Эволюционные предпосылки двигательной деятельности




Вопрос. Существуют ли генетические задатки двигательной ак­тивности?

Ответ. Движение является одним из главных условий существо­вания и эволюции животного мира. Становление человека происхо­дило при высокой двигательной активности, которая была необхо­димым условием его существования, биологического и социального прогресса. Тончайшая сработанность всех систем организма осу­ществлялась в процессе эволюции на фоне активной деятельности. Недостаточность движений в современном обществе - социальный, а не биологический феномен. Спорт способствует формированию по­пуляций людей, более устойчивых к воздействию издержек цивили­зации: малоподвижному образу жизни, увеличению агрессивных аген­тов среды обитания.

Физические нагрузки, оказывая мощное тренирующее воздействие на все системы жизнеобеспечения, являются важнейшим фактором эволюции человека на современном этапе его развития. Они форми­руют человека, степень устойчивости которого к агрессивным фак­торам внешней среды повышается. Программа двигательной активно­сти закодирована в геноме, она является эволюционно закрепленной и передается от родителей к детям. Развертывание этой наследствен­ной программы зависит от условий жизни, от объема повседневной двигательной активности.

Вопрос. Какое место в эволюции человека на современном этапе занимают физические упражнения?

Ответ. Действие главного фактора эволюции - естественного отбора - с начала появления человеческого сознания, а с ним и его вещественных результатов, резко сократилось, а на современном уровне развития человечества практически оказалось исчерпанным. Сама эволюция человека пошла по пути совершенствования меха­низмов движения за счет прогрессивного развития мозга, сознатель­ного отражения действительности, изыскания эффективных форм адаптации к ней. Снижению элиминирующей роли естественного отбора в обратно пропорциональной зависимости способствовали высокие темпы так называемого социального наследования.

Социальное наследование не меняет основ биологической наслед­ственности человека: и у кроманьонца, и у нашего современника наследственные задатки закодированы в сорока шести хромосомах. И в обозримом, и в отдаленном будущем геном человека останется постоянным. Однако в рамках очень жесткой программы наследствен­ности может меняться активность отдельных участков генома под воздействием агрессивных факторов внешней среды. У человека вы­сока пластичность всех программ жизнедеятельности, обеспечиваю­щих взаимодействие организма со средой существования, в том чис­ле и с социальной средой. Особенной пластичностью (по сравнению с животными) характеризуется генетическая специализация челове­ка в сфере двигательной деятельности и в разнообразных физических упражнениях.

Вопрос. Можно ли утверждать, что чем более обширным двига­тельным опытом будет обладать человечество, тем быстрее оно бу­дет эволюционировать?

Ответ. В перспективных направлениях эволюционирования че­ловека, по-видимому, одно из важных мест займет использование эволюционно приобретенных, но чрезвычайно слабо используемых резервов головного мозга. Важнейшим адаптивным свойством чело­века является его способность к трудовой деятельности. Эта способ­ность лежит в основе адаптации к новым формам двигательной дея­тельности, характерной для спорта. Совершенствование человека и человечества посредством занятий физической культурой, спортом - важнейшее условие прогрессивного развития умственных и физиче­ских способностей человека.

Совершенствование индивидуальных природных данных и качеств личности, достигаемое средствами физической культуры, - одна из перспективных линий развития человека ближайшего будущего. Бу­дучи тесно связанными, индивидуальные, природные данные и соци­ально обусловленные личностные качества в равной мере подверже­ны влиянию занятий спортом.

Вопрос. Какие физические упражнения отвечают потребностям растущего организма?

Ответ. Всоответствии с концепцией И.А. Аршавского (1967), от активности скелетных мышц зависит экономичность энергетичес­ких трат организма и как следствие - увеличение продолжительнос­ти жизни животного. Это «правило скелетных мышц» И.А. Аршавский распространяет и на человека.

Наиболее целесообразны вэтом плане стайерные формы работы. Они способствуют предельному росту экономичности энергообмена к зрелому возрасту, но могут с успехом применяться, начиная с млад­шего школьного возраста.

Обучение движениям

Вопрос. Совершенно беспомощный после рождения ребенок овладевает к 5-7 годам сложнейшими двигательными навыками. Что это? Развертывание врожденной программы движений или простое накопление двигательного опыта?

Ответ. Врожденная основа как самых простых, так и самых слож­ных движений - это сравнительно ограниченное количество локомо­торных и тонических рефлексов. Овладение новыми движениями осу­ществляется на основе сочетания врожденных локомоций с новыми, приобретаемыми при жизни умениями.

Спортивная деятельность связана с непрерывными изменениями во взаимодействии организма и среды. Овладение сложной техни­кой физических упражнений при изменяющихся внешних условиях (например, в игровой обстановке) является примером такого взаи­модействия. Выработка двигательных дифференцировок, т.е. зак­репление тончайших различий между близкими по структуре движе­ниями, и является физиологической предпосылкой рационального, экономного выполнения движений. И вот перед нами уже ловкий, ко­ординированный ребенок, с совершенными движениями и простран­ственной ориентировкой.

Вопрос. А не является ли обучение движениям средством воссоз­дания древнейших, свойственных нашим прародителям форм движе­ний?

Ответ. По-видимому, сложные локомоторные акты, которые наследовались нашими далекими предками, оказались у человека утраченными. Обучение новым движениям основывается на естествен­ных предпосылках, составляющих основу произвольных движений, т.е. на простейших локомоциях и тонических рефлексах. Целесооб­раые двигательные действия формируются у детей через множество проб, удачных и неудачных попыток выполнить действие. Ребенок дошкольного возраста с трудом усваивает элементарные двигатель­ные акты. По мере формирования опорно-двигательного аппарата и центральных механизмов регуляции способность к овладению но­выми движениями возрастает.

Вопрос. Назовите наиболее характерные особенности овладения сложными движениями в младшем и среднем школьном возрасте.

Ответ. Дети младшего школьного возраста сравнительно мед­ленно усваивают движения в меняющихся условиях выполнения (например, в игровых ситуациях). Они быстрее реагируют на конк­ретные, предметные раздражители, чем на слово преподавателя. Диле­тантизм, отсутствие стремления к точному выполнению заданного дей­ствия характерны для ребенка 6-7-летнего возраста.

В подростковом и юношеском возрасте, в связи с преобладанием отвлеченного мышления, условные двигательные рефлексы на сло­весные сигналы образуются быстрее, чем на конкретные предметные раздражители. Обучение движениям с предпочтительным отношени­ем к словесным методам в подростковом и в особенности юноше­ском возрасте является с этой точки зрения физиологически обосно­ванным.

Подростки отличаются повышенной возбудимостью, проявляю­щейся, в частности, как в высокой двигательной активности, так и в известной неупорядоченности, дискоординированности движе­ний. К началу периода полового созревания повышаются возможности аналитико-синтетической функции мозга, что служит основой новых, высших форм отражения и познания действительности. С осознанием значимости и смысла занятий физическими упражнениями подросток быстро овладевает и новыми движениями.

Вопрос. Достаточно ли однократного выполнения движения, что­бы его «двигательный образ» сохранился в памяти?

Ответ. Да, для создания первичного, во многом неточного «дви­гательного образа» достаточно одного - двух повторений. Но для за­крепления его не только в памяти мозга, но и в «памяти» двигатель­ного аппарата необходимо неоднократное повторение. При этом формируются специфические образы движений. Источником их об­разования являются проприоцептивные ощущения, возникающие в рецепторах двигательного аппарата (они называются проприорецепторами). Морфофункциональная зрелость опорно-двигательного аппарата и уровень развития физических качеств являются структур­ной и функциональной основой обучения. Эта основа может быть адекватной новому движению или недостаточной для его освоения. Во втором случае процесс обучения затягивается. Поэтому создание прочного морфофункционального фундамента для обучения новым действиям следует рассматривать как наиболее рациональный путь обучения.

Вопрос. Можно ли на уроках физкультуры в школе овладеть со­временной спортивной техникой?

Ответ. Можно. Но с известными оговорками. На уроках физи­ческой культуры в школе обеспечивается в первую очередь развитие основных движений, совершенствование функций жизнеобеспечения, воспитание физических качеств. Вместе с тем всестороннее физиче­ское развитие в школьном возрасте не исключает, а предполагает тех­нически правильное выполнение спортивных упражнений. Для пре­дупреждения дилетантизма в технически правильном выполнении упражнений школьной программы необходимо соблюдение методи­ческих условий, строгой последовательности освоения технических элементов, что в оптимальном варианте достижимо в условиях спе­циализированных занятий спортом.

Вопрос. Можно ли управлять техникой движений, индивидуали­зировать ее применительно, например, к типу телосложения?

Ответ. Не только можно, но и необходимо. Физиологические ме­ханизмы управления движениями изучены достаточно хорошо. Ведущим механизмом управления движениями является возможность срочной их корректировки на основе постоянного обмена инфор­мацией между исполнительными приборами (мышцами) и пуско­выми аппаратами нервной системы (принцип сенсорных коррекций Н.А. Бернштейна, 1966).

В управление произвольными движениями включены все отделы центральной нервной системы: от спинного мозга до высших корко­вых проекций двигательного аппарата.

Вопрос. Существуют ли различия в механизмах координации дви­жений и в управлении движениями?

Ответ. Координация двигательных функций самого различного уровня сложности, от клеточного до органного и системного, явля­ется внутренним содержанием процесса управления движениями. Физиологическая сущность координации заключается в согласова­нии отдельных видов деятельности организма в целостном физиоло­гическом акте. В двигательной координации с максимальной эффек­тивностью используются биомеханические свойства двигательного аппарата, а также врожденные механизмы регуляции мышечного тонуса (тонические рефлексы).

Координация движений совершенствуется в результате неодно­кратного повторения. Упражнение становится привычным, а его вы­полнение не требует специального волевого контроля. Движение ста­новится двигательным навыком.

Вопрос. Не упрощается ли этим понятие двигательного навыка?

Ответ. В обыденной жизни двигательный навык рассматривает­ся как заученное движение, не более. Если говорить о его физиологи­ческих механизмах, то навык в этом случае следует рассматривать как многокомпонентную систему управления движением, в которую включены афферентная (чувствующая, воспринимающая), эфферент­ная (исполняющая) и центральная (регуляторная) части, полезным результатом функционирования которой является само движение.

В реальных условиях обучения движениям мы переходим от эле­ментарных умений, составляющих основу целесообразной деятельнос­ти человека, к навыкам и умениям более высоких порядков. Навык в этой многоярусной системе движений есть наиболее совершенное уме­ние выполнять привычное действие.

Вопрос. Можно ли считать навык венцом заучиваемого движе­ния?

Ответ. Выработка навыка - это не заучивание постоянной фор­мы движения, а лишь предпосылка дальнейшего совершенствова­ния его координационных элементов, доведение его до уровня, позво­ляющего решать двигательные задачи наиболее соответствующими ситуации способами. Такие возможности у человека реализуются благодаря тому, что между командами, пусковыми импульсами и выполняемыми движениями не существует однозначной зависимо­сти. Иначе говоря, пусковой импульс только вероятностно предоп­ределяет конечную форму движения, которая может совершенство­ваться бесконечно.

Вопрос. Существуют ли у новорожденного ребенка виды движе­ний, которые можно назвать навыками?

Ответ. Нет. Навык - это приобретаемые при жизни новые виды движений. У новорожденного ребенка имеются врожденные реф­лексы с хорошо развитой морфологической основой (например, реф­лекс сосания). В соответствии с современными представлениями о системогенезе (П.К. Анохин), в ходе индивидуального развития ра­нее всего созревают физиологические системы, которые обеспечи­вают выживание организма. Но и после рождения сохраняется не­равномерность (гетерохронность) развития отдельных органов и систем. На фоне этой неравномерности наблюдаются уже глобальные качественные скачки, затрагивающие все внутренние органы и двигательный аппарат (на первом, третьем-четвертом, пятом-седьмом и в пубертатном периоде). Высокая пластичность коры боль­ших полушарий и связанная с нею способность к освоению новых движений сохраняется до конца пубертатного периода. Но наибо­лее высокие возможности обучения новым движениям наблюдают­ся у детей младшего и среднего школьного возраста.

В пубертатном периоде интенсивные перестройки затрагивают все основные элементы опорно-двигательного аппарата и регуля­цию его функций. Однако полной морфологической и функциональ­ной зрелости они достигают только к моменту достижения половой зрелости. Следовательно, физические упражнения до наступления половой зрелости должны рассматриваться не только как факторы совершенствования опорно-двигательной системы, но и возможных ее расстройств при чрезмерных нагрузках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: