Одним из направлений повышения двигательной подготовленности учащихся является обоснованное увеличение физических нагрузок на уроках физической культуры. Особенно остро эта проблема стоит в последнее время в связи с необходимостью усиления работы по физической подготовке молодежи. Общепринятая структура уроков не всегда позволяет повысить воздействие на двигательную активность учащихся, не снижая качества решения общеобразовательных задач.
Типичным является наличие на уроках двух пиков средних значений частоты сердечных сокращений (ЧСС): первый - во вводной части, когда учащиеся фронтально или поточно выполняют общеразвивающие упражнения, второй - в конце основной части при осуществлении задач по развитию физических качеств. В основной части урока, когда решаются задачи обучения, совершенствования двигательных навыков, нагрузка, как правило, невысока. При подобной последовательности развитие физических качеств занимающихся существенно снижается, так как ограничиваются величины нагрузок; во вводной части нельзя давать большие нагрузки в связи с необходимостью подготовки функциональных систем занимающихся к предстоящей работе, а во второй половине урока - из-за необходимости готовиться к следующим по расписанию урокам.
Где же выход из данной ситуации? Да и есть ли он, если следовать жесткой логике традиционного урока?
В НИИ физиологии детей и подростков РАПН была поставлена задача: проверить, до каких величин можно повысить нагрузки на уроках физической культуры, и определить, как влияют нагрузки разной интенсивности на способность школьников выполнять сложные двигательные действия. Было определено, что максимально допустимой на уроке физической культуры является нагрузка, при которой средняя ЧСС в основной части не превышает 160 уд./мин. Также было выявлено, что точность воспроизведения мышечных усилий и временных отрезков в течение урока существенно не изменяется, а точность воспроизведения пространственных характеристик движения ухудшается после вводной части и - независимо от интенсивности нагрузки - в конце основной части урока, поэтому овладение новыми движениями сразу после вводной части урока будет затруднено. По данным НИИ физиологии детей и подростков (1992), лишь к 20-й минуте урока учащиеся настолько приспосабливаются к нагрузке, что воспроизводят пространственные характеристики движений так же точно, как и в покое. Некоторые учителя, опираясь главным образом на свой опыт, уже в самом начале урока увеличивают нагрузки, целенаправленно применяя средства для развития физических качеств учащихся, особенно старшеклассников. Ученики довольно быстро входят в работу. Физиологическим системам и функциям организма школьников иногда достаточно 2-3 мин, чтобы приспособиться к нагрузке, мобилизовать резервы. Но, с другой стороны, закономерен такой вопрос: каким образом увеличение нагрузки в первой половине урока отразится на решении его образовательных задач? Ведь школьники к этому времени могут устать. Тренерами давно приняты на вооружение данные ученых об эффективности разучивания техники спортивных движений в состоянии утомления. Например, велосипедисты практикуют отработку техники педалирования после трехчасовой тренировки, что позволяет сохранить им правильную структуру движения и во время многодневных гонок. Десятиборцы шлифуют детали техники разных видов в течение одной тренировки, в конце которой работа, естественно, идет на фоне утомления.
|
|
Таким образом, во второй половине урока состояние учеников более благоприятно для формирования у них двигательных навыков, совершенствования сложных двигательных действий типа метаний, бросков мяча в корзину и т.п., чем сразу после вводной части. Учителя-новаторы, придя к выводу, что проходить новый материал целесообразнее не в начале, а в середине урока, и выдвинули предположение о возможности несколько иного планирования основной части урока: после вводной части решать задачи развития физических качеств, а во второй половине урока планировать работу над формированием двигательных навыков. Такое перераспределение нагрузок (их пик в первой половине урока, а не во второй) позволяет не только обучать школьников в благоприятный для этого период, но и повышать суммарную величину нагрузок на уроке. У школьников улучшаются показатели развития двигательных качеств, повышается прочность двигательных навыков.