Краткие теоретические сведения
Моделирование в методике профессионального обучения – есть способ материального или имитационного представления учебной информации с помощью предметов, знаков, отражающий предмет изучения как целостное логически завершенное явление.
Понятие моделирование, модель связаны в первую очередь с технологией визуализации учебной информации, представления ее в виде какого-то предмета, образа, процесса или явления.
Моделирование предполагает сжатие информации, т.е. представление ее в компактном, удобном для использования в учебном процессе виде. Способность преобразовывать устную и письменную информацию в модель, визуальную форму является профессиональным качеством многих специалистов. В процессе моделирования формируются такие способности как систематизация, концентрация, выделение главного в содержании.
Процесс моделирования учебной информации включает в себя три этапа:
Первый этап включает анализ структуры учебной информации. Ему должны соответствовать два важнейших параметра: нацеленность студентов на активное (продуктивное) восприятие и специальная организация учебного материала.
На втором этапе происходит создание новых образов. При этом умственные усилия студентов направлены на формирование целостной системы, отвечающей поставленной задаче.
Третий этап по своим целям и учебным возможностям можно отнести к поисковой деятельности. В этом случае любая формула, рисунок или схема подразумевают подсказку.
Из множества предметно-знаковых моделей мы рассмотрим наиболее часто употребляемую в учебном процессе профессиональной школы – опорный конспект.
Опорный конспект – это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения мнемонического эффекта.
Опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок), заменяющий некое смысловое значение. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное. Часто сигнальные опоры – это только намек на то, что нужно рассказывать. Дальше мысль должна следовать сама, выстраивая цепочки слов, фраз, новых мыслей. Идея опоры – главная суть опорного конспекта. Кроме подлежащих усвоению единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект вводятся знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.
При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Иногда удачный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации. При составлении опорных конспектов происходит сжатие информации, поэтому одна страница опорного конспекта иногда передает содержание нескольких страниц учебника.
Основными требованиями к составлению опорного конспекта являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота.
Составляя опорные конспекты необходимо соблюдать следующие правила разработки методической системы опорных конспектов:
- полное и блочное отражение основного содержания учебного материала в опорном конспекте с четким выделением главного. В одном опорном конспекте не должно быть более пяти блоков учебной информации;
- строгая логическая последовательность в расположении учебного материала. Произвольное нарушение последовательности выбранного порядка расположения недопустимо, так как сама логика представления учебной информации в опорном конспекте имеет обучающую значимость;
- образная наглядность, лаконичность и цветовая кодировка информации.
Пример опорного конспекта представлен на рисунке 13.1.
Рисунок 13.1 – Опорный конспект по теме «Методика анализа учебной информации»
Задание
Выполнить моделирования учебной информации по теме дисциплины учебного плана подготовки квалифицированного рабочего / специалиста среднего звена (в соответствии с профилем подготовки) с помощью опорного конспекта.
Порядок выполнения практической работы:
1. Используя составленный в практической работе № 12 план-конспект темы занятия по дисциплине учебного плана подготовки квалифицированного рабочего / специалиста среднего звена (в соответствии с профилем подготовки), разработайте его опорный конспект:
- выделите основные понятия, формулы, определения, законы темы занятия;
- проведите кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов;
- расположите закодированную информацию в логической последовательности изложения;
- постройте опорный конспект.
2. Откорректируйте опорный конспект в тех местах, где опорные сигналы не вызывают ассоциаций с учебным материалом, либо затрудняют выявление основных связей.
3. Сформулируйте рекомендации по использованию педагогом профессионального обучения опорного конспекта в методической деятельности.
4. Проведите рефлексию собственной учебной деятельности (проанализируйте эффективность каждого этапа выполнения задания и его результат), определите виды освоенных на данном занятии методических умений.
Требования к структуре и содержанию отчета
Отчет должен содержать следующие элементы:
1. Титульный лист.
2. Цель работы.
3. Задание.
4. Порядок выполнения практической работы.
5. Основная часть.
6. Вывод.
В Приложении А представлены рекомендации по оформлению каждого элемента.