Как я понимаю душу человека и что это такое?




Жизнь во вселенной

Где, как, и когда появился человек на планете Земля?

Представления о том, что разумная жизнь существует не только на нашей планете Земля, но и широко распространена на множества других миров, возникали ещё в древности, когда ещё не было астрономии. По-видимому, корни этих представлений уходят к временам первобытных культов.

По мере развития астрономии идеи о множественности обитаемых миров становились более конкретными и научными. Приходится удивляться гениальности догадок и предположений многих астрономов и философов, учитывая уровень развития науки тех времён. Материалистическая философская школа Эпикура учила о множественности обитаемых миров, утверждая, что «считать Землю единственным населённым миром в бесконечном пространстве было бы такой же вопиющей нелепостью, как утверждать, что на громадном засеянном поле мог бы вырасти только один пшеничный колосок. Знаменитый римский философ-материалист Лукреций Кар был пламенным приверженцем идеи о множественности обитаемых миров и безграничности их числа. В своей знаменитой поэме «О природе вещей» он писал: «Весь этот видимый мир вовсе не единственный в природе, и мы должны верить, что в других областях пространства имеются другие земли с другими людьми и другими животными». Но к большому любопытству и удивлению, Лукреций Кар совершенно не понимал природы звёзд – он считал их светящимися звёздными испарениями. Поэтому свои миры, населённые разумными существами, он помещал за пределами видимой Вселенной.

В течение последних полутора тысяч лет господствовавшая христианская религия, опираясь на учения Птолемея, считала Землю средоточием Вселенной. В таких условиях, ни о каком развитии представлений о множественности обитаемых миров, не было бы и речи. Крушение птолемеевой системы, связанное с именем гениального польского астронома Николая Коперника, впервые показало человечеству его истинное место во Вселенной. И вскоре Земля была «низведена» до одной из рядовых планет, обращающихся вокруг Солнца, мысль о том, что и на других планетах возможна жизнь, получила некоторое научное обоснование.

Первые телескопические наблюдения Галилея, открывшие новую эпоху в астрономии, поражали воображения современников. Стало ясно, что планеты – это небесные тела, во многих отношениях похожие на Землю. В те времена, естественно возникал вопрос: если на Луне есть горы и долины, почему бы не считать, что там есть и города, населённые разумными существами? И почему бы не считать, что наше Солнце не является единственным светилом, окружённым множеством планет? Об этом смелые идеи в ясной и недвусмысленной форме высказывал великий итальянский мыслитель шестнадцатого века Джордано Бруно. Он писал: «… Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг нашего Солнца…. На этих мирах обитают живые существа».

Развитие представлений о множественности обитаемых миров неразрывно связано с развитием космогонических гипотез. Так например, в первой трети ХХ столетия, когда господствовала космогоническая гипотеза Джинса, согласно которой планетарная система Солнца образовалась в результате маловероятной космической катастрофы («почти столкновение» двух звёзд), большинство учёных считало, что жизнь во Вселенной – редчайшее явление. Представлялось крайне маловероятным, чтобы в нашей звёздной системе – Галактике, насчитывающей 150 млрд. звёзд, хотя бы у одной (помимо нашего Солнца) была семья планет. Крушение космогонической гипотезы Джинса в прошлые столетия и бурное развитие астрофизики подвели нас вплотную к выводу, что планетных систем в Галактике огромное количество, а наша Солнечная система не столько исключение, сколько правило в мире звёзд. Но и это весьма вероятное предположение пока ещё не доказано.

Развитие звёздной космогонии также имело и имеет решающее значение для проблемы возникновения в развитии жизни во Вселенной. Уже теперь мы знаем, какие звёзды молодые, какие старые, как долго звёзды излучают на том почти постоянном уровне, который необходим для подержания жизни на обращающихся вокруг них планетах. Звёздная космогония даёт далёкий прогноз будущего нашего Солнца, что имеет, конечно, решающее значение для судеб жизни на Земле. Таким образом, достижения астрофизики за последние 40 лет сделали возможным научный подход к проблеме множественности обитаемых миров.

Другое важнейшее направление этой проблемы – биологические и биохимические исследования. Проблема жизни – в значительной степени химическая проблема. Каким способом и при каких внешних условиях мог происходить синтез сложных органических соединений, итогом которого было появление на планете первых «крупиц» живого вещества? На протяжении последних десятилетий биохимики существенно продвинули вперёд эту проблему. Здесь они, прежде всего, опираются на результаты лабораторных экспериментов. И всё же, только в самые последние годы появилась возможность подойти к вопросу о происхождении жизни на Земле, а следовательно и на других планетах. Только сейчас начинает приоткрываться завеса над возможностью изучения живой субстанции – наследственностью.

Выдающиеся успехи генетики и прежде всего выяснение «кибернетического смысла» дезоксирибонуклеиновой (ДНК) и рибонуклеиновой (РНК) кислот настоятельно требуют нового определения самого основного понятия «Жизнь». Всё более ясным становится положение, что проблема происхождения жизни в значительной степени проблема генетическая. Огромные успехи новой науки – молекулярной биологии – позволяют надеяться, что эта важнейшая проблема естествознания будет решена в близком будущем.

С чем и с какими материальными объектами связана тайна жизни? Это один из главных вопросов, на который пыталась ответить наука на протяжении своей истории. И уже довольно давно учёные поняли, что важную, а может быть, и главную роль во всех жизненных процессах играют белки.

Люди, на полном серьёзе, часто задают друг другу вопрос: «Что первым появилось в нашем мире, яйцо или курица?». Давая ответ на этот вопрос, сначала были лишь неясные предположения. Символом начала жизни всегда было яйцо. Вот поэтому белок птичьих яиц дал название всему классу белков, которые, как мы знаем теперь, содержаться в любой клетке организма. Когда в ХIХ веке обнаружили, что белки – главные компоненты живых клеток, все проявления жизни стали связывать только с ними.

Сейчас мы уже знаем, что есть ещё один класс биополимеров, - нуклеиновые кислоты. Но значение белков от этого не уменьшилось. Можно сказать, что нуклеиновые кислоты - это администраторы, а белки – её рабочие: без них не может произойти ни одна реакция. Даже биосинтезы нуклеиновых кислот, да и самих белков, осуществляются с помощью белков – катализаторов.

За последние четыре десятилетия изучения явлений жизни химическими, физическими и математическими методами идёт необычайно стремительно и успешно. В последние времена научно-техническая революция распространилась и на биологию. Вслед за биохимией и биофизикой возникли биоорганическая химия и молекулярная биология. Все вместе они образовали – физико-химическую биологию. А самое главное – благодаря генетической инженерии и биотехнологии эти направления оказались тесно связанными с практикой. И в результате длительных исследований оказалось, что биологически активные молекулы объединены в сложные, но согласованные системы. Клетка, с её ядром, мембранами, митохондриями и рибосомами и множеством других сложнейших образований, может быть представлена как совокупность таких систем. Именно клетка оказалась в центре внимания физико-химической биологии, которая изучает её элементарные компоненты, сложные комплексы, не противопоставляя их, а рассматривая в единстве. Белки – один из важнейших её объектов: и индивидуальный, отдельный, и как элемент систем самой различной степени сложности. В клетках белки выполняют многочисленные специальные функции. Есть белки – переносчики веществ, протонов и электронов; есть биокатализаторы; есть регуляторы разнообразных процессов в клетках и организмах. Важную роль играют опорные и сократительные белки, Белки защищают организм от инфекций. Контакты клетки с внешней средой также выполняют разнообразнейшие белки, умеющие различать форму молекул, регистрировать температурные изменения, ничтожные примеси веществ, отличать один цвет от другого, возможно даже, записывать всю информацию и её хранить. В организме только что родившегося ребёнка содержится 2 х 1012 клеток. Всю последующую жизнь клетки размножаются, работают. И каждая из них – это миниатюрный завод, чётко налаженное производство, со своим энергоснабжением, транспортом, поточными линиями и даже конвейерами по сборке новых деталей.

Так же мы уже знаем, что в состав белков входит около 20 и более различных аминокислот. При этом аминокислотные остатки располагаются в полипептидной цепочке в любой возможной последовательности, образуя множества комбинаций. Каждый вид белка обладает совершенно определённой и неповторимой последовательностью аминокислотных остатков в полипептидной цепи. Различаются они и числом входящих в полипептидную цепь остатков аминокислот.

Каким образом последовательность аминокислот обеспечивает неповторимую индивидуальность различных видов белков, их изумительное многообразие? Если взять два аминокислотных остатка, например, аланина, то, соединяясь пептидной связью, они могут образовать лишь две возможные комбинации. Три аминокислотных остатка (добавим ещё лейцин) уже могут дать шесть комбинаций. Четыре амикислотных остатка дают 24 различных комбинаций или 24 изомерных пептида; 5 – 120 изомерных лептидов, а из 20-ти встречающихся в природе аминокислот может быть построено 2 432 902 008 176 640 000 различных пептидов, которые обладают совершенно одинаковым составом, но различным строением. И эта фантастическая цифра не окончательна, ведь для белков 20-членный пептид не предел – число аминокислотных остатков в молекуле белка может быть очень велико и, кроме того, каждая аминокислота может встречаться в белке несколько раз. Полипептидные цепи белков бывают очень длинными и включают самые различные и полные комбинации аминокислот. В состав белка, как оказалось, может входить не одна, а две и даже более полипептидных цепей.

В живой клетке информация, необходимая для биосинтеза молекул белков, со всеми их индивидуальными особенностями закодирована в длинных цепочках нуклеиновых кислот, другого важнейшего класса биополимеров. Дизоксирибонуклеиновые кислоты (ДНК), свёрнутые в двойную спираль, составляют химическую основу генов – элементарных единиц наследственности. На нити ДНК как на матрице в клетке синтезируется ребунуклеиновые кислоты (РНК), часть из которых в свою очередь служат матрицами для синтеза белков. В этом процессе биосинтеза белка и заключен весь смысл передачи биологической информации. Положение каждого аминокислотного остатка в синтезируемой в клетке полипептидной цепи белка кодируется комбинацией из трёх нуклеотидов. Эти так называемые триплеты составляют аминокислотный код.

Белки соединительных тканей выполняют механическую функцию – они служат опорой тканей, «выстилают» кожу, обеспечивают прочность и эластичность кровеносных сосудов и трахей и т.д. Белки – единственная в мире эффективная машина, прямо преобразующая химическую энергию в механическую. Пожалуй, это первая подлинно биологическая функция белка, на которую учёные обратили внимание и стали внимательно изучать.

Расшифровка первичной структуры белка – это важнейший, принципиальный шаг вперёд в изучении этих веществ. Он сразу позволил решить некоторые очень интересные проблемы. Одно из наиболее сенсационных открытий в этой области было сделано учёным Л.Полингом, крупнейшим специалистом по химии белка и одним из создателей современной квантовой химии. Им была раскрыта тайна неизлечимой и страшной болезни – серповидной анемии. Им было установлено, что замена одной из аминокислот в огромной молекуле белка приводит к серьёзным изменениям его свойств: он становится не способным выполнять свои нормальные функции в организме.

После, как стало известно, что полипептидная цепь построена из объёмных, оптически активных остатков аминокислот, сразу возникает вопрос: а как они располагаются в пространстве – произвольно или упорядочено, по каким –то правилам? Оказалось, что полипептидная цепь изогнута и часто свёрнута в спираль. Форму этой спирали, закономерности её образования определил Л.Полинг. В таких спиралях между пептидными связями, расположенными по соседству в полипептидной цепи, иногда возникают водородные связи, почти параллельные оси спирали. Эти связи придают спирали необходимую прочность. А сама спираль – элемент вторичной структуры белковой молекулы.

Но и такая спираль под действием различных сил может деформироваться. Прежде всего это происходит там, где в полипептидную цепь включены аминокислоты – пролин и гидроксипролин. Кроме того, деформация обусловливается и взаимодействием боковых цепей аминокислот между собой и с окружающей средой. В результате полипептидная цепь свёртывается в сложный клубок – глобулу белка, называемую третичной структурой белковой молекулы. Некоторые белки (прежде всего входящие в состав волос, шерсти, кожи, сухожилий) образуют не клубки-глобулы, а сложные объёмные жгуты или иные волокнистые образования.

Важно, что каждый белок образует свою третичную структуру и именно она определяет его физические, химические, биологические свойства. Но образование этой тритичной структуры в основном всё-таки зависит от последовательности аминокислотных остатков в полипептидной цепи.

Когда мы говорим о функциях белков, мы представляем себе, как они действуют сами по себе или в каких-то системах. Все эти системы функционируют в клетках. Мы упоминали о том, что многие белки встроены в мембраны или разнообразные субклеточные образования. Но ведь клетка – очень точный механизм. Её форма строго запрограммирована. Информация об этой программе заключена в генах – молекулах ДНК, реализуется она через синтез белка. Особые группы белков-регуляторов составляют белки, принимающие участие во включении и выключении биосинтеза белков в организме. Фактически они следят за использованием при белковом синтезе той информации, которая записана в генах, на молекулах нуклеиновых кислот. Исследование этих белков в последние годы ведутся очень интенсивно. И не удивительно – ведь разгадки механизма их действия, может быть, позволят понять, как происходит рост, развитие клеток. Как вообще из белков создаётся всё, то многообразие форм живого мира, которое мы наблюдаем и в котором заключена та исключительная подобность, приспособленность различных процессов, происходящих и в клетках, и в тканях различных органов, и в целых организмах, в том числе и человека.

Открытие клетки и создание клеточной теории впервые привели к представлению, что все живое едино по своей организации: все живые организмы построены из клеток. Но мы забывали и забываем о том, что химики, изучавшие живые объекты уже за 100 лет до создания клеточной теории, довольно решительно утверждали, что грани между царствами растений и животных нет, что и в тех и в других содержаться вещества одной природы – белки. Биологи, зачарованные открывшимся перед ними разнообразием клеток, так же как перед этим – разнообразием организмов, сразу же после создания клеточной теории стали искать различия между клетками. Прогресс цитологии – науки о живых клетках – способствовал возникновению представлений о специализации и индивидуальности клеток. Открытие внутри клеток ядра, а затем различных органелл, даже открытие хромосомов внутри ядра – всё тут же сопровождалось поисками индивидуальности этих образований. Причём доказательством индивидуальности клеток, а тем более хромосомов служили очень веские основания: ведь в ядрах и в хромосомах были заключены таинственные «гены» - факторы хранения и передачи наследственной информации. Гены – это была как бы сконцентрированная до предела биологическая индивидуальность.

Когда 250 лет назад химики начали изучать белки, они и не подозревали, что берут в руки ключ к целому неизвестному миру – миру живой клетки, такому же неисчерпаемому, как и мир атома. Биополимеры–белки и нуклеиновые кислоты – оказались очень важными деталями картины мира. Познание как бы делило все материальные образования на две ветви: одну – мир неживого, от элементарных частиц до галактик; другую – мир живого, от клетки до человека. Биополимеры позволили связать их воедино, найти точку их пересечения. Постижение тайн белков и нуклеиновых кислот позволило осознать мир как гармоничное целое.

Вот теперь можно предположить ответ на вопрос: «Где, как, и когда появился человек на планете Земля?»

Где? Как? Когда? Появился человек на планете Земля???

Теперь мы уже знаем, что человек и все живые существа на планете состоят из живых клеток. Но откуда взялась живая клетка на планете Земля? Не могла же она самообразоваться? Кто её образовал? Кто произвёл запись на её аминокислотной цепочке генетическую память в виде матрицы управления всеми системами живых клеток в особо точной, и особо строгой функциональной зависимости друг от друга и в целом всех систем клеток организма? Трудно даже представить, что живая клетка произошла эволюционным путём развития, особенно живая клетка человека. Сам человек и его форма тела или другое живое существо может иметь частичное изменение в результате мутации живой клетки, в зависимости от условий среды её пребывания (жизни). Сама живая клетка не может создавать себе условия жизни, а начинает своё развитие уже в ранее созданных условиях, при которых она может развиваться и самовоспроизводиться. Исходя из этого, можно предположить, что на планете и на планетах, где есть и процветает жизнь, условия для жизни были созданы заблаговременно. На планете Земля этими благоприятными условиями оказалась соответствующая своим составом атмосфера и вода, которой на планете достаточно.

И так, предположим, что на планете образованы зачатки необходимых условий среды для развития и жизни живой клетки, но живой клетки в этой среде ещё нет. Может ли живая клетка, обладающая такими сложными запрограммированными свойствами образоваться сама?????

Остаётся только предполагать, что живая клетка была заселена с других планет, на которых уже есть жизнь, которую, возможно, заставила судьба переселяться на другую планету. Возможно, так оно и произошло.

Как мы видим, что каждая живая особь рождается в результате осеменения одной живой клетки - готовой к осеменению, другой живой клеткой - готовой осеменять, т.е. принадлежащие женской и мужской особям. Живая клетка женской особи – готовой к осеменению, находясь в окружающей её среде, благоприятной для развития и жизни, через свою оболочку пропускает фермент выделенный живой клеткой мужской особи– готовой осеменять, попавшей в эту среду. В результате осеменения, живая клетка женской особи, благодаря заложенной в ней генетической памяти и генетической памяти заложенной и переданной ферментом от живой клетки мужской особи, начинает своё развитие путём деления на себе подобные живые клетки, несущие уже информационную и генетическую память принятую от обеих живых клеток, обеих родительских особей. Каждая вновь образованная живая клетка, делясь, образует себе подобные живые клетки. Опять же, благодаря генетической памяти, полученной уже от обеих особей, образуются группы живых клеток различные по свойствам строения аминокислотных цепочек, предназначенных для только строго определённых функций значения в живом организме. Из таких образованных разнообразных функционально значимых групп, постепенно образуются функциональные системы, строго зависящие друг от друга, из которых строится «завод» (тело). Образованный живой клеткой «завод» (тело), предназначен для целей: иметь непосредственный контакт, на всех видах уровней (полевом и физическом) с окружающим миром. Этот «завод» (тело), живая клетка, опять же, благодаря запрограммированной в ней генетической памяти, наделяет всеми необходимыми, на данный период времени жизни, органами чувств и органами тела, в целях брать от окружающей среды то, что необходимо для жизни и развития живой клетки и всех систем живых клеток заключённых в едином теле живого организма. Но, для того, чтобы брать с окружающего мира всё именно то, что необходимо для содержания всех систем живых клеток для нормальной их жизни, живая клетка, и опять же, благодаря генетической памяти, наделяет «завод» (тело) особым видом - разумом. Благодаря наделённого разума, некоторые живые существа, обладают возможностью не только брать от окружающей среды то, что им необходимо, но и её разумно восстанавливать, и разумно созидать (создавать). Этим, и таким, свойством разума обладает человек. Тем он и отличается от всех остальных живых существ на планете. Т.е. он, человек, наделён живой клеткой, особым видом разума.

В генетической памяти живой клетке человека заложена программа на множество органов чувств, но открытых человеку на данный период времени, только пять органов чувств: зрение, слух, вкусовые, осязание и обоняние. В последние годы активно происходят исследования некоторых людей, владеющих ещё тремя органами чувств: телепатией (способность читать мысли на расстоянии), интуицией (чувствовать и ощущать события, происходящие на далёких расстояниях) и способностью входить в контакт (на полевом уровне) с душами умерших людей. Хотя последнее приводит к ужасающему чувству возможностей владения такими способностями, но на сегодняшний день, сущность таких способностей чувств в стадии реальных наблюдений и в стадии активных исследований. Если предположить сущность Эфира Вселенной, в котором, возможно, хранятся энергии колебаний напряжённостей особых видов полевых структур, образованных ранее деятельностью мыслей умерших душ, то, обладая возможностью распознания такого вида полевых колебаний (аналогично распознания разновидностей запахов, только на полевом уровне), можно владеть такими способностями свойств чувств. Открытие новых органов чувств человека происходят постепенно, по мере его культурного развития, в целях его же самосохранения. Если человеку открыть сразу все существующие его способности, на этом периоде времени, то человечество погубило бы само себя. Поэтому, исходя из этого, живая клетка, опять же, благодаря генетической памяти и заложенной в ней программе, постепенно открывает доступ к владению новыми органами чувств, по мере общего развития культуры человеческой цивилизации.

Ко всему этому, хотелось бы отметить особую важность ферментов в живом организме. Живой организм состоит из множества веществ самой различной природы и строения. Все эти вещества подвергаются непрерывным превращениям. Часть из них, используются как топливо, при их разложении выделяется необходимая организму энергия. Из их осколков вновь синтезируются многочисленные нужные организму соединения – в том числе аминокислоты, из которых строятся белки. Все эти процессы можно осуществить и вне организма: сжечь жиры и получить энергию. Обработать белки кислотой или щёлочью – получится смесь аминокислот. Но в клетках человека нет ни крепких кислот (в желудочном соке содержится соляная кислота, но её концентрация у человека не превышает 0,4 – 0,5%), ни крепких щелочей. Температура тела в норме 36,60 С, а из других живых существ только у колибри и некоторых видов землероек достигает 440 С. Однако скорость протекающих в организме реакций, в миллионы раз выше, чем вне живых клеток. Самая важная функция белков в организме – биокаталитическая. Белки – двигатели всех химических реакций, слаженно и последовательно протекающих в организме. Фермент – своеобразный робот, приспособленный для выполнения определённой химической реакции. Если реакция сложная, то её, подобно автоматической линии, поэтапно проводят несколько ферментов. Оказывается, ферменты обладают совершенно фантастической, пока недостижимой ни в одном химическом производстве «производительностью труда». Главное свойство ферментов – ускорять химические реакции в организме, не подвергаясь при этом никаким изменениям. Они обладают тремя особыми свойствами, отличающими их от обычных катализаторов: необыкновенно высокой активностью; высокой чувствительностью к различным воздействиям (изменению концентраций ионов водорода в среде, температуры, присутствию веществ, активирующих или подавляющих ферменты) и, главное, специфичностью действия. Специфичность в биохимии, да и в биологии вообще – важное понятие. В основе его лежит именно то, что может нас интересовать – структурная специфичность, в ней сфокусировано все или почти все самое существенное для понимания проблемы соотношения строения белков и их функций в организме. Но прежде чем перейти к разбору того, что нам сейчас известно о влиянии строения белков на их биологические свойства.

Представим себе, что в организме имеются какие-либо молекулы, назовём их А. Они могут подвергаться самым различным изменениям и взаимодействовать с множеством других молекул, которые мы назовём А, В, С, D и т.д. Учтём, что и сами молекулы А могут подвергаться распаду на новые молекулы А1 и А2 или просто перестройке, изомеризации, превращаясь в молекулы В, например. Но для организма необходимо, чтобы молекула А не изменялась беспорядочно, а превращалась только в молекулу С, которая в свою очередь должна включаться в дальнейшие превращения в совокупности представляющие собой нормальный обмен веществ. Все другие превращения молекулы А – это отклонения от нормы, а возможно, и вообще патология, опасное для организма заболевание.

Для ферментов самым важным является особое проявление специфичности: специальная настроенность на осуществление строго определённой реакции, т.е. способность различать среди множества молекул именно те, которые должны вступить в реакцию или подвергнуться изменениям (эти молекулы называют субстратом). Субстрат и фермент подходят друг к другу как ключ к замку.

Что это означает? Дело в том, что биокаталитический акт распадается, как правило, на два этапа: сначала фермент отыскивает среди множества разнообразных молекул именно ту, которая должна вступать в реакцию, и соединяться с ней в одно целое – фермент-субстратный комплекс. А затем молекула субстрата подвергается химической модификации. Фермент как бы захватывает молекулу субстрата, каким-то образом «обрабатывает» её, а затем отделяет уже изменённую молекулу, которая называется продуктом реакции.

Способность белков образовывать идеальные пространственные сопряжённые комплексы с другими белками, или с разнообразными по размерам и сложности органическими соединениями, имеет глубокий биологический смысл. Оказалось, что по схеме «ключа и замка» действуют в организме сложные системы, защищающие нас от наших самых многочисленных врагов – болезнетворных организмов. Эти системы обладают исключительной универсальностью: они реагируют не только на микроорганизмы или вирусы, но и просто на инородные вещества, которые могут нанести вред нашим клеткам, нарушить нормальное обменных процессов, а следовательно, вызвать болезнь и даже смерть.

Именно здесь, как оказалось, максимально проявляется то свойство белков – способность образовывать бесчисленное множество изомеров – настолько большое, что можно говорить о белках, типичных не только для данного вида, но даже для отдельных индивидов. По наборам белков мы все, все люди Земли, отличаемся друг от друга, и какие бы похожие друг на друга люди не существовали, ни у кого нет «биохимического двойника».

Ещё 100 лет назад учёные знали, что все процессы в организме каким-то образом управляются, координируются. Один из основателей физиологии, французкий учёный Клод Бернар даже сказал, что процессы в организме столь хорошо организованы, что можно предположить, что у них есть «невидимый руководитель». Тогда же возникло представление о гомеостазе – постоянстве среды в организме. Процессы в организме действительно регулируются с помощью очень сложных систем. Эти системы иногда действуют автоматически, а иногда требуют включения сознания. Но это происходит в очень редких случаях. В норме же процессы в организме, включая и процессы обмена веществ, регулируются автоматически. Обычно все процессы в организме находятся в динамическом равновесии. В таком же динамическом равновесии находятся и химические процессы, протекающие в организме. Для содержания их в состоянии равновесия, необходимы прежде всего химические регуляторы. Наиболее важными регуляторами обменных процессов в организме также оказались вещества белковой природы. Белки и пептиды регулируют активность ферментов. Для понимания механизма их действия необходимо знать строение белка. Белки-ангибиторы часто представляют собой аналоги субстрата. На который действует фермент. Они блокируют непосредственно активный центр фермента, занимая его, делая недоступным для нормального субстрата. Но так как комплекс фермент-ангибитор часто очень устойчив при нормальных физических условиях, фермент оказывается выключенным. Торможение зависит от относительных концентраций ангибитора и субстрата, так как ангибитор конкурирует с субстратом в процессе соединения в активном центре. В целом белки-регуляторы подразделяются на несколько достаточно чётко очерченных групп белков. Это обусловлено не только биологическими функциями этих белков, но и в какой-то мере и их структурными особенностями. Эта группа белков и пептидов – гормонов, которые выполняют функции регуляторов сложных физических процессов в организме (в определённой мере обеспечивают функционирование организма как единого целого).

Дело в том, что гормоны – вещества-регуляторы физиологических процессов организма оказались поделёнными в основном между двумя очень различными классами соединений. Часть гормонов – стероиды. Но очень важную группу гормонов составляют вещества пептидной природы. Специалисты по химии стероидов изучают такие гормоны, как например, половые, а специалисты по химии и биохимии белка преуспели в изучении строения, синтезе и изучении пептидно-белковых гормонов, функции которых многообразны.

Изучение функций гормонов поставило перед учёными новую задачу. С ферментами было более или менее ясно – у них должны быть определённые площадки, обеспечивающие соединение фермента с субстратом и осуществляющие ускорение химической реакции. С гормонами было сложнее. Они регулировали не просто реакции обмена веществ, т.е. химические процессы, а сложные физиологические функции, включали деятельность отдельных органов и систем организма. Если и можно было допустить, что все эти процессы так или иначе связаны с какими-то химическими реакциями, то эти реакции должны были или быть ключевыми для очень сложных комбинаций других реакций, или служить определёнными «сигналами» для начала или выключения каких-то процессов. Потом оказалось, что пептидные структуры обладают гораздо большими возможностями – были открыты, так называемые, нейропептиды, которые уже не просто передавали «сигналы», а сообщали целые «фразы», вызывая определённые поведенческие реакции у человека и у животных.

Вопрос стоял о молекулярном механизме действия гормонов – какие элементы их структуры и как осуществляют регулирование физиологических процессов.

Гормоны выделяются в кровь железами внутренней секреции, разносятся с током крови по всему организму и влияют на работу органов и тканей. Они регулируют и координируют функции многочисленных систем в организме человека и животных. Иногда они действуют на определённые органы жизни, иногда обладают общим действием на весь организм. Есть гормоны, которые регулируют биосинтез белка, а также деятельность генов. Это предположение возникло, когда обнаружили, что экдизон – гормон линьки насекомых (правда, это вещество не белок, а стероид) – вызывает повышенный синтез нуклеиновых кислот – матриц, на которых синтезируются белки.

Физиологи установили, что для того, чтобы гормоны оказывали нужное действие, их должно образовываться в организме строго определённое количество. Для биохимиков это был важный сигнал, который свидетельствовал о строго молекулярных отношениях, существующих в системах действия гормонов. При этом сама система «производства» ряда гормонов тоже регулируется с помощью специальных гормонов. В некоторых случаях, для того чтобы гормон начал образовываться, необходимо, чтобы нервное возбуждение предалось в гипоталамус, особую область головного мозга. В гипоталамусе образуется вазопрессин. Под действием возбуждения в нём синтезируется также очень интересные пептиды, которые сначала получили название рилизинг-факторов, а теперь их называют либеринами. Они поступают в гипофиз – специальную железу, которая прикреплена к мозгу и соединена с гипоталамусом. В нём вырабатываются так называемые тропные гормоны, которые, в свою очередь, и вызывают образование гормонов периферическими эндокринными железами.

Перед нами, таким образом, становится очень сложная и до конца не выясненная система передачи информации внутри сложного организма. Информация передаётся с помощью веществ пептидной природы. И весь этот механизм, в свою очередь, регулируется по принципу обратной связи – повышение выделения какого-либо гормона тут же влияет на образование фактора, способствующего этому. В результате чего нормализуется выделение гормонов. Но для биохимиков было важно выяснить, как взаимодействуют гормоны с органами и клетками-мишенями. Они обладали явной специфичностью действия. Исследования оказались ориентированы на поиски специфических соединений, с которыми могли соединяться, притом строго специфично, пептидные гормоны. Естественно было предположить, что это тоже будут белки. Мысль была правильной, но учёные долго не могли выявить вещества, которые должны были играть роль «включателей – выключателей» для гормонов.

Как я понимаю душу человека и что это такое?

Отвечая на этот вопрос, я понимаю, что последует множество противоречий и критических реплик в мою сторону. Но всё же я думаю, молчать не стоит, так как, может быть, о чём я опишу, будет хоть малость истины, которая может оказаться некоторым читателям полезной. На этот вопрос существует множество разнообразных ответов разного характера. Ранее я встречал ответ на этот вопрос, с которым хочу поделиться с вами.

«Душа – живая бестелесная сущность, обладающая умом, волей и чувствами. Кроме того, душа обладающая умом, волей и чувствами, при этом обладает некоей жизненной способностью, оживляющей тело. Преподобный Иоан Дамаскин различает в нашей душе разумную и неразумную часть. Разумная часть, это, как он говорит, высшая часть души. Высшим в душе является ум, который ещё называется духом. Неразумная часть нашей души делится, на подвластную разуму и неподвластную. Подвластная часть разума – чувства. А есть способности неподвластные нашему разуму, но они тоже относятся к душе. Например, та сила, которая даёт нам возможность расти и развиваться, которая поддерживает жизнь в нашем теле, эта сила неподвластна телу, и она есть проявление нашей души, обладающей волей и чувством».

По-моему, ДУША – это сгусток (система) определённых полевых структур, принадлежащих определённому их владельцу, в индивидуальной форме составляющий, постепенно и постоянно переходящий, в участки сгустков (систем), определяющих определённые формы, в результате составляющих единый организм сгустков (систем) этих полевых форм, в единое целое.

На данный момент времени, уже всем известно, что живой организм состоит из живой клетк



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: