Г. Кружок «Спортивный горный туризм» второй год обучения.
Руководитель кружка Лохвицкая Лариса Васильевна
Тема занятия: «Подготовка и участие в туриско-краеведческих мероприятиях».
Тип занятия: комбинированный.
Форма проведения: дистанционная.
Цель занятия: научить кружковцев правильно подбирать снаряжение для похода.
Задачи:
-Изучить групповое снаряжение для горного туризма (групповое снаряжение).
-Виды топлива в походе
Изучение нового материала
Групповое снаряжение (бивачное и др.)
|
|
Палатка – из всего многообразия производимых в современном мире палаток очень не просто выбрать подходящую для альпинизма и горного туризма.. Ниже несколько критериев по которым можно понять подходит эта модель для или нет.
- Вес – в расчете на одно спальное место вес палатки должен составлять примерно 1 килограмм. Более легкие двухслойные палатки не обладают необходимой ветроустойчивостью, а легкие однослойные палатки не отличаются комфортностью, но могут использоваться при необходимости сильно экономить вес. Каркас должен быть выполнен из алюминиевого сплава, т.к. обеспечить небольшой вес с использованием стеклопластиковых стоек невозможно.
- Размер – для относительно комфортного ночлега ширина дна палатки в плечах должна быть около 50 сантиметров на одно место, длина палатки 210-230 сантиметров, высота 100-120 сантиметров – более высокие палатки обычно хуже выдерживают ветер.
- Наличие ветровых оттяжек – обеспечить комфортные условия в ветреную погоду (особенно в легких палатках) можно только с их помощью.
- Наличие тамбура – место под тентом, в котором можно хранить вещи, готовить и которое защищает вход палатки от дождя.
- Материал тента – лучше всего для гор подходят ткани с силиконовым покрытием – они меньше страдают от ультрафиолетового излучения и дольше служат. Минимальная водостойкость ткани тента 2000 миллиметров водяного столба, но это минимальная величина для увеличения срока службы лучше выбирать модели с более водостойким покрытием.
- Проклеенные швы – швы на тенте и дне палатки должны быть проклеены. Иногда на палатках для высотного и зимнего альпинизма швы не проклеивают, но использовать такие палатки летом не рекомендовано, т.к. они сильно промокают в дождь.
- Наличие двух входов – значительно сокращает время на сборы, упаковку снаряжения и т.д.
|
Если не принимать во внимание разную экзотику, турист выбирает один из трёх видов топлива: дрова, бензин или газ.
Дрова. Самый романтический вид топлива. Костёр – древний символ тепла, света, дружбы и туристской песни.:
Дрова не надо нести с собой и, рассчитывая только на дрова, достигается минимальный вес рюкзаков. Хотя пилы, топоры, сетка и трос для костра могут весить тоже немало. У большого костра, в отличие от примуса или газовой горелки можно согреться и просушиться, сжечь свой мусор. На этом плюсы заканчиваются.
Теперь минусы.
1. В дождливую погоду развести и поддерживать костёр трудно, а иногда практически невозможно.
2. Дрова нужно искать, на что уходит время, которого всегда не хватает. При поздней остановке на бивак (как бы мы не хотели этого избежать, но это случается в каждом походе), когда уже стемнело, группа, у которой нет примуса или горелки, скорее всего, останется без ужина.
|
3. При готовке на костре котелки покрываются сажей и их переноска становится наказанием.
4. Даже когда мы используем для костра сухую, мертвую древесину, мы наносим природе раны. Костёр оставляет после себя кострище – грязные уголья и выжженную землю. В мощном лесу эти кострища не так видно и они за 2-3 года зарастают. А в тундре и альпийских лугах, где плодородный слой почвы тонкий, на этом месте ничего не будет расти десятилетиями.
Последнее обстоятельство приводит цивилизованного человека, к тому, что при путешествиях по большинству горных районов нужно переходить на бензин или газ в качестве основного топлива. Если для приготовления пищи всё-таки используется костёр, то его нужно делать не «пионерский», а небольшой, экономный, в таёжных походах на сетке, а в горах – в очаге из камней. Технический прогресс в области туристской одежды позволяет отказаться от костра как источника тепла для обогрева и сушки последней, по крайней мере, в летних походах. Костёр остаётся как экзотика, как символ первобытности.
Газовые горелки
Газовые горелки различаются по мощности и способу крепления на баллон — это отражается на их весе и размере. Маленькие горелки надеваются или накручиваются прямо на баллон. Они самые лёгкие и компактные, но подходят только для маленькой группы, в идеале — на двоих. Большую посуду на такую горелку не поставишь, а если и поставишь, из-за малой мощности процесс будет долгим. Горелки среднего и большого размера, как правило, крепятся к баллону с помощью выносного шланга. Их конструкция и мощность подходят для приготовления еды в объёмной посуде.
|
Отдельно можно выделить системы приготовления пищи: Jetboil и аналоги. Они состоят из газовой горелки, ветрозащиты и котелка с радиатором. В таких системах удобно топить снег, расход топлива минимальный, но область применения сильно ограничивает объём кастрюльки, обычно не превышающий 1 литр. Иногда туристы делают так: топят снег и греют воду в «джетбойле», а потом переливают кипяток в кастрюлю большего объёма и готовят на другой горелке — остаётся только поддерживать кипение.
Жидкотопливные и мультитопливные горелки
К бензиновым (жидкотопливным) относятся два вида горелок: специальные бензиновые (примуса) и мультитопливные. У примусов бачок для топлива обычно составляет одно целое с горелкой. К этой группе можно отнести примуса старых, ещё советских разработок и их более современные модификации (Шмель, Дастан, Coleman Speedster, Sportster, Feather и аналоги), а также современные бензиновые горелки (например, MSR Whisperlite или DragonFly).
Бензиновые примуса старой конструкции самые тяжёлые, вес Дастана порядка 2 кг. Если вы планируете длительный поход большой командой, то такой вес, особенно учитывая количество топлива на весь маршрут, не выглядит страшным. Но для малой группы это не лучший вариант.
В современных бензиновых примусах уже используются лёгкие сплавы, их вес в среднем колеблется в районе килограмма. Вес мультитопливной горелки, позволяющей готовить на бензине, вместе с бутылкой для топлива, минимальным ремнабором и чехлом составляет около 650-700 граммов. В продаже можно встретить и более лёгкие модификации мультитопливных горелок от известных производителей с титановым корпусом. Обратите внимание на то, что часто в характеристиках горелки в интернете указан вес без учёта ёмкости под бензин и насоса.
Многие туристы до сих пор ходят с бензиновыми Шмелями и Дастанами — причём в походах максимальных категорий сложности. Новый агрегат работает безотказно и помогает быстро приготовить еду в большой команде. Правда, Дастаном нужно уметь пользоваться. Примусы недорогие, можно менять их раз в несколько сезонов, не дожидаясь износа отдельных узлов.
Мультитопливные горелки обычно делают на базе жидкотопливных, добавляя в комплект переходник под резьбовой газовый баллон и форсунки для газа. Ёмкость для горючего и насос соединяются с горелкой шлангом, поэтому её легко превратить в газовую и наоборот — достаточно поменять переходник, если он предусмотрен конструкцией, и форсунку.
Ветрозащита – если используются обычные горелки и котелки, то с помощью ветрозащитных экранов можно также значительно сократить время приготовления пищи и расход газа. Ветрозащитные экраны применяются или алюминиевые, или из стеклоткани/арамидной ткани.
Ремнабор – в зависимости от удаленности от цивилизации и планов на поездку собирается набор материалов и инструментов для ремонта. При организации продолжительных выходов в удаленные районы состав ремнабора значительно расширяется.
Обязательно возьмите нитки и иголки.
- Клей и материал, которым вы будете заклеивать порванные штаны или тент от палатки.
- Легкий мультитул – наличие ножа и плоскогубцев позволяет использовать его при различных нештатных ситуациях.
- Напильник - для заточки кошек, ледорубов и ледовых инструментов.
- Трубку для ремонта каркаса палатки – обычно это трубка длиной 15-20 сантиметров и на 3-4 мм большего диаметра, чем трубки каркаса.
- Эластичные стрепы(резинки). 2 шт. Также крайне полезные и многофункциональное снаряжение. С помощью этих стрепов можно решить множество проблем – связать ледорубы или трекинговые палки, привязать снаряжение к рюкзаку, закрепить шину при травме, отремонтировать крепление кошки и многое другое. А с помощью армированного скотча и стрепов вообще можно отремонтировать все, что угодно.
- Армированный скотч. Серебряный скотч, ducktape или ducttape. Популярнейшая в любом хозяйстве вещь, продается в любом хозяйственном магазине и незаменима в горах. «Если вещь нельзя отремонтировать с помощью серебряного скотча, то ее надо выкинуть». Можно намотать 1-1,5 метра скотча под рукоятку трекинговой палки, но это запас только для несложных проблем и быстрого доступа, в рюкзаке должен лежать полноценный рулон.
- Тонкий репшнур - диаметром 2-3-4 миллиметра. Применяется для привязывания всего, подстраховки всего, замены шнурков и т.д.
Мусорные пакеты объемом 70-100 литров – используются для упаковки снаряжения, защиты его от влаги, переноски снега, воды и т.д. Также используются и по прямому назначению – для упаковки мусора, чтобы ничего не оставалось в горах.
|
Групповая аптечка – разделяется на две части Базовую и Групповую аптечку на выход. Групповая аптечка на выход должна содержать набор препаратов и материалов, аналогичный личной аптечке первой помощи, но в большем количестве, с учетом размера группы и продолжительности выхода. Базовая аптечка содержит в себе препараты и материалы для лечения травм, простуд, ожогов, отравлений и т.д. и хранится в базовом лагере.
GPS – на маршрутах Кавказа GPS не является предметом первой необходимости, за исключением восхождения на высокие снежные вершины, т.к. ориентирование на ледниках в плохую погоду может быть очень непростым делом. GPS должен быть отдельным прибором, который работает от батареек, – GPS в смартфоне не может считаться адекватной заменой.
Компас - в отличии от GPS для компаса не нужны батарейки и, в комплекте с картой и навыками использования, компас более надежен и позволяет ориентироваться в самых сложных условиях.
|
Карта, гайдбук, описания маршрутов – к сожалению, описания многих маршрутов устарели, а маршруты сильно изменились. Даже выпущенные в недавнее время путеводители часто являются неисправленными копиями описаний 30-40 или 50 летней давности. Консультации о маршруте у коллег, которые его проходили недавно, – обязательны.
Рации - На данный момент существует огромное количество радиопередающих устройств с различными характеристиками, позволяющих передавать сигнал на расстояние. В зависимости от конструкции, они обладают различной мощностью, весом, размером, диапазонами рабочих частот, видами модуляции, протоколами передачи и другими характеристиками. Подробнее о радиосвязи в горах поговорим в следующем материале.