Методические указания к теме «Борьба народных масс за углубление демократического содержания Английской буржуазной революции»




Примерный план

 

1. Политические партии и их программные установки в период революции. Экономические, политические и идейные предпосылки возникновения движения левеллеров и их оформление в самостоятельную политическую группировку.

2. Политическая программа левеллеров. Дискуссия левеллеров и индепендентов на Путнейской конференции. Левеллеры и индепендентская республика.

3. Социально-экономические программы индепендентов и левеллеров. Причины поражения движения левеллеров.

4. Истоки и классовая сущность движения истинных уравнителей.

5. Диггеры и Индепендентская республика.

6. Социальная утопия Д. Уинстенли.

 

Народные массы в Английской буржуазной революции принимали активное участие и инстинктивно пытались выйти за те рамки революции, которыми ее стремился ограничить блок буржуазии и нового дворянства. Формы этого участия были многообразны, но наиболее яркий след оставили движения левеллеров и диггеров («истинных левеллеров»). Не случайно, в одной из периодизаций Английской революции выделился этап 1647 – 1649 гг. как левеллеровский этап, когда революция в наибольшей степени приобрела демократический характер.

Как отмечал известный советский историк Г.Р. Левин, во многих западных работах о движении левеллеров встречаются две тенденции: одна рассматривает это движение как случайное явление, результат деятельности отдельных фантазеров, оторванных от реальной действительности; другая тенденция – изображать левеллеров как группировку, опиравшуюся только на армию и потому связанную с политической борьбой в парламентских войсках.

Вот почему, приступая к изучению темы необходимо иметь достаточно четкое представление о характере и задачах революции и ее ходе до вступления в революции буржуазно-демократический этап. При этом следует найти соответствующий материал, который позволяет уяснить экономические, политические и идейные предпосылки возникновения движения левеллеров (значительное ухудшение положения народных масс в период гражданской войны и его причины; усиление противоречий в парламентском лагере к концу первой гражданской войны (каких и между кем), завершившееся его расколом; характер законодательства Английской революции, особенно аграрного). Во-вторых, поскольку движение левеллеров отделилось в самостоятельное движение, после раскола индепендентов, то последующий анализ движения левеллеров не может быть плодотворным без определения позиции и программы индепендентов ко времени раскола. И, наконец, чтобы разобраться в политической программе левеллеров, надо разобраться в том, каковы были основные политические идеи, сформулированные лидерами левеллеров в памфлетах 1645-1646 гг. и понять, что подразумевали Лильберн, Овертон, Уолвин, обосновывая идеи естественного права, народного суверенитета, общественного договора, верховенство народа над парламентом и т.д. (конечно, не следует сводить политическую программу левеллеров к анализу содержания памфлетов Лильберна и его соратников, хотя уже в них был сформулирован ряд важнейших положений будущей программы).

Материалы по первому вопросу плана семинарского занятия студент может найти помимо самого практикума во введении к теме №6 «Сборника документов по истории Английской революции» (сост. В.М. Лавровский) в первом томе двухтомника «Английская буржуазная революция XVII в.» (с. 192-201), в работах М.А. Барга «Кромвель и его время» (с. 135-150) и «Великая Английская революция в портретах ее деятелей» (гл. 6,8), а так же в главе II работы Г.Р. Левина «Демократическое движение в Английской буржуазной революции» (есть распечатка в кабинете истории).

Основное внимание на первом семинаре по теме уделяется анализу политической и социально-экономической программ левеллеров (в сравнении с программой индепендентов).

17 июля 1647 г. на общеармейском совете обсуждался проект новой конституции, составленный Айртоном и Ламбертом, получивший впоследствии название «Основы предложений, исходящие от армии»; в ответ появился документ, подготовленный агитаторами «Дело армии» (здесь решительно отвергаются «Основы предложений», утверждается суверенитет народа, отводится определенное место социально-экономическим требованиям, но нет развернутых предложений об устройстве государства – в целом в документе содержатся в зародыше все идеи, нашедшие воплощение в проекте левеллерской конституции «Народное соглашение» и поэтому «Дело армии» следует считать программным документом, завершившим формирование группировки левеллеров). «Народное соглашение» было представлено армейскому совету в октябре 1647 г. и составлено как армейскими, так и гражданскими левеллерами.

Задача студентов, с одной стороны, выявить общие черты и различия политических (форма государства, порядок формирования органов государственной власти и управления, избирательное право, наличие демократических прав и свобод) программах, так и социально-экономических, а, с другой стороны не менее важно найти и понять аргументацию как индепендентов, так и левеллеров в обосновании положений своих программ. Такая аргументация во многом становится ясна при анализе прений на Путнейской конференции (как обосновывали «за» и «против» вопросы о власти и избирательном праве такие участники как главный теоретик индепендентов Айртон, так и представители левеллеров Уайлдман, Рэнборо, Аллен и др.), а так же «Манифеста», написанном руководителями левеллеров в тюрьме Тауэр в 1649 г. При этом следует обратить внимание, что, хотя левеллеры и вошли в историю под названием «уравнители», но их руководители, особенно Лильберн, всячески отказывались от названия, которое было дано левеллерам их противниками как название одиозное (такая позиция ярко проявилась в «Манифесте»). Необходимо также сравнить первую и вторую редакции «Народного соглашения», что позволит увидеть, что во второй редакции с одной стороны, углубляется стремление создать более демократическую систему выборов, предлагается увеличить представительства крупных городов, но в то же время, уступая давлению индепендентов, они фактически отказываются от принципов всеобщего избирательного права.

Движение левеллеров не завершается событиями 1647 г. Памфлет Д. Лильберна «Новые цепи Англии» помогает определить отношение левеллеров к индепендентской республики и расширить наши представления о их политической программе. Дополнительный материал к характеристике политической программы левеллеров можно найти в работе Г.Р. Левина (с. 63-101, 115-121, 122-133), М.А. Барга «Кромвель и его время» (с. 150-184), «Великая Английская революция в портретах ее деятелей» (гл. 8), в статьях А.А. Адо, М.Ю. Тумаркина, М.И. Бацера.

При рассмотрении социально-экономической программы левеллеров следует учитывать, что левеллеры на первый план выдвигали политические вопросы, а их социально-экономическая программа была более ограниченной; во-вторых, эта программа в основном представлена не в памфлетах руководителей левеллеров, а в многочисленных петициях низов и, наконец, в-третьих содержание социально-экономической программы левеллеров в ходе борьбы за демократические преобразования становилось более определенным, поскольку движение нуждалось в поддержке низов, хотя, как известно, широкой программы аграрных преобразований левеллеры так и не создали. Для понимания того, какова была социальная база движения (Г.Р. Левин полагал, что их опорой были городские мелкобуржуазные слои; Ю.М. Сопрыкин считал, что левеллеры опирались на зажиточное крестьянство и армейскую массу) следует проанализировать ряд документов («Дело армии», 7 пункт «Новых цепей Англии», «Манифест», петиции, четвертую редакцию «Народного соглашения») и выяснить, чьи интересы более всего отражены в этих документах, а также сравнить эти требования с тем, что в социально-экономической области требовали индепенденты и попытаться ответить на вопрос, какие программы – политическая или социально-экономическая – у левеллеров и индепендентов в большей мере совпадают или различаются.

Результатом самостоятельной программы студентов при подготовке к семинарскому занятию по данной теме должно быть заполнение сравнительной таблицы, в которой найдут отражение общие черты и различия политической и социально-экономической программ индепендентов и левеллеров, а также аргументация сторонников этих программ. Существенную помощь в составлении такой таблицы окажут не только упомянутые выше документы практикума, но и лекция X работы Г.Р. Левина (давно ставшая библиографической редкостью) «Социальная программа и социальная база левеллеров».

 

 

Сравнительная характеристика программ индепендентов и левеллеров

 

Вопросы Индепенденты Левеллеры  
1. Форма государства 2. Роль парламента, его права и функции 3. Демократические права и свободы 4. Избирательные права и избирательная система 5. Социально-экономические требования 6. Аргументация в защиту программ на Путнейской конференции        

 

Демократическое движение левеллеров сыграло большую роль в Английской революции, но все же потерпело поражение. Каковы были причины этого поражения – заключительный вопрос семинарского занятия, посвященного движения левеллеров, ответ на который не может быть односложным.

С учетом работы курса по балльно-рейтинговой системе одной из форм участия в семинаре может быть подготовка докладов по следующим темам: «Левеллеровское движение в армии», «Сравнительная характеристика четырех редакций «Народного соглашения», «Конференция в Петни», «Конфликт между парламентом и армией» и т.п., а также аналитические обзоры статей о движении левеллеров (особенно статьи Бакера в сравнении с положениями Барга и Левина).

 

Последние три вопроса плана посвящены движению диггеров (или, как предпочитали называть себя сами участники движения «истинных уравнителей»). Истоки этого движения не могут быть обнаружены только в анализе хода революции и порожденных ею противоречий. Их следует искать, с одной стороны, в чрезвычайно своеобразной расстановке классовых сил в английской деревне, прежде всего в процессе ее раскрестьянивания на протяжении более полутора веков, в аграрной политике блока буржуазии и нового дворянства в период революции и в резком ухудшении положения низов города и деревни, которые не почувствовали никакого облегчения от революции к концу гражданских войн и потому стремились продолжать ее дальше. С другой стороны, идеология крестьянства как класса в Англии периода революции уходит корнями к мотивам средневекового аграрного коммунизма. Как отмечал М.А. Барг, обезземеливание крестьянских масс и создало питательную почву для оживления и расцвета эгалитарных идеалов общинного прошлого. Новым в крестьянской идеологии было то, что в XVII в. речь идет не только о защите крестьянской собственности от огораживания, а о борьбе против юридической и хозяйственной монополии лендлордов на общинные земли, стремлении к «черному переделу» в пользу крестьянских низов. Уже в восстаниях 1607 г., когда впервые появляются термины «левеллер» и «диггер», они обозначают тех, кто стремился вторгаться в чужую собственность с целью ее передела в пользу обезземеленных (и термин «левеллер» 1647 г. не тождественен этому термину в 1607 г., их содержание разошлось).

Рост радикализма народных низов был ответом на растущий консерватизм парламентских верхов в ходе революции. Таким образом, хотя общественно-политическое течение истинных уравнителей оформилось в 1649 г., но гораздо раньше появляются так называемые «сельские левеллеры», а истоки движения в целом уходят намного дальше. Следует также обратить внимание на то, что если чаяния низов не нашли прямого отражения в идеологии и программных документах «политических» левеллеров, не создавших по существу аграрную программу, удовлетворяющую интересы крестьянства, тем более крестьянских низов, все же они (чаяния низов) оказывали определенное влияние на эволюцию и тактику левеллеров, и идеология истинных левеллеров вызревала «параллельно и под прикрытием течения политических левеллеров» (М.А. Барг). Глубокий анализ генезиса идеологий истинных уравнителей дан в статье М.А. Барга «К вопросу о социальной утопии диггеров» и в гл. III его монографии «Народные низы в Английской буржуазной революции XVII в.» (заметим в скобках, что некоторые современные авторы склонны упрекать М.А. Барга в идеализации движения диггеров и преуменьшении достоинств программы левеллеров – см. Бацер М.И. «Левеллеры против Кромвеля» (1647-1649) – Новая и новейшая история. М. 2002, № 3).

При анализе причин возникновения движения диггеров следует учесть, что беднейшие слои города и деревни не могли сразу осознать противоположность своих интересов и интересов буржуазии и нового дворянства, возглавлявших борьбу с абсолютизмом, и истинные уравнители как общественно-политическое течение могли появиться лишь тогда, когда выявилась мелко-буржуазная сущность левеллеров, от которых они отделяются к 1649 г., а пресвитериане и индепенденты утрачивают свой ре5волюционный потенциал.

Такие документы, как «Вопли отчаяния многих тысяч ремесленников», «Свет, сияющий в Бэкигемшире», «Новый закон справедливости» позволяют увидеть распространение идеалов справедливости, имущественного равенства среди обездоленных масс, формирование их взглядов на собственность, государство и т.д., а также ту реальную действительность, в которой они пребывали (рост дороговизны продуктов первой необходимости, налогового бремени, безработицы, всеобщей разрухи). В частности, по мнению М.А. Барга именно в памфлетах сельских левеллеров («Свет, воссиявший в Бекигемшире…» и в его продолжении «Новый свет») четко проявилась генетическая линия от «аграрных левеллеров» 1607 г. к истинным левеллерам второй половины 1640 – х гг. и к диггерам 1649 г., о предвосхищении в этих памфлетах ряда основных положений социальной доктрины Уинстенли и его последователей, а также их обращение к теории «нормандского ига».

Именно ниспровержение монархии и установление республики в 1649 г., приводит к окончательному размежеванию внутри лагеря революционной демократии и появлению движения диггеров.

Программным документом диггеров является манифест «Поднятое знамя истинных уравнителей» (обстоятельства появления группы диггеров на пустоши холма св. Георгия в приходе Кобхэм в графстве Серри и отношение, которое они встретили со стороны лендлордов и зажиточных фригольдеров подробно охарактеризованы в гл. IV работ М.А. Барга «Народные низы в Английской буржуазной революции XVII в.»). В нем были провозглашены принципы и цели движения. Опираясь на документы практикума и имеющуюся литературу (прежде всего работы М.А. Барга), следует охарактеризовать как практическую деятельность, так и прежде всего воззрения истинных уравнителей.

Следует различать две стороны движения истинных уравнителей: общедемократическую – как движение, которое было своеобразной формой крестьянско-плебейского восстания, отрицанием лендлордизма, и утопическо-коммунистическую, нашедшую выражение в провозглашении и попытке осуществления утопическо-коммунистических принципов.

Колония диггеров в сознании ее зачинателей была знаменем общенационального обновления общественной жизни. В связи с этим необходимо попытаться ответить на ряд вопросов: какой смысл вкладывали диггеры в свое самоопределение как «истинных уравнителей» (т.е. в чем они видели различия между собой и «политическими» левеллерами, чем в ответе на этот вопрос могут помочь их программные документы); как совместить призыв Д. Уинстенли к уничтожению частной собственности с его же заявлением командиру отряда, посланному с приказом рассеять диггеров и сделать невозможным что-либо подобное в будущем: «Мы ни на чью собственность не покушаемся»; почему диггеровские коммуны были весьма немногочисленными, хотя справедливо утверждение, что они выражали чаяния наиболее обездоленных слоев английского народа, численность которых составляла многие и многие тысячи людей; можно ли говорить о какой-то сознательной тактике движения диггеров и если да, то как ее оценивать.

Для понимания движения диггеров необходимо разобраться во взглядах Д. Уинстенли на причины социальной несправедливости, на связь строя частной собственности и угнетательской роли государства и т.д. В отличие от своих идейных предшественников (например Т. Мора) Уинстенли считал возможным положить конец социальной несправедливости уже в Англии XVII в. Поэтому основной свой труд – «Закон свободы» - он создал не в форме утопического романа, а в форме подробной конституции коммунистического общества, каким оно ему представлялось. Социальная утопия Уинстенли была опубликована через два года после крушения колонии диггеров, но разочарование относится не к принципам справедливого строя, а к путям его достижения. Последней его надеждой остается Кромвель, которому он и посвящает свой труд.

Свобода гражданина в утопии определяется Уинстенли как наличие у него независимых от чьей-либо власти источников существования (и прежде всего в свободе пользования землей). Уинстенли не только критикует современную ему действительность, но и подробно описывает организацию общественного производства и политический строй идеального общества (хотя и прибегает для этого к религиозной аргументации). Общая характеристика взглядов Уинстенли как утопически-коммунистических в данном случае совершенно недостаточна. Что дает основание характеризовать его взгляды как коммунистические? В чем заключалась их утопичность? Ведь Уинстенли существовавшему в его время уровню общественного производства лишь придавал идеальные черты – коммунистический принцип распределения продуктов труда (необходимо обратиться к определению понятия «коммунистический» в философском или политическом словаре и выявить, насколько это определение подходит к организации и принципам функционирования общества, описываемом Уинстенли в его социальной утопии). В качестве трудовой ячейки общества у Уинстенли выступает семья. Как предполагал Уинстенли организацию труда и распределение продуктов труда? Какую роль в его идеальном обществе играют торговля, деньги? Каков характер потребностей и способа их удовлетворения?

Описание политического строя идеального общества позволяет утверждать, что Уинстенли – решительный республиканец. Есть ли в этом плане различия и общее в республике, которую отстаивали «политические» левеллеры и Уинстенли?

Ценный материал, позволяющий охарактеризовать различные стороны движения истинных уравнителей содержится в 3, 4, 6 главах работы М.А. Барга «Народные низы в Английской буржуазной революции XVII в.», в главе 9 его работы «Великая Английская революция в портретах ее деятелей», в работе Т.А. Павловой «Уинстенли»

Источники:

1. Лильберн Д. Памфлеты. -М., 1937.

2. Практикум по новой истории (1640 - 1870) /Сост. Ю. Иванов, Ю. Муравьев. - М., 1973. - С.24-55.

3. Сборник документов по истории Английской буржуазной революции XVII в. /Сост. В.М. Лавровский. - М., 1973. - С.190-220, 269-317.

4. Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII - XVIII в. /Под ред. В.Г. Сироткина. -И., 1990.

5. Уинстенли Дж. Избранные памфлеты. - М.: АН СССР, 1950.

6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. - М., 1996.

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М., 1996. - Т.2.

8. Хрестоматия по новой истории (1640 - 1870) /Под ред. В.Г. Сироткина. - М., 1990.

 

Литература:

 

1. Адо А. А. Идейный конфликт индепендентов и левеллеров в годы Английской революции XVII в. //Вестник ЛГУ. - Сер. 11. Экономика, философия, культура. - 1981. - Вып. 4. - №31.

2. Английская буржуазная революция XVII века. - М.: АН СССР, 1954.

3. Барг М.А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. - М., 1991. - Гл. 6, 8.

4. Барг М.А. К вопросу о социальной утопии диггеров// Новая и новейшая история. - 1960. - №4.

5. Барг М.А. Кромвель и его время. - М., 1960.

6. Барг М.А. Народные низы в Английской буржуазной революции. XVII в. - М., 1967. - С. 152-254.

7. Бацер М.И. Левеллеры против Кромвеля (1647 -1649 гг.)// Новая и новейшая история. - М., 2002. - №3.

8. История Европы. - М., 1993. - Т. 3-4.

9. Лавровский В.М. Барг М.А. Английская буржуазная революция. - М., 1958. - Гл. 7, 8.

10. Левин Г.Р. Демократическое движение в Английской буржуазной революции. - Л., 1973. - Лекции 2, 3, 4, 5,10.

11. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. -М., 1998. -Т 1.

12. Павлова Т.А. Уинстенли. - М., 1987.

13. Прозорова Н.С. Политические и правовые взгляды Джона Лильберна.-М., 1960.

14. Сапрыкин Ю.М. Социально-политические взгляды английского крестьянства в XIV - XVII вв. - М.: МГУ, 1972. -С. 256-321.

15. Сатышев В.Е. Политико-правовые учения в Англии в эпоху буржуазной революции XVII в. - М., 1985.

16. Соколов А.Б. Английская революция сер. XVII века в новейшей зарубежной историографии// Вопросы истории, 2008, №5.

17. Тумаркина М.Ю. О конституционных проектах партии левеллеров в период английской буржуазной революции // Вестник ЛГУ. - 1987. - Вып. 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: