Самуил Моисеевич Майкапар




1867 - 1938

Русский композитор, пианист, педагог.

С. Басов. Весна. Акварель.

 

Д е т и. «Весною» С. Майкапара. (Звучит фрагмент.)

П е д а г о г. Весной появляются первые цветы- подснежники. Они такие маленькие, нежные, беззащитные; даже не верится, что, когда в лесу кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.

Александр Тихонович Гречанинов

1864 — 1956

Русский композитор, ученик Римского-Корсакова.

 

В. Большаков. Подснежники.

Русский композитор Александр Тихонович Гречанинов написал песню «Подснежник». В ней переданы разные настроения, вызванные картиной весенней природы. Послушайте ее. (Исполняет песню.) Какая музыка по характеру?

Д е т и. Нежная, взволнованная, радостная.

П е д а г о г. Обратите внимание, во вступлении и начале песни как будто слышится шум леса, лесные шорохи и переклички. Все так и дышит радостным чувством обновления, весенней суеты. (Исполняет фрагмент.) В этой песне музыка тесно связана со словами, с текстом стихотворения. Она очень тонко выражает и изображает то, о чем рассказывается в стихах.

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил и тихо спросил:

«Я вижу погода ясна и тепла.

Скажите, ведь, правда, что это весна?»

Так, мелодия, которая звучит на слова «Подснежника глянул глаз голубой», все время возвращается к одному и тому же светлому звуку, мерцает, словно проглядывающий сквозь снег глазок нежного цветка. (Исполняет 8-12-й такты.)

Когда поется «Сперва понемножку зеленую выставил ножку, потом потянулся из всех своих маленьких сил», в аккомпанементе звучат робкие, словно дрожащие аккорды (исполняет 13-16-й такты), а мелодия словно потягивается: от одного и того же звука она при каждом повторении, как бы с трудом, постепенно, пытается подняться все выше и выше, подтянуться. Наконец она достигает вершины. Как будто цветок, наконец, вытянулся и выглянул из-под снега с любопытством! Аккорды сопровождения звучат неуверенно, вопросительно (исполняет 22-27-й такты).

Когда поется «Я вижу, погода ясна и тепла. Скажите, ведь правда, что это весна, ведь правда, что это весна?», музыка звучит тепло, порывисто, светло, празднично. Она как будто расцветает, в аккомпанементе слышится журчание ручейков, шорохи весенней природы. Мелодия становится привольной, радостной, широкой. Стихотворение заканчивается вопросом, и в музыке звучит вопросительная интонация, направленная вверх. (Исполняется заключительная часть песни.) В конце песни снова слышится гомон птиц, шум весенней листвы. (Песня исполняется целиком.)

Е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы познакомились с песней композитора А. Гречанинова «Подснежник». Подснежники обычно цветут в апреле, когда зима уже начинает отступать.

Весеннее

Тает снег - и солнце ярко

Блещет в полдень над полями;

В блеске солнца влажный ветер

По лесам-полям гуляет.

Но поля еще пустынны,

Но леса еще безмолвны;

Только сосны, точно арфы,

Напевают однотонно.

И под их напев неясный,

В заповедных чащах бора,

Сладко спит весна-царевна

В белоснежном саркофаге.

Спит, - а скоро уж в долинах

Солнце белый снег растопит,

И пойдут бурлить потоки

По долинам и оврагам.

Налетят лесные птицы,

Зашумят грачи, а с ними -

Зацветут, зазеленеют,

Оживут леса и рощи.

И придет апрель-царевич

Из заморских стран далеких

На заре, когда в долинах

Тают синие туманы,

На заре, когда от солнца

Пахнет лес зеленой хвоей,

Пахнет теплою землею

И апрельскими цветами...

И. Бунин

Нежные цветы подснежников тянутся к солнцу (звучит песня А. Гречанинова). Сейчас вы услышите другое произведение с таким же названием – «Апрель. Подснежник» - Пьесу П. Чайковского из цикла «Времена года». В этом цикле 12 пьес - столько, сколько месяцев в году. Перед каждой пьесой есть стихотворение, но сами пьесы не поются, они написаны для фортепиано. Это инструментальная музыка, в которой нет слов в отличие от вокальных произведений, например, песни А. Гречанинова с тем же названием - «Подснежник».

Перед пьесой «Апрель. Подснежник» П. Чайковского есть стихотворение Аполлона Николаевича Майкова.

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастье ином...

А. Майков.

П. Еськов. Подснежники.

(Читает стихотворение. Затем звучит пьеса П. Чайковского.) Как рассказывает музыка о природе, какая она?

Д е т и. Нежная, иногда взволнованная.

П е д а г о г. Да, эта пьеса трепетная, по-весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике. Прислушайтесь, мелодия, как и в песне А. Гречанинова, устремляется вверх (звучат фрагменты). Но в песне А. Гречанинова она более стремительная, порывистая, а в пьесе П. Чайковского - робкая, несмелая, ласковая (фрагменты звучат повторно). Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше. (Исполняются 1-8-й такты пьесы П. Чайковского и 17-21-й такты песни А. Гречанинова.)

Мелодия в пьесе П. Чайковского звучит то светло, в высоком регистре, то более тревожно, в среднем и низком. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно и ненастно (играет 9-24-й такты).

В этой пьесе есть и другая мелодия - очень красивая, взволнованная, трепетная, легкая, как дуновение ветерка (исполняет 25-32-й такты). Мелодия нежная, устремленная вверх, полетная, будто цветок подснежника покачивается на ветру. На какой танец похожа эта пьеса?

Д е т и. На вальс.

П е д а г о г. Правильно, здесь ярко чувствуется вальсовость. Давайте подирижируем, передавая характер музыки движениями рук, а потом потанцуем, подвигаемся, выражая настроение взволнованное, немного грустное, беспокойное, ласковое, изобразим, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке. Послушайте несколько стихотворений о ранних весенних цветах. Первое написал Алексей Константинович Толстой, а два других, о весенних ландышах - Афанасий Афанасьевич Фет.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поет.

А. Толстой

Весенние мысли

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

 

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

(Звучит «Подснежник» П. Чайковского.)

Нарисуйте дома весенние полянки с цветами, вспоминая музыку П. Чайковского или А. Гречанинова.

Е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой концерта А. Вивальди «Весна» (первая часть). Учить детей различать смену настроений, изобразительность музыки.

Ход занятия:

Антонио Лучо Вивальди

1678—1741

Итальянский композитор, скрипач, педагог,

дирижёр, католический священник.

 

 

Я. Зяблов. Верба цветет.

П е д а г о г. Вы уже знакомы с концертами Антонио Вивальди «Времена года». Сейчас вы услышите первую часть концерта «Весна». Какая музыка по характеру? (Звучит запись.)

Д е т и. Веселая, радостная, торжественная, весенняя.

П е д а г о г. Да, музыка эта праздничная, даже торжественная в начале, потом звучит тихо, как эхо, затаенно, восторженно. В ней слышны весенние звуки природы – журчание ручейков, переливчатое пение птиц, их гомон. Птицы резвятся, перекликаются... Природа рада весне!

Послушайте эту музыку еще раз и скажите, меняется ли ее характер в средней части (звучит запись).

Д е т и. Да, музыка становится громкой, быстрой, тревожной, таинственной, как будто налетел сильный ветер.

П е д а г о г. В природе перед ненастьем обычно бывает затишье. Так и в этой музыке, перед средней частью все затихает, появляется настороженность. И вдруг мы слышим порывистые взлеты мелодии, громкие, встревоженные, будто внезапно налетел ураган, все потемнело, слышатся завывания ветра, птицы мечутся и жалобно кричат. (Звучит фрагмент средней части.)

Но вот ненастье миновало. Снова музыка просветлела, зазвучала торжественно, горделиво, празднично.

А. Вивальди написал к этой части своего концерта такие стихи:

Пришла весна, ее встречают птицы

Веселым пеньем в гуще вешних крон.

Ручей кипит, спеша с рекою слиться,

Его дыханьем ветер освежен.

Порою туч угрюмых вереницы

На воздух надевают капюшон.

Не исчезают беглые зарницы.

И снова слышен птичий перезвон...

(Звучит первая часть концерта «Весна».)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: