Роландо Бандинелии: студент и профессор




Маршал В. Балдуин

Александр III и двенадцатый век

 

Папа-миротворец

 

XII век стал для Европы своеобразным водоразделом: две великие державы, Англия и Франция, только нащупывали тот политический курс, который будет определять их судьбу в дальнейшем. Более того, антагонизм, свойственный этим странам в XIV-XV веках, был немыслим в условиях, когда континентальные владения Англии не уступали по территории землям капетингских королей. Алиенора Аквитанская, жена французского и английского монархов, словно воплотила в себе всю историю XII столетия, явившись неким связующим звеном между двумя династиями. Войны были еще впереди…

Империя, испытавшая унижение в Каноссе, постепенно – под твердой рукой Гогенштауфенов – распространяла свою власть на Италию, лакомый кусочек, на который покушались многие императоры. Однако папство воспротивилось такой агрессивной политике своего соседа. Со времен Григория VII папская Курия активнейшим образом манипулирует интересами ведущих держав, выступая своего рода третейским судом, к решению которого должны были прислушиваться светские владыки. Ловко лавируя между Империей и Норманнским королевством на юге Италии, Папы стремились извлечь собственную выгоду, хотя иногда и оказывались между молотом и наковальней. Не стоит забывать о претензиях Византийской империи на итальянские земли: Комнины всегда считали, что, по крайней мере, Южная Италия входит в сферу их влияния, и грезили о воинских подвигах нового Велизария.

В 1159 году на Папский Престол взошел Роландо Бандинелли, вошедший в историю как Александр III. К сожалению, его избрание было омрачено альтернативными выборами, в результате которых был избран антипапа Виктор IV, опиравшийся на императора Фридриха Барбароссу. Фридрих готовился к завоеванию Северной Италии и установлению своего контроля над сердцем страны – Римом, исконной папской вотчиной. В сложившейся ситуации Александр был вынужден временно покинуть родину и найти прибежище во Франции, активно помогая оттуда Ломбардской лиге – союзу североитальянских городов, созданному для борьбы с Империей. Раскол (схизма), будораживший Западную Европу, был преодолен только двадцать лет спустя – победа законного Папы над императором была хотя и неполной, но неоспоримой. Фридрих Барбаросса признал Александра III, тем самым показав бессмысленность своих итальянских авантюр, из-за которых сильно пострадали города Северной и Центральной Италии. Умеренность в требованиях, изумительная политическая выдержка, «византийское» ведение переговоров, свойства, присущие столь немногим папам, принесли желаемый результат – единство христианского мира было восстановлено.

Самым значительным испытанием в жизни Александра III стало дело Томаса Бекета, архиепископа Кентерберийского, осмелившегося воспротивиться попытке вмешательства светской власти в церковные дела. Кларендонские Постановления, осужденные папой, а затем и Бекетом, испытали на прочность позицию Церкви в вопросе о границах светской власти. Неуступчивость папы в данном деле – показательный пример того, как Церковь защищала свои неотъемлемые права. Убийство Бекета омрачило великолепное царствование Генриха II – когда светская власть бессильна, она часто использует насилие как последнее и, как ей кажется, действенное средство для достижения сиюминутного результата. Последовавшее за убийством отлучение Генриха II, общественный резонанс, быстрая канонизация Томаса Бекета еще раз убеждают нас в дальновидности папского курса.

Сложно переоценить вклад Александра III в развитие канонического права, поскольку его осведомленность в столь сложной церковной дисциплине стяжала ему славу еще при жизни. Третий Латеранский Собор – венец деятельности папы; умиротворение, которое принес в церковную жизнь данный Собор, по-видимому, явилось главным достижением Александра III, сумевшего – вопреки ожиданиям – достичь согласия с Империей и положить конец схизме.

Попытка наладить конструктивный диалог с Византией натолкнулась, к несчастью, на непреодолимые препятствия: непомерные амбиции Мануила Комнина, догматические и канонические разногласия. Через несколько десятилетий наступит 1204 год – взятие и разграбление крестоносцами Константинополя окончательно отдалит западную Церковь от восточной. По этой причине попытки Александра сгладить противоречия между двумя Церквями весьма поучительны, поскольку весьма скоро вместо Папы-миротворца на папский престол взойдет Иннокентий III, человек жесткий и чрезвычайно тщеславный – цезарепапизм с этого времени надолго станет определять политику курии.

Мир вместо меча, диалог – альтернатива насилию, самоотверженное пастырское служение противопоставляется секуляризации Церкви. Если Папа действительно является наместником Бога на земле, то Александр III более всего уподобился Христу, посвятив всю свою жизнь заботе о Невесте Христовой – Церкви.

Канд. философ, наук Т. В. Антонов

 

Предисловие

 

Понтификат Александра III (1159-1181), один из самых продолжительных в истории папства, был не только отмечен схизмой и церковными спорами, но и засвидетельствовал значительные изменения, произошедшие в самом западном обществе в то время. Во многом именно благодаря этим спорам и общественным сдвигам, о личности папы Александра судили по-разному. В XII веке приверженцы Томаса Бекета и сторонники Лиги ломбардских городов полагали, что Папа покинул их. Однако в конце своей жизни на III Латеранском Соборе в 1179 году Александру оказали великое почтение, а двумя столетиями позже жители его родной Сиены могли созерцать весьма масштабные фрески из Спинелло Аретино, на которых гордый понтифик был изображен стоящим над простершимся императором.

В период эпохи Просвещения Вольтер описывал папу Александра как мудрого дипломата, чье мастерство позволило ему одержать верх над мощью Фридриха Бабароссы и избежать участи Григория VII. Философ воспринимал папу как человека, которому человечество было обязано больше, чем какой-либо другой личности Средневековья, потому что он «восстановил права народа и сдержал преступления королей». Всего сто лет назад Герман Ройтер посвятил три фундаментальных тома карьере папы, которого он рассматривал как великого священника и понтифика.

Современные историки также расходятся в своем мнении об Александре III. Одни, особенно Иоганн Галлер, указывая на неудачи папской дипломатии, отмечают, что Фридрих Барбаросса и Генрих II обыграли его, а сам Папа выступает нерешительным человеком, которому явно недостает тех достоинств, которыми обладали великие папы, такие как Григорий VII и Иннокентий III. Однако большинство историков середины XX века согласны с тем, что папа Александр III был великим человеком, хотя они делают этот вывод в целом на иных, чем Вольтер, основаниях. В своих работах эти авторы не акцентируют внимание ни на политических неудачах Папы, ни на его успехах. Так, Фридрих Хир, показывая его силу там, где иные находят его слабость, изображает Александра как «буржуазного» Папу, разделяющего правовые и интеллектуальные воззрения, характерные для североитальянских городов. Отличающийся от Григория VII по стилю своей деятельности, Александр тем не менее отражал, по мнению Ф. Хира, «новые духовные интенции масс». Однако признано, что сочинение Ф. Хира полемично, особенно его характеристика Александра как «представителя новой эпохи» в истории папства, – попытка автора связать личность Папы с определенной социальной группой или регионом пользуется меньшей поддержкой. Более верным кажется, как предполагает Марсель Пако в своем анализе идей Александра о власти понтифика, что политика папы отражает воззрения тех его современников, с которыми он был наиболее тесно связан, – служителей Церкви.

Вопреки расхождению во взглядах на личность Александра III среди историков, которое все еще существует, представляется возможным сделать определенные выводы. В результате научных исследований многих ученых, мы в XX веке намного лучше представляем себе данного папу, чем это было возможно при жизни Германа Ройтера. Более точные и появившиеся относительно недавно работы по каноническому праву пролили свет, и будут это делать в дальнейшем, на карьеру Папы, который признается всеми исследователями выдающимся юристом.

Целью этой книги является попытка дать представление, в виде относительно краткого изложения, о карьере Папы Александра III с учетом результатов самых последних исследований. Долг автора перед более подробными работами иных историков будет очевидным для всех тех, кто много читает. В некотором отношении без их поддержки, объявляя себя ответственным за выраженные мнения, он особенно желает поблагодарить своих уважаемых коллег из Университета Нью-Йорка: заслуженного профессора в отставке Т. Ф. Джонса за ознакомление с текстом всей рукописи, профессора Джона Уилкса, прочитавшего главы, касающиеся истории Англии, и мисс Сару Синдел, которая проверила некоторые переводы.

 

Глава I

 

 

Роландо Бандинелии: студент и профессор

Предметом основной заботы для любого Папы является управление церковными делами. Для него это – ежедневная работа, или рутина. Как приходский священник заботится о душах своих прихожан, так и Папа опекает все церкви. Эффективность этого попечения со стороны верховного пастыря зависит от многих факторов, таких как, например, свобода действий церкви, подготовленность служащих к управлению церковными делами и их моральный облик, а также личность и образованность папы.

Александру III в наследство от его предшественника достались фундамент и некоторая структура впечатляющего административного аппарата, то есть папская монархия. Многое предстояло сделать для улучшения работы этого аппарата, и значительный вклад в завершение данного процесса принадлежит Александру. Этот вклад станет еще более очевидным, если учесть, что фактически на всем протяжении понтификата Александра его внимание было отвлечено на две важные проблемы: на затянувшийся спор с императором Фридрихом Барбароссой и захватывающую борьбу между английским королем Генрихом II и архиепископом Кентерберийским Томасом Бекетом.

Эти два конфликта, каждый со своей стороны, были следствиями глубокой трансформации, которой подверглось западное общество в предшествующие пятьдесят лет. Фундаментальная реорганизация церковной структуры, известная как григорианская реформа, названная так по имени самого выдающегося реформатора, Папы Григория VII (1073-1085), произвела большой переворот в европейской жизни. Эта трансформация была широкой и глубокой, коснулась сферы культуры так же, как политики и религии, и в конечном счете оживила жизнь Европы во всех ее аспектах. Для карьеры Папы Александра III одним из наиболее важных ее последствий явилась переоценка отношений между светской и религиозной властями, в результате чего традиционно принятые взгляды на эти отношения были поставлены под сомнение.

Если можно говорить об определенных событиях, знаменовавших конец эпохи реформ и религиозного идеализма, то необходимо назвать провал Второго крестового похода (1147-1049) и смерть св. Бернара Клервоского (1153). Неудача крестового похода разбила великие надежды и разрушила иллюзии тех, кто представлял Европу все еще объединенной общей целью. Св. Бернар являлся воплощением этого идеала. Фигура великого аббата ордена цистерцианцев в течение поколения возвышалась над светской и религиозной Европой. Его смерть поэтому совпала с окончанием прежней и началом иной эпохи, когда поднялись новые различные силы в жизни Европы: королевства, города, торговля, новые концепции в юриспруденции и новые интеллектуальные веяния. Эти явления не были абсолютно новыми, не испытавшими противодействия, а их триумф не был внезапным, но вскоре им было суждено приобрести невиданный масштаб. Фактически, на время жизни св. Бернара, когда появились новые идеи, но старые полностью еще не отжили, пришлось окончание учебы Александра – он был призван протеже св. Бернара, папой Евгением III (1145-1153), на работу в Курию.

Роландо Бандинелли, в будущем Папа Александр III, родился в Сиене в начале XII века. Хотя мы не обладаем точными сведениями, видимо, Райнуччи Бандинелли, отец Роландо, происходил от некоего француза, который приехал в Сиену в начале XI века. Не многое известно о положении семьи Бандинелли в год рождения Роландо, но, очевидно, она играла существенную роль в делах родного города. Одним из немногих фактов о ранних годах жизни Роландо, который можно установить, является то, что он обучался теологии и каноническому праву в Болонье примерно в 1139-1142 годах. Поскольку Сиена не могла в то время похвастаться какой-либо хорошо известной школой, возможно, Роландо уехал в Болонью с целью получить образование. Действительно, чтобы достигнуть определенного положения, он должен был учиться в школах, получивших известность.

Мы не знаем точно, в какой период времени и в какой школе Болоньи учился Роландо. Поскольку он принадлежал к белому духовенству, вероятно, что он был прикреплен к архиепископской школе. В 1148 году, когда будущий Александр III был призван на работу в Курию, он служил диаконом и каноником в Пизе. Как долго он исполнял эти обязанности и когда он покинул Болонью, неизвестно, хотя есть основания полагать, что Роландо учился там некоторое время. Также возможно, что Роландо преподавал некоторое время в епископской школе в Пизе. В любом случае в эти годы, прежде чем стать кардиналом, он на собственном опыте знал проблемы образования того времени.

Интеллектуальное движение в сфере образования, в котором принимал участие молодой Роландо, было частью более широкого процесса, который историки окрестили Возрождением XII века. Этот интеллектуальный расцвет, подобный другим периодам европейского культурного развития, которые описываются как «Ренессанс», представлял одну из фаз постоянной, хотя и прерывавшейся на время, переоценки Европой своих интеллектуальных оснований через изучение своего античного, классического прошлого. Однако то движение, которое происходило в XII веке, нельзя представить только лишь имитацией или почитанием греческой и римской культуры. Самобытные писатели, мыслители и художники открывали новые горизонты не только в узких академических областях, но и в литературе, искусстве и политике, стараясь примирить новые идеи со старыми проверенными принципами.

Рост населения в Европе в период относительной стабильности и общественного порядка предложил более широкие возможности для работы образованным людям в церковной и светской сферах. Данный процесс сопровождался резким увеличением количества студентов, и в век, характеризовавшийся ростом городов, городские учебные центры, особенно кафедральные школы, должны были процветать. Таким образом, первенство в сфере образования, которое принадлежало монастырским школам в более раннее время, перешло в руки белого духовенства, занявшего сильные позиции в этой области. Однако мы не должны из этого делать вывод, что новые городские школы полностью затмили духовное обучение в религиозных центрах. Ведь школы, о которых так много говорится в высоком Средневековье, включали институты различного происхождения, которыми заведовала как светская, так и духовная власть.

Быстрое расширение академического сообщества создало новые административные проблемы: квалификационные стандарты преподавания, отношение студентов к профессорам, а также тех и других к местным городским властям, правила процесса обучения. Фактически именно решение этих проблем способствовало созданию со временем учебных организаций, которые нам известны как университеты. Александр III не дожил до того момента, когда он смог бы увидеть полное осуществление этого процесса, но как студент и профессор он застал его истоки, а как Папа способствовал расширению образования и его организации.

Из трех предметов: теология, право и медицина, – которые привлекали большинство средневековых студентов, Роландо Бандинелли интересовали, в основном, первые два. Примерно за десятилетие до того, как он оставил академическую жизнь ради административной работы в Курии, было опубликовано сочинение Грациана о каноническом праве. А десятью годами позже появился теологический трактат Петра Ломбардского. Обе работы стали эпохальными сочинениями в своих областях, и Роландо попал под влияние интеллектуальных идей этих трудов. Кроме того, большое влияние на него оказала работа Пьера Абеляра, весьма спорной по сей день личности Средневековья. Решить спор, вызванный сочинением Абеляра, в данной книге невозможно, но, по крайней мере, можно затронуть те вопросы, которые являются уместными в описании предмета обучения и преподавания Роландо. Абеляр оказывал высшее доверие силе разума, способного объяснять и поддерживать религиозные истины. Разум не может быть заменен авторитетом, но им также должно руководствоваться; диалектика, соответственно, должна быть инструментом в конструировании системы религиозного знания. На этой основе в своем труде «Sic et non» («Да и нет») Абеляр сопоставил противоречащие высказывания церковных авторитетов и подверг их критике и анализу. Для Абеляра теология была наукой, и он придал теологическим штудиям новое направление и импульс.

Таким образом, не без опасений и вопреки продолжительному спору, христианская мысль была направлена в сторону формирования теологической науки вследствие сохранившегося, вопреки оппозиции, абеляровского подхода. Действительно, возможно в работах определенных писателей середины века выделить существование того, что может быть названо абеляровской школой преподавания теологии. В предыдущие времена сочинения составлялись, в основном, из отрывков Священного Писания и работ Отцов Церкви и были компендиумами высказываний церковных авторитетов. В XII в. возникла новая тенденция группировать материал в некоем логическом порядке, чтобы произвести конструктивную работу теологического синтеза. К трактатам подобного рода относятся и «Sentences» («Сентенции») Роландо Бандинелли, увидевшие свет в 1149 или 1150 году, а окончательную форму получившие после того, как их автор добился места в Курии. Это произведение в основном представляет интерес в качестве источника биографических сведений о Бандинелли, как свидетельство его обучения и интеллектуальных способностей. Оно не оказало большого влияния – не потому, что имело малую ценность, но, возможно, частично из-за того, что университет в Болонье не имел такой же значимости в области теологии, каким он обладал в юриспруденции. Более того, его «Сентенции» были всего лишь одним сочинением в ряду подобных трактатов этого времени, и к тому же всех их затмила одноименная работа Петра Ломбардского. Последняя работа, превосходя все прочие, знаменовала собой своеобразный пик в процессе превращения теологии в систематическую науку, и Роландо принимал участие в этом процессе в тройном амплуа – сначала как ученик, затем как учитель и писатель.

В сравнении с теологическими сочинениями, вклад Роландо в развитие канонического права был более ведомым и включал не только его достижения как учителя и писателя, но также его решения как Папы. Как профессор и, по всей вероятности, как студент, учившийся в Болонье Роландо находился в центре процесса возрождения юридических исследований в Средние века. Ирнерий (?-1126), первый широко известный средневековый толкователь римского права, преподавал в Болонье, а после него дело продолжили «четыре знаменитых доктора». Суть их метода изложения гражданского права состояла в составлении комментариев (глосс) на текст и в постановке вопросов для обсуждения, не только в подробном изложении сути ценного юридического материала, но в разработке системы наставлений, которые оказали большое влияние на работу их коллег, каноников. Возможно, что Роландо слушал лекции этих четырех докторов, – для духовного лица, занимавшегося каноническим правом, было обычным проявлять интерес к гражданскому праву. Вопреки некоторой оппозиции такого рода исследованиям римского права со стороны церковников, потребности времени состояли в развитии и структурировании канонического права.

Одним из лучших плодов возрождения права стала появившаяся в 1140 году книга Грациана «Concordia discordantium canonum» («Согласование противоречащих канонов»), обычно называемая «Decretum» («Декрет»). Выход этой работы напрямую отразился на карьере Роландо. Фактически имя будущего папы оказалось связанным с именем Грациана, так как в заметке, написанной каноником Угуччо, сообщается, что Роландо преподавал в Болонье в то же время, когда был написан «Decretum». То, что их имена оказались связанными, таким образом, представляется примечательным фактом, так как работа Грациана открыла новый период в развитии канонического права, так же как в теологии это сделало произведение Петра Ломбардского. Была произведена систематизация до сих пор беспорядочного множества данных, и это очень облегчило рациональное, упорядоченное изучение предмета. Приблизительно за полвека были опубликованы дюжина или больше трактатов на «Decretum». Некоторые из людей, которым принадлежали эти трактаты, стали епископами или кардиналами, был среди них и Роландо Бандинелли. Хотя мы не располагаем точными доказательствами, можно сделать предположение, что методология произведения Грациана могла повлиять на воззрения Роландо. По-видимому, он сделал далеко идущие выводы на основании этого сочинения. Количество комментариев, включая его собственный, свидетельствовало о высокой репутации «Decretum», которую тот вскоре снискал.

Комментарий Бандинелли, «Stroma (summa) Rolandi», или «Stroma et decretorum carptum», был составлен где-то между 1142 (крайняя возможная дата написания «Decretum») и 1148 годами, когда Роландо покинул Пизу. Предназначенные профессором для своих студентов, возможно для текущего курса обучения, «Stroma Rolandi» были и педагогическим трактатом, и объяснением текста «Decretum». Соответственно, некоторые разделы к «Decretum» получили форму кратких комментариев, или резюме. В любом случае, самый большой раздел, касающийся вопросов брака, стал тем предметом, где вклад Роландо в каноническое право был особенно весомым.

Два других вопроса, которые привлекли внимание Роландо, представляли для него нечто больше, чем просто академический интерес. Во-первых, он четко разработал иерархическое представление о церковной организации, которая допускает для каждого ее элемента отдельную, особую юрисдикцию. На вершине, согласно этой теории, находился Папа, чей верховный авторитет Роландо постоянно подчеркивал. Во-вторых, он приложил все усилия, чтобы прояснить и популяризировать представление о том, что относится в праве к духовным делам, или, говоря иными словами, о том, что подлежит церковной юрисдикции и является законным в церковных судах. Ни одна из этих идей не была новой: как и Грациан, Роландо просто тщательно строил свои рассуждения на основании понимания церковной организации и ее отношений с обществом, то есть затрагивал вопросы, которые были актуальными, начиная с григорианской реформы и даже немногим ранее, и представляли интерес для школы. При размышлении над «Stroma» Роландо понимаешь, что этот трактат показывает нам образованность Роландо и основные идеи, которые он поддерживал перед тем, как стать папой.

Хотя точно определить время поступления Роландо на папскую службу невозможно, наиболее вероятным для этого представляется 1148 год. Папа Евгений III, как известно, в это время находился в Пизе и едва ли мог не заметить такого перспективного молодого человека, как Роландо. Впервые имя Бандинелли в ранге кардинала появилось на документах от 21 ноября 1150 года; таким образом, это говорит об обычном для клирика двухлетнем подготовительном этапе перед работой в Курии. В конце этого периода обычно возводили в сан кардинала. Таким образом, незадолго до конца 1150 года папа Евгений назначил Роландо кардиналом-диаконом при церкви святых Косьмы и Дамиана.

Когда Роландо перешел на работу в Курию, он оказался связан с той административной организацией духовенства, которую обозначают термином «папская монархия». Этот институт, который Церковь, особенно со времени григорианской реформы, совершенствовала, имел сходство со светским монархическим управлением. Он отличался от последнего своей географической протяженностью, что, как следствие, создавало трудную проблему поддержания регулярных контактов между центром и периферией. Сторонники григорианской реформы, помимо настойчивых требований о невмешательстве светских властей в дела Церкви, особо настаивали на папском верховенстве внутри Церкви и соответствующем ограничении епископской юрисдикции, особенно юрисдикции архиепископа. С позиций структуры управления, это означало, что верховная власть Папы в сфере его компетенции должна была зачастую реализовываться через легатов, кардиналов или других клириков, представлявших Папу в особых миссиях или отдельных местностях.

Центральной структурой управления для папства была Курия, которая включала в себя коллегию кардиналов, как впоследствии она стала называться. О принципах работы этого органа мы подробно расскажем ниже. Две важнейшие административные функции, финансовая и секретарская, исполняли два отдела Курии: камера (саmerа) и канцелярия. Папская камера, возглавлявшаяся камерарием или управляющим, была ответственна за сбор и подсчет папских доходов. Очень похожая на современное английское казначейство, камера зарекомендовала себя компетентным и важным органом, и по-видимому, Папа Евгений уполномочил ее произвести опись всех источников доходов Святого Престола; говоря современным языком, Евгений улучшил систему ведения бухгалтерии. Папская канцелярия, самый старый особый отдел Курии, не имела точного аналога среди органов светского правительства. Большую часть своих дел Папы решали по переписке, а заведовала их корреспонденцией канцелярия.

Как свидетельствует уже само ее название, папская Курия обладала также судебными функциями, то есть была последней инстанцией в христианском мире. Она могла быть судом первой инстанции, но чаще выступала в качестве апелляционного суда. Усиление административной централизации привело к тому, что большая часть дел перешла в ведение Курии. Чтобы избежать чрезмерной загруженности Курии при ведении тяжб, папа часто назначал легатов для расследования обстоятельств или назначал местных священников в качестве делегированных судей в особых случаях. Когда епископы получали назначение, они действовали как папские судьи.

Вопреки жалобам на трудности, отсрочки слушаний и даже коррупцию, апелляции и различного рода религиозные дела продолжали поступать на рассмотрение в Рим. Несмотря на недостатки – критика современников была явно преувеличенной, – папская администрация была разумной, сложной системой, которая очевидно внушала сильное доверие.

Среди критиков работы Курии в XII веке фигура св. Бернара Клервоского требует большего внимания, чем простое замечание. Папа Евгений III – первый Папа из ордена цистерцианцев и его величайший аббат – был протеже св. Бернара. Между ними существовала постоянная переписка, кульминацией которой стал трактат св. Бернара «Dе соnsideratione» («О рассмотрении»), написанный между 1149 и 1153 годами. Эта книга состоит из наставлений бывшего учителя своему ученику, который превзошел его. Один писатель описал эту работу как «папскую проверку совести». Св. Бернар убеждает Папу в необходимости созерцания и напоминает ему о выдающейся духовной важности его высокого поста. Поскольку «Dе соnsideratione» предостерегал от мирских забот, которые были навязаны духовенству, это сочинение можно также воспринимать как критику светскости, которая существовала в действительности. Даже в институтах, посвященных исключительно религиозным целям, присутствовала опасность того, что административная рутина может затенить духовное начало. Никто не понимал этой опасности лучше, чем св. Бернар.

Этот трактат, появившийся именно в то время, был значительным явлением в истории папства и карьере Роландо Бандинелли. Он ознаменовал конец одной эпохи и начало другой. Если Александра III часто представляют как первого Папу-юриста, то Евгений III был последним в ряду Пап-монахов. «Dе соnsideratione» буквально пропитан монашеским духом. Карьера Александра III, по-видимому, знаменовала начало более институционального и, косвенно, менее духовного периода в истории папства. В течение этого периода, начавшегося с его правления и продолжавшегося следующие полтора столетия, понтификов больше привлекала активная жизнь, чем монашеское служение, и ни один из этих так называемых Пап-юристов не был канонизирован. Дихотомия монах-юрист, начиная с середины XII века, указывает на изменение позиций белого духовенства относительно образования и на использование рациональных подходов в теологических исследованиях. Однако все же не следует слишком акцентировать внимание на каком-либо из этих контрастов. Ни каноническое право, ни теология не были предметами исключительной монополии на изучение со стороны белого духовенства. Не все белое духовенство непременно проявляло интерес к мирским делам, а св. Бернар не выступал в пользу идеи роспуска Курии. Когда карьера Роландо как кардинала и папы тщательно анализируется, становится очевидным, что понятие «Папа-юрист» вовсе не подразумевает устранение заботы о делах теологических или духовных.

Хотя методы управления Папы Александра III и его преемников, по-видимому, были более юридически ориентированными, чем у его монашествовавших предшественников, общая цель папской политики оставалась прежней: становление истинно христианского общества, способного направлять людей к их вечному уделу. Естественные человеческие способности и соответствующие мирские действия должны быть, как это и происходило, направлены в определенное русло – к вечной жизни. Однако если конечная цель человеческого общества оставалась прежней, то структура этого общества изменялась или уже изменилась. Как следствие, во время жизни Папы Александра существовала значительная неопределенность в том, какая роль должна быть предписана правителю и священнику соответственно.

Европейские государства середины XII века по большей части были лучше объединены, чем в предшествующее столетие. Как мы предположили, определенный этап в политической эволюции подошел к концу, а другой только начинался. Более раннее состояние общества, которое можно условно назвать феодальным, сменилось другим, которое характеризовалось существованием более эффективного монархического управления. Быстрота данного изменения не была везде одинаковой, и представляется правильным допустить, что в течение жизни Александра феодальные порядки не исчезли. Тем не менее старые феодальные обычаи, которые оставались привычными и довольно полезными, сейчас должны были также способствовать новому делу монархического объединения.

Дальнейшее изменение старой общественной организации проистекало из продолжающегося подъема экономической жизни. Если, как сейчас полагают ученые, истоки средневекового экономического оживления можно проследить, по крайней мере, в X веке, то XI и XII века стали свидетелями его высшей точки. Население Западной Европы продолжало расти, торговля и промышленность – усиливаться, а новые городские и сельские общины умножались и укрупнялись. В течение XII века, а в некоторых случаях чуть ранее, многие городские общины стали выдвигать требования получения некоторого самоуправления. В зависимости от обстоятельств, такая ситуация способствовала усилению монархической власти. К этому можно добавить, что увеличение населения поставило перед Церковью проблему обеспечения значительного количества соответствующим образом подготовленных приходских священников для городов и сельской местности.

Европейская политическая жизнь того времени, когда Роландо стал кардиналом, определялась четырьмя государствами: Англией, Францией, Империей и Сицилией. Государства Иберийского полуострова, Северной и Восточной Европы или государства крестоносцев на Востоке, хотя и обладали определенным политическим весом, не играли ведущей роли в политике. Византийская империя, в правление умного и энергичного Мануила Комнина (1143-1180), однако, еще оставалась фактором, который следовало учитывать. Он стремился не только сохранить византийскую гегемонию в Восточном Средиземноморье, но и вернуть прежнее влияние Империи в делах Запада. С точки зрения пап, как, впрочем, и с византийской, отношения между Византией и Западом неизбежно затрагивали как религиозные, так и политические вопросы. Дипломатические действия всегда поднимали проблему религиозных отношений между Римом и Константинополем.

В формировании политики Папы по отношению к каждому из западных государств присутствовала общая цель – сохранение свободы действий духовной власти. Хотя процесс.развития духовенства в одном королевстве часто испытывал влияние от аналогичной ситуации в другом государстве, каждое из западноевропейских королевств представляло для Церкви отдельные проблемы в каждом конкретном случае. Особые отношения между Англией и Францией, например, являлись важным фактором в папской политике. Генрих II, король Англии (1154-1189), благодаря наследству, полученному от норманнской и анжуйской династий, и браку с Алиенорой Аквитанской, владел землями, которые охватывали практически всю западную половину Франции. Эта ситуация и ее политические последствия являются общеизвестными для изучающих английскую и французскую средневековую историю; менее исследованной представляется суть проблемы, созданной этой ситуацией для Церкви. Значительная часть французского духовенства находилась под политической – в XII веке это часто означало также церковную – юрисдикцией правителей Англии.

Германия, или Западная Римская империя, и Италия также создавали особые проблемы для пап. В X веке германские короли вновь установили свой контроль над Северной и Центральной Италией, в прежние времена осуществлявшийся Карлом Великим. Оттон I возродил Империю в 962 году, таким образом, установив особую связь между императором и Папой, которой не было в отношениях пап с другими европейскими правителями. В XI веке запрещение папы Григория VII производить светскую инвеституру и его последующая борьба с Генрихом IV поставили под сомнение хорошо установившуюся в Империи процедуру, на основании которой правители обеспечивали свой контроль над германскими епископами. Более того, такой контроль был жизненной необходимостью для Империи, где епископы по обычаю исполняли важные политические функции. Действительно, структура правительства, созданная императорами саксонской и салической династий в X и XI веках, была повреждена, и королевский контроль над Церковью, особенно над епископами, был оспорен. В целом, состояние Германии в середине XII века, сильно затронутой спором об инвеституре и гражданской войной, которую этот спор вызвал, ставило перед ее правителями огромную задачу по восстановлению государства, задачу более трудную, чем вражда с другими правителями. Эта проблема была осложнена сохранением имперской традиции, провозглашавшей притязания на Северную Италию.

В Северной Италии к середине XII века города, подобные Милану, Генуе, Павии и многим другим, развивались быстрыми темпами. Во время и после спора об инвеституре многие города освободились от политической власти своих епископов. Хотя они и соглашались принять имперский сюзеренитет, многие с неохотой признавали какое бы то ни было действительное ограничение их права самоуправления. Верность такому принципу, однако, разделяли не все, так как повсюду города соперничали друг с другом; при этом самые крупные города скорее искали поддержки Империи, чем боролись против нее. Двумя другими характерными чертами стали активизировавшееся участие в делах Италии Венеции, до тех пор державшейся в основном в стороне, и более акти<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: