Морфемика
Задание №3
Корневой морф - это морф, обязательно наличествующий в каждой словоформе и заключающий в себе основной элемент лексического значения слова. Корневой морф может полностью материально совпадать с основой. Если словоформа состоит из одного морфа, то этот морф - корневой.
Чтобы выделить корневую морфему, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть.
Ступень анализа, устанавливающая алломорфы одной морфемы называют её отождествлением, или идентификацией. Одноименные морфы (т. е. морфы, принадлежащие к одному классу: корневые, суффиксальные и т. д.), выступающие в различных словоформах, могут объединяться в одну морфему, если эти морфы тождественны по значению и близки друг к другу формально (по составу фонем). Например, корневые морфы мороз-, моро|з'|-, морож- и -мораж-, выделяющиеся в таких словоформах, как, например, мороз, морозить, заморозят, морожу, мороженый, замораживать, объединяются в одну корневую морфему. Иначе говоря, все эти словоформы содержат одну и ту же корневую морфему (корень), представленную в разных словоформах четырьмя различными морфами: мороз / моро|з'| / морож / мораж.
Улочка - связанный
Зрение - свободный
Пересадка - свободный
Обувать - связанный
Съемка - свободный
Буженина – уникальный
Обойти - связанный
Деяние – связанный
Задание №4
Флексийными морфами в русском языке являются такие морфы, взаимозамена которых в словоформах приводит к изменению морфологических значений рода, числа, падежа и лица. Флексийные морфы занимают место в конце словоформы; после них в словоформах могут выступать только морфы -ся, -сь, -те, -то, -либо и -нибудь, называемые постфиксальными: пиш-ет-ся, катал-а-сь, ид-ем-те, как-ой-то.
|
Формообразующие морфемы (флексии) служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм (если рассматривать причастие и деепричастие как формы глагола, как это делают комплексы 1 и 3). Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.
В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы:
1) инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть / -ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на —чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-Ø, где Ø – нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).
В 1 и 3 учебных комплексах показатель инфинитива описывается как окончание. Это связано с тем, что в этих комплексах, в отличие от комплекса 2, не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив – неизменяемую глагольную форму.
2) прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л– (дела-л–) и -Ø-: нёс-Ø– – ср.: нес-л-а.
|
3) эти же суффиксы представлены в условномнаклонении: дела-л-Ø бы, нёс-Ø– бы.
4) повелительное наклонение образуется суффиксами —и- (пиш-и–) и -Ø– (делай-Ø-¤, сядь-Ø-¤).
5) причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом– / -ем-, -нн-, -онн– / -енн-, -т-: бег-ущ-ий, взя-т-ый (в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту – чередующиеся суффиксы).
6) деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи): делаj-я, буд-учи.
7) простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е (выш-е), -её / -ей (быстр-ее), -ше (рань-ше), -же (глуб-же);
8) простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш– / -айш– (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий).
Горожане – словообразовательный суффикс,грам.значение – житель города
Волнующий – формообр.суф.,г.з.-обозначает состояние,вызванное каким-либо действием
Воздвигший – форм.суффикс, г.з.-состояние, вызванное действием
Принес – форм.суф., г.з.-обозначает прошедшее время изъявительного наклонения
Покрепче – форм.суф,г.з.-сравнительная степень наречия
Шагая – формообразующий суффикс, деепричастие н.в.,г.з.-обозначает добавочное действие.
Промолчав – формообразующий суффикс, г.з.- добавочное действие
Такси – нет суф.,явл.неизменяемым сущ.
Зубья (пилы) – словообразующий суф.,г.з.-предметность
Прикажите – форм.суф.г.з.-повелительное наклонение глагола
Раскаявшись – формообразующий суффикс, г.з.-добавочное действие
|
Сколько –
Чьими-то –
Задание №5
В словоформах род. п. мн. ч. типа стен, рук содержится нулевое окончание, поскольку, во-первых, в словоформах существительных других типов - дом-ов, пол-ей и т.п. - те же морфологические значения выражаются материально (ненулевыми окончаниями), и, во-вторых, словоформы типа стен входят в парадигматический ряд словоформ стен-а, стен-ы, стен-е, стен-ам и т.п., где другие морфологические значения тех же слов тоже материально выражены.
В словоформах типа нёс, вёз - нулевое окончание муж. р. (в других формах прош. вр. тех же глаголов окончания материально представлены: нес-л-а, вез-л-и; в формах муж. р. многих других глаголов - один из них: чита-л, хо-ди-л). В словоформах типа синь, ширь - также нулевое окончание: нулевое окончание им. п. ед. ч.; в словах син-ев-а, шир-от-а и т.п. те же значения выражаются ненулевыми окончаниеми
Задание №7
1.Прилагательные: третий, тройной, тройного, тройственный, тройственном, тройного
Числительные: три, трижды, тремя, полтретьего, трех
Вводное слово: в-третьих
Глагол: утроить
2.Прилагательные: красный, прекрасный, прекрасного, прекраснодушный, красному
Причастие: краснеющий
Деепричастия: покраснев, краснея
Наречия: красно, докрасна
Существительное: краснота
Глаголы: краснеть, покраснеть, краснеться, раскраснеться
Словообразование
Задание №2
Напишите, отошел, растение, ошибочный, приплясывая, асимметрия, колеблющиеся, плясуний, находочка, использовав, незримым, заперся, напеваешь, завязь, паровозный, слесарничать, бессменно, загорелый, сожженый.
Задание №3
Вариант 3.
Преподавать (мотивирующее) – преподаватель - преподавательский
Бочонок (мотивирующее) – бочоночный
Обхватить – обхват
Зимовать (мотивирующее) – зимовье
Ряд (мотивирующее) – подряд
Важный (мотивирующее) – архиважный
Глубокий + вода – глубоководный
Лес + степь – лесостепь
Корм + заготовка – кормозаготовка
Мировая космическая станция – МКС
Ученик – соученик
Локоть – подлокотник
Участвовать – участие
Побелить - побелка
Веревка – веревочный
Недоливать – недолив
Модный – ультрамодный
Насыщенный – насыщенность
Разгромить – разгром
Узкий + пленка – узкопленочный
Соучастие – соучастник
Рама – подрамник
Бесперспективный – бесперспективный
Стариковский – по-стариковски
Задание №4
Посетить – посетитель – посетительница
Крутить – раскрутить – раскрутиться
Любить – любовь - любимый – любимчик – любимица
учить - учитель - учительский – учительски – по-учительски
разбираться – разборчивость – неразборчивость
рыба – рыбалка - рыбачить – порыбачить
двор – дворник – дворничиха
соединение – соединить – присоединить – присоединиться
краска – красить – подкрасить – подкрашивание
люди – людно – безлюдно
есть – доесть – недоесть – недоедание
объезд – объездной
красный – краснота - краснеть – покраснеть – покраснение
пустынь – пустынный – пустынничество
звук – звучать – озвучивать – переозвучивать
колоть – расколоть – раскол
Задание №5
заячий
Заяц зайчонок - зайчишка
немота
немой
неметь – онеметь
-занеметь
Ползти – ползать
Вариант 2.
волчий
Волк
Волчонок
телота
Теплый
Теплеть – потеплеть – потепление
трата
тратить
потратить
затратить – затратный
Вариант 3.
лисий
Лиса
Лисенок
старость
старый
стареть
постареть
устареть
старинный
старина
гуляние
гулять погулять
загулять
Задание №6
занавеска
1.занавеска
2. занавес – занавеска
3. суффиксальный, как морковь – морковка
4. навес – занавес – занавеска
Скрип
1. Скрип
2. Скрипеть - скрип
3. Суффиксальный, как смотреть – смотр
4. Скрипеть – скрип – скрипучий – скрипка
Оживлением
1. Оживление
2. Оживление – оживлением
3. Суффиксальный, как спасение – спасением
4. Жить – ожить – оживлять – оживление – оживлением
Водопадный
1. Водопадный
2. Водопад – водопадный
3. Суффиксальный, как парад – парадный
4. Вода + падать – водопад – водопадный
Заморозок
1. Заморозок
2. Заморозить – заморозок
3. Суффиксальный, как: косьба – косить
4. Мороз – морозить - заморозить – заморозок
Соснячок
1. Соснячок
2. Сосна – соснячок
3. Суффиксальный, как палец – пальчик
4. Сосна –соснячок
Семейный
1.Семейный
2. Семья – семейный
3. Суффиксальный, как доброта – добрый
4. семья – семейный
Прогулка
1. Прогулка
2. Прогуливаться - прогулка
3. Суффиксальный
4. Гулять – прогуливаться – прогулка
Болтливость
1. Болтливость
2. Болтливый – болтливость
3. Суффиксальный, как терпимый - терпимость
4. Болтать – болтливый – болтливость
Вертишейка
1. Вертишейка
2. Вертеть – вертишейка
3. Сложение основ, как водопад
4. Вертеть + шея – вертишейка
Волчьим
1. Волчий
2. Волк – волчий
3. Суффиксальный, как лис – лисий
4. Волк – волчий
Плясуний
1. Плясуньи
2. Плясун – плясуньи
3. Суффиксальный, как ведун – ведуньи
4. Плясать – плясун – плясуньи
Заюшка
1. Заяц
2. Заяц – заюшка
3. Суффиксальный, как мальчик - мальчишка
4. Заяц – заюшка
Диахронический аспект морфемики слова
Задание №1
1) Опрощение - языковой процесс, в результате которого слово с производной основой становится непроизводным. При опрощении происходит превращение слова со сложной структурой в одноморфемное.
2) Переразложение - процесс, в результате которого происходит перемещение границ между морфами. Переразложение может происходить, если слово исторически было производным и остается производным, но в его составе теперь выделяются другие морфы.
3) Усложнение основы – это усложнение производящей основы, в результате чего нечленимые, непроизводные слова становятся членимыми, производными. Данный процесс противоположен опрощению. Например, слово зонтик именно в таком виде пришло к нам из голландского языка, однако сейчас мы выделяем в данном слове и корень, и суффикс: зонт-ик.
4) Декорреляция - Изменение характера или значения морфем и их соотношений в слове при сохранении их числа. Так, слово ловец стало восприниматься как глагольное образование (по типу купец, творец), тогда как оно образовано от существительного ловъ в том же значении “ловец” (ср.: зверолов, рыболов).
5) Замещение - процесс, в результате которого одна часть слова заменяется на другую. Слово свидетель исторически образовано от
глагола ведати, то есть речь идет о человеке, который ведает, знает.
Сегодня же производящей основой для этого существительного является глагол видеть, то есть свидетель – «тот, кто видел, наблюдал.
6) Диффузия - или наложение – процесс взаимопроникновения морфем. Наложение морфем при сохранении их значения: разевать (было раз
зевать) – произошло взаимопроникновение конечной согласной
приставки и начальной согласной корня. Аналогичное явление
можно наблюдать в слове приду (было прийду). Наложение морфем на стыке корня и суффикса присутствует в словах: смоленский (от Смоленск + ск), розоватый (от розовый + оватый).
Задание №2
Вариант 1.
Ложка – лъжица (старосл.). В словин. lgièt (*lъgъtь) обозначал "мастерок каменщика".Орудие для хлебанья, для еды жидкостей
Обитать - др.-русск., ст.-слав. обитати (Супр.). Из *обвитати. Отсюда обитель ж., церк., поэт., др.-русск., ст.-слав. обитль, habitatio (Супр.) из *обвитль; жить, пребывать, поселиться, населять собой, быть на жительстве.
Лентяй -из *лньтай – от лень. Тот, кто постоянно ленится, кто неохотно, лениво работает, лодырь. Неисправимый лентяй.
Молчаливый - 1) Склонный к молчанию, не любящий много говорить. 2) Осуществляемый, понимаемый без слов, не сопровождаемый речью.
Крыло - От общеславянского kridlo, восходящего к той же основе, что и словенское krilo, польское skrzydlo, латышское skriet ("бежать, лететь"). Изменение корневой гласной с и на ы объясняется влиянием глагола крыть. 1) Орган, служащий для летания у птиц, насекомых и некоторых млекопитающих. 2) а) Предмет, видом или назначением напоминающий ~ птицы. б) Часть летательного аппарата, обеспечивающая подъемную силу при полете в атмосфере. в) Боковая часть автомобиля. г) Лопасть колеса парохода или ветряной мельницы. д) Лопасть косилки, комбайна и т.п., отбрасывающая скошенную траву, сжатый хлеб. е) Верхняя подвижная часть семафора. ж) Часть конструкции быстроходных судов особого типа в виде прикрепленных к днищу плоскостей, обеспечивающих подъем судна над водой при его быстром движении. 3) а) перен. разг. Боковая, одна из двух сторон чего-л. б) Боковая пристройка или часть здания. в) Правая или левая часть оперативного построения войск (армии, фронта). г) Боковая часть невода. д) Каждая из боковых частей носа. 4) перен. Крайняя - правая или левая - группировка какой-л. организации, партии, какого-л. класса.
Колоть - ст.-слав. кол, клати (Супр.) 1) Рассекать, расщеплять, раздроблять что-л. твердое на части ударами чего-л. 2) разг.-сниж. Разбивать, раскалывать. 2. несов. перех. и неперех. 1) а) перех. Вонзаясь во что-л., причинять боль (о чем-л. остром). б) Воздействуя на кожу, вызывать ощущение укола, уколов. 2) Вызывать острую физическую или душевную боль. 3) перех. Вонзать в кого-л. острие оружия, поражать, наносить удары, раны острым оружием. 4) разг. перех. Делать кому-л. укол, инъекцию. 5) перех. Убивать ударами ножа, резать (животных). 6) а) перен. перех. Задевать кого-л. язвительными замечаниями, упреками; говорить кому-л. колкости. б) Зло, пристально, недоброжелательно смотреть. в) Раздражать кого-л., вызывать в ком-л. неприятное чувство.
Лекарь - Общеславянское слово, образованное от лъкъ – "лекарство, леченье". К той же основе восходят <<лечить>>, лечебник. м. или, по прочим славянским языкам, лекарь, но есть и шведское lakarе, лекарь, врач, медик, первая ученая степень, получаемая студентами врачебного искусства; вторая доктор медицины, иногда лекарем зовут и неученого врача, всякого кто лекарит, лекарничает, занимается леченьем, не будучи врачом.
Свидетель - Это заимствованное из старославянского языка слово образовано суффиксальным способом от глагола съвъдъти – "знать", восходящего к той же основе, что и ведать, видеть. Изменение первоначального е на и произошло под влиянием глагола видеть. Человек, лично присутствовавший при каком-н. происшествии, событии, очевидец.
Каникулы - У всех, кто учится, особое отношение к этому слову, которое восходит к латинскому canicula – "собачка" и к выражению dies caniculares, буквальное значение которого "собачьи дни". Так называли летние дни, когда Солнце находилось ближе всего к звезде Сириус, или псу Ориона, как ее еще называли. Эти дни были и самыми жаркими, и на них приходились самые длительные перерывы в работе или занятиях. Так и развилось современное значение слова каникулы. Отметим неожиданное родство слов каникулы и <<каналья>>, ведь они восходят к одной и той же латинской основе сапе – собака.. Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или праздничное время. Летние каникулы. Студенты разъезжаются на каникулы не раньше середины июня.
Вариант 2
Нахал - нахальный. Прежде всего связано с болг. охален "зажиточный"; с др. ступенью вокализма: болг. охолен "довольный", охол "надменный", сербохорв. охол "высокомерный, чванный", о-хола "высокомерие, чванство", словен. оhоl "надменный", также холить, холень "неженка". Далее, сюда же шалить; Наглец, беззастенчивый и дерзко назойливый человек.
Хитрый - хитер, хитра, хитро, хитрить, укр. хитрий, др.-русск. хытръ "ловкий, сведущий, опытный (о враче)", хытрьць, ст.-слав. хытръ (Супр.), цслав. хытрьць,, болг. хитър "умный", сербохорв. хитар, хитра, хитро "быстрый, опытный, ловкий, хитрый".1. Изобретательный, искусный в чем-н. 2. Изворотливый, идущий непрямыми, обманными путями к достижению чего-н.3. Замысловатый, мудреный, не простой.
Косынка - Образовано уменьшительным суффиксом от косыня (имеющего то же значение), произведенного от косой. Название этому предмету дано по внешнему признаку – повязывается наискосок. Головной платок.
Крохотный - Очень маленький, крошечный.
Пекло - Общеславянское слово, образованное суффиксальным способом от ныне исчезнувшего существительного пекъ, имевшего значение "смола". Пекъ восходит к той же основе, что и латинское pix – "смола", и является производным от того же корня, что и латинское pinus – "сосна". Смысловое сближение существительного пекло с глаголом печь имеет в своей основе народную этимологию. 1. Сильный солнечный жар, припёк.2. перен. Место, где происходит жаркий бой, горячие споры, суматоха и т. п. (разг. фам.). 3. Ад, адский огонь (обл.). молоть - ст.-слав. мел, млти (Супр.) малывать (мелю), растирать, мозжить треньем и гнетом, обращать что-либо в крупку, в муку, в порошек, особенно посредством жерновов.
Повсеместный - Имеющий место, происходящий, распространенный и т.п. везде, всюду.
Ругать - Общеславянское слово, восходящее кругъ – "насмешка, издевательство"; соответствие этой основе находим, в частности, в латинском языке: ringor – "скалиться". ругнуть, ругивать, бранить, поносить, обзывать бранными словами, бесчестить на словах; журить, счувать.
Силком - Силой, насильно.
Календарь - Вероятно, через польск. kalendarz из лат. calendarium от саlеndае. 1. Справочная таблица или книга, в к-рой перечислены в последовательном порядке все дни года с указанием различных других сведений (праздников, исторических дат, каких-н. литературных произведений и т. п.). Настольный календарь. Отрывной календарь. (где каждый день - на особом листке, отрываемом по прошествии дня). 2. Способ счисления дней в году. Реформа календаря. Юлианский календарь. (старого стиля; по имени Ю. Цезаря). Грегорианский календарь. (нового стиля; по имени папы Григория 13). 3. Распределение занятий, работы, состязаний и т.п. по дням, месяцам (спец., офиц.). Календарь спортивных состязаний.