. По­велев дать ей пи­щи, Свя­той сде­лал ее со­вер­шен­но здо­ро­вою. То­гда и муж, и же­на и все ви­дев­шие это кре­дит­ное чу­до воз­бла­го­да­ри­ли Бо­га. Ма­ка­рий дал на­став­ле­ние ис­це­лен­ной жен­щине, чтобы она как мож­но ча­ще хо­ди­ла в храм Бо­жий и при­ча­ща­лась Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: