Ф-ции гос-ва – главное направление деят-ти гос-ва, выражающее его сущность и соц назначение по управлению делами общества.
Внутренние (направлены на выполнение внутр задач гос-ва):
- Экономическая - выработка и координация гос-вом стратег направлений развития экономики страны, в частности: формир-ние госбюджета; составление программ экономич развития. - Соц - обеспечение соц защищ-сти личности, норм условий жизни для всех членов общества, в частности: выделение необходимых средств на здравоохранение, культ отдых, просвещение, строительство жилья.- идеологическая (формир-ние для всего общ-ва идеол и моральных цен-тей).- политическая (обеспечение политич. стабильности общества)- природо-ресурсная. Это постоянные внутр функции. К временным: 1.преодоление последствий аварии на ЧАЭС. 2. Интеграция гос-ва в международное сообщество.(место и роль г-ва среди европ г-в).
Внешние (деят-сть гос-ва на межд арене):
- Взаимовыгодное сотр-тво с др гос-вами.
-поддержание экономических, полит и др отношений..
- оборона общества и гос-ва от внешних угроз. Г-во должно обеспечи не-ть, целост-ть и стаб-ть общ-ва).
- ф-ция экспансии(деят-ть гос-ва на основе пр-пов и норм межд пр в целях обеспечения представл г-ва).
- Обеспечение мира и поддержание мирового порядка (Устав ООН, межд договоры о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере): борьба с межд терроризмом, межд преступностью. методы: принуждения и захвата., сущ-ние дипл и конс учр. Формы: правоохранительная, правоисполнительная и нормотворческая.Все эти формы д быть обяз исполз в действ позитив пр. М-ды: принуждения, поощрения. Этими м-ми г-во возд на уч-ков общ отн.
7. Понятие, пр-ки, опр-ние, клас-ция и виды орг г-ва.
|
Гос аппарат - это сложный механизм управления обществом, представляющий собой систему гос органов, посредством которых функционирует государство.
Гос органы имеют опред стр-ру, полномочия, задачи и цели и действв строго опред рамках. Гос орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для его образования. Органы государства должны располагать матер-техническими, финанс средствами для выполнения возложенных на них функций.
Признаки гос органов: - правовая основа их деятельности;- наличие властных полномочий;- осуществление действий от имени гос;- издание обязательных для исполнения НПА;- работа служащих в гос органах на профессиональной основе. Пр-пы орг-ции и деят-ти гос аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата гос в целом. 2 группы: общие и частные. Общие пр-пы относятся ко всему гос механизму и подразделяются на социально-полит и организ. К соц-политическим пр-пам, в свою очередь, относят: 1) разделение властей; 2) демократизм.; 3) гласность. 4) законность; 5) профессионализм и компетентность.; 6) гуманизм; 7) национальное равноправие. К организац пр-пам относятся: 1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность гос органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусм полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и терр начал управления.
|
Частные принципы– это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма Гос.Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата гос власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть гос механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций гос в пределах своих полномочий. Орган гос формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений гос аппарата.
Признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) гос гражданские служащие выступают от имени всего госа; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в гос механизме; 6) выполнение строго опред гос функций и задач; 7) обладание правом на издание юр актов.
Виды:В зав-ти от порядка фор-ния: 1) на первичные –органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке; 2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).В зав-ти от объема вып-мых полн-чий: 1) высш органы власти –правительство, парламент и т. д.;2) центральные, в частности министерства;3) местные – госорганы субъектов респ.
В зав-ти от широты компетенции 1) органы общей компетенции –президент, правительство и др.;2) органы спец компетенции –министерства, различные службы и агентства.
|
В зав-ти от числа гос гражданских служащих существуют органы: 1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, напр президентом.В зав-ти от хар-ра организационно-пр форм деят-ти различают: 1) законодательные;2) исполнительные;3) судебные;4) контрольно-надзорные органы. В зав-ти от времени функц-ния: 1 ) постоянные органы – составляют большинство гос органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, котсоздаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштаб задач.
8. Понятие, эл-ты и значение полит системы общ-ва.
Полит система –система полит и иных соц институтов, орг-ций, взаимодействующих в соотв с определ принципами и нормами, кот служат средством осущ-ния власти, упр-ния обществ делами. Элементами полит системы явл прежде всего соц институты: гос-во, полит партии, обществ объединения, движения, а также система отн-ний, склад-ся м/у ними в процессе борьбы за гос власть, осущ-ние власти. Все элементы полит системы действуют в рамках и на основе пр. В зависимости от партийного состава полит системы м.б.многопартийными, двухпартийными, однопартийными, многопартийными с одной доминирующей партией. Гос-во - центр элемент полит.системы общества. Это обусловлено следующим: гос-во выступ.от имени всего народа; гос-во представл. собой единственную орг-цию полит. сис-мы, располагающую своим собств. аппаратом; гос-во представл. собой орг-цию, формулирующую свою волю в правовых нормах. Деят-ть партий и групп давления- это деят-ть «вокруг гос-ва», это борьба за то, чтобы овладеть рычагами гос власти или оказывать влияние на эту власть.
Г-во - основной системообразующий элемент, оно объединяет все остальные элементы полит системы в единое целое. Государство — наиболее сильный субъект политики, потому что обладает властью и способностью принуждать.
К коммуникативному компоненту полит сист общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе полит деятельности.
Для реализации своих полит целей участники полит деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в этом процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества.
Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населения передается от населения к государству и обратно — от государства к населению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами и т.д.).
Нормы полит взаимодействия включают в себя полит, правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.
В культурно-идеологический компонент полит сист включены полит идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте может быть выделен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории.
9. Понятие, сущ-ть и опр-ние пр, развитие пр, преемст-сть и рецепция в пр. Ф-ции, пр-пы и аксиомы пр.
Пр – это система общеобязательных, норматив предписаний или пр поведения, кот устанавл и реализует гос-во. Пр выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общ интересы, предоставл субъект права и возлагает юр обязанности.
Сущ-сть и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную обществ волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения гос-ва; 3) гарантирует организованность и развитие соц связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Рецепция пр – заимствование содержания и некоторых форм права из правовых систем др стран или из прошлого опыта. Преемств-ть в праве - сходство элементов разл прав систем. Преемств-ть: гориз и вертик. Гориз-ная –сходство элементов прав систем, сущ-щих в одно и то же время. Вертик-ная –сходство прав систем, сущ-щих в разл периоды времени. Формы проявления преем-сти в праве: 1) Внутренняя преемс-сть: существование сходных прав норм (запрет на кражу, убийство); сущ-ние одинаковых отраслей права; сущ-ние одинаковых институтов права; сущ-ние одинаковых юр. формулировок. 2) Внешняя преем-сть: наличие сходства в источниках права; сходство элементов правоотн-ния; в правоприменит деят-сти. Ф-ции пр - это основные направления регулирующего воздействия права. С т.зр соц направленности, соц содержания ф-ции права совпадают с ф-циями гос-ва, т.к. право выступает осн средством осущ-ния ф-ций гос-ва (экон-ая, соц, экол-ая, охранительная). С т.зр. чисто юр хар-ки, способов возд-вия на обществ отн-ния выдел-ся регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная ф-ции права. Регулятивная статическая ф-ция сводится к закреплению, фиксации существующих обществ отн-ний в их статике: закрепл-ся формы соб-ти, круг субъектов права, их правоспособность, стр-ра гос органов). Регулятивная динамич ф-ция направлена на оформление движения обществ отн-ний в формеправоотн-ний.При этом определ-ся порядок возн-ния, изменения и прекращ-я правоотн-ний. Эта ф-ция проявл-ся в системе норм обязательственного права (отн-ния купли-продажи, подряда), трудового, процессуального права. Охранит ф-ц ия права напр-на на охрану регулируемых правом отн-ний, на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе (жизнь, свобода личности, собственность, обществ порядок). В рамках этой ф-ции устан-ся разл виды юр отв-ти за действия, посягающие на указанные ценности, и предупредительно-охранительные меры иного хар-ра. Эффект-сть права - это соотн-ние м/у общим результатом действия всех норм права и теми соц целями, для достижения кот принимались нормат акты, с учётом обществ затрат наих реал-цию. Эффект-ть права зависит от 3 осн факторов: качество нормат акта; эффект-ть правореализации и правоприменения; уровень правосознания и прав культуры. Пр-пы права -осн идеи (начала), лежащие в основе права. Пр-пы: закрепления и равной охраны всех форм собств-ти; демократизма, юр равенства, верхов-ва закона над др нормат актами, примата междунар права над внутригос-ным, юр отв-ти за вину, справедливости. Аксиома права – это положения, кот.в результате многовековой практики применения стали очевидными и не требуют док-в. Аксиомы права могут явл-ся нормами права, а могут и не явл-ся. Сущ. точка зрен. согласно кот.аксиомы права подразд-ся на: 1)аксиомы права, относящиеся к праву в целом (право выраж. в 3-х формах: в нормах права, в правоотн-ниях, в правосознании), незапрещенное нормами права и не противоречащее его принципам поведение разрешается. 2) отраслевые аксиомы права: никто не может себя обвинять; да будет выслушана каждая сторона; никто не м.б. судьёй в собств деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение.
10.. Стр-ра н пр и способы изложения норм права в тексте н.п.а.
Норма права - общеобязательное, формально-определенное правило поведения, регулирующее обществ отношения и обеспечиваемое принудительной силой гос-ва. Структура прав нормы – это взаимосвязь её необходимых элементов (гипотезы, диспозиции, санкции). Гипотеза - часть нормы, кот указывает на условия вступления нормы в действие (время, место, круг лиц, на кот рассчитана норма). Диспозиция - часть нормы, кот указывает на содержание самого правила поведения (взаимные права и обяз-ти, возн-щие у субъектов). Санкция -часть нормы, указ-щая на меры принуждения, применяемые за нарушение требований диспозиции (неблагопр последствия, кот должен понести субъект права в случае нарушения прав предписания).
Выделяют формально-логическую стр-ру нормы права (Г+Д+С) и двухэлементную стр-ру (Г+Д, Г+С). Гипотеза бывает: Простой – содержится указание на одно условие ее действия; Сложной – на 2 и более условий; Альтернативной- указ-ся на 2 или более обст-тв, но для действия нормы достаточно наступления лишь одного из указанных обст-тв. Диспозиция: Простая – содержит указания на возможный вариант поведения; Ссылочная – указ-ся на др нормат акт, в кот. предусм-ся вариант поведения. Санкция: Абсолютно-определенная (конкретно указ-ся срок наказания), Относительно-определенная – от и до (штраф).
Проблема изложения норм права в тексте НПА решается в завис-ти от того, какова стр-ра нормы права. Способы изложения: 1) прямой –способ, при кот все элементы логической нормы права излаг-ся в тексте одного и того же НПА. 2) Отсылочный – при нем либо гипотеза либо санкция излаг-ся в тексте др НПА. 3) Бланкетный – самого правила поведения нет, устан-ся толко отв-ть.
11Понятие, определение, клас-ция и виды источников пр. Источники пр в РБ.
Ист-ки н пр - это способы выражения и закрепл-я прав норм, придания им общеобязат-ой юр силы. Клас-ция: 1.По сфере возн-ния: ист.нац права, ист. Межд.права;2.по вр возникновения: истор-ки-первичные, ист-вторичные.3. по юр. Знач-ти: основные, дополнительные.4. по распр-ти: традиц, нетрадиц. Виды Осн: 1)Пр обычай - исторически сложившееся правило поведения путем его многократного применения, одобренное и санкц-ное гос-вом в кач-ве нормы права. Такое пр поведения после его офиц закрепления стан-ся прав обычаем. 2)НПА - офиц письменный документ субъектов правотворчества, содержащий прав нормы(уст-ся г-вом, компет орг, им офиц атрибуты). НПА устан-ет, изменяет или отменяет нормы права. 3) Прецедент -Суд-ое или админ решение по конкр делу, кот становится обязательным для решения подобных дел. 4)Норм-пр договор -соглашение, устанав-щее взаимные права и обяз-ти м/у несколькими субъектами права. (междун, внутр – коллект д-р) Доп: 5)Пр доктрина - система взглядов ученых-правоведов, изложенная в научных монографиях, комментариях к законодательству и справочной юр лит-ре, кот г-во дало общеобяз знач.. 6)Канон (свящ писание) –правила, содерж-ся в Библии, Коране, Сунне, в правилах установленных Вселенскими и поместными соборами.(им моральный комп, распр в Исламе, где церковь не отдел от пр) В прав сист РБ испол-ся 3 вида источников пр: правовой обычай (РБ как субъект межд права руковод-ся обычаями, регул-щими межд-прав отн-ния, отн-ния в сфере внешней торговли), норм договор (РБ состоит в разл договорных отн-ниях со многими странами и межд орг-циями), НПА. Осн положение занимает НПА: законы и подзаконные акты. Закон- такой НПА, кот принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общест отн-ния и обладает высшей юр силой. Законы: конституционные (Конституция, законы, вносящие в неё изм и доп-я) и обычные (текущие). Президенту предоставлено право издания Декретов, им силу законов. Подзаконные акты принимаются в строгом соответствии с К и др законами: указы, распоряжения През-та, постановления и распоряжения Совета Министров, ведомственные норм акты – акты, изданные министерствами, ведомствами, гос. комитетами, т.е. центральными органами управления (инструкции, письма, приказы), местные НПА – решения и распоряжения советов депутатов, исполкомов, администраций (приказы, инструкции), ЛНПА.
Основные: НПА, д-р норм.содерж. Дополнительные:, прецедент, обычай, доктрина. Традиционные: НПА, д-р норм.содерж,, прецедент, обычай, доктрина Нетрадиционные: дерективы Пр.
12. Понятие и опр-ние системы права. Система пр и система закон-ва.
Система права – объективно обусловленная хар-ром обществ отн-ний внутр стр-ра права, кот выраж-ся в единстве и согласованности взаимосвязанных юр норм и их деление на отрасли (подотрасли) и институты. Признаки системы права: единство и соглас-ть норм, её составляющих; разделение на взаимосвязанные отрасли и институты права; объективность строения; иерархичность; непротиворечивость. Осн элементы системы права: отрасли (подотрасли), институты и нормы права. Отрасль права – совок-ть норм, составляющая самост часть системы права и регулирующая специфич методом качественно однородные обществ отн-ния. Пр институт – входящая в отрасль права обособленная группа взаимосвязанных юр норм, регул-щих определ разновидность или сторону однородных обществ отн-ний. Связь близких отраслей права проявляется в сущ-нии комплексных прав институтов – прав институты, кот объединяют в своём составе нормы, относящиеся к разл отраслям права, но регулирующие взаимосвязанные однородные отн-ния (институт собств-ти объединяет нормы конституционного, гражд, администр-ого, семейного и др отраслей права. В некоторых сложных и крупных отраслях права выделяют подотрасли права - крупная группа прав норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отн-ния определ вида (подотрасль обязательственного права в отрасли гр права объединяет институты купли-пр, мены, дарения, подряда).
Отрасли РБ классиф-ся по след основаниям:
1)по общественным и личным интересам: отрасли публ права (конституц право-отрасль права, закрепл основы конст строя, осн права, свободы и обяз-ти гр-н, избир систему, систему органов; администр право- система прав норм, регул отн-ния, склад-ся в сфере гос управления; уголовное право- совок норм, определ-щих круг преступных деяний и устан-щих угол отв-ть за их совершение) и отрасли частного права (гражд право- отрасль права, регул имущ-ые и связанные с ними личные неимущ отн-ния; семейное право, труд право-система прав норм, регул обществ отн-ния по применению труда работником в орг-циях всех форм соб-ти и другие, тесно связ-ые с ними отн-ния).
2)по матер и процесс-ым основаниям: отрасли матер права (конст, гр, админ, уг право) и отрасли процесс право (гр-процесс право-система норм, регул порядок судопроизв-ва по гр делам; уг-процесс, адм-процесс). Понятие и значение сист зак-ва
Система пр – совок прав норм. Система зак-ва – совок НПА. Система права хар-ет внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам. Система зак-ва относится к внешним формам выражения права, хар-ет состояние источников права. Система права и система зак-ва хар-ся единством и различиями Единство: 1)система права не может сущ-ть без матер выражения – системы зак-ва. 2)система зак-ва строится в соотв с системой права. 3)влияние на систему права возможно через систему зак-ва. 4)система права и система зак-ва имеют одинаковые определ отрасли (уг право, гражд. право).
Различие: 1)первичный элемент системы права – норма права, а элемент зак-ва – НПА. 2)отрасли права выделяют в завис-ти от предмета и метода, отрасли зак-ва – от предмета. 3)в формировании системы права больше проявляется объективный фактор, в законодательной – субъективный.