Переферический речевой аппарат. Анатомия зева.
Переферический отдел - это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связоки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.
Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.
1-й отдел — дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;
2-й отдел — органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказываеют наибольшее влияние на технику речи;
3-й отдел — органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;
ЗЕВ - отверстие, соединяющее полость рта с глоткой и ограниченное сверху мягким небом, снизу - спинкойязыка и по бокам - небными дужками с расположенными между ними миндалинами. Части:
Центральный речевой аппарат, его составные части. Центры Вернике и Брока. Понятие сенсорной и моторной афазии.
К центральному отделу относится головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов.
Обеспечивает постоянную связь между темя анализаторами: двигательный (кинестетический, т.е. чувствительный), слуховой и зрительный.
Расположен в центральных извилинах головного мозга в каждом полушарии.
Назначение:
Двигательный аппарат (Исполнительный аппарат речи) – учет информации об изменении (положении): голосовых связок, мягкого неба, языка, губ, нижней челюсти.
Слуховой анализатор – извилины Гешля – фиксация и анализ сведений о грамматическом строении речи.
Зрительный анализатор- анализ, чтение с губ (восприятие речи).
Сенсорный (чувствительный) ценрт - Центр Вернике. Расположен в задней части верхней височной извилины левого полушарий. При его поражении утрачивается способность к понимаю обращенной к человеку речи, при этом распадается фонематический слух. Физический слух – сохраненный. (сенсорная афазия)
Моторный – Центр Брока. Расположен в заднем отделе 2 и 3 лобных извилин в левом полушарии. Необходим для произнесения слов, фраз, звуков. (Моторная афазия).
Моторная афазия характеризуется затруднением или невозможностью произносить слова при сохранении произношения отдельных звуков и понимания речи. При наиболее тяжелой моторной афазии речь полностью отсутствует. В этих случаях даже после восстановления речи у больного остаются затруднения в сложных высказываниях, при повторении серии слов (дом, лес, кот), фразы.
Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи (словесная глухота) при сохранении способности говорить. В легких случаях больной еще понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные («откройте рот», «покажите язык»). В противоположность больным с моторной афазией эти больные бывают болтливы, но так как они не понимают и своих слов, они теряют контроль над своей речью, и она тоже нарушается, появляются замены букв, слогов и даже целых слов.
Семантическая (смысловая) афазия характеризуется нарушением понимания смысла фраз, которые связаны между собой предлогами, союзами и т. д. Больные хорошо говорят, понимают обращенную к ним речь, но не могут понять разницу в таких словосочетаниях как «брат отца» и «отец брата»; могут показать карандаш, ключ, но не понимают задания показать карандашом ключ или ключом карандаш. Семантическая афазия часто сочетается с амнестическими расстройствами речи.
При амнестической афазии больные забывают названия предметов. Вместо того чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качества и назначение: «это — чем едят», «это — чем пишут». Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы больной вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забывает.
При тотальной афазии больной не говорит и не понимает речь. Чтение и письмо совершенно невозможны.
При всех формах афазии необходимо лечить основное заболевание и проводить длительные занятия с логопедом. Нужно помнить, что афазия не является психическим расстройством, и эти больные не подлежат лечению у психиатров.