Диагностика эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
Инструкция: Пожалуйста, ответьте, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные в каждом из пунктов опросника. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением.
Утверждение | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным. | |||||||
2. После работы я чувствую себя как «выжатый лимон». | |||||||
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. | |||||||
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела. | |||||||
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним). | |||||||
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. | |||||||
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами. | |||||||
8. Я чувствую угнетенность и апатию. | |||||||
9. Я уверен, что моя работа нужна людям. | |||||||
10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю. | |||||||
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. | |||||||
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. | |||||||
13. Моя работа все больше меня разочаровывает. | |||||||
14. Мне кажется, что я слишком много работаю. | |||||||
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит c некоторыми моими подчиненными и коллегами. | |||||||
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. | |||||||
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе. | |||||||
18. Во время работы я чувствую приятное оживление. | |||||||
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного. | |||||||
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. | |||||||
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. | |||||||
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. |
|
Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:
0 баллов - «Никогда»;
1 балл - «Очень редко»;
2 балла - «Редко»
3 балла - «Иногда»;
4 балла - «Часто»;
5 баллов - «Очень часто»;
6 баллов - «Каждый день».
Шкала | Пункты в прямых значениях | Пункты в обратных значениях | Максимальная сумма баллов |
Эмоциональное истощение | 1, 2, 3, 8, 13, 14, 16, 20 | ||
Деперсонализация | 5, 10, 11, 15, 22 | ||
Редукция профессионализма | 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 |
Оценка уровней выгорания
Субшкала | Низкий уровень L | Средний уровень M | Высокий уровень H |
Эмоциональное истощение (среднее - 19,73) | 0-15 | 16-24 | 25 и больше |
Деперсонализация (среднее - 7,78) | 0-5 | 6-10 | 11 и больше |
Редукция профессионализма (среднее - 32,93) | 37 и больше | 31-36 | 30 и меньше |
|
«Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.
«Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
«Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности медицинского работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, - снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.
Методика «Метод мотивационной индукции» Ж. Нюттена
Инструкция.
Перед Вами список незавершённых предложений. Не думайте долго перед каждым предложением, пишите то, что пришло Вам в голову. Для нашего исследования важно, чтобы Вы были искренними. Анонимность ответов мы гарантируем.
|
По мере заполнения бланков у Вас может сложиться мнение, что некоторые фразы по смыслу повторяются. Пожалуйста, не запоминайте то, что Вы уже написали. Если Вам кажется, что подобную фразу Вы уже встречали, не задумывайтесь и пишите то, что пришло Вам в голову в этот момент.
Индукторы ММИ
Я надеюсь…
Я работаю над…
Я ужасно хочу…
Наибольшее удовлетворение я получу, если…
Я стремлюсь к…
Я хочу…
Я боюсь, что…
Когда-нибудь я…
Я пытаюсь…
Я страстно желаю…
Я буду рад(а), если…
Я ужасно хочу иметь…
Я мечтаю о том, что…
У меня есть определенное намерение…
Наихудшим наказанием для меня было бы…
Я действительно хочу…
Я прилагаю усилия для…
У меня большое стремление к…
Лучшей наградой для меня будет…
Я хотел(а) бы быть способным(ой)…
Мне очень понравилось бы…
Я готовлюсь…
Я буду очень счастлив(а)…
Я готов(а)…
Я ожидаю…
Я сделаю все возможное, чтобы…
Я опасаюсь…
Долгое время я ожидал(а)…
Я сделаю все зависящее от меня, чтобы…
Я буду вполне доволен (довольна), если…
Моя большая надежда — это…
Я ничего не пожалел(а) бы для…
Я сожалею о…
Я принял(а) решение…
Я больше всего готов(а)…
Любой ценой я хочу…
Мое самое большое желание — это…
Я определенно хочу…
Я желаю как можно скорее…
Я прилагаю максимум усилий…