Формирование казахской интеллигенции социальный состав, образование, деятельность .




На рубеже ХІХ-ХХ веков колониальный Казахстан вступил в новый этап своего интеллектуального развития. Адаптация традиционного казахского общества к условиям и потребностям рыночно-капиталистических отношений, охватившим аул и аграрный сектор экономики, рост социально-культурной общности народов Евразийского пространства обусловили рождение казахской интеллигенции новой формации. В общественном сознании она утвердилась под названием «оқығандар» - «образованные».
Социальная среда формирования интеллигенции нового типа была необычайно широка. Среди «оқығандар» находились вчерашние бедняки Ж. Аймауытов, М. Дулатов

дети среднего слоя С. Мендешев, А. Байтурсынов

потомки степной аристократии М. Шокай, Ш. Кудайбердиев.

Казахи, которые издревле с уважением отнеслись к образованности и науке, увидели преимущество знаний, полученных в русских учебных заведениях. Теперь они охотно отправляли своих детей учиться в светские школы, не переставая в то же время оказывать внимание и поддержку мектебам и медресе. Просветительство стало ведущим направлением общественно-политической мысли казахского социума второй половины ХІХ века..В итоге можно сказать, что формирование интеллигенции Казахстана в период с ХІХ по н. ХХ века был неоднозначным, представлял собой сложное явление. Национальная интеллигенция разбудила великую степь. Призыв М. Дулатова: «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!»)

Поэтами, журналистами, переводчиками были М.Сералин, С. Торайгыров, чья деятельность нашла признание среди широких слоев казахского общества. Особое место в культуре Казахстана начала ХХ века принадлежит выдающимся поэтам, писателям и общественно-политическим деятелям – Ахмету Байтурсынову, Мыржакыпу Дулатову, Шакариму Кудайбердиеву, Магжану Жумабаеву, Жусупбеку Аймаутову, открывшим новую страницу в истории национальной культуры. Идеи, активно распространяемые казахской интеллигенцией, способствовали пробуждениею казахского общества, оказывали влияние на правосознание, нравственность казахского народа.

 

6) Джадидизм как этап просветительской идеологии российских мусульман. Влияние просветительских идей джадидизма в Казахской степи

В XIX веке среди российских мусульман среди поволжских и крымских татар, башкир и других народов развернулось общественно-политическое и интеллектуальное движение, которое получило название джадидизм. Группа мусульман-реформистов считала своим призванием работу на благо прогресса. Джадиды действовали путём воспитания и просвещения, пытаясь показать муллам и всем верующим преимущества современной цивилизации. Они подчеркивали необходимость решения задач, которые ставила перед мусульманами европейская цивилизация.

В более широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин.

В джадидистском движении Царское правительство видело опасный для себя источник роста этнического самосознания, поэтому стремилось ликвидировать мусульманское образование, ибо джадидисты стремились к созданию светской и национальной школы. Туркестанский генерал-губернатор С. Духовский в своём докладе импера­тору от 26 октября 1899 г. сообщает, что ислам есть кодекс враждебный не только нашей религии, но и всей вообще нашей культуре. Ещё более показательно письмо епископа Томского генерал-губернатору, где он настоятельно просит его запретить пропаганду ислама в Казахстане и развернуть развитие православия. В этой связи он советует не допустить от­крытия новых мечетей и школ, а имеющиеся школы постепенно вытеснить русскими школами и церквями, иначе говоря, речь идёт о русификации и христианизации казахского населения.

 

9. В августе 1905 года царь Николай II под напором революционных сил России издал манифест о создании Государственной Думы как представительного органа империи. Но некоторые народы Российской империи, в том числе Средней Азии и Казахстана, лишились избирательного права. Местным властям в самом начале избирательной кампании была дана особая инструкция о категорическом недопущении казахов к выборам как «кочевых и бродячих инородцев». Это вызвало взрыв недовольства и негодования среди казахов. Коренное население края требовало допуска их представителей в Государственную Думу России. Мощная волна протеста, прокатившаяся по всем регионам края, заставила царское правительство пойти на некоторые уступки. Казахи были все же допущены на выборы.

В 1906 году I Государственную Думу от казахов представляли: от Тургайской области - Ахмет Беремжанов, Акмолинской области - Шаймерден Косшегулулы, Семипалатинской области - Алихан Бокейханов и другие. Все они были образованными людьми и пользовались уважением среди народа. Но депутаты I Государственной Думы России заседали всего лишь 73 дня. Недовольный их инициативами Николай II издал указ о роспуске Думы и назначении новых выборов.

В 1907 году в состав II Государственной Думы России вошли: от Акмолинской области Шаймерден Косшегулулы, Тургайской – Ахмет Беремжанов, Семипалатинской — Темиргали Нурекенов, Семиреченской — Мухамед-жан Тынышпаев, Уральской — Бахытжан Каратаев и др. Эта Дума заседала тоже недолго: всего лишь 104 дня.

Совместно с другими представителями национальных окраин России казахские депутаты добивались прекращения переселения крестьян в Казахстан. Так, выступая на заседании II Государственной Думы, Б. Каратаев сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов. В своем выступлении он подчеркивал: «Вы должны понять, сегодня для высвобождения участков для крестьян-переселен-цев киргизов изгоняют не только с исконных земель, но и из собственных жилищ». Были и случаи коллективного обращения казахских депутатов в защиту прав своего народа. Так, в своем заявлении Каратаев, Беремжанов, Нурекенов и Косшегулулы в марте 1907 года были вынуждены констатировать: «У всех кочевников скотоводство составляет единственный источник благосостояния, и кочевание не есть приятная и праздная прогулка киргиз по безбрежным степям Азии, а есть тяжелый труд, вызываемый своеобразным капризом природы, в единственных целях поддержки существования».Другой депутат Шаймерден Косшегулулы одним из первых был выбран в I и II Государственные Думы от Акмолинской области. Он был весьма почитаем среди своих земляков. Был истинным патриотом казахской земли, ярым защитником мусульманства в крае.

10. С момента свершения Февральской революции (1917 г.) начинается бурное развитие общественно-политической жизни. Первый Всеказахский съезд состоялся в июле 1917 г. в г. Оренбурге. В повестке дня было 14 вопросов; система государственного управления, автономия, земельный вопрос,- народная милиция, земство, образование,, суд, религиозные проблемы, женский вопрос, участие в учредительном собрании, образование политической партии и т.д. Съезд решил отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе Федеративной Российской Республики. В резолюциях съезда особое внимание обращалось земельному вопросу о, необходимости прекращения изъятия земель, переселения в степь, возвращение конфискованных участков. В качестве депутатов в Учредительное собрание было выдвинуто 81 человек. На первом всеказахском съезде произошло образование партии "Алаш". Это событие является знаменательным в многовековой истории казахов. Общественная активность казахской интеллигенции, сплотившейся вокруг газеты "Казах" под идейным руководством А. Байтурсынова, А. Бокейханова и М. Дулатова, спасла казахский этнос от неминуемого разорения и гибели.Большим событием в общественно политической жизни казахской степи стали I и II общеказахские съезды. На общеказахском съезде, прошедшем в декабре 1917 г. в Оренбурге, были приняты важные документы, касающиеся политической судьбы Казахского народа. Так, было принято постановление об образовании казахских областей с названием их «Алаш», и это должно было бы стать основой для образования Казахской государственности. В этом постановлении было отражено:

1) Образовать территориально ~ национальную автономию областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской и др. представляющих сплошную территорию с господствующим казахским населением единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.

2. Автономии казахских областей присвоить название «Алаш».

3. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляют собственность Алаш.

4. В целях спасения области Алаш от общего развала организовать временный народный совет Алаш Орда, состоящий из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казахов. Местом пребывания Алаш Орды временно избрать Семипалатинск. Алаш-Орда должна немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением.,.».

11.

На развитие культуры определенное влияние оказало налаживание издательского дела. Время расцвета казахской периодической печати приходится на начало XX века. Тогда книгоиздание получило заметное развитие в таких культурных центрах, как Семипалатинск, Омск, Уральск. Так, в конце XIX в. уже существовало два издания - «Туркестан уалаяты» и «Дала уалаяты». К 1905 году появляется целый ряд новых газет и журналов. В 1907 году группа казахской интеллигенции в Петербурге начала издавать газету «Серке», редактором которой был Абдурашид Ибрагимулы. Во втором номере этой газеты была опубликована статья М. Дулатова «Наша цель». Царская охрана посчитала это возбуждение киргизского(казахского) населения против представителей и органов правительства» и закрыла издание. В марте 1907 года в Троицке вышла газета «Казах газети», которая была запрещена после выхода первого же номера.

 

В пропаганде идей просвещения и образования среди населения роль сыграли такие органы печати, как журнал «Айкап», газеты «Киргизская степная газета», «Степной край», «Казах». В 1911 году в Троицке выходит в свет первый номер журнала «Айкап». Журнал внес огромный вклад в развитие литературы и оформление казахского литературного языка, в нем публиковались исследования по фольклору, этнографии, истории. В развитии национальной прессы особая роль принадлежит газете «Казах», выходившей в Оренбурге и Тургае в 1913-1918 годах под редакцией Ахмета Байтурсынова. Основными задачами газеты были культурный подъем казахского народа, развитие казахского литературного языка и литературы. Много места уделялось работам А. Бокейханова по фольклору и А. Байтурсынова о казахском языке и казахской литературе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: