Это, как правило, высокообразованные люди, имеющие специальную подготовку и способные успешно заниматься обучением и воспитанием подрастающего поколения, готовить квалифицированных молодых работников, специалистов народного хозяйства и систематически повышать их квалификацию.
Значит, характерная черта сферы образования – высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели. В педагогической деятельности преобладает умственный труд, отличающийся от физического тем, что предметом операционных действий выступают не материальные вещи, а идеальные понятия, знания и умения.
Отрасли образования присущ также и своеобразный предмет труда. В отличие от материального производства, в образовательном процессе предметом воздействия служит не вещество, а высшее существо природы – сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся – личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определёнными объективными законами.
Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса в качестве сложной саморегулирующейся системы, обладающей огромными творческими возможностями.
Учащийся одновременно выступает потребителем образовательных услуг и соучастником их производства. В этом состоит существенная особенность создания этих услуг в отличие от услуг в большинстве других отраслей материального производства.
Средства труда, применяемые в образовании, тоже специфичны. В то время как в материальном производстве для преобразования предметов труда в продукт широко используются и играют важную роль вещественные (технические) орудия труда, в просвещении они имеют подсобное значение.
|
Главным и своеобразным «орудием труда» преподавателя, как и учёного, являются знания.
Но знания, как и вещественные средства труда, подвержены моральному износу (старению). Если полученных в начале 20 века знаний человеку хватало на всю жизнь, а в 40-х годах – на полжизни, то половина знаний полученных в 1987 г., устарела уже к началу 1993г. Поэтому их надо постоянно пополнять и обновлять.
Экономические отношения, присущие процессу обучения, менее осязаемые, уловимы из-за того, что услуги преподавателей лишены материально-вещественной формы. Они складываются между людьми по поводу производства. Обмена, распределения и потребления образовательных услуг.
Нередко специалисты по социально-экономическим проблемам ошибочно усматривают важную особенность отрасли образования в неразрывности производства и потребления образовательных услуг. На самом деле процесс потребления (использования) знаний, навыков и умений не заканчивается, а только начинается с момента их потребления первоначально от преподавателя.
Образование как отрасль, а также неотъемлемая составная часть народного хозяйства и необходимое звено общественного воспроизводства, характеризуется тем типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако эти отношения в сфере образования имеют особенности. Они обнаруживаются, в частности, в отношениях собственности, в обмене деятельностью работников просвещения с тружениками иных отраслей народного хозяйства, в способах и формах возмещения затрат труда и материальных средств, в реализации хозяйственного механизма.
|
В чём проявляется специфика экономических отношений системы образования? Чтобы уловить эти отношения системы образования, надо рассматривать её не изолированно от других отраслей народнохозяйственного комплекса, а в системе общественного разделения труда, в единой цепочке: образование – производство – наука. Труд работников образования непосредственно и прямо направлен на создание людям духовного продукта – образовательных услуг и на воспроизводство квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства. Между ними объективно складываются отношения взаимного обмена деятельностью. Ведь преподавательским трудом производятся такие ценности, которые не создаются другой профессиональной деятельностью. Работники образования, обеспечивая население образовательными услугами, получают взамен от работников других отраслей всё, что им необходимо для удовлетворения жизненных потребностей и труда. Поэтому важно иметь в виду два главных аспекта экономических отношений работников просвещения: внутри самой системы образования и с работниками материального производства и других отраслей духовной сферы.
Отношения собственности
Определяющим звеном в экономических отношениях и в отрасли образования выступают отношения собственности на средства труда. Именно они интегрируют и пронизывают всю систему производственных отношений образовательного комплекса
|
С начала 90-х годов появился ряд коллективных и частных учебных заведений в качестве альтернативы государственным. Теперь это получило законодательное закрепление.
По своим организационно-правовым формам образовательные организации могут быть: 1) государственными, 2) муниципальными и 3) негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
Собственность – это общественно-производственные отношения людей по поводу присвоения экономических благ: средств производства и его результатов. В этих отношениях различают объект присвоения, или то, что присваивается, и субъект – кто это присваивает. Объектом присвоения школьного коллектива, например. Обязательно должен быть земельный участок, на котором находится здание. Другие сооружения, пришкольный участок, парты, столы, доски, учебные наглядные пособия и т.д. – то есть всё то, без чего нельзя вести нормальную учебно-воспитательную работу.
Чем же тогда владеет и распоряжается непосредственно образовательное учреждение? Ему принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и другие объекты собственности, которые переданы ему физическими (гражданами) и юридическими (предприятиями и организациями) лицами в форме дара. Пожертвования или по завещанию. Собственность коллектива учреждения распространяется также на продукты интеллектуального и творческого труда, являющимся результатом его деятельности; на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретённые на эти доходы объекты собственности.