Отделение организации дознания Министерства внутренних дел по Республике Алтай (далее – ООД) является структурным подразделением Министерства внутренних дел по Республике Алтай и создается для организации и осуществления расследования преступлений, по которым производство предварительного следствия не обязательно, координационно-методического обеспечения этой работы.
Начальник отделения полковник полиции Белеков Аржан Александрович
Основные задачи ООД
1. Координация деятельности по осуществлению дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
2. Организационно-методическое руководство подчиненными подразделениями дознания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне по Республике Алтай (далее – территориальные органы).
3. Контроль и принятие мер по обеспечению законности при производстве дознания.
4. Совершенствование работы ООД, а также подчиненных подразделений дознания территориальных органов на основе внедрения в практику достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм и методов организации деятельности.
5. Организация профилактики преступлений по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
Основные функции ООД
1. Обеспечивает координацию деятельности территориальных органов по вопросам производства предварительного расследования в форме дознания.
2. Разрабатывает меры по улучшению взаимодействия с заинтересованными подразделениями МВД по Республике Алтай и территориальных органов и иных правоохранительных органов в работе по производству дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
|
3. Изучает практику производства дознания, готовит обзоры и другие методические материалы.
4. Принимает меры к повышению профессионального мастерства дознавателей и других сотрудников, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность.
5. Изучает и внедряет в практику перспективные формы положительного опыта по производству дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
6. Проводит совещания, семинары в целях обсуждения и выработки решений по наиболее актуальным проблемам организации дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
7. Осуществляет контроль за соблюдением подчиненными подразделениями дознания территориальных органов требований законодательства и иных правовых актов, регламентирующих порядок разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, расследования дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
8. Участвует в изучении и отборе руководящих кадров подчиненных подразделений дознания территориальных органов, комплектовании их квалифицируемыми кадрами, организации профессиональной подготовки сотрудников указанных подразделений дознания и создании необходимых социально-бытовых условий для их работы.
9. Участвует в инспектировании, контрольных проверках, комплексных и целевых выездах в территориальные органы с целью оказания практической помощи в организации дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, изучения осуществляемой ими оперативно-служебной деятельности, фактического исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, федеральных и региональных программ по вопросам борьбы с преступностью.
|
10. Вносит руководству МВД по Республике Алтай предложения по повышению эффективности деятельности подразделений дознания.
11. Рассматривает жалобы граждан, заявления должностных лиц, публикации и выступления в средствах массовой информации по вопросам деятельности подразделений дознания подчиненных территориальных органов, вырабатывает меры по улучшению этой работы.
12. Осуществляет контроль за соблюдением подразделениями дознания территориальных органов законности и учетно-регистрационной дисциплины.
13. Осуществляет дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, представляющим повышенную сложность, общественную значимость, либо носящим межрайонный характер.
14. ООД осуществляет взаимодействие с другими подразделениями МВД по Республике Алтай и территориальных органов, а также МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
15. ООД при реализации возложенных на него задач и функций осуществляет взаимодействие и обмен информацией с правоохранительными и контролирующими органами по вопросам, относящимся к его ведению.
16. Осуществляет иные функции, возложенные на ООД законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и МВД по Республике Алтай.
Правовые основы деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации
|
Правовую основу деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации составляют Конституция РФ, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного расследования, нормативные правовые акты МВД России.
Конституция РФ, принятая в 1993 г., является высшим по юридической силе источником. Конституция РФ содержит ряд норм, являющихся принципами, или основными положениями, уголовно-процессуального права РФ.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).
Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47).
Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47).
Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48).
Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48).
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49). Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49).
Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49).
Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50).
При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).
Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании и смягчении наказания (ч. 3 ст. 50).
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51).
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ч. 2 ст. 21).
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22).
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).
Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24).
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25) и др.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Сюда относятся:
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);
Всеобщая декларация прав и свобод человека (1948 г.);
Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.);
Конвенция СНГ о правовой помощи по уголовным делам (Минская конвенция) (1993 г.);
Европейская конвенция о выдаче (1957 г.);
Всеобщая декларация прав человека (1984 г.) и др.
Источники российского уголовно-процессуального права и, соответственно, дознания как одного из его институтов следующие.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г., подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г. и был введен в действие с 1 июля 2002 г. УПК РФ основывается на положениях Конституции, соответствует ей. В ч. 3 ст. 1 УПК указывается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. При этом УПК воспринял и закрепил отдельные нормы-принципы международного права и положения Конституции. По характеру регулируемых общественных отношений УПК относится к числу отраслевых кодифицированных законов. УПК является сводным и систематизированным нормативным правовым актом, который конкретно, детально и полностью регулирует уголовно-процессуальную деятельность, а также отношения, складывающиеся между субъектами этой деятельности. Иными словами, УПК как нормативный правовой акт исчерпывающе содержит все нормы, подлежащие применению в сфере уголовного судопроизводства. Статьи УПК, содержащие уголовно-процессуальные нормы, расположены в логически согласованной системе, что обеспечивает наиболее оптимальный порядок уголовного судопроизводства. определяемый уровнем признания обществом ценности прав и основных свобод личности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 УПК «порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации». Из этого следует, что подзаконные нормативные акты не могут быть источником уголовно-процессуального права.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ дают разъяснения «по вопросам судебной практики». Данные постановления способствуют правильному пониманию и применению закона судами.
Приказы, указания, инструкции Генерального прокурора, Министра внутренних дел могут касаться организации работы органов дознания и дознавателей, розыска преступников и других вопросов, а также могут содержать разъяснение закона и другие вопросы, но не являются источником уголовно-процессуального права.
В настоящее время деятельность специализированных подразделений дознания регламентируется следующими основными межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами:
приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Минюста, ФСБ России, Федеральной таможенной службы. Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 31 мая 2006 г. № 27/395/208/229/502/189 «Об утверждении Инструкции по статистической отчетности о следственной работе и дознании»;
приказ Генеральной прокуратуры РФ. МВД России, МЧС России, Минюста, ФСБ России, Министерства экономического развития и торговли России, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;
приказ МВД России, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ. Федеральной таможенной службы. Службы внешней разведки РФ. Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/ 32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд»;
приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»;
приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 сентября 2007 г. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»;
приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»;
приказ МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985 «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»;
приказ МВД России от 3 августа 2006 г. № 606 «Об утверждении Основных направлений совершенствования деятельности подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации на 2006—2011 годы и плана и их реализации»; приказ МВД России от 12 мая 2006 г. № 340 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства, органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы МВД РФ, с указанием сроков их хранения»;
приказ МВД России от 4 декабря 2006 г. N9 987 «О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации»;
приказ МВД России от 18 октября 2005 г. № 840 «Об организации планирования в системе органов внутренних дел РФ»; приказ МВД России от 26 марта 2008 г. № 280дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»; приказ МВД России от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания»;
приказ МВД России от 5 августа 2005 г. № 650 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте»;
приказ МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Функциональные обязанности и распорядок дня
Дознаватель - одна из самых молодых, сложных и интересных профессий в системе органов внутренних дел. Согласно ст. 5 УПК РФ:
органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия;
дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно;
дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания; иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Итак, дознанием является одна из форм предварительного расследования. Однако, как следует из текста закона, полномочия органа дознания не сводятся лишь к ней. Так, органы дознания вправе осуществлять отдельные следственные действия и иные процессуальные мероприятия в рамках другой формы расследования - предварительного следствия, временно возлагая на себя функции следователя или выполняя его поручения. Поэтому на органы дознания возлагаются следующие процессуальные задачи:
производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
производство дознания как формы предварительного расследования (ст.32 УПК РФ);
производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч.1-3 ст.157 УПК РФ);
выполнение следственных действий по поручению следователя (ч.4 ст.157 УПК РФ).
При этом возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не допускается. Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ
Орган дознания является коллегиальным субъектом уголовной юрисдикции. Структурно он состоит из следующих звеньев: начальника органа дознания; начальника подразделения дознания; дознавателей. В отделе дознания МО МВД России г. Горно-Алтайска в настоящее время несут службу 6 человек.
Это молодые, ответственные, высококвалифицированные сотрудники, успешно прошедшие аттестацию в условиях современного реформирования системы МВД.
В процессе расследования преступления дознаватель дает правовую оценку действиям преступника, и от его решения во многом зависят судьбы людей. В настоящее время более трети всех уголовных дел доведенных до суда, заканчивают именно дознаватели.
Сотрудники ОД в своей повседневной деятельности осуществляют анализ, прогнозирование, планирование, контроль за расследованием уголовных дел находящихся в производстве дознавателей. Все обладают достаточными знаниями, способностями анализировать и принимать управленческие решения.
Все сотрудники ОД профессионалы: имеют высшее юридическое образование и успешный стаж практической работы. Поэтому показатели работы отделения дознания из периода в период стабильные. Основными задачами ОД являются:
производство предварительного расследования в форме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно;
соблюдение мер по обеспечению законности при производстве дознания;
проведение профилактических мероприятий по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Кроме того, сотрудники ОД принимают участие в охране общественного порядка в период проведения культурно-массовых мероприятий, осуществляют проверку соблюдения законности при проведении выборов.
При этом в своей деятельности руководствуется конституционными принципами: уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, презумпция невиновности и др.; общепризнанными принципами и нормами международного и уголовного права.
Деятельность ОД регулируется действующим законодательством РФ:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом «О полиции»;
Уголовным Кодексом РФ;
Уголовно-процессуальным Кодексом РФ;
Федеральными Конституционными законами;
Федеральными законами
Указами и распоряжениями Президента РФ;
Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;
Нормативно-правовыми актами ГУ МВД России;
Законодательными и др. нормативными актами ГУ МВД России по Красноярскому краю;
Приказами и распоряжениями МО МВД России «Бородинский».
Процессуальные документы по уголовным делам, подследственным органам дознания:
1.Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.
2.Уведомление о подозрении в совершении преступления.
Протокол о вручении уведомления о подозрении в совершении преступления и разъяснении прав подозреваемого.
Постановление о применении органом дознания меры пресечения в виде подписки о невыезде.
Подписка о невыезде, которая дана органу дознания.
Постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
Постановление о продлении срока дознания.
Обвинительный акт.
Протокол уведомления об окончании следственных действий.
Протокол ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.
На сегодняшний день дознаватели ОД проводят дознание по 93-м статьям о преступлениях из 275-ти, предусмотренных УК РФ. Дознание проводится по уголовным делам о преступлениях, относящиеся к категории небольшой или средней тяжести, за которые предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы. Такие преступления совершаются каждый день, но в них отражаются все реалии нашей жизни. Сюда, к примеру, относятся преступления против личности, собственности, а также причинение телесных повреждений небольшой и средней тяжести, хулиганские действия, угрозы убийством, хищения личного имущества, незаконный оборот наркотиков и оружия, преступлений, связанных с подделкой документов, в сфере экологии (незаконная добыча водных животных и растений, незаконная рубка лесных насаждений, незаконная охота).
Рабочий кабинет дознавателей - это далеко не единственное место их работы, ежегодно до четверти рабочих дней они трудятся в командировках по районным и городским подразделениям. Сегодня работа сотрудников ОД включает в себя проведение различных процессуальных действий. Это - квалифицированное рассмотрение материалов доследственных проверок, выезды в составе следственно-оперативных групп на места происшествий, производство неотложных следственных действий, изобличение лица, совершившего преступление. Дознаватели при расследовании уголовных дел тесно взаимодействуют с участковыми уполномоченными полиции. Существенно увеличилась нагрузка на дознавателей и по выездам на места происшествий в составе СОГ. Вот далеко не полный перечень всего того, чем ежедневно занимаются сотрудники ОД.
Отмечу, что интересы дознавателей со следователями не пересекаются, так как закон четко делит преступные деяния на подследственные органам дознания и на те, которыми занимается следствие. Нам достались дела небольшой и средней тяжести, следствию - все остальное. Так что у следователей больше возможностей активно работать над раскрытием и расследованием тяжких и особо тяжких преступлений.
В связи с тем, что, по мнению сотрудников отдела, объем процессуальной работы по преступлениям, предварительное следствие по которым не обязательно, в ближайшем будущем будет только расти - требуется совершенствование организации управления, нормативно-правового, кадрового и материально-технического обеспечения подразделений дознания. Первостепенное значение приобретают вопросы системного обучения сотрудников, повышения их квалификации. Обучение специалистов - одна из важнейших функций отдела организации дознания. Ежемесячно с дознавателями, которые проработали в должности менее трех лет, проводятся занятия.
Ежеквартально на базе отдела проводятся семинары - совещания, куда приглашаются работники прокуратуры, суда, отделов МО МВД России г. Горно-Алтайска, а также с кем им приходится сталкиваться в своей деятельности.
К сожалению, пока еще не в полной мере соответствует нормам и материально-техническая оснащенность службы. На оперативность и эффективность деятельности подразделений дознания также влияет отсутствие инфраструктуры удаленного доступа к информационным ресурсам органов внутренних дел. Тем не менее, несмотря на все проблемы и сложности оперативной обстановки, ОД со времени своего создания имеют стабильно высокие показатели оперативно-служебной деятельности.
В процессе прохождения практики в отделе дознания мною были изучены: состав отдела дознания, должностная инструкция сотрудников отдела дознания, роль отдела дознания и его задачи в уголовном судопроизводстве, компетенция органа дознания, правовая основа деятельности органа дознания; ознакомилась с организацией работы отдела дознания.
Приобретены навыки по составлению проектов уголовно-процессуальных документов таких, как протоколы и постановления.
Протокол - официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (процессуальные или следственные действия, судебное заседание). Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. В протоколе указываются:
место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. Протокол должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий. В случаях, предусмотренных УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых.
Постановление - это процессуально оформленное решение лица или органа, ведущего уголовный процесс, которым обосновывается и предписывается выполнение тех или иных процессуальных действий.
При похождении практики я помогала дознавателю при составлении следующих протоколов и постановлений:
протоколы допроса потерпевшего и свидетеля;
протокол осмотра места происшествия;
протокол обыска;
протокол проверки показаний на месте;
постановление о возбуждении уголовного дела;
постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия по уголовному делу;
постановление об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия.
Прием и регистрация заявлений
В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах внутренних дел РФ при рассмотрении сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях Приказ МВД РФ от 04.05.2010 №333 (ред. от 17.05.2011) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2010 №17532) по состоянию на 10.03.2012 г..
Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной поступающей информации о правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.
Поступающие сообщения о преступлениях и иная информация, вне зависимости от места и времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления, принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщения о преступлениях и иная информация, поступившие в подразделения делопроизводства органа внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по установленным правилам делопроизводства, а при наличии признаков преступления в обязательном порядке направляются в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации. Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о преступлениях или иную информацию обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел и действовать в соответствии с требованиями, установленными Федеральным Законом о Полиции Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О полиции» по состоянию на 10.03.2012.
Устные и письменные заявления о преступлении или о явке с повинной, которые подаются непосредственно заявителями, должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации должностным лицом, наделенным полномочиями по составлению соответствующих процессуальных документов. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в протоколе принятия устного заявления о преступлении делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписью заявителя.
Регистрация сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется круглосуточно в дежурной части органов внутренних дел непосредственно при их поступлении.
При поступлении в дежурную часть органа внутренних дел заявлений (сообщений) о преступлениях и иной информации оперативный дежурный регистрирует их в Книге учета сообщений о преступлениях или в Журнале учета иной информации о правонарушениях и принимает меры реагирования в установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами МВД России порядке.
Иная информация о несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступления, регистрируются в Журнале учета иной информации о правонарушениях.
Письменные заявления о преступлениях, протоколы принятия устных заявлений о преступлениях и явке с повинной, рапорта сотрудников милиции об обнаружении ими признаков преступления регистрируются в Книге учета сообщений о преступлениях в дежурной части органа внутренних дел. Также в Книге учета сообщений о преступлениях регистрируются заявления, содержащие признаки безвестного исчезновения человека.
Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Если разрешение поступивших сообщений о преступлениях и иной информации не относится к компетенции данного органа внутренних дел или правонарушение совершено на территории обслуживания другого органа внутренних дел, то все имеющиеся материалы после регистрации в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации передаются по подследственности или в суд (по делам частного обвинения). Заявитель письменно уведомляется о передаче и получении его сообщения о преступлении по подследственности или в суд.
При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на заявлении (протоколе заявления) в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации, в оттиск которого вносится регистрационный номер записи в Книге учета сообщений о преступлениях, дата регистрации, наименование органа внутренних дел, подпись, инициалы и фамилия сотрудника милиции. При личном обращении заявителя одновременно с регистрацией в Книге учета сообщений о преступлениях заявления оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
По результатам рассмотрения заявлений (сообщений) дознавателем или следователем органов внутренних дел принимается одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения по подследственности или в суд (по делам частного обвинения).
О принятом решении сообщается заявителю и разъясняются его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением законности при рассмотрении сообщений о преступлениях и иной информации возлагается на руководителей подразделений органов внутренних дел, сотрудниками которых принято решение по материалам.
Также я присутствовал при производстве следственных и процессуальных действий проводимых дознавателем: осмотр места преступления, допрос потерпевшего, свидетеля и подозреваемого, проверка и уточнение показаний на месте и т.д. Кроме того, мне поручалось выполнение и других различных заданий, например, я заполнял уведомления, повестки, запросы и т.д.
Таким образом, в период прохождения практики я ознакомился с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность органов дознания.
Изучил инструкции, должностные обязанности, структуру органов дознания; положения, регулирующие внутренний распорядок, порядок организации и полномочия органов дознания.
Также изучил организацию взаимодействия отдела дознания с другими подразделениями МО МВД России г. горно-Алтайска.
В ходе практического применения знаний, совместно с дознавателями, участвовал в следственных действиях, выезжал на место происшествия, проводил осмотры, допросы, составлял протоколы, делал запросы и уведомления, заполнял карточки учета для статистики.
Протокол допроса свидетеля (образец заполнения)
ПРОТОКОЛ допроса свидетеля
г. Горно-Алтайск
05 марта 2017 г.
Допрос начат в 16 час. 20 мин.
Допрос окончен в 17 час. 10 мин.
Старший следователь следственного отделения МВД г. Горно-Алтайска старший лейтенант юстиции Головин М.М. в кабинете N 105 помещения следственного отделения МВД г. Горно-Алтайска, в соответствии со ст. 189 и 190 УПК РФ, допросил по уголовному делу N 2098765 в качестве свидетеля:
1. Фамилия имя отчество: Кумандин Ерболат Николаевич2. Дата рождения: 25 июня 1974 г. рождения3. Место рождения: г. Горно-Алтайск4. Место жительства г. Горно-Алтайск, ул. Ленина 144,и (или) регистрации: д. 1, кв. 131(д.т. 22-34-66)5. Гражданство: гражданин РФ6. Образование: среднее7. Семейное положение, женат, состав семьи -состав семьи: жена и сын 4 лет8. Место работы или учебы: временно не работает9. Отношение к воинской состоит на воинском учете в РВКобязанности: г. Горно-Алтйска РА10. Наличие судимости: со слов не судимСвидетель: Е.Н. Кумандин11. Паспорт или иной документ, личность установленаудостоверяющий личностьсвидетеля:12. Иные данные о личности свидетель является сыномсвидетеля: Чуженековой М.А. Свидетель: Е.Н. Кумандин
В самом начале допроса мне разъяснены права и обязанности свидетеля, предусмотренные ч. 4 ст. 56 УПК РФ:
1) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других своих близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ. При согласии дать показания я предупрежден о том, что мои показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае моего последующего отказа от этих показаний;
2) давать показания на родном языке или языке, которым я владею;
3) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
4) заявлять отвод переводчику, участвующему в допросе;
5) заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и (или) решения следователя (дознавателя и др.), прокурора и суда;
6) являться на допрос с адвокатом в соответствии с ч. 5 ст. 189 УПК РФ;