Тема: Непрерывное профессиональное образование
Цель: закрепить знания о сущности понятия «непрерывное образование», его видах и целях на современном этапе развития системы образования, сформировать представление об особенностях непрерывного профессионального образования.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретические сведения.
2. Выполнить задания для самостоятельного выполнения.
Теоретические сведения
1. Сущность непрерывного образования Непрерывное образование – понятие, появившееся сравнительно недавно, а точнее, в конце XX в., – быстро заняло центральное место в социальных и педагогических проблемах многих государств. Сегодня непрерывное образование трактуется как единая система государственных и общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования.
Решение задач воспитания и обучения, политехнической и профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой стороны – удовлетворять стремление человека к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.
Этим определяется упорядочивание множества образовательных структур – основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение взаимодействия между ними превращают все совокупность таких структур в единую систему.
Первоначально непрерывное образование связывалось с обучением взрослых людей и трактовалось как компенсаторное: оно устраняло недостатки образования или давало возможность освоить нечто новое, чего не было в период их обучения. Эту роль непрерывное образование не утратило и сейчас.
|
В идея непрерывного образования для каждого, независимо от возраста и профессии возникла в 1970-х гг.. Изменилась цель образования: не компенсаторное; не повышение квалификации, а дающее человеку возможность приспособиться к жизни в постоянно меняющихся условиях. Лозунг «образование на всю жизнь» заменяется новым – «образование через всю жизнь». Непрерывное образование рассматривается как образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни.
Непрерывное образование – это единая система, включающая все возможные типы учебных заведений, обеспечивающих максимальное развитие способностей человека.
Непрерывное образование сегодня характеризуется рядом признаков. Во-первых, оно охватывает весь процесс жизни человека. По данным мировых источников, только 4% трудоспособного населения планеты трудится по первоначально приобретенной профессии. Во-вторых, обучение не ограничено местожительством. Современная система дистанционного образования позволяет учиться независимо от того, где проживает человек. В-третьих, непрерывное образование предполагает наличие системы открытого образования – новой модели образования, исходящей из открытости мира, процессов познания и образования человека. В-четвертых, в непрерывном образовании реализуется принцип самообразования, согласно которому ученик реально является субъектом учебного процесса.
|
Говоря о сущности непрерывного образования необходимо указать на следующее: 1) непрерывное образование – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями; 2) наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию – от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения непрерывного образования как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития; 3) просматриваются три главных аспекта сущности непрерывного образования: а) традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути – компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. е. «образования на всю жизнь»); б) явление образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п.); в) третий подход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится – всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге – его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.
|
Исходя из сущности, система непрерывного образования способствует решению трех задач: 1) подготовка человека для включения его в систему общественных и профессиональных отношений; 2) совершенствование человека с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям; 3) разносторонне развитее личности, формирование ее мировоззрения.
В соответствии с этими задачами в структуре непрерывного образования выделяются две подсистемы: базовое и дополнительное образование. В свою очередь базовое и дополнительное образование может быть общим и профессиональным. Таким образом, следует говорить о базовом общем, дополнительном общем, базовом профессиональном и дополнительном профессиональном образовании.
2. Непрерывное профессиональное образование Непрерывное профессиональное образование в широком смысле слова – это непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков. Во многом такое понимание непрерывного профессионального образования совпадает с дополнительным профессиональным образованием, поскольку включает в себя регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Однако, когда мы говорим о дополнительном профессиональном образовании, то понимаем, что его базой является основное профессиональное образованием. В этом случае профессионализм специалиста будет развиваться линейно, и состоять в накоплении знаний и навыков о развивающихся технологиях. Сущность же непрерывного профессионального образования состоит в постоянстве процесса обучения в профессиональной сфере. Тут профессиональный рост связан с необходимостью работника постоянно менять сферы деятельности, профессии или специальности на протяжении жизни.
Поэтому в логике непрерывного профессионального образования лежит и получение второго, третьего образования, и повышение квалификации, переподготовка, которые дают возможность смены профессиональной траектории.
Непрерывное профессиональное образование – направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня навыков, знаний, профессиональных компетенций обучаемого, состоящее из множества восходящих этапов, постепенно осваивая которые специалист превращается в высококвалифицированного, высокообразованного, специалиста, востребованного рынком труда.
Непрерывное профессиональное образование может быть: - систематическим – обучение без длительных перерывов; - периодическим – регулярное обучение через более длительные промежутки времени или перерывы, обусловленные особенностями производственной деятельности; - эпизодическим – обучение по необходимости, в связи с изменением мета работы (социального статуса), а также для удовлетворения личных потребностей, в том числе обучение профессиональным навыкам для целей, не связанных с профессиональной деятельностью.
В настоящее время непрерывное профессиональное образование можно характеризовать как эпизодическое и несистематическое для большинства граждан. Исключение составляют работники бюджетной сферы, например педагоги и медики, для которых повышение квалификации закреплено законодательно и является обязательным условием продолжения профессиональной деятельности.
Задание для самостоятельного выполнения
1. Проанализировать источники по теме занятия и предложить перечень путей повышения качества непрерывного профессионального образования.
2. Представить схематически возможные пути реализации возможности непрерывного профессионального образования.
3. Охарактеризовать виды непрерывного профессионального образования и их цели.
4. Составить глоссарий по теме работы (должен включать не менее 15 терминов).
5. Составить интеллект-карту, характеризующую сущность непрерывного профессионального образования.
Рекомендованные источники:
1. Зинченко В.О. Современные проблемы профессионального образования: учебно-метод. пособие для магистр. очной и заочной форм обучения по направл. подготовки 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». – изд. 2-е доп. и перераб. / В.О. Зинченко; ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко». – Луганск: «Книта», 2017. – 223 с.
2. Майнд-мэппинг (Интеллект-карты) — сущность, правила и этапы: - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://geniusrevive.com/majnd-mepping-intellekt-karty-sushhnost-pravila-i-etapy/
3. Система профессионального образования России: профессиональная педагогика - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studme.org/256193/pedagogika/sistema_professionalnogo_obrazovaniya_rossii
Уважаемые студенты!
Материалы выполненного семинара необходимо выслать до 21.12.2020 на электронный адрес vierinen@ya.ru или в социальной сети Вконтакте.