Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 59 г. Челябинска»

 

Индивидуальный проект по теме:

«Китайская система счёта»

Проектный продукт:

Презентация

 

Выполнила учащаяся 7г класса

Дедова Надежда

Руководитель проекта:

Пухова Лия Хасановна,

учитель математики

 

Форма презентации проекта:

Демонстрация проектного продукта

Челябинск

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………  
ГЛАВА 1. ………………..  
1.1. …………………………………………………………………………    
1.2. ……………………………………………………………    
Выводы по I главе……………………………………………………………..  
ГЛАВА 2.  
2.1 ……………………………………………………………………………….  
2.2. …………………………………………………...    
Выводы по II главе…………………………………………………………….  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……    
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность: каждый день мы пользуемся счетом, о происхождении которого многого не знаем.

Объектом работы является: китайская система счисления

Предметом является: система счисления.

Цель исследования – выявление и обоснование возникновения и использования этой системы счёта. Узнать, как выполнялись арифметические действия с числами. Доказать, что система счисления, которой пользовались в Китае считается самой старой и имеет много сходств с современной.

Гипотеза работы: Китайская система счисления будет являться эффективным средством решения задач, если иметь представление о ней.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. провести анализ о происхождении в интернете;

2. рассмотреть сущность и структуру понятия системы счисления

3. рассмотреть возможности использования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования и виды деятельности:

1) теоретические − анализ по исследуемой теме;

2) экспериментальные − эксперимент, ……………………………

Эксперимент проводился на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы № 59 города Челябинска».

Научная новизна и теоретическая значимость полученных в ходе исследования результатов заключается в обосновании положения о том, что ……………………………………………………………………………………….

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения: выводы и рекомендации, представленные в исследовании, могут быть использованы в быту.


 

ГЛАВА 1. Теоретическая часть

Происхождение

 

Прежде чем перейти к рассмотрению сути, узнаем, как зарождалась Китайская система счета.

Первые обнаруженные обозначения цифр относятся к Китаю периода 14 века до н.э., которые были найдены в провинции Хэнань. А в 11 веке до н.э. при династии Чжоу появилась математика и астрономия. Иероглифы, которые обозначали цифры, появились во 2 веке до н.э. В 1-5 веках появляются пропорции и действия с дробями, квадратные уравнения и математические действия с отрицательными числами. Так же примерно в 3-ем веке появились десятичные дроби.

Во II веке н. э. были созданы «Трактат об измерительном шесте» (по астрономии) и «Математика в девяти книгах»— наиболее древние из дошедших до нас математических сочинений Китая. Вместе с ещё рядом книг, написанных в III—IV веках, они образовывали «Десять классических трактатов», которые долгое время переиздавались без изменений. До XIV века математика Китая представляла собой набор вычислительных алгоритмов для решения на счётной доске.

В основе китайской нумерации лежит мультипликативный принцип: разряды записываются сверху вниз или слева направо, при этом за числом тысяч идёт знак тысячи, далее за числом сотен — знак сотни, за числом десятков — знак десятка — и в конце число единиц. Для выполнения арифметических действий использовалась счётная доска, и счётные палочки. На счётной доске применялась позиционная запись. При этом, по словам китайского математика III века Сунь-Цзы, «в методах, которые употребляются при обычном счёте, прежде всего [следует] познакомиться с разрядами: единицы вертикальны, десятки горизонтальны; сотни стоят, тысячи лежат; тысячи и десятки выглядят одинаково, десятки тысяч и сотни тоже».

 

 

Арифметические операции сложения и вычитания, производимые на счётной доске, не требовали дополнительных таблиц, для умножения же существовала таблица от 1х1 до 9х9. Действия умножения и деления производились начиная со старших разрядов, при этом промежуточные результаты удалялись с доски, что делало проверку невозможной. Поначалу умножение и деление были независимыми операциями, но затем Сунь-Цзы отметил их взаимную обратность. Практически одновременно с целыми числами появились и дроби, причём уже ко II веку до н. э. операции с дробями были хорошо разработаны. Для сложения и вычитания использовалось произведение знаменателей, умножение определялось геометрически как площадь прямоугольника, деление же было связано с задачей о дележе, при этом число участников дележа могло быть дробным. В V веке н. э. Чжан Цю-цзянь заменил деление на дробь умножением на перевёрнутую, при этом дробь воспринималась как пара чисел, чему способствовало применение счётной доски. К тому моменту, когда в Китае появляются десятичные дроби, с помощью которых давалось приближённое значение иррациональных величин.

В Китае умели решать задачи с помощью правила двух ложных положений, которое европейцы приписывали индийской науке. При подстановке двух различных величин в левой части уравнения ax-b=y в правой получаются два различных значения, из которых при помощи пропорции можно было найти решение для ax-b=0. Китайцы использовали вариант, когда в правой стороне имеются избыток и недостаток. Для решения систем линейных уравнений необходимо было введение отрицательных чисел. На доске они выделялись палочками другого цвета, а на письме другими чернилами или косой чертой. Кроме того, отрицательные числа имели особое название. Для них были сформулированы правила выполнения операций вычитания и сложения, причём вычитание было определено в первую очередь. Поначалу отрицательные числа использовались только в процессе счёта и к концу вычислений удалялись с доски, затем китайские учёные стали толковать их как долг или недостачу.

Использование

Что такое счёт? Счёт — это действие по значению глагола «считать»; вычисление, определение каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел.

Китайская нумерация просуществовала тысячелетия и сохранилась до наших дней. Хотя в настоящее время в математической литературе употребляется общепринятая система счисления, в обиходе, на страницах газет мы встречаемся с традиционной нумерацией. Она десятичная, непозиционная, с мультипликативным принципом записи чисел. Это значит, что в ней существуют девять цифр и обозначения десятичных разрядов. Всякое число может быть записано и произнесена «с помощью этих знаков: сначала — цифра, обозначающая n-ное число единиц разряда, за ней — название самого разряда. Так как китайское письмо не буквенное, а иероглифическое.»

В Китае существуют множество техник вычисления, которые можно использовать по сей день, например:

«Китайский» алгоритм умножения трехзначных чисел, имеющий популярность на сайте Youtube, основан на законе дистрибутивности операции умножения, относительно операции сложения:

(100а+10b+c)·(100e+10f+h)=10000ae+1000af+100ah+1000be+100bf+10bh+100ce+10cf+ch=

10000ae+1000(af+be)+100(ah+bf+ce)+10(bh+cf)+ch

Рассмотрим этот алгоритм на примере умножения 242 и 121

 

20000+8000+1200+80+2=20000+9000+200+80+2=29282

Или, к примеру, чтобы устно умножить на 4, число дважды нужно умножить на два. Например: 51*2*2= 102*2=204

А если умножать на 5, то сначала умножают на 10, а после делят на 2.

Если число четное, легче сначала поделись на 2, а затем умножить на 10.

Например: 23*10:2 = 230:2=115; 16:2*10= 8*10=80

Чтобы устно умножить на 1,5, прибавляют множимому его половину.

Например: 23·1,5=23·1+23·0,5=23+11,5=34,5

Деление чисел происходит примерно так же, но в обратную сторону, т.е. если нам надо разделить на 4, число нужно дважды разделить на 2.

Для деления на 5, число нужно умножить на 2 и разделить на 10.

Например: 84:5=168:10=16,8

А для только что бы разделить на 1,5, число умножается на 2 и делится на три.

Например: 36:1,5=72:3=24

 

Выводы по первой главе

 

Под ………… будем понимать ………………

Сущность ……………….. заключается ………………………………..


 

ГЛАВА 2. Практическая часть

Была выдвинута следующая гипотеза: с помощью приемов китайского устного счета можно улучшить вычислительные навыки.

· Объект исследования: 7г класс.

· Время проведения: февраль

Диагностика проводилась в несколько этапов:

Для первичной диагностики была подготовлена проверочная работа, состоящих из 10 примеров на умножение. По согласованию с учителем, мы провели его в своем классе.

Время выполнения работы – 10 минут.

Образец работы

1. 7*8  
2. 11*12  
3. 3,2*2,5  
4. 5*5*5  
5. 9*2*5  
6. 89*3  
7. 45*45  
8. 4*5  
9. 16*17  
10. 1*2  

 

Главное условие – все вычисления ребята должны проводить в уме, а записывать только результат.

 

Затем мы изучили с одноклассниками приемы китайского быстрого счета. Чтобы работа была более успешной, мы создали брошюру “Приемы китайского счета” и вручили ее каждому ученику нашего класса. Мы познакомили учащихся с историей возникновения вычислений, с некоторыми интересными способами китайского счета, еще раз рассмотрели много методов, позволяющих считать быстро и правильно.

Провели еще одну проверочную работу.

Результаты работ приведены в таблице:

 

 

Фамилия, Имя Работа № 1 Работа № 2
         
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

· Средний балл первой работы –

· Средний балл второй работы –

Таким образом, мы видим, что наша первоначальная гипотеза о том, что знание и использование приемов китайского счета позволит существенно увеличить скорость и качество счета, подтверждается.

Существуют способы быстрого счета, мы рассмотрели лишь немногие из них.

Вычисления без калькулятора – тренировка памяти и математического мышления. Устный счет – гимнастика ума!

Выводы по II главе

Результаты проведенного эксперимента мы узнали, что вычислительная техника с каждым днем становится все более совершенной, но любая машина делает то, что в нее закладывают люди, а мы узнали некоторые приемы устного счета, которые помогут нам в жизни.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы показал, что интерес к …………………..

В ходе выполнения работы была теоретически обоснована и подтверждена в практической деятельности гипотеза о том, что ………………………….

Научная новизна и теоретическая значимость полученных в ходе выполнения работы результатов обоснована…………………………………………………………………..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: