РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине
Организация труда персонала
(наименование дисциплины)
по направлению подготовки: 080200 – «Менеджмент», профиль «Управление человеческими ресурсами»
индекс: В.3
статус: вариативная (дисциплина по выбору вуза)
форма обучения: очная, заочная
обеспечивающая кафедра: Менеджмента
факультет: Экономики управления, очно-заочный
курс: 2/-/-/4/3
Семестр и форма контроля | Форма обучения | Вид занятий и количество часов | Форма обучения | ||||||||
очная | очно-заочная | заочная | очная | очно-заочная | заочная | ||||||
4 года | 3,5 года | лет | 4 года | 4 года | 3,5 года | лет | 4 года | ||||
семестр(ы) | - | - | лекции, час | - | |||||||
экзамен(ы) | - | - | - | - | - | практические (семинарские) занятия, час | - | ||||
зачет(ы) | - | - | лабораторные занятия, час | - | - | - | - | ||||
курсовая работа | - | - | - | - | - | всего аудиторных занятий, час | - | ||||
индивидуальное задание | - | - | - | - | - | самостоятельная работа, час, в т.ч.: - с группой - без преподавателя | - | - - - | - | - | |
контр.работа (сем/шт) | 4/1 | - | - | 7/1 | 6/1 | итого по дисциплине, час |
2012г.
Рабочая программа составлена на основании Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра 080200 «Менеджмент», утвержденногоМОиН РФ приказ № 544 от 20 мая 2010 г.
рассмотрена и одобрена на заседании обеспечивающей кафедры Менеджмента от ______________ протокол № _____.
(дата)
Разработчик(и):
Доцент кафедры менеджмента ___________ Д.А.Зарипова (подпись)
|
Зав. обеспечивающей кафедрой
«Менеджмент» ___________ А.А.Емекеев
(подпись)
СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.
Зав. выпускающей кафедрой
«Менеджмент» _____________ А.А.Емекеев
(подпись)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К
ДИСЦИПЛИНЕ
Место дисциплины в системе подготовки.
Данная дисциплина принадлежит к профессиональному циклу дисциплин. Программа разработана для подготовки бакалавров по направлению 080200 – « Менеджмент ».
1.2. Согласно требования ФГОС ВПО п. VI «Требования к структуре освоения основных образовательных программ бакалавриата» к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы бакалавра по направлению 080200 «Менеджмент» выпускник должен в результате усвоения дисциплины «Организация труда персонала»:
-знать:
- основные понятия, категории и инструменты организации труда персонала,
- принципы развития и закономерности организации труда в рамках трудового коллектива,
- основные особенности ведущих школ и направлений организации труда,
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих организацию труда;
- принципы и методологические проблемы организации труда и ее совершенствования,
- методологические вопросы организации труда персонала на предприятии;
-уметь:
- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации труда,
- выявлять проблемы организационного и экономического характера при анализе организации труда;
- разрабатывать локальные нормативные документы по регламентации организации труда персонала;
|
владеть:
- методологией исследования организации труда,
- современными методиками расчета и анализа показателей, характеризующих организацию труда;
- нормативно-правовой базой регламентации организации труда.
1.3.В результате освоения дисциплины «Организация труда персонала» в соответствии с ФГОС ВПО п.V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» выпускник должен обладать следующими компетенциями:
· ПК-5 способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
· ПК-13 способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
· ПК-21 готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций;
· ПК-22 знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению;
· ПК-35 умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов.
2. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Состоит в том, чтобы вооружить будущего экономиста теоретическими знаниями и практическими навыками исследования, оптимизации и проектирования процессов организации труда и использования их в экономической работе.
3. ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение организации труда персонала с целью оптимизации использования рабочего времени работника и оборудования, рациональной организации трудового процесса. Формирование и установление оптимальных приемов и методов труда, организация рабочего места.
|
Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам понимание и представление о:
- трудовом процессе и его составных частях;
-организации рабочего места и его обслуживании;
-формах организации труда;
- условиях и режимах труда;
- управлении организацией труда.
4. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
Организация труда персонала тесно связана с большей частью профессиональных и специальных дисциплин: управление персоналом, менеджмент, национальной экономикой, мировой экономикой, экономикой отраслевых рынков, институциональной экономикой, экономической историей, рынком труда, экономикой труда, экономикой социально-трудовых отношений и служит методологической базой для их успешного познания.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1.Разделы дисциплины и виды занятий
Таблица 1
Темы дисциплины | Часы | |||||||||
лекции | практические занятия | |||||||||
О | О-З | З | О | О-З | З | |||||
4 года | 3,5 года | лет | 4 года | 4 года | 3,5 года | лет | 4 года | |||
Семестры 4/-/-/7/6 | ||||||||||
ДМ 4.1 | ||||||||||
Тема 1. Приемы и методы труда. Трудовой процесс и его составные части. | - | - | - | - | - | - | - | |||
Тема 2. Рабочее место: понятие, организация, система аттестации и рационализации, организация обслуживания. | - | - | - | - | - | - | - | |||
Тема 3. Формы организации труда. | - | - | - | - | - | - | ||||
Тема 4. Условия труда и факторы, их определяющие | - | - | - | - | - | |||||
ДМ 4.2 | ||||||||||
Тема 5. Режимы труда и отдыха. | - | - | - | - | ||||||
Тема 6. Проектирование и рационализация организации труда. | - | - | - | - | - | - | - | |||
Тема 7.Нормативные материалы по труду. | - | - | - | - | - | - | ||||
Тема 8. Управление организацией труда | - | - | - | - | - | |||||
ВСЕГО | - | - | - | - |
5.2. Календарный план курса
5.2.1. Содержание разделов дисциплины
4 семестр
Дисциплинарный модуль 4.1.
Лекции (8 часов).
Тема 1. Приемы и методы труда. Трудовой процесс и его составные части (2 часа).
Л-1. Понятие производственного, технологического и трудовых процессов. Структура производственного процесса. Классификация технологических процессов: по источнику энергии (естественные и пассивные), по степени непрерывности воздействия на предмет труда (непрерывные и дискретные – циклические и нециклические), по способу воздействия на предмет труда (механические и аппаратурные). Классификация трудовых процессов. Классификация и характеристика трудовых движений, действий, приемов.
Тема 2. Рабочее место: понятие, организация, система аттестации и рационализации, организация обслуживания (2 часа).
Л-2. Сущность и понятие рабочих мест. Функции рабочих мест. Многоаспектная роль рабочего места: организационно-технологический, экономический, социологический, эргономический и управленческий аспекты. Взаимосвязь и взаимозависимость РМ с предшествующими и последующими звеньями производственного процесса. Организации рабочих мест. Классификация рабочих мест. Технические, психофизиологические и организационные требования к организации рабочих мест. Гибкие рабочие места. Функции и организация обслуживания рабочих мест. Требования для обеспечения рациональной планировки рабочих мест и к организации рабочих мест. Требования к общей планировке рабочих мест. Рабочая зона, оптимальная зона досягаемости, зона максимальной досягаемости. Классификация систем обслуживания. Физическая норма обслуживания. Регламент обслуживания.
Тема 3. Формы организации труда (2 часа).
Л-3. Понятие, классификация и характеристика форм организации труда. Эволюция различных форм организации труда. Социальная и экономическая эффективность форм организации труда в различных экономических условиях хозяйствования.
Тема 4. Условия труда и факторы, их определяющие (2 часа).
Л-4. Понятие и оценка условий груда. Классификация элементов условий труда: санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические элементы, социально-психологические. Оценка воздействия условий труда на человека. Понятие «тяжесть труда». Обязанности работодателя по обеспечению нормальных условий труда. Критерии и методы объективной оценки состояния и изменения условий труда. Карта условий труда на рабочем месте.
Практические занятия (8 часов)
ПЗ-1. Приемы и методы труда. Трудовой процесс и его составные части (2 час.).
ПЗ-2. Рабочее место: понятие, организация, система аттестации и рационализации, организация обслуживания (2 час.).
ПЗ-3. Формы организации труда (2 час).
ПЗ-4. Условия труда и факторы, их определяющие (1 час.). Тестирование (1 час)
СРС (20 час.)
№ | Тема для самостоятельного изучения | Кол-во часов | Самостоятельная работа | Форма контроля | Литература (номера источников указаны в разделе 7 - учебно-методическое обеспечение дисциплины рабочей программы) | |
без преподавателя | с группой (консультации) | |||||
Аттестация, учет, оценка технического и организационного уровня рабочего места. | Вопросы для промежуточного контроля | 1 – с. 221-247 3 – с. 52-55 3 – с. 259-269 6 – с. 12-13 | ||||
Оценка условий труда и техники безопасности. | ||||||
Классификация рабочих мест по результатам аттестации и их рационализация рабочих мест. | ||||||
Интенсивность труда. | ||||||
Физическая динамическая нагрузка. Статическая нагрузка Нервно-психическая нагрузка.. | 1 – с. 253-270 3 – с. 43-47 | |||||
Проработка лекций | ||||||
Подготовка к тестированию | Выполнение тестирования | |||||
ИТОГО: |
Дисциплинарный модуль 4.2
Лекции (9 часов)
Тема 5. Режимы труда и отдыха. (2часа).
Л-5. Понятие режима труда и отдыха. Внутрисменный режим труда и отдыха. Недельные режимы труда и отдыха. Годовой режим труда и отдыха. Организация отдыха работников. Дисциплина труда.
Тема 6. Проектирование и рационализация организации труда. (2 часа)
Л-6. Значение и необходимость проектирования и рационализации организации труда. Организационно-функциональные и программно-целевые методы и формы проектирования рациональной организации труда.
Тема 7. Нормативные материалы по труду. (2 часа).
Л-7. Нормативные материалы по организации труда: эргономические характеристики работающих, строительные нормы и правила, технологические нормативы, этические нормы и правила, директивные документы по условиям труда. Промышленные нормативы по: сфере применения, степени укрупнения, содержанию, по видам затрат, группам работников, точности в соответствии с характером технологического процесса. Общепромышленные, отраслевые и местные нормативы.
Тема 8. Управление организацией и нормированием труда. (3 часа).
Л-8. Анализ состояния нормирования труда. Система управления организацией труда. Общая оценка качества всей совокупности действующих на предприятии норм.
Л-9. Содержательность труда. Социально-психологический климат в трудовых коллективах. Субъективные факторы в организации труда персонала. Контроль системы организации труда.
Практические занятия (9 часов)
ПЗ-5. Режимы труда и отдыха (2 час.).
ПЗ-6. Проектирование и рационализация организации труда. (2 ч.).
ПЗ-7. Нормативные материалы по труду. (2ч.)
ПЗ-8. Управление организацией труда. (2 ч.)
ПЗ-9. Тестирование (1 ч.)
Самостоятельная работа студентов (18 ч.)
№ | Тема для самостоятельного изучения | Кол-во часов | Самостоятельная работа | Форма контроля | Литература (номера источников указаны в разделе 7 - учебно-методическое обеспечение дисциплины рабочей программы) | |
без преподавателя | с группой (консультации) | |||||
Способность к самоорганизации производственной системы и ее элементов. Валентность системы организации труда, ее технико-технологические и экономические показатели. | Вопросы для промежуточного контроля | 1 – с. 310-324 3 – с. 318-322 | ||||
Современные технические средства непосредственного управления индивидуальным процессом труда | 1 – с. 330-334 3 – с. 355-366 | |||||
Организационный механизм управления. Программные, перспективные и типовые организационные решения. | 1 – с. 325-329 3 – с. 323-326 | |||||
Способы возникновения и функционирования норм и организационных усовершенствований. | 1 – с. 335-337 3 – с. 327-329 | |||||
Организационно-функциональная структура управления организацией труда. | 1 – с. 338-349 3 – с. 109-135 | |||||
Этапы комплексного изучения действующей системы организации труда в целом и отдельных ее элементов. | 1 – с. 350-361 3 – с. 330-339 | |||||
Проработка лекций | ||||||
Подготовка к тестированию | Выполнение тестирования | |||||
ИТОГО: |
5.3. Формы текущего и итогового контроля
5.3.1. Общие требования по изучению дисциплины
В ходе изучения дисциплины студент должен вести:
- запись лекций и краткий конспект материалов из изученных литературных и Интернет источников;
- рабочую тетрадь по практическим занятиям с записью задач, приемов и методов их решений, других материалов, использованных при подготовке к занятиям.
Защита решения задач по каждой теме осуществляется перед выполнением последующей. Пропущенные практические занятия отрабатываются в конце семестра в дополнительное время.
Для стимулирования и систематизации учебной деятельности студентов устанавливается система рейтинговых оценок (см. критерии в разделе 10 настоящей программы).
5.3.2. Образцы тестовых заданий