Метод проектов (проектный метод) – комплексная методическая система, синтезирующая различные методы обучения, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, созданию некоего идеального образа и его воплощения в реальном продукте.
Проект требует составления сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них. Особенно важными являются организация координационной работы в виде поэтапных обсуждений и презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.
Этапы проектной деятельности: замысел; подготовка; проведение; анализ. В табл. 1 приведена характеристика каждого этапа и содержание деятельности обучающихся и преподавателей.
Таблица 1 – Этапы деятельности при внедрении метода проектов
№ п/п | Этапы деятельности, их характеристика | Содержание деятельности | |
Обучающиеся | Преподаватель | ||
Замысел. Определение темы и целей проекта | Обсуждение, поиск информации. | Заявление замысла, мотивация, помощь в постановке задачи. | |
Подготовка. Утверждается тема проекта и выполняется календарное планирование работы | Формируют задачи и вырабатывают план действий. | Корректирует, предлагает идеи, выдвигает предложения. | |
Реализация. Написание проекта | Разрабатывают самостоятельно проект | Корректирует, наблюдает, советует. | |
Анализ. Представление и оценка результатов, формулирование выводов | Принимают участие в коллективном обсуждении, оценивают усилия, использованные возможности, творческий подход. |
Рассмотрим методику применения метода проектов.
Замысел
Выбор направления и формирования названия проекта включает обобщенное название проблемы, круг вопросов, определение (выделение) общего направления или приоритетных (отдельных) направлений, оформленных в подпроекты. Эту работу выполняют все члены коллектива совместно, включая педагогов и обучающихся. Выбор направления разработки должен быть сделан самим обучающимся.
Преподаватель вместе с обучающимся тщательно планируют работу таким образом, чтобы можно было достичь определенной в начале цели. Преподаватель настраивает обучающихся на то, чтобы они правильно поняли свою работу и умели грамотно подать ее другим.
Подготовка
Имея уже определенный замысел, обучающиеся активизируются для определенных достижений. Для достижения цели они определяют нужные ресурсы (информацию, оборудование, помещение, материалы, время и т.п.) и пути осуществления своих замыслов. На этом этапе утверждается тема проекта и выполняется планирование работы.
Реализация
Выполнение проекта должно осуществляться обучающимися самостоятельно. Во время работы над проектом обучающийся взаимодействует с педагогом и обращается к нему при необходимости. Преподаватель только настраивает обучающихся на работу, оказывает им помощь в сложных ситуациях.
Анализ (подведение итогов)
Во время подведения итогов работы над проектом обучающиеся представляют свои результаты другим. Демонстрация результатов может сопровождаться плакатами, диафильмами, аудио - и видеозаписями и тому подобное. Задача преподавателя при этом заключается в направлении и мотивации обучающихся. Работа над проектом заканчивается анализом проведенной работы.
Очень важно организовать внешнюю оценку выполнения проекта, что позволяет повысить эффективность его выполнения, устранить трудности, вносить своевременную коррекцию. В игровых проектах, имеющие характер соревнования, может использоваться балльная система.
Этапы деятельности при внедрении метода проектов:
1. Актуальность, необходимость, значимость выбранного направления (почему именно этот).
2. Цель и задачи проекта:
а) долговременные:
- создание чего-то нового (по структуре, подходам, концепции учебно-воспитательного процесса);
- новые технологии, методики;
- возможна разработка исследования по проекту;
- определение ожидаемых результатов;
- планирование «продукта» в результате выполнения программы (пособия, сценария, технологии, плана, новой программы);
б) кратковременная цель, задачи – определение конкретной цели, задач на определенный период.
3. Определение этапов реализации проекта:
а) указываются сроки начала и окончания проекта;
б) завершение проекта определяется этапностью реализации проекта;
в) указываются временные интервалы каждого этапа: записи проекта I этапа, II этапа и т.д.
4. Механизм реализации проекта. Объяснения – Как? Каким образом? С помощью каких средств будет реализовываться проект? Планы апробации конкретных дел, акций, мероприятий в соответствии с определенными этапами.
5. Обязанности и ответственность участников реализации проекта:
- кто отвечает за проект?
- кто и за что отвечает внутри проекта?
- кто помогает в реализации проекта?
6. Ожидаемые результаты: какие конкретные результаты вы ожидаете получить на каждом этапе и после завершения проекта?
7. Оценка и самооценка проекта. Когда и с какой периодичностью будут оценивать выполнение проекта (один, два, три, четыре раза в год). Кто примет участие в тестировании: сами участники, эксперты, управленческие структуры. Формы контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). В какой форме будет представлена информация о ходе проекта (отчет, конкретные материалы, сценарии, разработки, новые проекты и т.д.)?
8. Бюджет, ресурсное обеспечение (примерный бюджет, учитывая все виды затрат, необходимых для успешной реализации проекта).
Задание
Выполнить методическую разработку занятия по дисциплине / профессиональному модулю учебного плана подготовки квалифицированного рабочего / специалиста среднего звена (в соответствии с профилем подготовки) с использованием метода проектов.
Порядок выполнения практической работы:
1. Руководствуясь фрагментом рабочей программы дисциплины, выберите тему теоретического или лабораторно-практического занятия.
2. Внесите изменения в методическую разработку теоретического занятия или лабораторно-практического занятия путем добавления элементов метода проектов:
- определите проблему;
- сформулируйте цели и задачи проекта;
- укажите учебный материал по предметам, которые предполагается задействовать для решения указанной проблемы, а также каким образом результаты проекта будут оформлены и какую практическую (теоретическую) значимость он имеет и в какой области;
- выберите одну идею для проекта. В чем проблема проекта?
- определите тип проекта;
- разработайте структуру своего проекта в соответствии с его типом;
- определите методы исследования, источники информации;
- сформулируйте гипотезы решения проблемы;
- разработайте план (сценарий) учебного занятия.
3. Проведите рефлексию собственной учебной деятельности (проанализируйте эффективность каждого этапа выполнения задания и его результат), определите виды освоенных на данном занятии методических умений.