Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение
«Хорский агропромышленный техникум»
Хабаровский краевой открытый фестиваль «Студенческая весна – 2018»
Научно-исследовательская работа
Тема: «ПРОБЛЕМЫЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z».
(07 Конкурс студенческих научных работ в области юриспруденции)
Работу выполнил:
Евгений Шалимов, гр. ТОРА-718,
Виолетта Сыбикова гр. ПК-713
КГБ ПОУ ХАТ
Научный руководитель:
Ю. А. Домышева, преподаватель
русского языка и литературы
КГБ ПОУ ХАТ
п. Хор, 2018 г.
Аннотация
В настоящее время в мире обострилась проблема литературного чтения. Подростки и молодые люди перестают рассматривать чтение как вариант проведения досуга, что влечет за собой целый ряд культурных и социальных проблем. В Великобритании и во Франции на государственном уровне принят целый комплекс мер, благодаря которым государства удерживают звание самых читающих стран в мире. Россия же за последние 20 лет потеряла свое лидерство в отношении начитанности молодого поколения граждан.
В работе рассматриваются проблемы литературного чтения подростков в контексте теории поколений, разработанной Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом, адаптированной для России в 2003-2004 командой социологов под руководством Евгении Шамис — координатора проекта Rugenerations.
В качестве объекта исследования выступают читательская компетентность студентов КГБ ПОУ Хорского агропромышленного техникума и наличие материальной базы библиотеки техникума для реализации технологий и программ создания и регулярного функционирования читательской группы.
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
I Теория поколений. Отличительные черты поколения Z | |
II Проблемы литературного чтения поколения Z (на материалах исследования студентов Хорского агропромышленного техникума) | |
III Создание читательских групп, как вариант решения проблемы литературного чтения поколения Z | |
Заключение | |
Список источников и литературы | |
Приложение |
ВВЕДЕНИЕ
Русская классическая литература признана общемировым культурным достоянием, но что делать, если современное поколение россиян имеет лишь поверхностное представление о собственном литературном наследии? Отечественная литература насчитывает сотни прозаических и поэтических шедевров, начиная с эпохи русского сентиментализма и завершая эпохой постмодернизма и концептуализма, однако подавляющее большинство читающих подростков в качестве досугового чтения выбирают беллетристику или произведения зарубежной литературы.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что атрофированная потребность досугового чтения у современных подростков влечет за собой целый ряд проблем: низкая скорость чтения и, как следствие, снижение скорости обработки информации и проведения логических операций; проблема клиповое мышление; отсутствие собственного мнения, либо неспособность его вербально выражения; узкий кругозор; ограниченный лексикон; отсутствие интересного досуга и, как следствие, вовлечение в негативную среду, увеличение подростковой преступности, низкий уровень культуры, замкнутость и закрытость, недостаток источников реального общения.
|
Цель проектной работы состоит в исследовании социально-культурной студенческой среды КГБ ПОУ Хорского агропромышленного техникума для применения технологий и программ создания читательской группы, призванных решить проблему литературного чтения поколения Z.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теорию поколений и определить отличительные черты поколения Z;
2) исследовать материальной базы библиотеки техникума;
3) выявить уровень читательской компетенции и круга читательских предпочтений у подростков.
В качестве объекта исследования выступают читательская компетентность студентов КГБ ПОУ Хорского агропромышленного техникума и наличие материальной базы библиотеки техникума для реализации технологий и программ создания и регулярного функционирования читательской группы.
Продукт исследования: действующая читательская группа в КГБ ПОУ Хорском агропромышленном техникуме с апреля 2018 года.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования на базе образовательных учреждений Хабаровского края и других субъектов Российской Федерации.
Методы исследования. В работе применяется описательный метод, основанный на непосредственном наблюдении социокультурных фактов и количественно-качественном анализе материальной базы библиотеки техникума.
ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫПОКОЛЕНИЯ Z
В мире стали интересны диалоги про поколения. Теория поколений была написана американцами Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом, адаптированной для России в 2003-2004 командой социологов под руководством Евгении Шамис — координатора проекта Rugenerations.
|
По теории человечество разделяется на поколения в зависимости от поведения человека, условий жизни и воспитания до 12—14 лет. «Именно до этого возраста у человека формируется собственная система ценностей, которую он проносит через всю жизнь: сборник правил, свод не подлежащих сомнению аксиом» [1]. Ученые выделяют 6 поколений, представители которых еще бытуют на планете:
• Величайшее поколение или поколение GI (1900–1923 г. р.)
• Молчаливое поколение (1923–1943 г. р.)
• Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г. р.)
• Поколение Х (1963–1984 г. р.)
• Поколение Миллениум или Y (1984–2000 г. р.)
• Поколение Z (c 2000 г. р.)
Сегодняшние учащиеся являются представителями поколения Z. Становление представителей поколения Z происходит в стране, постепенно выбирающейся из глубокого экономического кризиса, обретающей стабильность. Поколение Z – это своеобразное переходное поколение из ХХ века в век XXI, на которое ещё оказывает влияние поколение Миллениум, но в то же время у него формируются собственные черты.
1. Дети, относящиеся к цифровому поколению, изменились за счет технологического прогресса. Это вызывает опасения и страхи, связанные с интернетом, с его влиянием. «Представители поколения Z связаны всем интернетом в целом, более зависимы от цифровых технологий, нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, но более индивидуалистичны, а также более ориентированы на потребление» [3].
2. Поколение Z обитает в виртуальном мире, поэтому менее склонно совершать поездки и выходить из своих домов. Растущие в Сети дети привыкли, что их желания в виртуальной реальности всегда исполняются, но, чтобы этого добиться в реальной жизни, часто недостаточно просто нажать на кнопку.
3. Обучение, и общение со сверстниками будет становиться все более онлайновым. Это отражается даже на общении детей с родителями: увеличивается коммуникативная дистанция между ними, и цепочка социального наследования. «Ну, а если дети не учатся у родителей, тогда родители начинают учиться у своих детей. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете» [4].
4. Дети, родившиеся с компьютерной мышью в руке, намного быстрее и успешнее осваивают технические новинки и привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным и сенсорным, поэтому поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Максимум, что они могут прочитать – какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, клиповостью.
«Клиповость - это способность краткого, красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде. Учащийся не может сосредоточиться и слушать учителя более 10-15 минут, он устает и утрачивает внимание, особенно если ему подаваемая информация не интересна. Если учащийся еще и не может «ухватить» о чем идет речь, то он переключается на любое другое занятие» [10].
У подростков «клиповость» проявляется, во-первых, в неспособности читать и конспектировать объёмные тексты; во-вторых, в неспособности обращаться к первоисточникам, из-за уверенности в быстром, простом решении задачи через интернет поисковики. Но стоит отметить, что клиповое мышление обладает не только недостатками, но и достоинствами: например, способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Однако, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. «Люди с клиповым мышлением не могут глубоко осознать, проанализировать информацию, и сразу переходят к потреблению новой. В результате они становятся легко внушаемыми и не способными на выражение собственного мнения» [6].
«Находясь под прессингом различных дискурсов, обрушивающихся на них через интернет, учащиеся, как правило, совершенно не осознают, что и как на них «осело», почему они вдруг начинают говорить так, а не иначе» [3]. Они охотно вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются не способными различить, когда они думают сами и отстаивают действительно свою позицию, а когда они всего лишь воспроизводят скаченную накануне информацию.
Интернет затрудняет сегодня формирование не только теоретического, но и проектного мышления у школьников. Компьютер создает иллюзию, что человек может проникнуть в любое пространство и действовать там. На самом же деле он может познакомиться только с особенностями дискурса, характерного для данного пространства, коммуникативно проиграть какую-нибудь схему действия, но не действовать. «Учащиеся оказываются в большом затруднении, когда их помещают в такую ситуацию, где приходится действовать, а не говорить про действие и не играть в компьютерную игру: ставить цели, вступать во взаимодействие с другими учащимися, передавать им свой замысел, реализовывать его, заново формулировать цели и проектировать действие, уже исходя из полученного опыта» [4].