Лучше синица в руках, чем журавль в небе




Последовательность Содержание
1. Dictumcumautoris (приступ). Метафорическое противопоставление птицы, пойманной человеком, и птицы, находящейся на воле, уходят корнями в глубокую древность. Маленькое, слабое животное проще поймать; погоня за крупной добычей сопряжена с немалым риском для жизни.
2. Paraphrasis (определение). О преимуществе чего-то посредственного, но уже доступного, имеющегося, перед чем-либо достойным, прекрасным, но трудно достижимым. Лучше довольствоваться малым, но надежным, чем надеяться на неопределенную удачу.
3.Causa (причина). Человеку для жизни нужно очень немного - еда, одежда, жилище. Нежадный человек умеет радоваться простым вещам. Чрезмерные амбиции и желание иметь все зачастую приводят к обратному результату.
4. Contrarium (противное). Тот, кто желает иметь все, не получает ничего. Что имеем не храним, потерявши плачем. Но кто не рискует тот не пьет шампанское.
5. Contratio (подобие). За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.
6. Exemplum (пример). Пример: человек вкладывающий последние сбережения ради эфемерной прибыли без каких-либо усилий.
7. Testimonium (свидетельство). Сказка Пушкина о рыбаке и рыбке, в которой старуха не могла довольствоваться тем, что имела, а все время хотела большего.
8. Conclusio (вывод). Нужно научиться ценить то немногое чем владеешь. Бездумный, ничем не оправданный риск приводит к потере всего.

 


 

ПРИСТУП (ВСТУПЛЕНИЕ) «Отказать себе в чём-то бывает так же приятно, как что-то себе позволить». Это утверждение актуально всегда.
ВО ВСТУПЛЕНИИ НЕРЕДКО УКАЗЫВАЕТСЯ НА ЛИЦО, КОТОРОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ДАННАЯ МЫСЛЬ ИЛИ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ. но особенно в наши дни, когда стремления к чувственным удовольствиям приобрели катастрофический размах.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Настоящее удовольствие следует понимать не так, как это нам навязывает бессовестная реклама кока-колы, то есть
ИЛИ ЯСНОЕ и ТОЧНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ТЕЗИСА простейшие животные наслаждения - еда, питьё, развлечения. Нас призывают взять от жизни всё. Это путь к гибели. По- настоящему приятны вещи высокого порядка - свобода, самообладание, безпристрастное видение мира, добрая воля.
ПРИЧИНА И. Кан г считал умеренность обязанностью человека по отношению к самому себе как животному существу.
ОБЪЯСНЕНИЕ ТОГО, ПОЧЕМУ ДАННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕРНО Животное разнузданное начало не должно возобладать над нашим человеческим началом и привести к утрате человеческого облика. Направленная на сохранение природы человека в совершенстве, умеренность требует не допустить самопоражения — лишения себя способности физического и морального применения сил для самосовершенствования.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ И наоборот. «Тот, кто руководствуется принципом наслаждения, неизбежно приходит к преступлению». Это
ТО ЕСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО признание сделал маркиз де Сад, когда сидел в тюрьме и получил возможность осмыслить свою ужасную судьбу.
СРАВНЕНИЕ (ПОЯСНЕНИЕ мысли СРАВНЕНИЕМ ИЛИ УПОДОБЛЕНИЕМ) Разумного человека, преодолевающего тяготы жизни, можно уподобить воздухоплавателю на воздушном шаре: чтобы избежать падения, он выбрасывает из корзины за борт балласт, а потом и тяжёлые предметы, без которых можно обойтись.
ПРИМЕР Всё лишнее, чрезмерное отягощает и отупляет человека. Например, в доме, где каждый день едят деликатесы, никто не сможет порадоваться вкусу праздничного пирога. Если у вас праздник каждый день, он превращается в череду серых и бессмысленных будней. Юноша или девушка, рано попробовавшие все «удовольствия жизни», теряют смысл существования. И мы становимся теперь свидетелями настоящей эпидемии самоубийств среди рано стареющей молодёжи.
СВИДЕТЕЛЬСТВО (ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ДАННОГО ПОЛОЖЕНИЯ УКАЗАНИЕМ НА АВТОРИТЕТНЫЙ ИСТОЧНИК) Недаром древние призывали к самоограничению во всём. Известно, что длительное воздержание от пищи является лучшим лекарством - за 42 дня излечивает любые болезни. Это доказал своим примером австрийский целитель Рудольф Бройс и его последователи, благодаря чему от рака были спасены десятки тысяч жизней. И никаких операций, никакой губительной химиотерапии! Но самое важное: человек, выдержавший суровый пост, избавляется от страстей, становится хозяином своих чувств и мыслей, приближается к духовному совершенству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОД)   Поэтому отказать себе в чём-то бывает так же приятно, как что-то себе позволить. И лучше самому ограничивать себя, чтобы кому-нибудь не пришлось ограничивать ваши безгранично растущие потребности.

 

Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас,

чем друг, пытающийся их скрыть

 

Приступ

«Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, пытающийся их
скрыть», — говорил Леонардо да Винчи. Он часто бывал во дворцах вельмож и видел
пагубные последствия лести.

Объяснение темы

Самому человеку трудно заметить ошибки в своих делах, последствия которых, например, на войне, могут быть ужасны. Поэтому надо быть благодарным тому, кто
показывает тебе твои ошибки.

Доводы

Льстец старается приуменьшить, друзья скрывают твои ошибки, и ты не думаешь об
их последствиях, противник же замечает малейшие промахи, ты их узнаёшь и не
допускаешь больших.

Противное

Предположим, что лесть лучше, чем правда. Тогда ты теряешь самоконтроль и
думаешь, что у тебя, непогрешимого, ошибок нет, но так в жизни не бывает.
Следовательно, наше предположение неверно.

Подобие

В электричестве, как известно, заряды двух знаков; чтобы понять свет, нужна тьма, чтобы были друзья, нужны и враги; для равновесия какого-то вида в природе нужны его
враги, например, олени вырождаются, если нет волков.

Пример

Иван Грозный известен современной истории и из переписки со своим врагом
Курбским. Если бы её не было, все считали бы государя лишь невежественным извергом.

Свидетельство

В Евангелии сказано: «Возлюби врага своего», так как враг лучше, чем кто-либо
покажет, где твоя слабость, и ты избежишь больших грехов.

Заключение

Друзей стоит выбирать не из тех людей, для которых ты авторитет, а правдивых и
равных себе. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.


 

«Гений и злодейство две вещи несовместные...»

(строчка из трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»)

/Приступ/:

Эти слова принадлежат Моцарту, который говорит их Сальери, не подозревая, что через несколько минут лучший друг, измученный завистью к гению композитора, бросит отравленное кольцо в его бокал. Впрочем, для нас сегодня это также слова Пушкина — русского гения, чьи мысли проникали во все тайники человеческой души. Пушкина, который гениально прозревал и тайну музыкального вдохновения, и бессилие завистника, чувства которого не позволяют быть гением, несмотря на упорство и трудолюбие.

/Определение/

Кто такой гений, кто такой злодей? Гением по происхождению древние называли существо, представляющее средостение между божеством и человеком. Божественное начало требует от гения, чтобы он, во-первых, служил добру, любви, истине, красоте, во-вторых, чтобы он в этих качествах становился как бы над природой человека. Поэтому, когда сегодня мы говорим о каком-то человеке: «он — гений», то словно приравниваем его к чему-то сверхчеловеческому, божественному. Напротив, злодейство связано с совершением человеком чего-то недостойного, неподобающего, лживого и безобразного — противоположного истине, любви, добру и красоте. Само слово «злодей» — означает «человек, делающий зло».

/Причина/

Добро и зло сосуществуют в мире, но могут ли они существовать мирно? Не могут. Может ли в одном человеке уживаться доброе и злое? Как это ни странно, но уживается. Ведь совершаем же мы и хорошие, и плохие поступки, человек в какие-то минуты может быть добрым и ласковым, в какие-то — злым и грубым. Но в том-то и дело, что злое и доброе не существует одновременно: нельзя одно и то же считать плохим и в то же время хорошим. В человеке могут соседствовать хорошие и плохие качества, но одни качества — добры, а другие — порочны.

Нельзя предательство, с одной стороны, оправдать, а с другой — осудить. Можно представить трудные обстоятельства, которые привели к предательству. Но на то человек и человек, чтобы противостоять обстоятельствам. Поэтому гений и злодейство как добро и зло несовместимы.

/Опровержение/

Представим, что необыкновенный талант, гениальность соединились со злым поступком или качеством, например, «гениальным» назван какой-то злой поступок. Тогда гений, добро, красота перестают быть гением, добром, красотой..., следовательно, противоположное невозможно. Представьте, что человек, которому вы верили и внутренне называли его «гениальным», вдруг открылся вам с дурной стороны — вы уже не будете доверять такому человеку.

Как важно в такие минуты не потерять ощущения «гениальности» как божественного начала собственной души, способности возродить веру в доброе и прекрасное для новой жизни и настоящего дела. Конечно, мы все терпим разочарования, но для этого в нас и вдохнуто добро как «гениальное» начало.

/Сравнение/

Божественное и дьявольское, доброе и злое, свет и тьма, радость и горе, любовь и ненависть не могут существовать одновременно. А как же, вы спросите, полутьма или светотень? Или бывает так: светит солнце и идет дождь; или к одному и тому же человеку мы испытываем и чувство любви, и неприятие его недостатков... Но здесь следует говорить о полутонах и противоречиях в целостном понимании и оценке чего-то. «Гений» же пушкинского Моцарта — это апофеоз добра и света, творческой красоты, истинного труда, а «злодейство» — противоположное им предательство и мрак завистливой души. Поэтому гений и злодейство — это свет и тьма, радость и безнадежность, веселость созидания и отчаяние творческого бессилия.

/Пример/

Возьмем любого гения или злодея — мы увидим, что гений потому столь ценится и сохраняется в памяти народной, что он — не злодей, а сохранение памяти о злодее никогда не связано с понятием гениальности. Кого же из гениев возьмем в пример, придав этому слову изначальный смысл? Пушкин как гениальный поэт? Ломоносов — как гениальный ученый? Чайковский — как гениальный композитор? Репин — как гениальный художник? Сколько можно назвать людей, чьи жизнь и творчество приближаются в нашем сознании к чему-то сверхчеловеческому, божественному, гениальному! И конечно, эта гениальность Боговдохновенна, она есть следствие Божественной благодати. Перебирая факты биографии, труда, разве мы найдем что-нибудь «злодейское», порочащее? Мы можем найти противоречивые факты в биографиях этих людей как простых смертных, но если анализировать результаты их творческого труда (а именно их надо оценивать!), то они позволяют сказать, что никогда в своих произведениях гении русского искусства - в слове ли, в музыке ли, в живописи ли, в науке — не вставали на сторону зла. С другой стороны, ни одного «выдающегося» злодея не назовешь «гениальным». Можно совершать необыкновенные, удивляющие современников или потомков поступки, но если эти поступки имеют следствием зло, то они никак не подойдут под характеристику вдохновленных свыше... Могут ли быть названы гениальными Иван Грозный или Иосиф Сталин? Если деяния сомнительны, то они не гениальны.

/Свидетельство - мнение авторитетного лица/

Сократ говорил: «Назначение гениев — быть истолкователями и посредниками между людьми и богами. Гении передают богам молитвы людей, а людям — наказы богов. Благодаря гениям вселенная связана внутренней связью». Этой внутренней связью достигается продолжение культуры, молодое поколение получает знание от предшественников, а гении творят новое, добиваясь этой внутренней связи.

Примером гения у Сократа служил бог Эрот, который стремится к доброму, истинному и прекрасному. Значит, мир покоится на добре, к которому стремятся «гении», а добро, конечно, отторгается от всего злого.

/Заключение/

Итак, гений — это необыкновенное проявление способностей в творении доброго, истинного и прекрасного. Зло не может соединяться с добром и в представлениях людей никогда не соотносится с понятием гениальности. Отсюда и простой, столь необходимый вывод: хочешь совершить в жизни что-то необыкновенное, удивительное, хочешь, чтобы жизнь твоя не была серой, тусклой, банальной, стремись к свету и разуму, добру и мудрости. И тогда — не исключено — на тебя прольется божественный свет вдохновения («так, неожиданно, слегка») и ты будешь награжден искрами гениальности.

 

 


 

2 Варианты свободной хрии

 

В радости знай меру, в беде не теряй веру

 

В чем сила наших пословиц, почему они так легко чеканятся в памяти? Видим, что содержание и форма в них органично сочетаются, получается своеобразный монумент опыта веков, передающий из поколения в поколение важное и поучительное сообщение.

Пословица, предложенная в тематике, подымает сразу два противоположных аспекта человеческой жизни и влияния на его характер, предопределяющий дальнейшую судьбу.

Что формирует характер человека? Замечаем, что большое значение и влияние на характер имеют привычки и эмоциональная сфера, заложенная при рождении. Черты характера можно развивать, устраняя негативные наросты и усиливая позитивные проявления. В этом, по сути, и заключается воспитательный процесс.

Явления большой радости и тяжкой беды в жизни становятся лучшими воспитательными воздействиями. В радости человек просветляется, к нему приходит душевное удовлетворение. Но бывает, что истоками радости становится неуемное наслаждение, отсюда и предупреждение: «знай меру». Случается так называемая «зловредная радость», когда человек радуется при неприятностях у других людей. С такими особами лучше не иметь дружественных связей. Радость - беда, как бы два противолежащих полюса «+» и «-». Народным опытом отмечено, что «радость имеет семя печали, а печаль - семя радости». Прилив большой безмерной радости, например, от счастливого события, может со временем и опустошить, поэтому - знай меру! Ведь все пройдет, изменения идут своей чередой, белые полосы радости сменяются черными полосами печали, и наоборот.

Но вот вторгается в жизнь несчастье, как правило, нежданно. Сильный духом человек сразу мобилизуется, действует, не опуская рук, не сдается. Из опыта жизни он знает: «И это пройдет». Его надежда и вера передаются окружающим, все улаживается быстро и без тяжелых последствий. Знание и вера одного сильного человека может предотвратить череду неудачных действий близких ему людей. Даже тяжелая болезнь не сломает дух и веру такого героя, в полном смысле слова. Он достойно выдерживает тяжелый жизненный удар. Вспомним любимого нами актера - Абдулова. Его мужественное поведение при суровом диагнозе вызывало восхищение.

Что удерживает людей в беде на плаву? Вера.

Моменты радости и периоды горя приходят и уходят, жизнь продолжается. Чтобы достойно встретить очередные приливы разнополюсных явлений, пусть будет мера в радости и вера в беде.

 

Латинская пословица «О вкусах не спорят»

(авторство приписывают Плинио младшему)

Приступ:

Можно ли спорить о вкусах? Можно ли осуждать человека за то, что ему нравится одна вещь, которая вызывает осуждение других? Как известно, не бывает двух одинаковых людей, а поэтому и взгляды не могут быть абсолютно одинаковыми. Одни отдают предпочтение белому цвету, а другие черному, одним нравится классическая музыка, а другие не мыслят жизни без современной. И это правильно, потому что если бы всем людям на Земле нравилось одно и то же, мы превратились бы в какую-то серую массу, не могли бы проявить свою индивидуальность, затерялись бы среди других. Однако, это лишь одна из точек зрения.

Доказательство:

Так, с одной стороны, говорят, что о вкусах не спорят. Но с другой – об одном человеке могут сказать, что у нее хороший вкус, а другую считают лишенным вкуса вообще. Никто не может назвать критерии, по которым определяют вкус человека, ведь то, что для одного является ужасным, для другого - просто оригинальное. Каких-то четких норм не существует. Нам может нравиться то, что вызвало осуждение предыдущих поколений, а наши потомки будут считать это ужасным. И означает ли это, что понятие вкуса можно назвать устаревшим?

Связь:

Всегда были, есть и будут жить какие-то вечные ценности, понятия и представления, на которые люди будут равняться, и, я думаю, именно они и являются критериями не только вкуса, но и воспитанности, нравственности человека. По моему мнению, вкус - это нечто большее, чем умение хорошо одеваться, хорошо выглядеть, слушать какую-то определенную музыку или читать какие-то определенные книги. Часто вкус путают с модой, тем, что называют стильным, современным, модным. Хотя это совсем не так. Многие считают, что вкус дается человеку от рождения, что ему нельзя научиться. Сторонники этого мнения приводят много примеров в подтверждение своей теории, и, возможно, кое в чем с ними можно согласиться. Иногда случается так, что в среде, которая совсем не способствует развитию высоких предпочтений, рождаются настоящие бриллианты - личности, способные подняться над этой средой.

Формулировка:

Это не означает что люди, которые от рождения не наделены этим даром, уже ничему не смогут научиться. Я считаю это не так. Человек имеет способность учиться, воспринимать все новое, если он попадет в круг людей, которые смогут научить его различать хорошее и плохое, красивое и уродливое, - это обязательно будет иметь положительный эффект. Возможно, не каждый сможет достичь высот вкуса, сразу стать совершенной личностью, однако что-то человек обязательно запомнит и уже никогда не будет такой, как раньше. Главное в этом процессе, по моему мнению, - не внешний эффект, а внутренний мир человека. Ведь первое легко забыть, запутаться в правилах этикета, а то, что становится частью души уже никогда не забудешь. Поэтому важным, по моему мнению представляется именно воспитание, чтобы человек не вспоминал, как надо себя вести в той или иной ситуации, а знал это.

Заключение:

И еще одна важная вещь, человек воспитанный, с чувством вкуса, никогда не будет упрекать другого, за его недостатки и не будет насмехаться или презирать за странное поведение или внешний вид. Потому что это является свидетельством невоспитанности, от которой и до плохого вкуса недалеко. Видимо, и поговорку: "О вкусах не спорят" придумали именно люди со вкусом, напоминая всем, что каждый имеет право на свою точку зрения, свои мысли, даже если они не совпадают с взглядами и убеждениями других.

 

Кто рано встает, тому бог подает

 

«Огромно то количество пословиц, которые оставлены нам в наследие народной мудростью. Многие из них стали крылатыми выражениями, будучи действительным отражением абсолютной истины... Одним из примеров может стать пословица: «Кто рано встает, тому бог подает». Пословица утверждает, что тому, кто рано встаёт - Бог подаёт. Так ли это? Поразмышляем и убедимся в справедливости данного высказывания.

Рассмотрим понятие: «рано встаёт». Первое, что приходит на ум, это раннее свежее утро, когда в зарождающимся дне пульсирует живительная энергия. Всё живое просыпается утром - встаёт солнце, просыпаются птицы, цветы поворачивают свои головки к солнышку. Люди, живущие в гармонии с природой, тоже начинают свой день в трудах. В деревнях людям особенно понятен смысл этой пословицы, потому что люди, которых не затронули «плоды цивилизации» не мыслят жизни, проведённой в праздности. Это так, потому что, если не подоить корову, не накормить цыплят, и всё хозяйство, то ничего «Бог не подаст».

Если взглянуть на понятие «рано встаёт» с другой стороны, т.е. как процесс раннего пробуждения человека города, то можно также доказать, что это является своего рода мучением. Само по себе пробуждение является сложным физиологическим и психологическим процессом, сопряжённым с мучительным чувством. Очень актуальный контекст, связанный с леностью, — это сегодняшняя психология труда. Множество исследований посвящено психологическому феномену, который многие хорошо знают по собственному опыту: он обозначен термином «прокрастинация» — «откладывание на завтра». Эта болезнь, которой больны очень многие, а лекарства пока нет.

Но, тем не менее, и городскому жителю нужно рано вставать, чтобы успеть переделать больше дел. А разве все мы не замечали, что чем позже встанешь, тем меньше успеешь сделать?

Утопия – один из самых распространенных жанров в истории литературы, отмечен присутствием лени. Утопическое мышление, в сущности, оперирует желаниями. Одно из этих желаний — не работать. Его мы обнаруживаем уже в античных утопиях: у Феопомпа земля родит сама, урожай собирается без усилий, хлеб печется сам. Те же самые сюжеты мы видим в разных народных утопиях, которые существуют во всех национальных культурах. Это страна Шлараффия в немецкой народной мифологии, страна Кокань во французской, край с молочными реками и кисельными берегами в русской. Представления о рае всех религий полностью исключают труд. Как правило, добродетель относится к сфере желаемого, в то время как пороки — к сфере действительного. Трудолюбие выступает как некая желанная цель, в то время как лень — реальность, с которой мы имеем дело каждый день. Лекарство от лени только одно — работать, хотя этот совет похож на рецепт таблеток от жажды, которые надо принимать, запивая водой.

«Рано встаёт» и «Бог даёт» - два понятия, которые тесно связаны, что даже если перевернуть это выражение зеркально, получим: «Бог даёт», тому, кто «Рано встаёт» и это лишь подтвердит смысл изречения. Эту мысль высказывали и иначе: «Праздность – мать пороков», «Работа черна, да денежка бела. Поваля, бог не кормит. Поп не устал, что рано к заутрени встал. Пусть невестка и дура, только б огонь поране дула. Рано вставать - некогда пировать. Раньше вставай да сам наживай! Скучен день до вечера, коли делать нечего. Спать долго - жить с долгом. Спишь до обеда, так пеняй на соседа, что рано встает да в гости не зовет! Сонливый да ленивый - два родные братца. Отсюда вытекает, что другими словами речь в этой пословице идёт о лени и трудолюбии. Таким образом, убеждаемся в точности и меткости пословицы. Эту мысль подтверждают и многие религии: Любая религия, так или иначе, осуждает лень. Известно, что в католичестве лень включена в число семи смертных грехов.

Вспоминая слова Горация «Чему бы ни учил, будь краток», хочется сказать, что пословица «Кто рано встаёт - тому Бог даёт» являет собой образец краткости и в тоже время ёмкости, выразившейся в удивительном умении высказать истину».

 

Самое высокое удовольствие – это доставлять удовольствие другим

 

Эти слова принадлежат французскому поэту конца 18 - начала 19 века Пьеру Буасту. Это утверждение, к сожалению, в современном мире не является ценностным ориентиром для всех, ведь стремление к получению удовольствия для себя стоит на первом месте.

Люди, в вечной погоне за собственными удовольствиями, забывают о том, что не менее приятным является - доставлять эти удовольствия другим: своим близким и родным. Мы должны совершать благо для тех, кого мы любим. Доставлять удовольствие другим - наивысшая радость. Когда человек старается сделать что-то приятное для другого человека – он расцветает сам, возвышается над самим собой. Человек, думающий о других - по истине своей, замечателен. Умение хотя бы иногда забывать о себе, и о том, как бы сделать для себя любимого что-то хорошее, перестать максимизировать свою выгоду из всего, заботиться о комфорте и спокойствии других, помогать, не требуя ничего взамен, и просто делать так, чтобы людям было хорошо – это компоненты, присущие, так называемым, альтруистам, полностью противоположным эгоистам. Альтруист, по определению, это человек, который любит людей, совершает добро без расчета на отдачу. Задумайтесь на миг, как было бы прекрасно, если бы все люди были альтруистами, мир, безусловно, стал бы светлее.

Предположим, что человек живет только для себя. Такого человека не волнуют проблемы других, его не заботит ничего, опять же, кроме себя. Этот человек не задумывается, из-за быстротечности жизни, как могла бы измениться его жизнь, разумеется, в лучшую сторону, если бы он научился любить близких не только на словах, но и на деле, дарить им праздник, радовать и баловать их. Он узнал бы, как замечательно видеть сияющие, полные благодарности, глаза человека, для которого он совершил что-то хорошее, приятное для души.

Из вышеперечисленного, могу подвести итог и сказать, что для того, чтобы быть счастливым, не обязательно делать все для себя, гораздо приятнее делать что-то для людей. Когда ты даришь людям добро – ты становишься счастливее сам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: