Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Новосибирского района Новосибирской области
"Станция юных натуралистов"
Экологический социально-образовательный проект
Новосибирского района
«ПЯТЬ ШАГОВ ПО ЧИСТОЙ ПЛАНЕТЕ»
Краснообск 2017 |
Паспорт проекта
Название проекта | Экологический социально-образовательный проект «Пять шагов по чистой планете» | |
Основания для разработки | Указ Президента Российской Федерации от 5 января 2016года №7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02 июня 2016 года №1082-р «Об утверждении плана основных мероприятий, в рамках, природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники природы». Распоряжение Правительства Новосибирской области от 27.01.2017 № 351-рп. Региональный календарь образовательных событий в рамках Года особо охраняемых природных территорий и Года экологии в Новосибирской области. Письмо управления образовательной политики МО НСО от 22 января 2019 г. №450-03/25 | |
Организаторы | Администрация Новосибирского района, МКУ ДО НСР НСО «Станция юных натуралистов» | |
Основные разработчики | МКУ ДО НСР НСО «СЮН»:Мокшина Любовь Николаевна, почетный работник общего образования РФ; Израева Галина Александровна, заместитель директора по научно-методической работе; Трубочева Лариса Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе. | |
Участники проекта | Образовательные организации Новосибирского района | |
Цель проекта | - Реализация государственной политики в области экологического, патриотического воспитания молодежи. - Формирование экологической культуры подрастающего поколения и привлечение обучающихся образовательных организаций Новосибирского района к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач. | |
Задачи | Ø активизировать деятельность образовательных организаций в решении вопросов экологического и нравственного воспитания школьников через проектную, исследовательскую и природоохранную деятельность; Ø знакомить обучающихся с разнообразием животного и растительного мира Новосибирского района; Ø формировать экологическое сознание (мышление) в понимании неразрывной связи человека с природой и зависимости благополучия людей от целостности среды обитания; Ø формировать сознательное отношение к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов; Ø развивать интерес обучающихся к деятельности по изучению и сохранению природных и искусственно созданных экосистем; Ø воспитывать потребность активного участия в природоохранной и экологической деятельности; Ø проводить информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры среди населения своей местности. | |
Ожидаемые результаты | Ø расширение у обучающихся знаний об окружающей их Природе, разнообразии животного и растительного мира; Ø повышение уровня экологической культуры обучающихся; Ø сформированность у обучающихся понимания неразрывной связи человека с природой, понимание общечеловеческой ценности Природы и зависимости благополучия людей от целостности среды обитания; Ø расширение общего кругозора учащихся, развитие их творческих способностей; Ø сформированность внутренней потребности к участию в природоохранной деятельности; Ø привлечение внимания населения района к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства | |
Сроки и этапы реализации | Январь – декабрь 2019г.
1. Подготовительный этап (я нварь 2019г.)
- актуализация проекта;
2. - проектная деятельность; - исследовательская деятельность; - природоохранная деятельность; - информационно-просветительская деятельность; - конкурсы; - семинары; - конференции. 3. Обобщающий этап (ноябрь – декабрь 2019г.) - фестиваль - подведение итогов реализации проекта; - подготовка и публикация сборника материалов по результатам реализации Проекта. | |
Механизмы реализации проекта | - положения по каждому мероприятию; - информационные письма Управления образования администрации Новосибирского района; - согласованность действий по проведению мероприятий с отделом по природным ресурсам и охране окружающей среды Новосибирского района. | |
Практическая значимость | Смена прагматического отношения к природному богатству у обучающихся способствует формированию поколения созидателей, умеющих использовать полученные знания в повседневной жизни и способных выбирать пути рационального и эффективного приложения сил на благо своей местности и страны. | |
Оценка результатов реализации проекта | К работе по оцениванию привлекаются представители Управления образования, отдела по природным ресурсам и охране окружающей среды Новосибирского района, общественных и образовательных организаций. |
Введение
Одним из направлений развития государства является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Проявлением патриотизма является и любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. В связи с этим происходит рост социального статуса экологического образования, что обусловлено формирующимся государственным заказом и обострением экологических проблем.
Очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу и масштабы своего воздействия на многочисленные природные связи. Изменить поведение людей в отношении природы можно двумя способами: введением системы запретов и изменением их сознания, т.е. формированием экологического мировоззрения и культуры. В реальной жизни должны гармонично сочетаться оба способа, однако задачей педагогики является второе.
Очевидна необходимость проектирования таких пространств развития экологической культуры личности, которые обеспечивали бы гармоничное развитие интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер, формирование у школьников экологической компетентности, позитивного опыта социально-экологической деятельности, эмоционально-нравственного отношения к природе, экокультурных ценностей.
Экологический социально-образовательный проект «Пять шагов по чистой планете» объединяет образовательные организации Новосибирского района в единое образовательное пространство и включает обучающихся в творческую, проектную, поисковую, исследовательскую и природоохранную деятельность, в результате которой формируется человек-созидатель, способный осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющий жить в гармонии с природой, т.е. с высоким уровнем экологической культуры. А экологическая культура – это материализованное сознание в словах, поступках и делах людей.
Данный проект органически вписывается во региональный социально-образовательный природоохранный «Новосибирская область – территория эколят».
Цели проекта:
- реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;
- формирование экологической культуры подрастающего поколения и привлечение обучающихся образовательных учреждений Новосибирского района к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
Задачи:
Ø активизировать деятельность образовательных организаций в решении вопросов экологического и нравственного воспитания школьников через проектную, исследовательскую и природоохранную деятельность;
Ø знакомить обучающихся с разнообразием животного и растительного мира Новосибирского района;
Ø формировать экологическое сознание (мышление) в понимании неразрывной связи человека с природой и зависимости благополучия людей от целостности среды обитания;
Ø формировать сознательное отношение к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов;
Ø развивать интерес обучающихся к деятельности по изучению и сохранению природных и искусственно созданных экосистем;
Ø воспитывать потребность активного участия в природоохранной и экологической деятельности;
Ø проводить информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры среди населения своей местности.
Прогнозируемые результаты:
Ø расширение у обучающихся знаний об окружающей их Природе, разно-образии животного и растительного мира;
Ø повышение уровня экологической культуры обучающихся;
Ø сформированность у обучающихся понимания неразрывной связи человека с природой, понимание общечеловеческой ценности Природы и зависимости благополучия людей от целостности среды обитания;
Ø расширение общего кругозора учащихся, развитие их творческих способностей;
Ø сформированность внутренней потребности к участию в природоохранной деятельности;
Ø привлечение внимания населения района к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.
Основные направления проекта
В рамках проекта предусмотрено 5 направлений (пять шагов по зеленой планете).
Направление 1 «Экологический университет » направлен для расширения экологических знаний и кругозора обучающихся и включает тематические занятия, интеллектуально-познавательные игры, праздничные мероприятия, семинары, викторины.
Направление 2 «Мои шаги в экологию » включает деятельность обучающих по изучению историко-культурного и природного наследия родного края, изучению проблем экологического состояния окружающей среды своей местности и практическому участию в решении природоохранных задач; участие обучающихся с результатами исследований и практическими проектами в областных и всероссийских конкурсах и конференциях.
Направление 3 «Как прекрасен этот мир » предусматривает конкурсы плакатов, рисунков, буклетов, листовок, фотографий, презентаций. Использование материалов конкурсов в пропаганде и привлечении внимания населения к вопросам сохранения природного наследия.
Направление 4 «От чистого дома к зеленой планете» представлено практико-ориентированной деятельностью участников проекта по уборке территорий улиц, парков, лесных массивов, территорий образовательных организаций, детских и спортивных площадок, мест массового отдыха граждан, берегов водоемов, посадке цветов и деревьев, сбору макулатуры и раздельному сбору вторсырья, помощи обитателям флоры и др.
Направление 5 «Посмотри на мир с любовью» В этом направлении предусмотрена информационно-просветительская деятельность. Участники проекта ведут пропаганду бережного отношения к окружающему миру среди населения, представляют результаты своей деятельности на сайте, в средствах массовой информации, социальных сетях.
Все проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам проекта и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у обучающихся.
Механизм реализации Проекта осуществляется на основе положений по каждому мероприятию, информационных писем Управления образования администрации Новосибирского района и согласованности действий по проведению мероприятий с отделом по природным ресурсам и охране окружающей среды Новосибирского района.
При реализации проекта всем воспитанникам и учащимся образовательных организаций Новосибирского района предоставляется возможность:
- участвовать в мероприятиях и конкурсах, заниматься исследовательской и проектной деятельностью;
- общаться со сверстниками из других образовательных учреждений по различным темам и направлениям проекта;
- возможность выбора каждой образовательной организацией участия в любом мероприятии и проводить свои.
Оценка результатов
В течение года работают комиссии по подведению итогов проводимых мероприятий. К работе по оцениванию представленных материалов привлекаются представители разных образовательных организаций. Согласно положениям о мероприятиях победители награждаются дипломами.
Подведение итогов реализации проекта осуществляется комиссией, в которую избираются представители Управления образования, отдела по природным ресурсам и охране окружающей среды Новосибирского района, общественных и образовательных организаций.
План реализации проекта