Причины кризиса одного года.




(Новообразования кризиса одного года)

Причины кризиса 1 года — это расширяющиеся физические возможности ребенка. Ребенок становится на ножки, начинает ходить. Исследования, основанные на статистике развития детей, показывают следующее:

· в 8 месяцев ребенок может самостоятельно сесть;

· в 9 месяцев он начинает неуверенно ползать на четвереньках;

· в 10 месяцев малыш уже юркий ползун;

· в 11, 12 месяцев может сидеть, стоять, ползать и наклоняться.

 

Таким образом, к концу первого года физические возможности ребенка возрастают и он уже способен самостоятельно передвигаться. Как подчеркивает Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого.

Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Мы не можем сказать, говорящий ребенок или нет, однако именно здесь можно говорить о наличии латентного периода в становлении речи.

Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному ребенку. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают.

Попытки малыша самостоятельно исследовать окружающие его предметы наталкиваются на многочисленные запреты взрослых, заботящихся о его безопасности. Неудовлетворенность желаний вызывает у него негативные эмоции и протест. Так назревает кризис 1 года.

Симптомы кризиса:

О начале кризиса 1 года сигнализируют характерные черты присущие данному психическому явлению, симптомы кризиса 1 года, а именно: настойчивость в требованиях, крик, плач, упрямство. Более сильные аффекты выражаются показательным падением ребенка с битьем по полу руками и ногами. Последнее обычно связано с излишними запретами взрослых.
Кризис 1 года проходит на фоне общего торможения развития ребенка или даже отката в развитии. При этом наблюдаются:

1. Нарушения биоритма (сон – бодрствование);
2. Нарушение режима питания;
3. Эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Для кризиса первого года характерны следующие признаки:

 

· «Трудновоспитуемость» – ребенок, словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания;

· Резко возрастает желание сделать все самому;

· Малыш обостренно реагирует на замечания;

· Учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте;

• Проявление новых форм поведения ребенка, он может отказываться от выполнения необходимых процедур;
• Малыш превращается из покладистого в «трудного» ребенка – проявляет непослушание, упрямство, требует все больше внимания;
• Бурная реакция на замечания и запреты, реагирует плачем, агрессивным поведением или обижается.
• Ребенок становится капризным и раздражительным.
• Противоречия в поведении - ребенок может просить вашей помощи и тут же сам от нее отказаться.

 

 

Характерные черты кризиса первого года жизни:


-гипертрофированная привязанность к маме.

-повышенная эмоциональная возбудимость, капризность.

-непослушание и упрямство.

Ситуации из жизни:

1. «Хвостатая мама»

Ребенок не отпускает маму ни на шаг, не давая ей заниматься домашними делами и др.

В такой ситуации следует уделить ребенку как можно больше внимания. Играть с ним, носить на руках, возится. Через некоторое время, малыш удостоверится, что мама никуда не исчезнет и сам потребует свободы.

2. «Плачь под дверью»

Стоит вам закрыть дверь, ребенок начинает горько рыдать под дверью. Это вовсе не из вредности, а от большой любви и страха потерять.

Есть несколько путей решения данной проблемы.

Берите с собой цветные бумажки или фантики, суйте их под дверь малышу, он будет брать их и передавать обратно.

Громко петь любимые песни, ребенок будет слышать ваш голос и знать, что вы никуда не исчезли.

3. «Маленький исследователь»

Бывают ситуации, в которых ребенок из-за своего интереса и тяги к исследованиям может нанести вред себе или тому что его окружает.

В таких ситуациях ни в коем случае нельзя пресекать любопытство малыша, но его можно направить в правильное русло. Например, «Книжку рвать нельзя, но за то ее можно перелистывать» или «Живого котенка не надо хватать за хвост, ему больно, его можно погладить».

4. «Обыденные войны»

Классическое проявление кризиса одного года – это возникновение больших проблем в самых обычных делах. Ребенок начинает проявлять редкостное упрямство и негативизм в вопросах еды, одевания, прогулок.

Годовалый ребенок очень восприимчив к к чужому примеру, поэтому на примере мальчика с картинки или плюшевого медвежонка можно покормить и одеть ребенка.

5. «Буря эмоций»

Настроение меняется каждые 30 секунд, ребенок рыдает, кидает вещи и игрушки на пол.

Не стоит кричать на ребенка, наоборот, надо посочувствовать ему и постараться переключить его внимание на что-то другое.

Также ребенок может капризничать для достижения какой-либо цели или от усталости. В первом случае надо уделить немного времени малышу, ведь ему просто может быть скучно. Во втором же случае стоит положить на подушку ребенка мешочек с травами, спеть колыбельную песню, ласково поговорить с ним.

 

 

Рекомендации при кризисе одного года:

Старайтесь создать в доме благоприятную обстановку для безопасной самостоятельной деятельности малыша, уберите ненужные вещи. Если необходимо запрещать, предоставьте возможность играть с подобными предметами. Например, забрав квитанцию об оплате коммунальных услуг, взамен положите лист бумаги. Также целесообразно отвлекать малыша от опасных предметов или действий, переключая его внимание на другие занятия.

Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену.

Еще одна серьезная проблема этого возраста – сказать хочется много, но пока не получается. В ваших же интересах целенаправленно заниматься развитием речи ребенка. Очень важно постоянно комментировать вслух свои действия и действия ребенка, называть вещи своими именами (не «запихнем эту штуковину вон туда», а «положим карандаш в коробку»).

Отнеситесь с пониманием к потребностям своего годовалого ребенка, помогите ему удовлетворить свои самостоятельные устремления, не подавляйте его инициативу и экспериментаторские способности, это очень важно для развития личности.

 

Вывод:

В жизни ребенок преодолевает не один кризис. За первым последует кризис трех лет, семи, и примечательный своей трудностью – переходный. Кризис в каждом возрасте означает, что ребенок переходит к новой ступеньке самостоятельности. В первый год жизни ребенок осваивает важные этапы своего развития – учится ходить и передвигаться в пространстве без посторонней помощи. Все, что попадает в поле зрения маленького исследователя, незамедлительно отправляется в рот. Малышу интересно все до мелочей. В это время ребенок начинает формироваться как отдельная, независимая личность. Он бурно отстаивает свои предпочтения, отвергает то, что ему пришлось не по нраву или действия, навязываемые ему взрослыми.

Кризис первого года жизни для малыша чрезвычайно важен, он растет, развивается, и ему нужна поддержка, которую обеспечить могут только родители.

 

Список используемой литературы:

 

https://riff.mirbb.net/t487-topic;

https://babynet.ru/1-3/vospitanie/2.html;

https://medportal.ru/enc/parentschildren/agecrisis/6/;

https://volodka-child.ru/krizis-1-goda/;

Г.А.Урунтаева, «Дошкольная психология», М.1998;

Л.Ф.Обухова, «Детская психология», М.1995;

О.А.Шаграева, «Детская психология теоретический и практический курс», М.2001.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: