Вопрос. Существуют ли генетические задатки двигательной активности?
Ответ. Движение является одним из главных условий существования и эволюции животного мира. Становление человека происходило при высокой двигательной активности, которая была необходимым условием его существования, биологического и социального прогресса. Тончайшая сработанность всех систем организма осуществлялась в процессе эволюции на фоне активной деятельности. Недостаточность движений в современном обществе - социальный, а не биологический феномен. Спорт способствует формированию популяций людей, более устойчивых к воздействию издержек цивилизации: малоподвижному образу жизни, увеличению агрессивных агентов среды обитания.
Физические нагрузки, оказывая мощное тренирующее воздействие на все системы жизнеобеспечения, являются важнейшим фактором эволюции человека на современном этапе его развития. Они формируют человека, степень устойчивости которого к агрессивным факторам внешней среды повышается. Программа двигательной активности закодирована в геноме, она является эволюционно закрепленной и передается от родителей к детям. Развертывание этой наследственной программы зависит от условий жизни, от объема повседневной двигательной активности.
Вопрос. Какое место в эволюции человека на современном этапе занимают физические упражнения?
Ответ. Действие главного фактора эволюции - естественного отбора - с начала появления человеческого сознания, а с ним и его вещественных результатов, резко сократилось, а на современном уровне развития человечества практически оказалось исчерпанным. Сама эволюция человека пошла по пути совершенствования механизмов движения за счет прогрессивного развития мозга, сознательного отражения действительности, изыскания эффективных форм адаптации к ней. Снижению элиминирующей роли естественного отбора в обратно пропорциональной зависимости способствовали высокие темпы так называемого социального наследования.
Социальное наследование не меняет основ биологической наследственности человека: и у кроманьонца, и у нашего современника наследственные задатки закодированы в сорока шести хромосомах. И в обозримом, и в отдаленном будущем геном человека останется постоянным. Однако в рамках очень жесткой программы наследственности может меняться активность отдельных участков генома под воздействием агрессивных факторов внешней среды. У человека высока пластичность всех программ жизнедеятельности, обеспечивающих взаимодействие организма со средой существования, в том числе и с социальной средой. Особенной пластичностью (по сравнению с животными) характеризуется генетическая специализация человека в сфере двигательной деятельности и в разнообразных физических упражнениях.
Вопрос. Можно ли утверждать, что чем более обширным двигательным опытом будет обладать человечество, тем быстрее оно будет эволюционировать?
Ответ. В перспективных направлениях эволюционирования человека, по-видимому, одно из важных мест займет использование эволюционно приобретенных, но чрезвычайно слабо используемых резервов головного мозга. Важнейшим адаптивным свойством человека является его способность к трудовой деятельности. Эта способность лежит в основе адаптации к новым формам двигательной деятельности, характерной для спорта. Совершенствование человека и человечества посредством занятий физической культурой, спортом - важнейшее условие прогрессивного развития умственных и физических способностей человека.
Совершенствование индивидуальных природных данных и качеств личности, достигаемое средствами физической культуры, - одна из перспективных линий развития человека ближайшего будущего. Будучи тесно связанными, индивидуальные, природные данные и социально обусловленные личностные качества в равной мере подвержены влиянию занятий спортом.
Вопрос. Какие физические упражнения отвечают потребностям растущего организма?
Ответ. Всоответствии с концепцией И.А. Аршавского (1967), от активности скелетных мышц зависит экономичность энергетических трат организма и как следствие - увеличение продолжительности жизни животного. Это «правило скелетных мышц» И.А. Аршавский распространяет и на человека.
Наиболее целесообразны вэтом плане стайерные формы работы. Они способствуют предельному росту экономичности энергообмена к зрелому возрасту, но могут с успехом применяться, начиная с младшего школьного возраста.
Обучение движениям
Вопрос. Совершенно беспомощный после рождения ребенок овладевает к 5-7 годам сложнейшими двигательными навыками. Что это? Развертывание врожденной программы движений или простое накопление двигательного опыта?
Ответ. Врожденная основа как самых простых, так и самых сложных движений - это сравнительно ограниченное количество локомоторных и тонических рефлексов. Овладение новыми движениями осуществляется на основе сочетания врожденных локомоций с новыми, приобретаемыми при жизни умениями.
Спортивная деятельность связана с непрерывными изменениями во взаимодействии организма и среды. Овладение сложной техникой физических упражнений при изменяющихся внешних условиях (например, в игровой обстановке) является примером такого взаимодействия. Выработка двигательных дифференцировок, т.е. закрепление тончайших различий между близкими по структуре движениями, и является физиологической предпосылкой рационального, экономного выполнения движений. И вот перед нами уже ловкий, координированный ребенок, с совершенными движениями и пространственной ориентировкой.
Вопрос. А не является ли обучение движениям средством воссоздания древнейших, свойственных нашим прародителям форм движений?
Ответ. По-видимому, сложные локомоторные акты, которые наследовались нашими далекими предками, оказались у человека утраченными. Обучение новым движениям основывается на естественных предпосылках, составляющих основу произвольных движений, т.е. на простейших локомоциях и тонических рефлексах. Целесообраые двигательные действия формируются у детей через множество проб, удачных и неудачных попыток выполнить действие. Ребенок дошкольного возраста с трудом усваивает элементарные двигательные акты. По мере формирования опорно-двигательного аппарата и центральных механизмов регуляции способность к овладению новыми движениями возрастает.
Вопрос. Назовите наиболее характерные особенности овладения сложными движениями в младшем и среднем школьном возрасте.
Ответ. Дети младшего школьного возраста сравнительно медленно усваивают движения в меняющихся условиях выполнения (например, в игровых ситуациях). Они быстрее реагируют на конкретные, предметные раздражители, чем на слово преподавателя. Дилетантизм, отсутствие стремления к точному выполнению заданного действия характерны для ребенка 6-7-летнего возраста.
В подростковом и юношеском возрасте, в связи с преобладанием отвлеченного мышления, условные двигательные рефлексы на словесные сигналы образуются быстрее, чем на конкретные предметные раздражители. Обучение движениям с предпочтительным отношением к словесным методам в подростковом и в особенности юношеском возрасте является с этой точки зрения физиологически обоснованным.
Подростки отличаются повышенной возбудимостью, проявляющейся, в частности, как в высокой двигательной активности, так и в известной неупорядоченности, дискоординированности движений. К началу периода полового созревания повышаются возможности аналитико-синтетической функции мозга, что служит основой новых, высших форм отражения и познания действительности. С осознанием значимости и смысла занятий физическими упражнениями подросток быстро овладевает и новыми движениями.
Вопрос. Достаточно ли однократного выполнения движения, чтобы его «двигательный образ» сохранился в памяти?
Ответ. Да, для создания первичного, во многом неточного «двигательного образа» достаточно одного - двух повторений. Но для закрепления его не только в памяти мозга, но и в «памяти» двигательного аппарата необходимо неоднократное повторение. При этом формируются специфические образы движений. Источником их образования являются проприоцептивные ощущения, возникающие в рецепторах двигательного аппарата (они называются проприорецепторами). Морфофункциональная зрелость опорно-двигательного аппарата и уровень развития физических качеств являются структурной и функциональной основой обучения. Эта основа может быть адекватной новому движению или недостаточной для его освоения. Во втором случае процесс обучения затягивается. Поэтому создание прочного морфофункционального фундамента для обучения новым действиям следует рассматривать как наиболее рациональный путь обучения.
Вопрос. Можно ли на уроках физкультуры в школе овладеть современной спортивной техникой?
Ответ. Можно. Но с известными оговорками. На уроках физической культуры в школе обеспечивается в первую очередь развитие основных движений, совершенствование функций жизнеобеспечения, воспитание физических качеств. Вместе с тем всестороннее физическое развитие в школьном возрасте не исключает, а предполагает технически правильное выполнение спортивных упражнений. Для предупреждения дилетантизма в технически правильном выполнении упражнений школьной программы необходимо соблюдение методических условий, строгой последовательности освоения технических элементов, что в оптимальном варианте достижимо в условиях специализированных занятий спортом.
Вопрос. Можно ли управлять техникой движений, индивидуализировать ее применительно, например, к типу телосложения?
Ответ. Не только можно, но и необходимо. Физиологические механизмы управления движениями изучены достаточно хорошо. Ведущим механизмом управления движениями является возможность срочной их корректировки на основе постоянного обмена информацией между исполнительными приборами (мышцами) и пусковыми аппаратами нервной системы (принцип сенсорных коррекций Н.А. Бернштейна, 1966).
В управление произвольными движениями включены все отделы центральной нервной системы: от спинного мозга до высших корковых проекций двигательного аппарата.
Вопрос. Существуют ли различия в механизмах координации движений и в управлении движениями?
Ответ. Координация двигательных функций самого различного уровня сложности, от клеточного до органного и системного, является внутренним содержанием процесса управления движениями. Физиологическая сущность координации заключается в согласовании отдельных видов деятельности организма в целостном физиологическом акте. В двигательной координации с максимальной эффективностью используются биомеханические свойства двигательного аппарата, а также врожденные механизмы регуляции мышечного тонуса (тонические рефлексы).
Координация движений совершенствуется в результате неоднократного повторения. Упражнение становится привычным, а его выполнение не требует специального волевого контроля. Движение становится двигательным навыком.
Вопрос. Не упрощается ли этим понятие двигательного навыка?
Ответ. В обыденной жизни двигательный навык рассматривается как заученное движение, не более. Если говорить о его физиологических механизмах, то навык в этом случае следует рассматривать как многокомпонентную систему управления движением, в которую включены афферентная (чувствующая, воспринимающая), эфферентная (исполняющая) и центральная (регуляторная) части, полезным результатом функционирования которой является само движение.
В реальных условиях обучения движениям мы переходим от элементарных умений, составляющих основу целесообразной деятельности человека, к навыкам и умениям более высоких порядков. Навык в этой многоярусной системе движений есть наиболее совершенное умение выполнять привычное действие.
Вопрос. Можно ли считать навык венцом заучиваемого движения?
Ответ. Выработка навыка - это не заучивание постоянной формы движения, а лишь предпосылка дальнейшего совершенствования его координационных элементов, доведение его до уровня, позволяющего решать двигательные задачи наиболее соответствующими ситуации способами. Такие возможности у человека реализуются благодаря тому, что между командами, пусковыми импульсами и выполняемыми движениями не существует однозначной зависимости. Иначе говоря, пусковой импульс только вероятностно предопределяет конечную форму движения, которая может совершенствоваться бесконечно.
Вопрос. Существуют ли у новорожденного ребенка виды движений, которые можно назвать навыками?
Ответ. Нет. Навык - это приобретаемые при жизни новые виды движений. У новорожденного ребенка имеются врожденные рефлексы с хорошо развитой морфологической основой (например, рефлекс сосания). В соответствии с современными представлениями о системогенезе (П.К. Анохин), в ходе индивидуального развития ранее всего созревают физиологические системы, которые обеспечивают выживание организма. Но и после рождения сохраняется неравномерность (гетерохронность) развития отдельных органов и систем. На фоне этой неравномерности наблюдаются уже глобальные качественные скачки, затрагивающие все внутренние органы и двигательный аппарат (на первом, третьем-четвертом, пятом-седьмом и в пубертатном периоде). Высокая пластичность коры больших полушарий и связанная с нею способность к освоению новых движений сохраняется до конца пубертатного периода. Но наиболее высокие возможности обучения новым движениям наблюдаются у детей младшего и среднего школьного возраста.
В пубертатном периоде интенсивные перестройки затрагивают все основные элементы опорно-двигательного аппарата и регуляцию его функций. Однако полной морфологической и функциональной зрелости они достигают только к моменту достижения половой зрелости. Следовательно, физические упражнения до наступления половой зрелости должны рассматриваться не только как факторы совершенствования опорно-двигательной системы, но и возможных ее расстройств при чрезмерных нагрузках.