ВНИМАНИЕ
Внимание- направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Критериями внимания являются:
1) внешние реакции- моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности), вегетативные (задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);
2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности, ее организации и контроле;
3) увеличение продуктивности деятельности («внимательное»
действие эффективнее по сравнению с «невнимательным»);
4) избирательность (селективность) информации;
5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.
ФУНКЦИИ
- целенаправленный отбор значимой информации и удержание ее, пока не будет достигнута цель;
- игнорирование других воздействий;
- регуляция и контроль действий с целью их улучшения;
- усиление видимости (подобно прожектору), позволяющее лучше рассмотреть объект, явление или действие.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ВНИМАНИЯ
По степени активности:
1) непроизвольное (возникающее стихийно, не связано с участием воли, носит пассивный характер)
2) произвольное (характерно наличие сознательной цели и волевого усилия)
3) послеироизвольное внимание (появляется при вхождении в деятельность после произвольного внимания)
По происхождению:
1) природное (врожденная способность реагировать на внешние или внутренние стимулы)
2) социальное (складывается прижизненно в результате обучения и воспитания)
|
По использованию средств:
1) непосредственное (не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям человека)
2) опосредованное (регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов)
По объекту внимания:
1) внешнее чувственное (связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств)
2) внутреннее интеллектуальное (связано с сосредоточенностью и направленностью мысли)
ПАМЯТЬ
Определение памяти может быть различным.
Память- 1) психический процесс отражения предметов и явлений окружающего мира, которые действовали ранее на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий память отражает лишь то, что ранее ощущалось и воспринималось (отдельные свойства и целостные образы предметов и явлений окружающего мира); 2) совокупность процессов запоминания, сохранения, забывания и последующего воспроизведения следов прошлого опыта; 3) в когнитивной психологии под памятью понимается способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результаты этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении; Мнемическая деятельность (лат. mnemonika - искусство запоминать) - это деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.
ФУНКЦИИ
Память выполняет две основные функции: отражательную и регулятивную.
1. Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранять и передавать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений.
|
2. Память является основой любой деятельности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памяти, человек способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков. Память лежит в основе развития и обучения. Без памяти человек превратился бы в живой автомат, способный реагировать лишь на стимулы, действующие в данный момент.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ
1. По особенностям запоминаемого материала:
- моторная (запоминание, сохранение и при необходимости воспроизведение различных движений)
- эмоциональная (память на переживания, эмоции и чувства
- образная (память на различные сенсорно-перцептивные образы)
- словесно-логическая (запоминание и воспроизведение мыслей. Оно построено на причинно-следственной связи между запоминаемыми элементами.
2. По продолжительности сохранения следов:
- мгновенная (удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации)
- кратковременная (память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд (примерно 20 сек.), до тех нор пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память)
- оперативная (вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции)
|
- долговременная (память, которая удерживает информацию длительное время)
3. По характеру активности:
- непроизвольная (запоминание и сохранение с постановкой специальной мнемической задачи и где сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий)
- произвольная
4. По использованию вспомогательных средств:
- непосредственная (память без использования средств)
- опосредованная.
5. По способу запоминания:
- механическая (это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала)
- логическая (запоминание, основанное на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала)
6. По происхождению:
- генетическая (память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение)
- приобретенная.