Порядок выполнения практической работы




Метод проектов (проектный метод) – комплексная методическая система, синтезирующая различные методы обучения, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, созданию некоего идеального образа и его воплощения в реальном продукте.

Проект требует составления сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них. Особенно важными являются организация координационной работы в виде поэтапных обсуждений и презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.

Этапы проектной деятельности: замысел; подготовка; проведение; анализ. В табл. 1 приведена характеристика каждого этапа и содержание деятельности обучающихся и преподавателей.

 


Таблица 1 – Этапы деятельности при внедрении метода проектов

№ п/п Этапы деятельности, их характеристика Содержание деятельности
Обучающиеся Преподаватель
  Замысел. Определение темы и целей проекта Обсуждение, поиск информации. Заявление замысла, мотивация, помощь в постановке задачи.
  Подготовка. Утверждается тема проекта и выполняется календарное планирование работы Формируют задачи и вырабатывают план действий. Корректирует, предлагает идеи, выдвигает предложения.
  Реализация. Написание проекта Разрабатывают самостоятельно проект Корректирует, наблюдает, советует.
  Анализ. Представление и оценка результатов, формулирование выводов Принимают участие в коллективном обсуждении, оценивают усилия, использованные возможности, творческий подход.

 

Рассмотрим методику применения метода проектов.

Замысел

Выбор направления и формирования названия проекта включает обобщенное название проблемы, круг вопросов, определение (выделение) общего направления или приоритетных (отдельных) направлений, оформленных в подпроекты. Эту работу выполняют все члены коллектива совместно, включая педагогов и обучающихся. Выбор направления разработки должен быть сделан самим обучающимся.

Преподаватель вместе с обучающимся тщательно планируют работу таким образом, чтобы можно было достичь определенной в начале цели. Преподаватель настраивает обучающихся на то, чтобы они правильно поняли свою работу и умели грамотно подать ее другим.

Подготовка

Имея уже определенный замысел, обучающиеся активизируются для определенных достижений. Для достижения цели они определяют нужные ресурсы (информацию, оборудование, помещение, материалы, время и т.п.) и пути осуществления своих замыслов. На этом этапе утверждается тема проекта и выполняется планирование работы.

Реализация

Выполнение проекта должно осуществляться обучающимися самостоятельно. Во время работы над проектом обучающийся взаимодействует с педагогом и обращается к нему при необходимости. Преподаватель только настраивает обучающихся на работу, оказывает им помощь в сложных ситуациях.

Анализ (подведение итогов)

Во время подведения итогов работы над проектом обучающиеся представляют свои результаты другим. Демонстрация результатов может сопровождаться плакатами, диафильмами, аудио - и видеозаписями и тому подобное. Задача преподавателя при этом заключается в направлении и мотивации обучающихся. Работа над проектом заканчивается анализом проведенной работы.

Очень важно организовать внешнюю оценку выполнения проекта, что позволяет повысить эффективность его выполнения, устранить трудности, вносить своевременную коррекцию. В игровых проектах, имеющие характер соревнования, может использоваться балльная система.

Этапы деятельности при внедрении метода проектов:

1. Актуальность, необходимость, значимость выбранного направления (почему именно этот).

2. Цель и задачи проекта:

а) долговременные:

- создание чего-то нового (по структуре, подходам, концепции учебно-воспитательного процесса);

- новые технологии, методики;

- возможна разработка исследования по проекту;

- определение ожидаемых результатов;

- планирование «продукта» в результате выполнения программы (пособия, сценария, технологии, плана, новой программы);

б) кратковременная цель, задачи – определение конкретной цели, задач на определенный период.

3. Определение этапов реализации проекта:

а) указываются сроки начала и окончания проекта;

б) завершение проекта определяется этапностью реализации проекта;

в) указываются временные интервалы каждого этапа: записи проекта I этапа, II этапа и т.д.

4. Механизм реализации проекта. Объяснения – Как? Каким образом? С помощью каких средств будет реализовываться проект? Планы апробации конкретных дел, акций, мероприятий в соответствии с определенными этапами.

5. Обязанности и ответственность участников реализации проекта:

- кто отвечает за проект?

- кто и за что отвечает внутри проекта?

- кто помогает в реализации проекта?

6. Ожидаемые результаты: какие конкретные результаты вы ожидаете получить на каждом этапе и после завершения проекта?

7. Оценка и самооценка проекта. Когда и с какой периодичностью будут оценивать выполнение проекта (один, два, три, четыре раза в год). Кто примет участие в тестировании: сами участники, эксперты, управленческие структуры. Формы контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). В какой форме будет представлена информация о ходе проекта (отчет, конкретные материалы, сценарии, разработки, новые проекты и т.д.)?

8. Бюджет, ресурсное обеспечение (примерный бюджет, учитывая все виды затрат, необходимых для успешной реализации проекта).

Задание

Выполнить методическую разработку занятия по дисциплине / профессиональному модулю учебного плана подготовки квалифицированного рабочего / специалиста среднего звена (в соответствии с профилем подготовки) с использованием метода проектов.

Порядок выполнения практической работы:

1. Руководствуясь фрагментом рабочей программы дисциплины, выберите тему теоретического или лабораторно-практического занятия.

2. Внесите изменения в методическую разработку теоретического занятия или лабораторно-практического занятия путем добавления элементов метода проектов:

- определите проблему;

- сформулируйте цели и задачи проекта;

- укажите учебный материал по предметам, которые предполагается задействовать для решения указанной проблемы, а также каким образом результаты проекта будут оформлены и какую практическую (теоретическую) значимость он имеет и в какой области;

- выберите одну идею для проекта. В чем проблема проекта?

- определите тип проекта;

- разработайте структуру своего проекта в соответствии с его типом;

- определите методы исследования, источники информации;

- сформулируйте гипотезы решения проблемы;

- разработайте план (сценарий) учебного занятия.

3. Проведите рефлексию собственной учебной деятельности (проанализируйте эффективность каждого этапа выполнения задания и его результат), определите виды освоенных на данном занятии методических умений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: