Г.План-конспект занятия кружка «Юные туристы краеведы».
Руководитель кружка Лохвицкая Лариса Васильевна.
Тема занятия:« Краеведческие исследования в походе».
Тип занятия: комбинированный.
Форма проведения: дистанционная.
Цель занятия: Познакомить учащихся с основными направлениями краеведческой исследовательской работы в походе и с формами и методами сбора краеведческого материала.
Задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся с основными направлениями краеведческой исследовательской работы в походе и с формами и методами сбора краеведческого материала.
Развивающие: развивать у учащихся навыки поисково-исследовательской деятельности, умение работать в команде, прививать им чувство коллективизма и взаимопомощи.
Воспитательные: повысить интерес к изучению малой Родины, воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.
Изучениеновогоматериала
Методы краеведческой работы
Методы изучения края вытекают непосредственно из целей, задач, хронологических рамок исследований. В числе основных методов изучения края можно назвать: археологический, архивный, этнографический методы и встречи с ветеранами и участниками важных для края исторических, культурных и иных событий. Методы краеведческого исследования своей местности. Работа с литературными источниками. Картографический метод. Статистические методы. Метод анкетирования. Метод полевых наблюдений. Зарисовки, фото- и видеосъемки. Сравнительно-исторический и т. д. К дополнительным методам изучения края можно отнести:
1. Интегрирование, взаимосвязанное ведение разнообразных организационных форм и методов познавательной деятельности от получения готовых знаний о крае до его изучения в процессе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный и общественно полезный интерес.
2. Организацию положительного опыта, его анализ, корректировку, описание, пропаганду. Следует опираться на все ценное, что добыто трудом поколений российских краеведов, разработано отечественной и зарубежной краеведческой мыслью, используя сложившиеся традиции, разрабатывая новые методы, изучая историю края.
3. Наблюдения, анкетирование, беседы, изучение учебных и исследовательских работ – докладов, сообщений, сочинений, материалов походов, экспедиций и т. д. В зависимости от цели краеведческой экспедиции используется комплекс методов краеведческой работы. На разных этапах исследования края применяются различные методы краеведения. Проведение краеведческих экспедиций необходимо для получения дополнительных данных о крае.
1. Основные методы краеведческого исследования
В краеведческой работе могут применяться все основные методы краеведческого исследования: литературный, полевых наблюдений, картографический, статистический, анкетный, личные беседы.
2. Литературный метод
Литературный метод связан с использованием разного рода печатных источников об изучаемой территории. Знакомство с литературой важно для того, чтобы получить предварительные знания об исследуемой территории и в своей работе не повторять того, что уже раньше сделано. Оно помогает краеведу решать вопросы об истории развития края. Изучение литературы необходимо и для теоретических обоснований выводов, получаемых в краеведческих исследованиях.
3. Метод полевых наблюдений
Метод полевых наблюдений особенно часто применяется для изучения природных условий. Он включает различные исследования в стационарных (на географической площадке), в лабораториях, и полевых условиях с применением технических средств: специальной аппаратуры и инструментов, фото- и киноаппаратуры.
4. Картографический метод.
Картографический метод исследования предполагает работу с картой в целях раскрытия пространственных сочетаний в природе и в хозяйстве на территории края. С карты должно начинаться краеведческое исследование, на нее наносятся результаты. Глазомерная съемка местности и составление разных карт - важнейшая часть исследования
5. Статистический метод Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении населения, хозяйства, экономических связей. Этот метод состоит из разнообразных подсчетов количественных данных, вычислений средних величин, составлений таблиц и их графического изображения.
6. Метод анкетирования местного населения и личных бесед Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.
7. Фотографирование и киносъемка
Фотографирование и киносъемка - неразрывные средства краеведческих исследований. Результаты фотографирования и киносъемки типичных объектов края и картин жизни, будучи объединены вместе, могут дать материал для интересных альбомов-монографий и кино- демонстраций по отдельным вопросам, а также материал для экспозиций краеведческого музея. Для того чтобы полнее составить характеристику природы края и отразить в ней изменения, происшедшие в природе и хозяйстве, краеведческая работа требует постоянного сбора и изучения современных, а также за прошлое время:
а) литературных материалов из научных трудов и сообщений, художественных произведений и пр.,
б) статей и заметок в журналах и газетах,
в) географических карт,
г) писем всякого рода, летописей и других записей, а также фотографических снимков рисунков, из газет, журналов и пр.
1) Изучение литературных краеведческих источников осуществляется на первом этапе краеведческих исследований для получения предварительных сведений.
Источники краеведческой информации:
-библиографические обзоры по вопросам туризма и краеведения:
- Сборники;
- Журналы;
- Газетные материалы.
Предварительно следует наметить подлежащие просмотру издания, выявить его информативную направленность и установить хронологические рамки. Внимание следует обратить на те разделы, которые соответствуют тематике. Полученная информация должна быть занесена на карточку. Выписка должна иметь фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, точную ссылку на наименование издания с указанием года, числа и страницы газеты или журнала.
2) Картографический метод исследования направлен на выяснение пространственного размещении природных, хозяйственных, исторических, археологических и др. объектов и явлений на изучаемой территории. Все краеведческие исследования должны начинаться с составления карты или плана изучаемой местности. Карты-основы служат для нанесения на них результатов исследования.
3) Основными методами полевых исследований являются стационарный и экспедиционный. Первый метод заключается в наблюдениях исследователя на месте постоянного жительства или длительного местопребывания. Второй метод -- во время кратковременного пребывания во время путешествий или похода. Наиболее доступными методами во время путешествия являются наблюдения - визуальные или анкетирование.
4) Статистический метод основан на отборе и анализе количественных показателей с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм. Этот метод широко применяется краеведами при изучении хозяйства, населения и экономических связей своего края с другими территориями.
Вопросы для самоконтроля:
Какие методы применяются на различных этапах краеведческого изучения территории?