В ГОСТИ К ДЕДУШКЕ КОРНЕЮ




на основе занятия Е.М.Кузьменковой

Литература: К. Чуковский. Сказки. – Москва: «Малыш», 1979.

Другие сборники сказок.

Портрет К. И. Чуковского (к которому подлетает на стрекозе Бибигон).

Папка с рисунками В. Чижикова к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит» (Москва: «Малыш», 1984). На обложке папки портрет Чуковского, с сидящими у него на коленях героями сказок.

Диафильм «Мойдодыр».

Предметный ряд: Чудо-дерево – комнатное растение (или искусственное) напоминающее дерево, на котором повешены крошечные туфельки и ботиночки (вязанные, склеенные, слепленные). Туфелька, леечка. Набор насекомых (игрушечные или магнитные), обязательно – муха и комар (у нас они слеплены из застывающего пластилина), паук с паутиной (можно связать), маленький самовар (сувенирный), фонарик для комарика (детям не важно, что фонарик больше комарика по размеру), монетка. Доктор Айболит, зайчиха, зайчонок, собака, лиса. Вырезанные из бумаги градусники. Бармалей (отсканированный, распечатанный, вырезанный и приклеенный на палочку), крокодил. Фигурки Бибигона и Индюка.

 

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Смотрите, какое у меня дерево! Чудо-дерево!

Читаем «Чудо-дерево», демонстрируя на дереве крошечную обувь, после чтения удивляемся чуду, рассуждаем, бывает ли так на самом деле или только в сказках.

А знаете, что сделала Мурочка – дочка дедушки Корнея, когда ей прочли эту сказку? Нет?

Читаем продолжение, проигрывая перед детьми сюжет с туфелькой и леечкой, обсуждаем действия Мурочки, проводим аналогию туфельки и семечка, интересуемся, будут ли ребята сажать сандалики на даче.

А как это стихотворение попало в Комнату сказок? Откуда? Может из сундучка выскочило? Посмотрим?

Сундучок-сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка,

Раз-два-три-четыри-пять,

Можно сказки начинать.

Здесь прекрасная книга, которая называется «Сказки», а внутри есть картинка с Чудо-деревом, вот, посмотрите. А еще есть много других сказок. Кто же придумал эти сказки? Чудесный дедушка, посмотрите на его портрет, дедушка Корней. Корней Иванович Чуковский. А кто это у него на коленях? Доктор Айболит? Крокодил? Обезьянка? Что это за зверюшки? Да, ребята, это зверюшки, про которых дедушка Корней и придумывал сказки.

Сказки дедушки Корнея читают все дети, и конечно их читали и вы много-много раз. Давайте будем вместе вспоминать сказки. Помогайте мне!

Муха, Муха (дети подсказывают) Цокотуха!

Читаем самые яркие моменты сказки, инсценируем фигурками насекомых сюжет.

Ребята, вы испугались паука? Мне самой было немного страшно! Хорошо, что комарик прилетел с фонариком! А как жалко муху было!

Ого, смотрите, кто у меня тут сидит? Правильно! Доктор Айболит! Помогайте мне!

Добрый доктор… (дети подсказывают) Айболит!

Он под деревом… сидит!

Читаем первую часть сказки, где доктор лечит зверей (до строк «…шакал на кобыле прискакал…»), показываем зверей, приходящих к доктору.

Давайте тоже превратимся в докторов, давайте померим у себя температуру (раздаем нарисованные градусники). Эти градусники старенькие, они не электронные, их надо сначала встряхнуть, вот так! Потом подмышку поставить, теперь не шевелиться, а то неправильно покажет температуру. Теперь смотрим, ура, 36 и 6! А у вас? Мамам будем измерять температуру? А у кого высокая температура, того вылечит Айболит:

И всем по порядку дает шоколадку,

И ставит им, ставит им градусники…

 

Всех вылечили?

 

Вспоминаем сказки дальше?

 

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!
Он бегает по Африке
И кушает детей –
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!

 

А кто победил Бармалея, помните? Крокодил!

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил,
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!

 

Но в животе у Крокодила
Темно и тесно и уныло,
И в животе у Крокодила
Рыдает, плачет Бармалей:
"О, я буду добрей!
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!
О, я буду, я буду, я буду добрей!"
Пожалели дети Бармалея,
Крокодилу дети говорят:
"Если он и вправду сделался добрее,
Отпусти его, пожалуйста, назад!
Мы возьмём с собою Бармалея,
Увезём в далёкий Ленинград!"

И крокодил выплюнул Бармалея:

«Как я рад, как я рад, что поеду в Ленинград!»

Вот так, ребята, посидишь в животе у крокодила и сразу исправишься!

А у меня в сундучке кто-то спрятался. Маленький и тоненький (достаем Бибигона и Индюка)

Тоненький он,
Словно прутик,
Маленький он
Лилипутик.
Ростом, бедняга, не выше
Вот этакой маленькой мыши.
И каждая может ворона,
Шутя, погубить Бибигона.
А он, поглядите, какой боевой:
Бесстрашно и дерзко бросается в бой.
Со всеми, со всеми
Готов он сразиться
И никогда
Никого
Не боится.
Он весел и ловок,
Он мал, да удал,
Другого
Такого
Я век не видал.

И вдруг перед ним его бешеный враг,
Огромный и грозный индюк Брундуляк.

И всем показалось,
Что в эту минуту
Смертельная гибель
Грозит лилипуту.

И, шпагой взмахнувши своей боевою,
На индюка он помчался стрелою.
И чудо свершилось: огромный индюк,
Как мокрая курица, съёжился вдруг,
Попятился к лесу,
За пень зацепился
И вниз головою
В канаву свалился.
И все закричали:
- Да здравствует он,
Могучий и храбрый
Боец Бибигон!

Читали «Приключения Бибигона»? Обязательно читайте! Это я вам только самое начало рассказала! Узнаете, как он плавал на калоше, как нырял в чернильницу, как улетел на стрекозе на Луну.

А мы сейчас вспомним последнюю на сегодня сказку и посмотрим диафильм «Мойдодыр»

Рисование

В Комнате сказок читали «Доктор Айболит».

Дети пришли рисовать. Хлопаем, говорим закличку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем сказку рисовать!

Вспоминаем, что было в Комнате сказок. Кого доктор вылечил. Читаем фрагмент из сказки Корнея Ивановича «Доктор Айболит»:

 

Каждому, каждому давал доктор лекарство, и все в тот же миг выздоравливали. А потом, когда все больные ушли, доктор Айболит услыхал, как будто что-то шуршит за дверями.


- Войдите! – крикнул доктор.

 

И пришёл к нему печальный мотылёк:

«Я на свечке себе крылышко обжёг.

Помоги мне, помоги мне, Айболит:

Моё раненое крылышко болит!»

 

Доктору Айболиту стало жаль мотылька. Он положил его на ладонь и долго разглядывал обгорелое крылышко. (Обыгрываем этот момент: открываем ладошки, как крылышки, разглядываем, складываем и снова открываем, как будто у нас на ладошках мотылек лежит)

А потом улыбнулся и весело сказал мотыльку:
- Не печалься, мотылёк!
Ты ложися на бочок:
Я пришью тебе другое,
Шёлковое, голубое,
Новое,
Хорошее
Крылышко!

 

И пошёл доктор в соседнюю комнату и принёс оттуда целый ворох всевозможных лоскутков – бархатных, атласных, батистовых, шёлковых. Лоскутки были разноцветные: голубые, зелёные, чёрные. Доктор долго рылся среди них, наконец, выбрал один – ярко-синий с пунцовыми пятнышками. И тотчас же выкроил из него ножницами отличное крылышко, которое и пришил мотыльку.

- Мы сегодня будем не просто художниками, а немножко айболитами.

На листе бумаги нарисована бабочка, но не вся, а только правая её часть, тонкой линией, абрис крыла, лист согнут пополам. Открываем лист, а там половинка бабочки, только одно её крылышко, да и то без цвета.

- Бедная бабочка, нужно её полечить, раскрасить, и нарисовать второе крыло.

Показываем детям, как можно «вылечить» бабочку: кисточка «танцует» в баночке с водой, набирает краску (кружится), краску выбираем самую яркую, по подсказке детей. Рисуем в центре крыла пятно красное, например. Закрываем лист, гладим, «жалеем», бабочку. Краска с правой половинки листа отпечатывается на левую, открываем: вот это чудо! На обеих сторонах по красному пятну, краска немного растеклась, приобрела неожиданную форму. Дети зачарованы процессом. Берем другую краску, по подсказке детей, снова наносим на правое крыло, закрываем, «жалеем», открываем, и так пока все правое крыло не будет заполнено, а левое отпечатано. Остаётся нарисовать животик бабочке и усики. Вот и «вылечили» бабочку!

Как Доктор Айболит у Корнея Иваныча:

- Засмеялся мотылёк
И помчался на лужок
И летает под берёзами
С бабочками и стрекозами.
А весёлый Айболит
Из окна ему кричит:
«Ладно, ладно, веселись,
Только свечки берегись!»

Раздаем кисточки детям, напоминаем о том, что «волшебные палочки» сначала «танцуют» в баночках, а потом уже в краске. Дети рисуют, а педагог хвалит, напоминает о том, что нужно погладить, «пожалеть» бабочку.

В этом занятии работаем не с формой, а с цветом. Называем цвета, спрашиваем, какого цвета хотите бабочку нарисовать, хвалим за необычные сочетания цвета. Ещё важна аккуратность, лишняя краска выйдет за форму крыла, а мало краски не отпечатается. Это техника монотипии.

В конце занятия, как всегда, важно всех похвалить, показать работы всем, порадоваться, может быть ещё раз прочитать:

Засмеялся мотылёк
И помчался на лужок.
И летает под берёзами
С бабочками и стрекозами.

РАЗНОЦВЕТНАЯ СЕМЕЙКА

занятие по произведениям Э.Успенского

 

Литература: «Разноцветная семейка» - стихотворение из любого сборника.

Трое из Простоквашино.

Крокодил Гена и его друзья.

Песенки: «Голубой вагон», «Песня кота Матроскина», «Песенка Чебурашки».

Предметный ряд: игрушки – крокодил Гена и Чебурашка; кот Матроскин; двухсторонние разноцветные осьминожки, вырезанные из плотной бумаги; семья слонов – слон, слониха, слоненок; поросенок, крокодил, тигр, кот, пес, мышь. Ткань – туча, «многоэтажный дом» (можно соорудить из стульев прямо на глазах у детей), игрушечный троллейбус (или автобус и к нему две палочки).

 

Ход занятия

Здравствуйте ребята, знаете, что у меня лежит в сундучке? Конечно же книжка! А какая? Узнаем, как только скажем волшебные слова (дети хором говорят слова, взмахивая в такт руками):

Сундучок- сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка,

Раз-два-три-четыри-пять,

Можно сказки начинать.

Ух ты! Какая красивая книга! На обложке написано «Разноцветная семейка», а написал ее Эдуард Успенский. Уверяю вас, вы знакомы с этим автором. Но давайте по порядку! У нас сегодня большие планы – построить дом, съездить в зоопарк и в кинотеатр. Ну что, строим дом?

 

Ай, туки-туки-туки,

Застучали молотки,

Застучали молотки,

Заиграли локотки.

Тук-ток, тук-ток,

Скоро выстроим домок!

(ритмично стучим кулачками друг об друга, машем локотками, делаем руками крышу уголком над головой)

 

Ребята, я строю дом, как на этой картинке (строим трехэтажный дом, можно из стульев, из коробок). На первом этаже будем мы жить. А на втором этаже живет собачка (сажаем пса), на третьем этаже – кошка, а на чердаке – мышка. А теперь слушайте стихотворение.

Читаем стихотворение «Над нашей квартирой».

Ребята, почему мышка не спала?

А почему кошка не спала?

Почему собака не спала?

А мы почему не спали?

Мы не спали, собака не спала, кошка не спала, мышка не спала – из-за дождя??? А дождик – это, оказывается, слезки тучки. Почему тучка заплакала? Ах, это гром стучал кулаком? Ай-ай!

Давайте поиграем в дождик!

 

Тихий, тихий, тихий дождик,

Дождик-дождик, кап-кап-кап.

Сильней, сильней, сильнее дождик,

Дождик-дождик, кап-кап-кап.

Сильный, сильный, сильный ливень!

Гром! Гром! Гром! Гром!

В небе молния блестит!

(ритмично хлопаем ладонями по коленям, убыстряя темп, гром – хлопаем в ладоши, молния – разводим руки вверх – в стороны)

И, несмотря на то, что мы не выспались, мы отправляемся в зоопарк. Вы любите ходить в зоопарк? На чем поедем? Смотрите, что это у меня? Автобус, а если ему на крышу пристроить палочки-рожки, что получится? Троллейбус. Едем!

Читаем стихотворение «Троллейбус».

Почему троллейбус заплакал?

Давайте его утешим, давайте скажем ему хорошие, добрые слова (побуждаем детей обращаться к троллейбусу, благодарить его за то, что довез, за то, что соблюдал правила дорожного движения, за то, что мягкие сидения, за то, что можно смотреть в окно…)

 

А вот мы и в зоопарке! Какие звери тут живут? А знаете, что недавно случилось? Убежал из клетки тигр.

Читаем стихотворение «Вышел тигр погулять».

А почему люди в зоопарке не боятся тигра, а на улице его встретить боятся?

А еще в зоопарке живет семейство слонов.

Читаем «Смешной слоненок». (Разыгрываем игрушками сюжет. Побуждаем детей договаривать в стихотворении слова, подсказывая игрушками).

«… а может…. (поросенок),

а может….. (крокодил)!»

А вы помните свой адрес?

 

А еще мы заглянем к осьминожкам. А правда осьминоги умеют менять цвет?

Читаем начало стихотворения «Разноцветная семейка», показываем осьминожек, переворачиваем их другой стороной, когда они меняют цвет.

Предлагаем детям дома дочитать истории про осьминожек.

 

Ну а теперь в кино! Будут показывать мультики. Только кино будет воображаемым! Ну-ка отгадываем, из какого мультика песенка.

Дети слушают песенки, отгадывают героев, и ведущий показывает игрушки – героев мультфильмов. Ведущий показывает книги, по которым были сняты мультики.

Конечно, все знают эти мультфильмы, поэтому с Эдуардом Успенским мы все знакомы!

Рисование

Организационные моменты повторяются в начале каждого занятия. (Смотри занятия 1 – 3)

Это создает определенный ритуал:

- Закличка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем сказку рисовать!

(организуем внимание, настраиваем детей на иную деятельность)

Вспоминаем, что слушали в Комнате сказок: возвращаемся мысленно туда, где только что были, выясняем, что больше запомнилось, понравилось.

Учимся работать с материалом (акварель) и пользоваться кисточкой: кисточку (волшебную палочку) учим кружиться в баночке и набирать краску.

Педагог показывает, как можно нарисовать то или иное изображение, дети помогают выбрать цвет, подсказывают форму, а диалог с детьми включает детей в процесс создания изображения.

В этом занятии рисуем море и Осьминожек, которые в нем живут.

Осваиваем волнистую линию.

Круг мы уже рисовали. Рисуем круглых осьминожек, приговаривая строки из стихотворения.

Ножки – волнистые линии. Кисточка на «цыпочки встает», плавно рисует, чтобы линии «мягкие» получались.

Все осьминожки разноцветные. Проговариваем название цвета, дети подсказывают, каким цветом рисовать.

Рисуем волны морские: синие, голубые, зеленые. Можно внизу, на дне морском рисовать камешки, маленькие, круглые, и тоже разноцветные.

Получается веселая морская картинка.

Повторили названия цветов, круглые формы, понятия большой – маленький и освоили волнистую линию.

 

 

РАЗГОВОРЫС ЛЕСОМ

Занятие по произведениям И.Пивоваровой

 

Литература: Пивоварова И. Лесные разговоры. – Москва: «Малыш», 1981.

Предметный ряд: сундучок, в который помещаются книги; веник, мусорный совок, зубная щетка, баночка от зубного порошка, клубок со спицами, старая лестница (полоска бумаги, сложенная гармошкой и вклеенная в разворот книги – раскрываешь книгу, а внутри объемная лестница), цветной лоскуток, имитирующий сон.

Природные материалы – комнатные раскидистые цветы, шишки, желуди, веточки, каштаны, выстроенные в композицию «лес».

Герои: ящерица, сова, белка, птички, лягушка, тонкая прозрачная ткань – ветер, грибы свинушки (вариант – из пластилина), стрекоза, улитка, белая лошадка, лошадь в платочке, мышка, утка, корова, ежик, ежиха.

Ход занятия

Здравствуйте друзья! Сегодня мы собрались здесь с вами, чтобы почитать, послушать стихи и сказки. Какие сказки? Какие стихи? Сейчас узнаем, как только скажем волшебные слова и заглянем в сундучок (дети хором говорят слова, взмахивая в такт руками):

Сундучок- сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка,

Раз-два-три-четыри-пять,

Можно сказки начинать.

 

Что у нас сегодня в сундучке? Книга! Давайте откроем… Ух ты! Внутри лестница! Ступеньки…

Читаем стихотворение «Старая лестница», цветным лоскутиком водим по ступенькам, показывая, как перемещаются по ночам сны.

Рассматриваем лоскуток, фантазируем – что это за сон и к кому же он направляется (наверное, это сон про принцессу, он идет к одной хорошей девочке… Это сон про сметанку и молочко, он приснится кошке…)

А кто же придумал такое замечательное стихотворение? Замечательный поэт и писатель Ирина Пивоварова. Ну-ка посмотрим, может быть, в сундучке есть еще ее книжки? Смотрите, какая красивая книга! А на обложке кто нарисован? Собака! Слушайте!

Читаем стихотворение «Жила – была собака».

Играем в игру

 

Шла собака через мост –

Четыре лапы, пятый хвост!

А сейчас я хочу вас пригласить в лес, давайте прогуляемся!

Читаем «Разговоры с лесом», разыгрывая в композиции «лес» диалоги с обитателями леса.

Друзья, вам понравились лесные разговоры? А вы, когда ходите в лес, прислушиваетесь к звукам леса? Слышали, о чем ручеек нам рассказать хочет? А трава? А листья? А птицы? А деревья?

А лошади живут в лесу? Нет, конечно, не живут. Мы сейчас сходим в гости к белой Лошадке, между прочим, очень разговорчивой лошадке, и узнаем – как у нее дела.

Читаем «Стихи про лошадку», разыгрывая игрушками диалоги.

Жаль вам бабушку Лошадушку? Почему же Лошадка забыла про бабушку? Почему же именно к бабушке важно зайти? (потому что старенькая и ей самой тяжело ходить в гости) Да, Лошадка обошла очень много своих друзей, но разве с кем-нибудь Лошадка долго и обстоятельно поговорила? Или она забегала лишь на секундочку? Неужели она и к бабушке ненадолго бы забежала? Давайте, ребята, утешим бабушку, скажем ей ласковые слова. И Лошадке что-нибудь посоветуем.

Побуждаем детей обращаться к героям стихотворения, чтобы подбодрить бабушку. (Дорогая бабушка, не грусти, ты очень хорошая и красивая, Лошадка обязательно к тебе зайдет и будет долго-долго с тобой разговаривать, даже чай попьет), чтобы вразумить Лошадку (не забывай про бабушку! Помни про старенькую, она тебя любит и ждет тебя).

А сейчас мы послушаем «Сказку про Ежика», но сначала сложим ручки замочком и поиграем:

Ежик, ежик колкий!

Где твои иголки?

Вот!

Ежик, ежик колкий!

Спрячь свои иголки!

Вот!

 

Говорим волшебные слова:

 

Стоит в поле теремок,

Из трубы идет дымок,

На двери висит замок,

Ты замочек отвари,

Сказку в гости позови!

(Складываем ладошки домиком, показываем мизинчиком дымок, смыкаем пальчики в замок, вращаем замочек и разводим ручки, отворяя его и приглашая сказку.)

 

 

Читаем «Сказку про Ежика», разыгрывая игрушками сюжет.

Понравилась сказка? Жалко Ежика было, когда с ним никто не хотел дружить? Почему же, почему Веник не захотел дружить с Ежиком? Почему Щетка не захотела? А Клубок? Хорошо, что все-таки нашлась подружка…

Вот как много мы сегодня успели! Столько чудесных стихотворений Ирины Пивоваровой услышали! А кто запомнился?

Рисование

Организационные моменты повторяются в начале каждого занятия. (Смотри предыдущие занятия)

Читаем стихотворение Ирины Пивоваровой «Улитка»:

В домике круглом,

В круглом

Окошке

Грела улитка

На солнышке рожки…

 

Нарисуем Улиточку в круглом домике.

Сначала рисуем круг, внизу, под кругом, рисуем слегка волнистую толстенькую линию (кисточка «на пяточку встает», к бумаге сильно прижимается), это животик, поворачиваем линию вверх и завершаем головкой.

- А что у Улиточки на голове? Верно, рожки. Рисуем рожки, тонкие, а на концах – кругленькие маленькие глазки (У Улитки глазки на рожках!)

Круглый домик улитки можно раскрасить так, как, подскажут дети. Пока домик сохнет, рисуем дорожку – волнистую линию под улиточкой, от края до края листа.

Домик высох. Рисуем внутри спираль: начинаем от точки внутри домика и «раскручиваем» линию. Кисточка «на цыпочки встает», тонкую линию рисует, все шире и шире.

Педагог все показал, с детьми обсудил, цвет, и форму (круглая, тонкая, волнистая).

Дети получают «волшебные палочки».

- Помните, сначала кисточка в баночке танцует!

Дети рисуют, а педагог хвалит. Вот кто-то на дорожке цветок нарисовал:

- Молодец, как весело будет Улитке!

А вот кто-то солнышко в небе пририсовал, или тучку:

- Здорово, посмотрите все, помните, в стихотворении:

 

Грела улитка

На солнышке рожки…

 

Дети радуются похвале, кто-то тоже солнце рисует.

Родители: - А тучка? Тучку зачем нарисовал?

- Молодец, Улитка дождик тоже любит!

Родители учатся принимать рисунки детей, хвалить, а не упрекать, дети чувствуют свободу, можно пририсовать что хочешь, главное чтобы Улитке это понравилось, для нее рисуем!

СОБАЧКА СОНЯ

Занятие по произведениям А. Усачева

 

Литература: А. Усачев «Умная собачка Соня» - любое издание.

Предметный ряд: игрушки – щенок и небольшая собачка, похожие между собой, такса, бульдог, цветы в вазочке, кактус, носовой платок, бинокль.

 

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Знаю, вам не терпится заглянуть в сундучок, чтобы узнать, какую книжку мы сегодня читать будем. Давайте скажем волшебные слова, чтобы сундучок открылся (дети хором говорят слова, взмахивая в такт руками):

 

Сундучок- сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка,

Раз-два-три-четыри-пять,

Можно сказки начинать.

 

Какая замечательная книга у меня в руках! А на обложке нарисована собачка. И это не просто собачка, а очень умная собачка. И, между прочим, ее зовут Соня. И в этой книжке Андрей Усачев рассказывает нам множество историй из жизни умной собачки Сони, некоторые я вам сейчас расскажу.

Читаем рассказ «Королевская дворняжка».

Но собачка Соня не всегда была умной собачкой Соней, сначала она была маленьким умным щенком (показываем игрушечного щенка), давайте-ка почитаем об этом.

Читаем рассказ «Кто сделал лужу?».

Надо вам сказать, ребята, что собачка Соня не всегда была очень вежливой собачкой, но как-то раз с ней произошел удивительный случай.

Читаем рассказ «Здравствуйте, спасибо и до свидания», разыгрывая диалог собачки Сони и Таксы игрушками.

Ребята, а вы вежливые? Всегда всем говорите вежливые слова? А успеваете? Можно я проверю?

Игра – педагог показывает по очереди игрушечных собак, а дети хором кричат каждой – здравствуйте, спасибо и до свидания!

Знаете, ребята, собачка Соня как-то раз задумалась – что лучше? Лучше быть маленькой собачкой? Или лучше быть большой собакой?

Читаем рассказ «Что лучше?».

А как вы думаете, какой собачкой лучше быть – большой или маленькой? А каких собак больше любите вы?

Сейчас я вам расскажу, что собачка Соня любила делать больше всего на свете. Отгадаете? Собачка Соня любила нюхать цветы.

Читаем рассказ «Как собачка Соня любила нюхать цветы». Используем при чтении букет цветов, кактус, носовой платок. Предлагаем детям почихать вместе с Соней.

И в заключение, если у вас еще остались силы слушать, я вам расскажу историю про вот такую штуку. Что это у меня? Бинокль! Посмотришь с одного конца – все близко-близко. А с другого посмотришь – все далеко-далеко!

Читаем рассказ «Бинокль».

Вы думаете, друзья, на этом и закончились все истории про собачку Соню? А вот и нет! Обязательно прочитайте эту книжку до конца! Узнаете, что сказал Иван Иванович Королев, когда Соня решила порисовать на обоях. И как Соня решила ловить рыбу прямо в ванне, и что из этого вышло. И как она ела горчицу… Не читали? Нет? Это очень-очень смешные истории! Читайте вместе с мамами и папами, потом мне расскажете.

 

Рисование

Организационные моменты повторяются в начале каждого занятия. (Смотри занятия 1 – 3)

Вспоминаем, что собачка Соня любила больше всего?

Нюхать цветы!

Давайте сегодня нарисуем для собачки Сони цветы, и пусть она их нюхает и «чихает в свое удовольствие»!

На занятии присутствует собачка (игрушка, конечно), она сыграет свою роль, когда дети нарисуют для нее цветы, а пока она просто наблюдает с высоты мольберта.

Все как всегда: педагог показывает, дети подсказывают, отвечая на вопросы, как рисовать, каким цветом, где, в центре, справа, слева. Таким образом, они активно участвуют в процессе, смотрят за тем, как рождается рисунок, запоминают приемы, которые предлагает педагог.

Цветы начинаем рисовать с серединок, в центре листа рисуем три маленьких кружочка (желтых и круглых, как солнышки). Моем кисточку (танцуем в баночке с водой), набираем зеленую краску (кружится кисточка в краске). Все это важно проговаривать вслух, для тех, кто первый раз пришел, чтобы запомнили, а для тех, кто давно ходит, чтобы вспомнили, и радовались узнаванию привычных действий.

Теперь рисуем зеленые стебельки, вниз кисточка бежит, от желтой серединки цветка – вниз. Теперь можно показать детям несколько приемов рисования лепестков, каждый раз спрашивая, какого цвета цветок нарисуем, пусть выбирают. Даже если предложенный ребенком цвет не будет взят, в своем рисунке он всегда сможет его реализовать.

Лепестки можно рисовать, просто прикладывая кисточку к бумаге (на пяточку встает), или рисовать длинные тонкие линии, как лучи у солнца, или округлые, как серединка цветка, но другого цвета.

Вот теперь можно кисточки раздать детям, напомнив о том, что кисточка наша не простая, а волшебная палочка, и она очень любит кружиться в баночке с водой и в краске.

Когда цветы будут нарисованы детьми, можно снова вспомнить текст рассказа, как Соня любила чихать, и лепестки с цветов опадали, и поиграть в это. Тут вступает в свою роль маленькая игрушечная собачка, нюхает каждый рисунок, и чихает в свое удовольствие! Можно предложить детям нарисовать полетевшие от чихания лепестки цветов, и солнце, и небо, и что-то еще. А Соня чихает в каждый рисунок и радуется, и дети радуются.

 

 

ИВАН ИВАНЫЧ САМОВАР

Занятие по произведениям Д. Хармса

 

Литература: Д. Хармс «Тигр на улице». – Санкт-Петербург: «Лицей», 1992. Художник О. Горсунов. И другие издания детских стихов Д. Хармса.

Диафильм: «Во-первых и во-вторых».

Предметный ряд: стол со скатертью, чашки, блюдца и самовар. Предметы, характеризующие героев – платок для бабушки, борода и палочка для дедушки, очки для дяди Пети, шляпка для тети Кати, кукла Сережа (неряшливо одетая), кошка, собака. Снежная гора, салазки (санки), кукла Володя и спрятанные в снегу герои – охотник, зайчик, лисичка, собачка, большой медведь. Игрушки – бульдог, такса, столб, цепь, косточка.

 

Ход занятия

- Здравствуйте друзья! Мне не терпится открыть сундучок, что бы поскорее познакомить вас с одним замечательным автором и одной замечательной книжкой. Вспоминаем волшебные слова (дети хором говорят слова, взмахивая в такт руками):

 

Сундучок- сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка,

Раз-два-три-четыри-пять,

Можно сказки начинать.

 

Смотрите, какая толстая книга, называется она «Тигр на улице», и если я ее открою, увижу портрет мальчика. Зовут его Даня Ювачев, он такой большой выдумщик! Столько всего придумывает и рассказывает своим друзьям. А на другом портрете уже выросший, взрослый Даня. И поэтому его уже зовут Даниил. И он большой-большой чудак! Видно, правда? И этот чудак, несмотря на то, что стал взрослым, продолжает придумывать всякую небывальщину. Даже фамилию решил придумать – может Шардам? Может Чармс? Может Шустрлинг? Может Хармс? Этими разными фамилиями он подписывает свои стихотворения и сочинения, но чаще всего выбирает подпись Хармс. Он даже в паспорте себе карандашиком приписал к фамилии Ювачев фамилию Хармс, а вы же знаете, что в документах нельзя ничего писать! Вот какой был невероятный человек! И мы его теперь и называем Даниил Хармс, и на всех книгах написано Даниил Хармс. И кто-нибудь из вас уже, конечно, вспомнил, что выдуманная фамилия называется псевдонимом. Так что Хармс – это псевдоним.

И вам уже, наверное, не терпится послушать стихи из нашей книги? Приступаем! Что это у меня на столе стоит? Большое, пузатое и с носиком, да не чайник? А, так это самовар! В нем чай кипятят! И в моей книжке самовар! И большая семья, которая хочет выпить чаю. А давайте почитаем историю про Ивана Иваныча. Кто это такой? Так это наш Самовар! Только, чур, вы мне помогать будете!

Читаем «Иван Иваныч Самовар», вызывая добровольцев сыграть роль, накидываем платок на девочку, она подходит к самовару и берет стакан, повторяет за библиотекарем фразу из текста, так же выбранные дети приносят Жучку и кошку Мурку, а вот лежебоку Сережу играет кукла, за него говорит ведущий.

Ребята, много чая умещается в самоваре? Хватает на большую семью? Давайте всех вспомним (дети называют героев). Только одному человеку не хватило! Кому? Сереже! А почему? А давайте вы подскажете Сереже, что надо сделать, чтоб в следующий раз обязательно хватило чая. Ведущий приглашает детей вступить с куклой в диалог, поддерживает позитивные и подбадривающие высказывания.

А сейчас мы с вами отправимся на улицу. Любите зимой на горке гулять? И наш Володя любит (показываем куклу). Смотрите, что у него есть. Да, это санки. Но мы их будем называть так, как называли раньше -салазками.

Читаем стихотворение «Как Володя быстро под гору летел», разыгрывая сюжет с игрушками.

А почему, ребята, Володя «с той поры не катается с горы»? Может быть, медведь теперь катается на Володиных салазках?

А загадку отгадаете? Зимнюю загадку? Читаем «Я шел зимою вдоль болота», отгадываем, что это за «странные дощечки и непонятные крючки».

А сейчас мы с вами навестим собачек. Но сначала поиграем в собаку:

Шла собака через мост –

Четыре лапы, пятый хвост!

(одна рука – мост, пальцы другой идут по мосту, большой палец – хвост).

 

Одна собака грозная, это бульдог, ну-ка покажите, как он рычит? А вторая собачка… какая? Добрая? На самом деле она хитрая, ну-ка, а как лает и рычит хитрая собачка?

Читаем «Бульдог и Таксик», разыгрываем игрушками сюжет.

Вам жалко Бульдога?

Таксик Правильно поступил? Он обхитрил Бульдога. Бульдог не хотел делиться. А если бы собаки были друзьями, как бы они поделили косточку?

А еще посмотрите, кто тут у меня есть. Это кошка, очень грустная кошка, несчастная кошка. Сейчас я вам про нее расскажу.

Читаем стихотворение «Удивительная кашка», непременно используя воздушные шарики.

Ух ты! Ребята, вы согласны, что воздушные шарики помогают в любой ситуации?

 

А сейчас мы посмотрим диафильм, историю «Во-первых и во-вторых», которую тоже придумал Даниил Хармс.

Рисование

Организационные моменты повторяются в начале каждого занятия. (Смотри занятия 1 – 3)

Вспомним стихотворение про удивительную кошку:

Несчастная кошка порезала лапу –

Сидит, и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге –

Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

Поговорим о том, какие бывают кошки? У кого дома кошки есть? Какого цвета? Как кошку рисовать? Начинаем с головы. Какая у кошки голова? – Круглая! Рисуем круглую голову, примерно на середине вертикального листа, слева. А ушки? – Треугольные! Рисуем.

Животик у кошки продолговатый. Если кошка много бегает, то у нее животик не толстый, а если кошка много ест и много спит, то у нее животик кругленький.

Что еще у кошки есть? – Лапы! Сколько у кошки лап? – Четыре! Рисуем четыре лапы вниз. Раз, два, три, четыре. Еще что у кошки? – Хвост! Хвост у кошки, когда она радуется, кверху торчит. Наша кошка радостная! Рисуем.

Лицо кошке пока не рисуем, пусть краска подсохнет.

Теперь надо нашей кошке воздушные шарики нарисовать. Какого цвета шарики будут? Кисточка снова танцует в воде, потом в краске, а потом на листе бумаги. Очень она любит кружиться, вот опять кружится, шарики рисует. Шарики большие, воздушные, воды добавляем, чтобы прозрачные были.

Тонким кончиком кисти (кисточка «на цыпочки встала») рисуем веревочки от шариков к кошке.

Теперь можно кошке глаза, нос и усы нарисовать. Счастливая кошка!

Пока дети рисуют, всех похвалить, какой цвет замечательный, а хвост какой прекрасный, и шарики какие чудесные!

Молодцы, спасли кошку!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: