Диагностическая анкета критических ситуаций подростков
Инструкция. Для заполнения анкеты вам необходимо ответить на все вопросы. Помните, что здесь не может быть правильных или неправильных ответов. Участие в исследовании является добровольным, и лишь от вашего желания зависит, будете вы подписывать анкету или нет. Самое главное — ваши ответы, которые окажут нам большую помощь
Текст опросника
1. Предположим, к вам обратились ваши родные, друзья или одноклассники с просьбой в трудной для них ситуации (ссоры, конфликты, споры, разногласия) помочь найти выход из нее.
Как бы вы поступили?
___________________________________________________
2. В вашей жизни были случаи, когда возникало несколько неприятных для вас событий в одно и то же время, а вы были их участниками или очевидцами. Отметьте галочкой, какие это были события. Начинайте свой ответ словами «У меня были...», «Я переживал...». Постарайтесь выбрать:
— ссоры, конфликты с друзьями;
— конфликты, споры, разногласия с одноклассниками;
— ссоры, конфликты между родителями; между родителями и родственниками;
— неприятности во взаимоотношениях с учителями;
— разногласия между родителями и учителями;
— неприятные переживания (сожаление) из-за того, что совершил, сделал или собираюсь сделать;
— неприятности в учебе — неуспеваемость;
— конфликты с братом или сестрой;
— конфликты с милицией;
— конфликты с родителями;
— неприятные внутренние переживания — одиночество, «что-то тревожит»;
если что-нибудь другое, пожалуйста, напишите:
___________________________________________________
3. Знаком «х» с левой стороны шкалы укажите, как давно произошли неприятные для вас события, а с правой — вероятность их повторения в будущем.
|
4. Вспомните случаи, когда вы были участником неприятных для вас событий.
Отметьте, что вы чувствовали после этого. Начинайте свой ответ словами: «После неприятных событий, которые я видел, в которых участвовал или о которых слышал и думал, я чувствовал...»:
удовлетворение | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | неудовлетворение |
веселье | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | тоску |
возбуждение | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | подавленность |
отсутствие страха, опасений | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | страх, опасение |
спокойствие | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | беспокойство |
уверенность | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | неуверенность |
самостоятельность | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | беспомощность |
успокоение | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | легкую тревожность |
расслабление | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | напряжение |
бодрость | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | усталость |
беззаботность | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | озабоченность |
свободу | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | занятость |
5. Отметьте знаком «v», какие мысли, желания вы испытывали после неприятных для вас событий, случившихся почти в одно и то же время. (Вы были их очевидцем или участником.) Начинайте свой ответ со слов «После неприятных для меня событий, я чаще всего...»:
— испытывал чувство гнева, злости на себя или на окружающих;
— возникало желание что-нибудь пнуть, сломать, разрушить, ударить кого-нибудь;
— возникало желание выплеснуть эмоции, зло;
— оценивал людей и их работу только с худшей стороны, придирался к ним;
— оценивал, оглядывался на прожитые годы, на свое прошлое;
— оценивал перспективы будущего — строил планы на будущее;
|
— подводил итог тому, что я сделал в прошлом, подводил итог своей жизни, прожитых лет;
— появлялись мысли типа «заснуть и не проснуться», «если бы со мной произошло что-нибудь, и я умер...» и т.д.
6. После того как вы пережили несколько неприятных для вас событий, случившихся одновременно, отметьте (v), как вы чувствовали себя после этого. Начинайте свой ответ словами «После неприятных событий, которые я пережил, я испытывал...» (см. таблицу).
комфорт | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | дискомфорт |
удовольствие | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | неудовольствие |
спокойствие | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | тревожность |
радость | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | уныние |
всё изменится в лучшую сторону | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | безвыходность |
уверенность в себе | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | неуверенность в себе |
окружающий мир вокруг меня не изменился | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | мир стал мрачным |
бывает и хуже | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | хуже уже некуда |
чувство, что не один | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | одиночество |
самостоятельность | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | беспомощность |
надежда на изменения | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | безнадежность |
удовлетворение от того, что делаю | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | неудовлетворение |
расслабление | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | напряжение |
спокойствие | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | возбуждение |
моё самочувствие не изменилось | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | ухудшение самочувствия |
хороший сон | 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 | плохой сон |
7. Нарисуйте ту неприятную ситуацию, которую вы вспоминали (представляли), когда отвечали на вопросы. Какая это неприятная ситуация?
|
Диагностическая анкета критических ситуаций подростков используется для изучения критических ситуаций подростков (бланк протокола исследования и текст опросника см. в приложении).
Обработка и интерпретация результатов анкетирования
Вопрос 2 — показывает сферы возникновения критических ситуаций у подростков.
Вопрос 3 — лексическая шкала удаленности критической ситуации в психологическое прошлое подростка и ее ожидание в будущем.
Вопрос 4 — диагностирует состояния, свидетельствующие о наличии переживания критической ситуации:
— к субдепрессивным состояниям относятся: неудовлетворение, тоска, подавленность;
— к состояниям фобического круга относятся: страх, опасение, беспокойство, неуверенность, беспомощность, легкая тревожность;
— к состояниям нервно-психического (эмоционального) напряжения относятся: усталость, озабоченность, напряжение.
Вопрос 5 — диагностирует ситуационные реакции: оппозиции и отрицательного баланса, а также внутреннее суицидальное поведение.
Вопрос 6 — диагностирует ситуационные реакции:
— эмоционального дисбаланса: дискомфорт, неудовольствие, тревожность, уныние;
— пессимизма: безысходность, безвыходность, незначительность своих возможностей, «мрачное» мировосприятие, чувство, что «хуже уже некуда»;
— демобилизации: одиночество, беспомощность, безнадежность, неудовлетворение от деятельности;
— дезорганизации: напряжение, возбуждение; ухудшение самочувствия, плохой сон.
Вопрос 7 — рисунок способствует выявлению и осознанию трудно вербализуемых проблем и переживаний подростков. Уточняющие вопросы по рисунку: «Что происходит?»; «Кто изображен?»; «Чем занимаются люди?»; «О чем они думают?»; «Что они чувствуют?».