Социально-психологические феномены, характеризующие особенности поведения и деятельности, реагирования членов групп




Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворить его потребности безопасности, любви, уважения, самовыражения, формирования личности, устранения беспокойств и т.п. Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают эффективнее, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии, либо в «больных» группах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает, как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в группе.

Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества. Она меняет его поведение, делая человека зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы.

1) Под общественным влиянием происходят изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек расширяет сферу своего внимания за счет усиления внимания к интересам других членов группы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружении.

2) В группе человек получает определенный относительный «вес». Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный вес в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы. Для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция.

3) Группа помогает индивиду обрести новое видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения.

4) Находясь в группе, участвуя в обсуждении и выработке решений, человек может выдать также предположения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия на человека «мозгового штурма» существенно повышает творческий потенциал человека.

5) Отмечено, что в группе человек в гораздо большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность изменения поведения человека является источником более действенного поведения людей в групповом окружении, чем, если бы они действовали в одиночку.

Воздействие группы оказывает существенное влияние на поведение, профессиональную деятельность и общение членов группы. Однако это воздействие оказывается различным для разных людей в связи с особенностями их личности. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологическими феноменами группового поведения.

Установки личности – это проявление неосознанных побуждений к деятельности.

Встречая нового человека, мы сразу же относим его к определенной категории и строим свое поведение в соответствии со сложившимся стереотипом. Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека:

Позитивная установка побуждает нас переоценивать положительные качества и игнорировать слабые качества человека, то есть мы даем человеку больший аванс, проявляющийся в неосознанной доверчивости;

Негативная установка приводит к тому, что мы воспринимаем только отрицательные качества другого человека, выражая к нему недоверчивость, подозрительность;

Адекватная установка связана с пониманием того, что у каждого человека имеются как достоинства, так и недостатки; главное – как они сбалансированы и как оцениваются другим человеком.

Наличие установок рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке.

Избирательность восприятия – подсознательно мы замечаем, осмысливаем и запоминаем только те явления, которые имеют для нас наибольшее значение.

В качестве особого вида установки выделяют явление аттракции.

Аттракция (букв. привлечение) – вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент привлекательности данного человека для других. На проявление аттракции влияют такие обстоятельства, как сходство характеристик партеров по общению, близость, частота встреч, взаимопомощь и возникающие на этой почве положительные эмоциональные отношения. Поэтому аттракцию можно рассматривать как функцию эмоциональной регуляции межличностных отношений в группах, в которых аффективная сторона межличностных оценок значительно преобладает над рациональной его стороной.

Конформизм (подобный, сходный) – это осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена.

Конформность называют внешней, когда индивид внешне подчиняется мнению группы, но на самом деле внутренне сопротивляется ему. Если же индивид действительно усваивает мнение большинства, то такую конформность называют внутренней (т. е. конфликт с группой преодолевается в пользу группы). Выделяется еще один вариант реакции на групповое давление - негативизм. Он проявляется в сопротивлении давлению группы, демонстрации крайне независимой позиции, отрицании групповых стандартов. Несмотря на внешнюю противоположность конформности, негативизм принято рассматривать как частный случай конформности. Так как индивид старается всеми силами противостоять мнению группы, он, таким образом, вновь оказывается зависимым от группы, ибо ему приходится постоянно демонстрировать антигрупповое поведение, будучи тем самым привязанным к групповому мнению.

Позиция, действительно противоположная конформности, заключается в самостоятельности поведения, независимости мнения.

Любопытно, что дальнейшие исследования феномена конформности выявили тот факт, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Так, с точки зрения информационной теории конформности (М. Дойч, Г. Джерард) групповое влияние на индивида может быть нормативным, когда давление оказывается большинством и член группы воспринимает мнение группы как норму, и информационным когда давление оказывается меньшинством, мнение которого рассматривается индивидом как информация, на основе которой ему нужно самому принять решение. В этих двух случаях механизм влияния различен: в первом случае индивид демонстрирует согласие (внешний конформизм), а во втором (когда индивид доверяет информации) происходит принятие новой точки зрения (внутренний конформизм).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: