07.05.2020
ТЕМА УРОКА. Пейзаж настроения. Природа и художник
На сегодняшнем уроке мы знакомимся с понятием «пейзаж настроения». этапами работы над пейзажем.
Материал для изучения:
Презентация: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2019/01/23/peyzazh-nastroenie-hudozhnik-i-priroda
Вопросы:
1.Какое у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено?
2. Что такое настроение?
- Мы говорим «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умильная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый».
- Почему так говорят?
-А разве природа одушевленное существо?
- Тогда почему так говорят?
Вслушайтесь, настроение, какого времени года передает Тютчев
Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья!
Какое настроение природы описал поэт, а художник изобразил на холсте?
Существует в живописи понятие «пейзаж настроения». И мы посвятим наш урок этой теме.
А вы знаете от куда появилось такое название? (пейзаж настроения)
Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты. Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером.
Русский художник И. И. Левитан в тверском озёрном крае нашел мотив, который превратился в картину «Весна. Большая вода».
По колено застыли в воде,
Как неловкие сёстры-подростки,
И дрожат на весеннем ветру
Тонкоствольные эти берёзки.
Вопросы:
- А вы сможете передать настроение природы в своем рисунке?
- С помощью чего?
- А вам все известно о том, как применить правила цветоведения в передаче настроения пейзажа?
- Как цветом передать настроение природы?
- От чего зависит настроение природы?
Замечательный русский художник Николай Петрович Крымов создал учебный пейзаж –таблицу, которую назвал «Изменения в пейзаже по тону и цвету в разное время суток». Это было в 1934 году. Этот пейзаж художник повторял при ярком солнце, в серый день, на закате, поздним вечером, в лунную ночь.
Как меняется цвет и тон в каждом из девяти рисунков?
- Краски, какого цвета вы бы взяли, чтобы создать сегодняшний день? (обратить внимание на разные тона одного цвета: яркий желтый, синий, голубой, светлый и темный зеленый и т.д.)
Попробуем перевести на цветовые отношения настроения пейзажа.
Цвет от яркого, насыщенного переходит в приглушенный, тон меняется от светлого к темному, черному.
И так мы научимся передавать яркие цветовые состояния природы, ее изменчивость, настроение
Практическая работа
-Ваша задача выполнить на уроке живописный пейзаж красками, используя разнообразную палитру цвета для передачи того или иного состояния в пейзаже.
Подумайте, как вы назовёте свою работу, вспомните стихи, или опишите своими словами.
Приступили к работе.
Задание: Создание пейзажа настроения –
времена года;
время суток;
состояние природы
Домашняя работа:
Ответить на вопросы:
1.Откуда появилось понятие «пейзаж настроения»?
2. Какие цвета нужно смешать для получения оранжевого цвета?
Создать пейзажа настроения (времена года; время суток; состояние природы).
Работа над пейзажем.
Первый этап– выбор формата бумаги, его расположение, определение высоты горизонта, выбор точки зрения <Приложение 1, слайд 32>.
Второй этап– построение композиции, организация пространства на листе <Приложение 1, слайд 33-34> с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.
Третий этап – живописный подмалевок (замалевок)– выбор цветотонового соотношения неба, земли, предметов, деревьев, воды <Приложение 1, слайд 35-36>. Показ учителем приемов работы художественным мазком в технике гуаши, отмывки и вливания цвета в технике акварели (ученики на палитре тренируются в различных приемах работы с красками, затем рисуют свой пейзаж).
Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.
Затем – детальная проработка <Приложение 1, слайд 37>.
Конечно, это – приблизительные этапы. Бывает так, что автор, следуя своему настроению, создает быстрый этюд, изображая лишь отдельные фрагменты ландшафта, переливы красок в небе и облака, участок водной поверхности, игру солнца в траве…Главное, к чему стремится каждый художник – передать то ощущение, которое живет в его сознании и душе.
Домашнее задание:
Вопросы:
1. Ответить на вопросы письменно:
1.Как вы понимаете «пейзаж, написанный на пленэре»?
Это пейзаж, написанный на открытом воздухе)»?
2. С какого столетия пейзаж существует в европейском искусстве качестве самостоятельного жанра?
В качестве самостоятельного жанра пейзаж существует в европейском искусстве с XVII века.
Выполнить ландшафтный пейзаж в любимое время года