МОУ ДО «Детская музыкальная школа № 1 им. Г. Синисало» располагается в отдельном здании, в котором имеется:
- 56 учебных кабинета;
- 2 концертных зала, «малый» (80 мест) и «большой» (180 мест);
- 1 репетиционное помещение;
- библиотека, фонд которой насчитывает около 20 тысяч экземпляров;
- различные музыкальные инструменты, среди которых 49 фортепиано, 7 из них рояли;
- оргтехника: 32 компьютера, 8 многофункциональных устройств, мультимедийный проектор.
В школе работают хозяйственно административные службы, обеспечивающие процесс жизнедеятельности школы, поддерживающие помещения и оборудование в надлежащем состоянии.
Несмотря на относительную обеспеченность школы материально-техническими средствами, необходимо отметить, что большая часть оборудования морально и физически устарела, школа давно не приобретала новых музыкальных инструментов, в которых сегодня нуждается. Оснащение кабинетов уже не соответствует современным представлениям о комфорте и эстетике образовательного учреждения, требуют ремонта кровля, электропроводка большого зала, система вентиляции здания.
Вместе с тем, реалии сегодняшнего дня определяют необходимость в широком применении компьютерной техники в образовательном и управленческом процессе, школе необходимо установить высокоскоростную Интернет-связь, создать локальную коммуникационную сеть, приобрести новую оргтехнику, соответствующую мебель и оборудование.
Дальнейшее развитие ДМШ №1 им. Г. Синисало предполагает постоянное укрепление материально-технической базы, которая позволит обеспечивать основную деятельность школы и реализовывать творческие идеи коллектива.
IV. Проблемное поле
|
В определении проблемного поля приняли участие: Родительский комитет, Совет обучающихся, Педагогический совет.
Положительные тенденции | Отрицательные тенденции |
Школа размещена в просторном 4-х этажном здании, в школе есть концертные залы, библиотека, буфет. | Здание и помещения школы нуждаются в ремонте, нет систематического обновления базы музыкальных инструментов и другого необходимого для современной школы оборудования. |
Школа укомплектована педагогическими кадрами. | В педагогическом коллективе практически не происходит смена поколений. Распространена проблема творческого выгорания — отсутствие инициативы, трудности с внедрением технологий и т.д. |
За годы работы у школы сложился имидж учреждения, в котором хорошее качество образования. | Высокая конкуренция среди образовательных организаций, предлагающих услуги дополнительного образования. |
С образовательными организациями, некоммерческими организациями города практически нет совместных проектов. | |
Воспитательная работа в школе ведется через урочную, концертную деятельности. | В содержании воспитательной работы мало представлены темы национальной культуры России и Карелии, патриотизма, личностного воспитания и т.д. |
Образовательная деятельность в школе включает в себя учебный процесс в классе, систематическую концертную практику, насыщенную фестивальную и конкурсную жизнь | Загруженность обучающихся приводит к снижению интереса к посещению мероприятий школы. Часто концерты проводятся в традиционной форме, без учета особенности зрительской аудитории. |
Ежегодно школу заканчивают более 70 выпускников | Только 3-4% выпускников делают попытки продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях в сфере культуры и искусства. |
Последние годы среди выпускников пользуются популярностью программы, нацеленные на профессиональное ориентирование. | Отсутствует система в мероприятиях по профессиональной ориентации обучающихся. |
Высокое качество традиционных услуг музыкальной школы | Не создаются новые образовательные программы. Школа мало ориентирована на образование взрослых. Нет услуг для выпускников. |
В школе есть творческие лидеры. | В педагогическом коллективе слаба развита командная работа. Практически отсутствуют межпредметные связи. |
С 2013 года школа реализует дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в соответствии с ФГТ. | Загруженность детей в 2-х школах предполагает более активное использование активных, интерактивных, дистанционных и т. д. технологий для поддержания уровня качества образования. |
Школа на протяжении многих лет является инициатором конкурсных и фестивальных мероприятий, направленных на популяризацию различных музыкальных инструментов, видов музыкального исполнительства. | Многие проекты школы из года в год существуют в неизменном виде, у мероприятий нет развития. |
У школы функционирует активный сайт. | Информация на сайте размещается только администрацией школы. |
Родители и дети удовлетворены качеством образовательных услуг. | Органы родительского и ученического самоуправления существуют, но активность их работы очень низкая. |
В школе есть методист, работает методический совет. | Педагогические работники не используют методическую работу как эффективный инструмент решения проблем, возникающих в процессе обучения. |
Школа не ведет самостоятельной проектной деятельности | |
Система школьного документооборота постоянно обрастает новыми направлениями. |
|
|
V. План мероприятий
Цель: Создание развивающей среды для мотивации обучающихся, педагогических работников, родителей, к деятельности, направленной на личностный рост, профессиональное развитие, гражданскую активность.
