Конспект
занятия в старшей группе
«Волшебный магнит»
Образовательная область:
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитатель: Чихунова Ирина Юрьевна
Первая квалификационная категория
п. Вожега
2016 год
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Программные задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
- пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком;
продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения, проверять эти решения, делать выводы с результатами этой проверки;
- продолжать учить делать обобщения.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
– стимулировать самостоятельность и активность детей;
– воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать желание приходить на помощь другим.
Образовательная область «Речевое развитие»
– обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение, притягивает, примагничивает, магнитные силы; магнитное поле)
Предварительная работа:
– опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома “Что притягивает магнит?”.
Материал и оборудование:
- мультфильм «Фиксики. Что притягивает магнит»;
– на каждого ребёнка: магнит, мешочек, коробочка с магнетическими (скрепки, ключи, детали конструктора и др.) и немагнетическими (бумага, кусочки дерева, резины и пластмассы) предметами, пособие «летающая бабочка»;
– таблицы-схемы для занесения результатов эксперимента (у воспитателя и у детей)
- презентация «Где используют магнит»
Ход занятия:
Часть - вводная
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель обращает внимание на экран, на экране слайд с фиксиками (Симка и Нолик).
В.- Из какого мультфильма эти герои? как их зовут? (Симка, Нолик)
В.- Симка и Нолик отправила нам мешочки с предметами, вы хотите узнать, что у вас в мешочках?
Дидактическая игра
«Отгадай, что за предмет в мешочке».
(обследование предметов на ощупь,
с фиксированием результатов на доске))
В- какие предметы по размеру? (большой, маленький). Какой вывод можно сделать? (Предметы разные по размеру).
В. - Какой предмет по форме? (круглый, квадратный, овальный). Что можно о форме предмета сказать? (Предметы разной формы)
В. - какой предмет по структуре? (гладкие, шероховатые). Какой вывод можно сделать? (все предметы разные по структуре)
В – какой предмет по тяжести (тяжёлый или лёгкий, соотнести с пёрышком) Что можно сказать о предмете? (предметы тяжёлые)
В - как вы думаете, из какого материала эти предметы? (ответы детей)
Воспитатель обращает внимание на схему
В: Дети, давайте подведем итог, что можно сказать о предметах в мешочках? (предметы в мешочке на ощупь разные размеру, форме, структуре, но все тяжёлые, и возможно сделаны из камня, железа, металла. Дети вы хотите узнать. что в мешочках? тогда садитесь за столы
Вторая часть - основная
(дети проходят за столы)
В.- Все предметы, которые лежат у вас в мешочках, можно назвать одним словом. Я предлагаю вам отгадать загадку.
Воспитатель предлагает достать предмет из мешочка.
В: В мешочках оказались магниты. Что вы знаете о магните?(ответы детей)
Целеполагание
В: Вернемся к нашим героям Нолику и Симке. Они поспорили. Симка утверждает, что магнит притягивает любые предметы, а Нолик утверждает, что магнит притягивает только металлические предметы. Как вы думаете, кто прав? (Нолик) Как это можно проверить, (ответы детей)
В: Правильно дети, можно провести опыт, или эксперимент. Вы хотите? Но вначале давайте договоримся о правилах нашей совместной работы.
Правило 1 Внимательно слушай
Правило 2. Не мешай другим, соблюдай тишину
Правило 3. Без разрешения ничего на столах не бери
Правило 4 После работы все прибери.
Воспитатель предлагает провести опыт с магнитом и зафиксировать результат в таблицах.
В. Сегодня дети, мы с вами как настоящие ученые будем делать опыты и каждый из вас будет фиксировать результаты в картах наблюдений (показывает карты)
Опыты с магнитом.
Опыт №1.
«Всё ли притягивает магнит?»
Инструкция воспитателя
- У вас на столе лежат предметы, нужно определить какие предметы притягивает магнит. Что бы это проверить, надо провести магнитом над всеми предметами, которые лежат у вас на большом подносе.
-
Работа детей
Дети проделывают самостоятельно опыт
В: Какие предметы магнит не притянул? (Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик)
В: Какие предметы притянул магнит? (ключ) Как вы думаете, из какого материалы сделан ключ? (Из металла). Тогда можно сделать вывод, что магнит притягивает только.....металлические предметы.
Воспитатель предлагает зафиксировать результаты в карте наблюдений
В: Результаты опыта занесите в карту наблюдений при помощи знаков “+” и “-”.
Работа с таблицей.
Резина | - |
Дерево | - |
Железо | + |
Пластмасса | - |
Бумага | - |
Воспитатель просит детей соотнести свои результаты с записями ребенка у доски.
Физкультминутка.
В. - Вернемся к нашим героям. Симка утверждает, что не все металлические предметы притягивает магнит, а Нолик не верит. Как проверить? (Провести опыт)
Опыт 2
«Магнит притягивает только железные предметы»
Инструкция воспитателя
Перед вами ложка и ключ. Это металлические предметы, только ложка сделана из металла — алюминий, а ключ сделан из железа. Ваша задача проверить, какой металл притянет магнит.
Работа детей