КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ




ВНИМАНИЕ

Внимание- направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Критериями внимания являются:

1) внешние реакции- моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности), вегетативные (задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);

2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности, ее организации и контроле;

3) увеличение продуктивности деятельности («внимательное»

действие эффективнее по сравнению с «невнимательным»);

4) избирательность (селективность) информации;

5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.

ФУНКЦИИ

- целенаправленный отбор значимой информации и удержание ее, пока не будет достигнута цель;

- игнорирование других воздействий;

- регуляция и контроль действий с целью их улучшения;

- усиление видимости (подобно прожектору), позволяющее лучше рассмотреть объект, явление или действие.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ВНИМАНИЯ

По степени активности:

1) непроизвольное (возникающее стихийно, не связано с участием воли, носит пассивный характер)

2) произвольное (характерно наличие сознательной цели и волевого усилия)

3) послеироизвольное внимание (появляется при вхождении в деятельность после произвольного внимания)

По происхождению:

1) природное (врожденная способность реагировать на внешние или внутренние стимулы)

2) социальное (складывается прижизненно в результате обучения и воспитания)

По использованию средств:

1) непосредственное (не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям человека)

2) опосредованное (регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов)

По объекту внимания:

1) внешнее чувственное (связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств)

2) внутреннее интеллектуальное (связано с сосредоточенностью и направленностью мысли)

 

 

ПАМЯТЬ

Определение памяти может быть различным.

Память- 1) психический процесс отражения предметов и явлений окружающего мира, которые действовали ранее на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий память отражает лишь то, что ранее ощущалось и воспринималось (отдельные свойства и целостные образы предметов и явлений окружающего мира); 2) совокупность процессов запоминания, сохранения, забывания и последующего воспроизведения следов прошлого опыта; 3) в когнитивной психологии под памятью понимается способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результаты этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении; Мнемическая деятельность (лат. mnemonika - искусство запоминать) - это деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.

ФУНКЦИИ

Память выполняет две основные функции: отражательную и регулятивную.

1. Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранять и передавать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений.

2. Память является основой любой деятельности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памяти, человек способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков. Память лежит в основе развития и обучения. Без памяти человек превратился бы в живой автомат, способный реагировать лишь на стимулы, действующие в данный момент.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ

1. По особенностям запоминаемого материала:

- моторная (запоминание, сохранение и при необходимости воспроизведение различных движений)

 

- эмоциональная (память на переживания, эмоции и чувства

 

- образная (память на различные сенсорно-перцептивные образы)

 

- словесно-логическая (запоминание и воспроизведение мыслей. Оно построено на причинно-следственной связи между запоминаемыми элементами.

 

2. По продолжительности сохранения следов:

- мгновенная (удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации)

 

- кратковременная (память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд (примерно 20 сек.), до тех нор пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память)

 

- оперативная (вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции)

 

- долговременная (память, которая удерживает информацию длительное время)

 

3. По характеру активности:

- непроизвольная (запоминание и сохранение с постановкой специальной мнемической задачи и где сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий)

 

- произвольная

4. По использованию вспомогательных средств:

- непосредственная (память без использования средств)

- опосредованная.

5. По способу запоминания:

- механическая (это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала)

 

- логическая (запоминание, основанное на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала)

6. По происхождению:

- генетическая (память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение)

- приобретенная.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: