Mystery Shopping («таинственная покупка») — метод маркетингового исследования, задача которого — анализ и оценка качества организации продаж и обслуживания потребителей.
При этом методе под видом клиента в компании направляются специальные агенты (споттеры), которые, моделируя процесс покупки товара или услуги, собирают информацию о параметрах бизнеса и соблюдении стандартов обслуживания.
Методика Mystery Shopping появилась в начале 70-х годов XX в. в США и Канаде и зарекомендовала себя как наиболее эффективная для получения обратной связи.
Цели исследований зависят от потребностей компании, среди них могут быть:
· анализ и оценка принятых стандартов обслуживания;
· коррекция принятых стандартов обслуживания;
· определение «слабых мест» бизнеса;
· оценка профессиональной компетентности отдельных сотрудников;
· анализ и оценка качества обслуживания клиентов компанией и ее конкурентами для определения конкурентных преимуществ.
Процесс проведения Mystery Shopping включает этапы:
1) определение целей;
2) подготовка легенды;
3) составление анкеты;
4) подбор и подготовка споттеров;
5) проверка и анализ данных;
6) составление отчетов;
7) презентация результатов.
Форматы проведения мониторинга «Таинственный покупатель»:
· личные визиты «таинственных покупателей» в торговые точки, офисы продаж;
· «контрольная покупка» — визиты «таинственных покупателей» в торговые точки или офисы продаж с обязательной покупкой;
· телефонные звонки «таинственных покупателей» в офис компании;
· наблюдение «таинственных покупателей» под видом ожидающего своего друга-покупателя за всем происходящим в клиентской зоне компании.
|
Mystery Shopping — метод маркетингового исследования, которое является одним из основных элементов управления бизнесом. Он позволяет оценить работу компании с точки зрения клиентов.
В компанию (магазин, отделение банка, офис турфирмы, гостиницу) приходит специалист по оценке качества сервиса, который ведет себя как обычный клиент, задает типичные «покупательские» вопросы в рамках согласованной с заказчиком «легенды» и, может быть, даже что-то покупает. По результатам посещения специалистом по оценке уже за пределами компании заполняется развернутая анкета-опросник.
В анкете обычно приводится от 40 до 60 параметров, по результатам анализа которых готовится аналитический отчет.
Среди параметров оценки могут быть:
· состояние и оснащение офиса;
· работа диспетчерской службы по телефону или call-центра;
· внешний вид и манеры персонала;
· поведение персонала в конфликтных ситуациях;
· компетенция продавцов в области потребительских свойств и особенностей товаров (услуг);
· навыки презентации продукта (услуги);
· навыки работы с покупателем (или навыки активных продаж и делового общения);
· выполнение текущих маркетинговых акций (товар дня, продажа дисконтных карт, продвижение новых торговых марок и пр.);
· уровень цен и спектр дополнительных услуг.
По результатам исследования Mystery Shopping подготавливается отчет, включающий следующие основные разделы:
· методика исследования. Раздел содержит краткое описание методики исследования (сценарии, структура собираемой информации, характеристика объектов мониторинга, характеристика тайных покупателей, план-график проекта);
|
· результаты оценивания по выделенным критериям. Раздел содержит сводные статистические данные по результатам оценок (единая таблица с индивидуальными и усредненными результатами по каждому критерию и каждому оцененному сотруднику/ предприятию/продукту). Сравнение полученных данных с предыдущими периодами оценивания (анализ динамики оценок);
· интерпретация результатов. Раздел содержит аналитическую интерпретацию полученных результатов оценки (с выдвижением гипотез и причинно-следственных связей в отношении полученных данных);
· предложения-рекомендации по совершенствованию системы обслуживания. Раздел содержит конкретные практические рекомендации по корректировке бизнес-процессов, обеспечивающих обслуживание клиентов компании, систем управления;
· ожидаемые результаты'.
— увеличение уровня продаж;
— контроль качества оказываемого сервиса;
— обратная связь с «переднего края бизнеса»;
— аудит цен и соответствие стандартам мерчендайзинга;
— анализ конкурентов и определение конкурентных преимуществ;
— раскрытие резервов для дополнительного обучения и возможности для роста продаж;
— возможность обеспечить позитивные отношения с потребителями и поддержать честность работников.