По способам организации.




О форме наблюдения

· Осознанное наблюдение

· Неосознанное внутреннее наблюдение

· Неосознанное внешнее наблюдение

· Наблюдение окружающей среды

Осознанное наблюдение. Наблюдаемому человеку известно, что за ним наблшюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений

Особенности: наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение. При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемымсубъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности: факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт систем ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера, разработавшего теорию когнитивного диссонанса. Чтобы проверить свою теорию он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу [4]

Неосознанное внешнее наблюдение. При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности: при такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды. При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов. [3]

По способам организации.

Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни налюдаемого "субъекта", и его требованием является отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных "объектов" наблюдения) при минимальных искажениях, но его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю; наблюдение здесь часто является выжидательным, несистематическим. Возникают ситуации, когда отдельные члены наблюдаемой группы выпадают из поля зрения наблюдателя, либо внешние обстоятельства затрудняют фиксацию происходящего.

В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность, подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудование). Когда же ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения. Так, в специально оборудованном классе могут проводиться занятия по формированию навыков менеджмента и т.д..

Этапы исследования методом наблюдения (схема 1):

 

 
 

 


Схема 1. Этапы исследования методом наблюдения

 

Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения — определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения и их кодификаторы составляют так называемую "схему наблюдения"

В исследованиях социальных психологов популярна схема наблюдения Р. Бейлза, представляющая собой систему категорий взаимодействия людей в группе. Элементарным актом взаимодействия можно считать ситуации, в которых после действия одного человека другой человек изменил свои действия. Взаимодействие людей в малой группе может выражаться как в вербальной, так и невербальной форме. Это получило отражение в содержании категорий методики Р.Бейлза. Всего их 12 и их можно разделить на четыре группы: A и D – положительные и отрицательные эмоции, B и C – сообщения и вопросы (схема 2):

 

Схема 2. Система категорий Р.Бейлза

область характеристика
позитивная социально-эмоциональная область Выражение солидарности, повышение статуса другого человека, оказание помощи, вознаграждение
Снятие эмоционального напряжения, шутка, смех, выражение удовлетворения
Согласие, пассивное принятие, понимание воздействия, уступчивость
область задач — нейтральная Предложение совета, направления мысли, при сохранении автономии партнера
Выражение своего мнение, оценивание, анализ, проявление чувств, желаний
Ориентация членов группы, информирование, повторение, уточнение
область задач — нейтральная Просьба ориентировать, дать информацию, повторить, подтвердить
Просьба сообщить мнение, оценить, проанализировать, выражение чувств
Вопрос, просьба дать направление, возможный способ действия
негативная социально-эмоциональная область Возражение, пассивное неприятие воздействия, отказ в помощи
Выражение эмоционального напряжения, просьба о помощи, уклонение (отступление «с поля боя»)
Проявление антагонизма, подрыв статуса другого, самозащита, домогательство своего признания

 


Ключ связи категорий в системе Бейлза

6-7 – проблема ориентации;

5-8 – проблема оценивания, мнений;

4-9 – проблема контроля

3-10 – проблемы нахождения решений;

2-11 – проблемы преодоления напряженности;

1-12 – проблема интеграции

 

М. Битянова предлагает видоизмененную схему, в которой сохранены параметры Бейлза, но фиксируется изменение поведения человека или взаимодействия группы людей в течение определенного времени. В этом случае в таблице по вертикали располагаются параметры схемы, а по горизонтали — временные отрезки (схема 3):

 

Схема 3. Схема наблюдения Бейлза в интерпретации М. Битяновой

  Сфера позитивных (и смешанных) эмоций Сфера постановки проблем Сфера негативных (и смешанных) эмоций Сфера решения проблем
  Соглашается Снимает напряжение Демонстрирует дружелюбие Запрашивает информацию Просит высказать мнение Запрашивает предложения Не соглашается Ведет себя напряженно Демонстрирует недружелюбие Дает информацию Высказывает мнения Выдвигает предложения
Невербальное общение                        
Вербальное общение                        

 

Применение схемы Бейлза дает материал, который может быть с успехом использован в консультировании, в обучающей и развивающей работе как с конкретным человеком, так и с группой. После приобретения опыта в использовании схемы, результатами наблюдения можно заменить другие громоздкие и неестественные процедуры. Например, тестирование.

Преимущества метода наблюдения:

· Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;

· Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.;

· Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;

· Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения;

· Оперативность получения информации;

· Относительная дешевизна метода.

Недостатки метода наблюдения

· Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов;

· На результаты наблюдения могут повлиять:

- настроение наблюдателя;

- социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому;

- предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу);

- комплексность наблюдаемых ситуаций;

- усталость наблюдателя (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.);

- адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.);

- ошибки моделирования.

· Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов;

· Необходимость классифицировать результаты наблюдения;

· Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных);

· Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей;

· Сложность соблюдения операциональной валидности;

· Ошибки в оценках, А.А. Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

- ошибка первого впечатления (Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения),

- «галло-эффект» (Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий),

- «эффект снисхождения» (Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему),

- ошибка центральной тенденции (Боязнь крайних суждений, наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению),

- ошибка корреляции (Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи)),

- ошибка контраста (Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным) [3].

Этический кодекс Американской психологической ассоциации разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

- Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.

- Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.

- Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.

- Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.


Список литературы

 

1. Андреева Г. Социальная психология. - Москва: Аспект Пресс, 1999, 375 с.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 40—43.

3. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.

4. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423

5. Социальная психология / под ред. А.Л. Журавлева. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: