Требования к структуре и содержанию отчета




Краткие теоретические сведения

Моделирование в методике профессионального обучения – есть способ материального или имитационного представления учебной информации с помощью предметов, знаков, отражающий предмет изучения как целостное логически завершенное явление.

Понятие моделирование, модель связаны в первую очередь с технологией визуализации учебной информации, представления ее в виде какого-то предмета, образа, процесса или явления.

Моделирование предполагает сжатие информации, т.е. представление ее в компактном, удобном для использования в учебном процессе виде. Способность преобразовывать устную и письменную информацию в модель, визуальную форму является профессиональным качеством многих специалистов. В процессе моделирования формируются такие способности как систематизация, концентрация, выделение главного в содержании.

Процесс моделирования учебной информации включает в себя три этапа:

Первый этап включает анализ структуры учебной информации. Ему должны соответствовать два важнейших параметра: нацеленность студентов на активное (продуктивное) восприятие и специальная организация учебного материала.

На втором этапе происходит создание новых образов. При этом умственные усилия студентов направлены на формирование целостной системы, отвечающей поставленной задаче.

Третий этап по своим целям и учебным возможностям можно отнести к поисковой деятельности. В этом случае любая формула, рисунок или схема подразумевают подсказку.

Из множества предметно-знаковых моделей мы рассмотрим наиболее часто употребляемую в учебном процессе профессиональной школы – опорный конспект.

Опорный конспект – это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения мнемонического эффекта.

Опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок), заменяющий некое смысловое значение. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное. Часто сигнальные опоры – это только намек на то, что нужно рассказывать. Дальше мысль должна следовать сама, выстраивая цепочки слов, фраз, новых мыслей. Идея опоры – главная суть опорного конспекта. Кроме подлежащих усвоению единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект вводятся знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.

При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Иногда удачный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации. При составлении опорных конспектов происходит сжатие информации, поэтому одна страница опорного конспекта иногда передает содержание нескольких страниц учебника.

Основными требованиями к составлению опорного конспекта являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота.

Составляя опорные конспекты необходимо соблюдать следующие правила разработки методической системы опорных конспектов:

- полное и блочное отражение основного содержания учебного материала в опорном конспекте с четким выделением главного. В одном опорном конспекте не должно быть более пяти блоков учебной информации;

- строгая логическая последовательность в расположении учебного материала. Произвольное нарушение последовательности выбранного порядка расположения недопустимо, так как сама логика представления учебной информации в опорном конспекте имеет обучающую значимость;

- образная наглядность, лаконичность и цветовая кодировка информации.

Пример опорного конспекта представлен на рисунке 13.1.

 

 

Рисунок 13.1 – Опорный конспект по теме «Методика анализа учебной информации»

Задание

Выполнить моделирования учебной информации по теме дисциплины учебного плана подготовки квалифицированного рабочего / специалиста среднего звена (в соответствии с профилем подготовки) с помощью опорного конспекта.

Порядок выполнения практической работы:

1. Используя составленный в практической работе № 12 план-конспект темы занятия по дисциплине учебного плана подготовки квалифицированного рабочего / специалиста среднего звена (в соответствии с профилем подготовки), разработайте его опорный конспект:

- выделите основные понятия, формулы, определения, законы темы занятия;

- проведите кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов;

- расположите закодированную информацию в логической последовательности изложения;

- постройте опорный конспект.

2. Откорректируйте опорный конспект в тех местах, где опорные сигналы не вызывают ассоциаций с учебным материалом, либо затрудняют выявление основных связей.

3. Сформулируйте рекомендации по использованию педагогом профессионального обучения опорного конспекта в методической деятельности.

4. Проведите рефлексию собственной учебной деятельности (проанализируйте эффективность каждого этапа выполнения задания и его результат), определите виды освоенных на данном занятии методических умений.

Требования к структуре и содержанию отчета

Отчет должен содержать следующие элементы:

1. Титульный лист.

2. Цель работы.

3. Задание.

4. Порядок выполнения практической работы.

5. Основная часть.

6. Вывод.

В Приложении А представлены рекомендации по оформлению каждого элемента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: