Методика изучения конкурентов. При изучении конкурентов используется метод маркетингового анализа, в результате которого можно определить:
· что представляет собой рынок, какова текущая ситуация и как она развивается;
· какие конкуренты действуют на рынке, в чем их особенности, а также сильные и слабые стороны.
Основные действия
1. Составить список конкурентов. В зависимости от специфики отрасли и развитости рынка их может быть разное количество, но наиболее предпочтительным является число от 3 до 7.
2. Определить цели сбора информации о конкурентах, в частности:
· поиск новых ниш рынка;
· поиск удачных технологических и коммерческих новшеств (находок) конкурентов и передового опыта;
· выявление и использование собственных конкурентных преимуществ;
· выявление слабых мест конкурентов и пр.
3. Выявить параметры анализа (обычно базируются на «4 Р»): цены конкурентов, ассортимент конкурентов, каналы сбыта конкурентов, способы продвижения конкурентов.
Например, компания (туроператор) в качестве параметров анализа конкурентов может выделить:
· туроборот (объемы продаж, число обслуженных клиентов в год);
· месторасположение офисов продаж;
· ассортимент услуг;
· среднюю стоимость тура;
· имидж, бренд, престиж;
· места в рейтингах;
· программы лояльности, дисконтные программы;
· активность рекламных кампаний и пр.
4. Собрать информацию из открытых источников (интернет-сайты, СМИ, пресса, реклама и пр.) по следующей схеме:
· изучение сайтов конкурентов. Изучение сайтов — один из наиболее простых и экономичных способов исследования конкурентов. Особый интерес представляют новости, открытые вакансии, основные клиенты. Эти разделы показывают текущее состояние дел у конкурента. Также можно проанализировать параметры самого сайта: месторасположение сайта (платный или бесплатный хостинг), информативность, соответствие языка информации уровню целевой аудитории (понятность информации), дизайн, частота обновления информации, удобство пользования сайтом, навигация, наличие дополнительных материалов (например, тематических статей) и пр.
|
· анализ публикаций в СМИ. Особое внимание имеет смысл обратить на рейтинги, интервью конкурентов, обзорные статьи по отрасли, опубликованные данные исследований. Параметры анализа в данном случае: издание, где идет упоминание о ваших конкурентах; высказывания конкурентов; оценки работы фирм- конкурентов другими участниками рынка. Объективным критерием оценки может быть число упоминаний компаний конкурента в профессиональных изданиях, по ТВ и пр.
· изучение рекламных средств конкурентов (каталогов, плакатов, листовок, роликов, медийных продуктов, баннеров и пр.). Можно применять разовые акции, а также с периодичностью: один раз в неделю, месяц, квартал и пр. Результаты наблюдения могут быть оформлены в таблице (табл. 1).
5. Собрать информацию методом пробной покупки или переговоров. Фактически этот метод реализуется по технологии метода «тайный покупатель», но необходим хорошо составленный вопросник.
6. Исследовать конкурентов на выставке. Этот метод аналогичен пробной покупке, только наблюдение и переговоры осуществляются на выставке. В ходе наблюдения стоит обратить внимание, насколько активно работают ваши конкуренты с клиентами.
|
При проведении наблюдения на выставке показатели оценки могут быть следующими:
· общая характеристика стенда: размер, оформление, рекламная продукция, наличие переговорных столов и пр.;
· работа персонала с клиентами: количество клиентов у стенда, активность переговоров, массовые акции, внешний вид стендистов, участие в «круглых столах», другие формы активности и пр.
Таблица 1 Результаты наблюдения
Название фирмы | Вид наружной рекламы | Краткое описание | Местонахождение рекламного средства | Примечание |
ООО «Спутник» | Баннер | Рекламный слоган | Выход из метро | Высказывание попутчика, друга |
7. Опросить клиентов о конкурентах. Лучше использовать краткий анкетный или устный блиц-опрос:
- что вы думаете о наших конкурентах;
- в чем они нас превзошли;
- в чем наши преимущества;
8. Опросить сотрудников компании о конкурентах. Довольно часто сотрудники, которые в процессе работы сталкиваются с конкурентами, получают отзывы клиентов, где они высказывают мнения, замечания, сравнивая вас с конкурентами, но никому не передают такую информацию. Ее можно собирать и систематизировать. Приведем примеры обработки полученной информации о конкурентах в форме сравнительного анализа (табл. 7.2. и 7.3).