ЗАДАЧИ:
1. Выявлять, поддерживать, создавать программы развития для обучающихся с высоким уровнем образовательных потребностей, в том числе для дальнейшей профессиональной ориентации в сфере культуры и искусства.
2. Развивать в образовательном пространстве школы направление, связанное с освоением музыкальных этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации.
3. Создавать условия для реализации права человека на художественно-эстетические образование в течение всей жизни, в соответствии с потребностями и в рамках гуманистического характера образования.
4. Организовать доступную образовательную среду, учитывающую особенности развития, творческие способности и интересы человека.
5. Развивать систему общественного взаимодействия для совершенствования управления школой с учетом мнения всех участников образовательного процесса.
6. Развивать кадровый потенциал школы для дальнейших качественных изменений в содержании деятельности школы, поддерживать командные идеи и проекты.
традиционные направления (развитие традиционных проектов) | новые направления (развитие новых проектов) | ожидаемый результат |
1. Выявлять, поддерживать, создавать программы развития для обучающихся с высоким уровнем образовательных потребностей, в том числе для дальнейшей профессиональной ориентации в сфере культуры и искусства. | ||
· использование методик и технологий, поддерживающих интерес к обучению; · увеличение количества образовательных программ по направлению профессиональной ориентации обучающихся; · поддержка участия преподавателей, обучающихся, коллективов в выездных творческих мероприятиях, фестивалях, конкурсов; · организация подготовки компании по набору в школу; · разработка индивидуальных маршрутов для детей с высокими образовательными запросами. | · творческое сотрудничество с профессиональными коллективами и солистами; · знакомство обучающихся с разнообразными профессиями в сфере культуры и искусства; · экскурсии в различные учреждения культуры, для получения информации о внутренней жизни театров, музеев, учебных заведений, об особенностях творческих профессий; · проведение фестиваля для детей, поступающих в школы с привлечением дошкольных учреждений города. | Повышение качества образования (коэффициента обученности, коэффициента качества). Повышение процента посещаемости предметов теоретического цикла, разработка для обучающихся вариантов восполнения пропущенного материала (в том числе с использованием сети Интернет). Увеличение количества выпускников, поступающих в средние и высшие учебные заведения по профилю до 6%, увеличение количества лауреатов (соло) до 15%, участие в фестивалях и конкурсов всех творческих коллективов школы; Повышение среднего балла поступаюших в школу, увеличение количества поступающих за счет активной рекламной компании, участия школы в проектах различных образовательных организации и т. д. Прохождение подготовительного курса на внебюджетной или бюджетной основе более 70% поступающих в 1 класс. Формирование полноценного фонда оценочных средств, учебно-методических комплексов. Создание фондов открытых уроков. |
2. Развивать в образовательном пространстве школы направление, связанное с освоением музыкальных этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации. | ||
· развитие студии Артфордж; · создание на базе класса народного вокала студий для малышей и взрослых; · набор детей дошкольного возраста в программу «Оберег»; · пополнение рабочих программ учебных предметов актуальным содержанием по вопросу богатства музыкальных национальных культур; · организация Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Очарованье струн певучих»; ▪ организация Международного фестиваля-конкурса юных исполнителей народной песни «Онежская волна». | · знакомство с аутентичными инструментами на коллективном музицировании; · разработка цикла интерактивных лекций о различных музыкальных культурах для детей и взрослых; · сотрудничество с творческими коллективами и солистами носителями различных музыкальных традиций. | Содержание рабочих программ учебных предметов будет дополнено информацией о многообразии национальных музыкальных культур. Для обучающихся появится возможность больше участвовать в различных творческих событиях в данном направлении. Планируется увеличение количества участников фестивалей и конкурсов, связанных с различными музыкальными традициями на 10%. Будут организованы мероприятия с возможностью интерактивного участия. Разработана еще одна образовательная программа для дошкольников, нацеленная на изучении музыкальных культур народов Карелии, России. |
3. Создавать условия для реализации права человека на художественно-эстетические образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями и в рамках гуманистического характера образования. | ||
· развитие образовательных программ для малышей; · создание новых образовательных программ для взрослых, в том числе дистанционных; · привлечение выпускников школы к творческой деятельности (музыка-хобби). | · разработка образовательных программ для семейного обучения; · создание коротких образовательных маршрутов в формате «для чайников», «программа выходного дня», «программа продленного дня», «в дни каникулярного отдыха», модульного типа и т.д.; · создание дистанционного курса по музыкальной художественной культуре; · разработка музыкальных квестов; · изучение потребности взрослых в творческих коллективах, создание наиболее востребованных. | Увеличение количества программ для дошкольников на 25%. Увеличение количества обучающихся в возрасте от 2-х до 6-ти лет на 40%. Появление новых групп заказчиков. Увеличение количества обучающихся в программах ранней профессиональной ориентации, появление ученических самодеятельных коллективов, творческих коллективов родителей, преподавателей и т. д. Организация по запросам родителей клуба (или клубов) по интересам. |
4. Организовать доступную образовательную среду, учитывающую особенности развития, творческие способности и интересы человека. | ||
· развитие проекта «Здоровье и музыка — детям»; · разработка индивидуальных маршрутов для детей с различными образовательными возможностями; · разработка программ с элементами арт-терапии; · студии различных направлений, самодеятельные коллективы. | · сотрудничество с социально ориентированными НКО; · проведение курсов повышения квалификации для педагогических работников; · экспресс-курсы, кратковременные курсы обучения во время каникул; · участие детей с ограниченными возможностями в деятельности детских творческих коллективов (программа «Открытый класс»). | Привлечение в школу детей с особенностями развития для освоения программ арт-терапии, для получения музыкального образования. Организация сетевого взаимодействия с различными специализированными образовательными учреждениями города и республики для обеспечения дополнительным образованием детей и подростков с ограниченными возможностями. |
5. Развивать систему общественного взаимодействия для совершенствования управления школой с учетом мнения всех участников образовательного процесса. | ||
· повышение эффективности деятельность Педагогического совета; · развитие Совета обучающихся; · систематическое проведение родительских собраний; · развитие в социальных сетях групп для организации общения по коллективам, классам и т. д.; · обновление деятельности родительского комитета; · развитие информационной открытости школы. | · день самоуправления; · участие в творческих ассоциациях самого учреждения, педагогических работников, обучающихся; · организация мероприятий по независимой оценке качества; · участие в социальных акциях; · развитие партнерской сети; · развитие инструментов обратной связи (доводить информацию о событиях в школе до всех участников образовательного процесса, до внешнего сообщества и т. д.); · поддержка творческих идей обучающихся - помощь в создании самодеятельных ансамблей и коллективов; · организация общения для профессионального сообщества в сфере дополнительного образования. | Появление мероприятий по инициативе родителей или обучающихся. Создание по инициативе обучающихся (или родителей) самодеятельных коллективов. Участие активной части родительской общественности в мероприятиях по повышению квалификации педагогических работников, в неформальных жюри различных конкурсных мероприятий. Появление на сайте школы публикации родителей, обучающихся, комментариев, отзывов на школьные мероприятия. |
6. Развивать кадровый потенциал школы для дальнейших качественных изменений в содержании деятельности школы. | ||
· организация программ повышения квалификации педагогических работников внутри школы; · повышение квалификации преподавателей (очно, заочно, дистанционно); · участие педагогических работников в конкурсах методического (педагогического) мастерства разного уровня. | ▪ поддержка командных идей и проектов; ▪ поддержка преподавателей-методистов; ▪ создание межпредметных методических разработок; ▪ организация конкурсов внутри школы по различным направлениям методической работы. | Появление интересных методических проектов, направленных на решение часто встречающихся учебных проблем. Увеличение количества педагогических работников, готовых к участию в конкурсах методического (педагогического) мастерства. |
Этапы программы
Программа состоит из 3-х этапов:
подготовительный этап — 2016 г.
основной этап — 2017 — 2019 гг.
заключительный — 2020 г.
Основные мероприятия | сроки реализации |
Задача 1. Выявлять, поддерживать, создавать программы развития для обучающихся с высоким уровнем образовательных потребностей, в том числе для дальнейшей профессиональной ориентации в сфере культуры и искусства. | |
1. участие преподавателя школы в Общероссийском конкурсе «Лучший преподаватель детской школы искусств» | 2016 г., 2018 г. |
2. участие обучающегося школы в Общероссийском конкурсе «Молодые дарования России» | ежегодно |
3. участие обучающихся, коллективов в выездных творческих мероприятиях, фестивалях, конкурсов; | ежегодно |
4. гала-концерт, посвященный 100-летию школы | декабрь 2018 г. |
5. экскурсии в различные учреждения культуры, для получения информации о внутренней жизни театров, музеев, учебных заведений, об особенностях творческих профессий; | ежегодно |
6. проведение фестиваля для детей, поступающих в школу с привлечением дошкольных учреждений города. | 2017 г. |
7. организация Международного фестиваля-конкурса фортепианной музыки стран Баренцева региона «Северное сияние»; | ноябрь-декабрь 2016 г., 2018 г. |
8. организация Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Очарованье струн певучих...» | март 2017 г., 2019 г. |
9. организация Республиканского фестиваля «Ученик-Учитель-музыка»; | 2016 г., 2018 г. |
10. проведение творческих лагерей | ежегодно |
Задача 2. Развивать в образовательном пространстве школы направление, связанное с освоением музыкальных этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации. | |
1. цикл концертов студии Артфордж | ежегодно |
2. организация концерта совместно с Центром народного творчества | 2017 г. |
3. разработка цикла интерактивных лекций о различных музыкальных культурах для детей и взрослых | 2017 г. |
4. набор детей дошкольного возраста в программу «Оберег» | 2017 -2020 гг. |
5. общешкольная музыкальная викторина «Музыкальные традиции» | 2016-2020 гг. |
6. организация Республиканского фестиваля патриотической песни «Я пою о России» | 2018, 202 гг. |
7. организация Международного фестиваля-конкурса юных исполнителей народной песни «Онежская волна». | 2017, 2019 гг. |
Задача 3. Создавать условия для реализации права человека на художественно-эстетические образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями и в рамках гуманистического характера образования. | |
1. организация фестиваля «Человек музицирующий» (фестиваль «Семейные ансамбли») | 2016 г. |
2. проведение вечера встречи выпускников | 2018-2019 г. |
3. организация концертов с участием взрослых обучающихся (внебюджетное отделение) | ежегодно |
4. проведение совместных концертов с хором пенсионеров «Северные колокола» | ежегодно |
5. организация родительского клуба | 2017 г. |
6. реализация проекта «Подарок школе» - совместный спектакль учеников и родителей отделения музыкальный театр | ежегодно |
7. организация Городского фестиваля дошкольных театральных коллективов «Театральная весна» | ежегодно |
8. организация музыкального интернет-фестиваля для музыкантов-любителей | 2017 г. |
Задача 4. Организовать доступную образовательную среду, учитывающую особенности развития, творческие способности и интересы человека. | |
1. проект «Здоровье и музыка - детям» | ежегодно |
2. студия арт-терапии | 2016-2020 гг. |
3. совместные акции с НКО | 2017 г. |
4. проведение курсов повышения квалификации педагогических работников по работе с детьми с ограниченными возможностями | 2017 г. |
5. участие детей с ограниченными возможностями в деятельности детских творческих коллективов (программа «Открытый класс») | 2017-2020 гг. |
Задача 5. Развивать систему общественного взаимодействия для совершенствования управления школой с учетом мнения всех участников образовательного процесса. | |
1. проведение дня ученического самоуправления | 2017-2020 гг. |
2. проведения мероприятий по инициативе Совета обучающихся | ежегодно |
3. фестиваль самодеятельного творчества обучающихся | ежегодно |
4. проведение мониторинга удовлетворенности качеством качеством организации образовательного процесса | ежегодно |
5. проведение собраний участников детских творческих коллективов | ежегодно |
6. организация детской исследовательской конференции | 2018 г. |
Задача 6. Развивать кадровый потенциал школы для дальнейших качественных изменений в содержании деятельности школы. | |
1. организация программ повышения квалификации педагогических работников внутри школы | ежегодно |
2. организация рабочей группы по межпредметным связям | 2016-2017 гг. |
3. проведение конкурса педагогического мастерства. | 2019 г. |
4. организация Республиканского фестиваля «Ученик-Учитель-музыка» | 2017 г., 2018 г., 2019 г. |
5. организация внутри школы обучения преподавателей-методистов | 2017-2020 гг. |
Заключение
Развитие детской музыкальной школы в соответствии с новыми задачами требует, в первую очередь, осознания руководителями и преподавателями необходимости изменений и перемен. Пришло время говорить о постоянных изменениях в сфере детского музыкального образования, что связано с меняющимися запросами новых поколений, с реформой общего образования, с высокой психологической и физической загруженностью детей, развитием информационных технологий и т.д.
В соответствии с Российским законодательством и основными регламентирующими деятельность школы документами, коллектив Детской музыкальной школы № 1 имени Г. Синисало, в качестве своей основной цели выдвигает становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с людьми, природой, обществом, государством, на основе общепринятых гуманистических ценностных ориентаций.
На современном этапе возрастают требования к качеству образования, повышается роль диагностики индивидуального развития детей, приоритетными становятся здоровьесберегающие технологии, повышаются требования к квалификации и компетенции педагогических кадров. Информатизация образования относится уже не к «образу будущего» - она превращается в насущную, жизненно важную потребность. Делается ставка на широкое применение сети Интернет- и медиа-технологий в повседневной деятельности школы.
Сегодня для школы важны участие и достижения обучающихся в смотрах, фестивалях, конкурсах, выставках; успешное освоение учащимися образовательных программ, и. одновременно, включенность детей в непрерывный процесс дополнительного образования; ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка, как возможность дальнейшего выбора профессии по определенной направленности.
Ключевая задача, которую предстоит решать руководителям и педагогическим коллективам, - это умение адекватно и своевременно реагировать на изменения внешней среды и обеспечивать качественное образование в условиях дефицита бюджетного финансирования и сокращения количества новых учащихся. В связи с этим школа намерена активизировать работу по осуществлению мониторинга востребованности своих услуг введению в образовательный оборот новых творческих предложений и проектов, налаживать конструктивные отношения с коллегами, лидерами общественного мнения, спонсорами, благотворителями, всеми соратниками и единомышленниками.
Представленная Программа является во многом лишь видением путей развития Детской музыкальной школы № 1 имени Г. Синисало. Программа соединила в единый комплекс специфику учреждения, нормативно-правовые условия его деятельности, требований и поставленные учредителем задачи, потребности школы, творческие идеи коллектива, пожелания детей и родителей.