Диагностика развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ (констатирующий эксперимент)




Основная цель экспериментальной работы заключалась в диагностике развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в процессе изучения компьютерной графики.

В задачи экспериментального исследования входило:

1) провести диагностическое исследование уровня развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ;

2) сделать выводы на основе экспериментального исследования.

Экспериментальное исследование по развитию художественно-творче­ских способностей студентов ХГФ осуществлялось на базе художественно-графического факультета БГПУ им. М. Акмуллы. В эксперименте принимали участие студенты 3 курса ХГФ специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» - четыре группы по 15-20 человек. Всего в экспериментальном ис­следовании принимали участие 150 студентов.

Констатирующий эксперимент предусматривал проведение диагно­стического исследования уровня развития художественно-твор­ческих способностей студентов ХГФ. Для этого нами было проведено анкетирование и тестирование с применением теста креативности Е.П. Торренса. Затем проводился ана­лиз и обобщение результатов экспериментальной работы, интерпретация по­лученных данных эксперимента, формулирование выводов и определение перспектив дальнейшей разработки проблемы исследования. Основными ме­тодами исследования явились: педагогический анализ, педа­гогический мониторинг, методы математической статистики в процессе об­работки результатов эксперимента и др.

На занятиях участникам эксперимента предоставлялась независимость в выборе и принятии решения с возможностью самостоятельного контроля в решении художественных задач при выполнении упражнений. Творческая деятельность каждого студента носила вариативный характер, что содействовало развитию индивидуальных способностей, открывало перед ними возможность само­реализации, воплощения своих идей в продуктах художественно-графиче­ской деятельности, используя компьютерные графические редакторы. Находились положительные моменты в каждой работе, поощрялся достигнутый результат, отмечались удачные решения художественно-твор­ческих задач, оказывалась помощь в затруднительных ситуациях и определя­лись пути для завершения начатой работы.

Диагностика включала в себя определение уровней развития следующих компонентов художественно-творческих способностей:

1. Творческая направленность — побуждения и цели, вызывающие активность человека и определяющие ее направленность, выступающие ведущим критерием развития мотивационного компонента художественно-творческих способностей студентов. Показателями мотивации выступали интерес студентов к изучению компьютерной графики, желание овладеть новым видом графической деятельности с помощью компьютера, потребность в творческой самореализации, личная и профессиональная значимость обучения компьютерной графике для студентов ХГФ. Исследование особенностей мотивации обучающихся компьютерной графике при определении уровней развития их художественно-творческих способно­стей производилось на основе тестирования, анкетирования, опроса и бесед. Определялось наличие интереса, потребностей и мотивов художественно-графической деятельности с использованием компьютера, влияние творческой мотивации на направленность личности, влияние мотивов творческой деятельности на процесс самоопределения студентов.

2. Креативность, как общая способность к творчеству. Основное проявление креативности студентов в нашем исследовании — достижение определенной степени новизны, оригинальности в процессе или результате решения проблем при разработке и создании графических работ с использованием компьютерных программ. Креативность рассматривалась нами как один из основных компонентов творческой деятельности студентов, уровни развития которых определяли развитость процессуального-операционного компонента. Ее показателями являлись новизна, оригинальность, нестандартность в способах и результатах деятельности. Оценка уровня проявления креативности осуществлялась с помощью теста креативности Э.П. Торренса. В мировой психологической практике тест Е.Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.

3. Художественно-изобразительный компонент предполагает наличие у студентов системы врожденных и выработанных операциональных качеств (воображение, зрительное восприятие, «умелость руки»), обеспечивающие успешное художественное творчество. Степень развития художественно-изобразительных качеств у студентов определялась уровнем владения средствами графического воплощения художественного образа (т.е. комплексом умений и навыков изображения, построения композиции, в наличии чувства формы, цвета, пропорций, пер­спективы, положения в пространстве). Степень развития художественно-изобразительного компонента студентов исследовалась с помощью наблюдения и оценивания результатов их самостоятельной творческой ра­боты. При этом принималось во внимание умение самостоятельно планиро­вать работу при выполнении задания, искать и находить необходимую ин­формацию, анализировать и формулировать оценочные суждения.

На основании выделенных критериев, в результате диагностики выяв­лены три уровня развития художественно-творческих способностей студен­тов: низкий — репродуктивный, средний — преобразующий, высокий — продуктивный (таблица 1).

Таблица 1

Компоненты и уровни развития художественно-творческих способностей студен­тов ХГФ

С целью распознания интереса студентов к новому виду графической деятельности с использованием компьютерных программ мы провели тестирование на выявление уровней их творческой направленности. В анкете предлагалось отметить знаком «+» наиболее подходящие для студента ответы, тем самым выявлялись уровни направленности к художественно-творческой деятельности. Ответы 1-4 обозначали проявление ситуативной направленности личности, ответы, ответы 5-9 указывали на устойчивую направленность, ответы 10-13 определяли осознанный уровень направленности. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о при­сутствии у студентов творческой направленности к художественно-творческой деятельности с использованием компьютера.

Для диагностики креативности студентов ХГФ нами была использована модифицированная изобразительная (фигурная) форма теста Э.П.Торренса, которая впервые была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников, затем в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и профессионально важных качеств Института психологии РАН была адаптирована на выбор­ке менеджеров в возрасте 20-35 лет. В мировой психологической практике тест Э.П.Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.

Предлагаемый вариант теста Э.П. Торренса представляет собой ряд картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивался, самое важное — идея (рис.1).

Оценка креативности проводится по следующим показателям:

Беглость — показатель скорости, продуктивности, отражает способность к порождению большого числа идей. Измеряется количеством результатов, соответствующих требованиям задания. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким балам по другим показателям. Низкие значения беглости могут быть связаны с детальной разработанностью ответов, но могут также наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых.

Гибкость — оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

Оригинальность — характеризуется способностью выдвигать идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Оценивается процентным соотношением нестандартных и редко встречающихся ответов.

Разработанность (детализация идей) —показатель «сложности» изображения, понимаемый как тщательность разработки рисунка, количество дополнений к основному рисунку и т. д.

На каждого студента заполнялся индивидуальный оценочный лист, в котором подсчитывались общие оценки (суммарные значения), позволившие затем сделать заключение о выраженности у него того или иного показателя и определить уровень его креативности (рис.2).

Оригинальность идеи является главным показателем креативности и проявлением высокого уровня творческих способностей. Оригинальные варианты указывают на нестандартность мышления и отклонение испытуемого от общепринятого, поскольку такие ответы довольно редки. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная – 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2–4,9% случаев.

После последовательной интерпретации результатов по всем фигурам, номера категорий ответов и баллы за их оригинальность записывались в соответствующих графах оценочного листа каждого студента, на строке, соответствующей номеру рисунка.

 

При оценке показателя «Разработанность» баллы назначались за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру. При подсчете суммы баллов за разработанность идеи один балл присуждался за:

- каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивался один раз и при повторении не учитывался;

- цвет, если он дополняет основную идею ответа;

- специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);

- каждую дополнительную деталь, украшение, если оно имеет смысл само по себе;

- каждую вариацию оформления;

- поворот рисунка на 90 градусов и более, необычность ракурса (вид изнутри, сверху), выход за рамки задания большей части рисунка;

- каждую подробность в названии сверх необходимого минимума.

Показатели категорий «Оригинальность» и «Разработанность» ответов записывались в индивидуальном бланке испытуемого, на строке, соответствующей номеру рисунка. Там же отмечались пропуски (отсутствие) ответов.

После заполнения в оценочном листе граф: «№ Категории», «Оригинальность» и «Разработанность» отдельно для каждой фигуры (по всем десяти заданиям), подсчитывались итоговые оценки по всему тесту, характеризующие уровень выраженности креативности конкретного испытуемого (см. «Итоговые оценки» - рис. 2).

Значение показателя «Беглость» для теста определялось подсчетом числа завершенных фигур. Показатель «Беглость» для теста мог быть получен прямо из номера последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов. Максимальный балл равен 10.

Показатель «Гибкость» определялся числом различных категорий ответов. Данный показатель отражает гибкость мышления — легкость перехода от одной категории ответов к другой. Значение показателя гибкость оценивается суммарным числом различных категорий ответов по всем фигурам. При определении категорий использовались как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Для определения показателя «Гибкость» исключались повторяющиеся номера категорий ответов и подсчитывалось оставшееся количество.

Первоначально составлялись индивидуальные оценочные карты каждого студента. Затем данные итоговых оценок индивидуальных протоколов студентов заносились в электронную базу данных по группам. В каждой из групп рассчитывались средние значения показателей невербальной креативности («Беглость», «Гибкость», «Оригинальность», «Разработанность»). Используя процентильную шкалу определялось место каждого студента относительно предлагаемой выборки и соответственно можно было сделать вывод об уровне развитости у него невербальной креативности.

 

Уровень развития художественно-изобразительного компонента студентовисследовался с помощью наблюдения и оценивания результатов их самостоятельной творческой работы по пятибалльной системе по следующим критериям:

I. Композиционное построение рисунка.

II. Изображение формы.

III. Цветовое решение рисунка.

IV. Техника исполнения.

V. Художественно-образные качества.

I. Композиция играет организующую роль, является ведущим средством выразительности. Композиционное решение учебно-творческих работ анализируется с различных сторон:

1. Общие свойства композиции: открытая (композиция, не ограниченная рамкой); закрытая (такая, где изображения предметов располапются внутри четко ограниченного пространства); вертикальная (горизонтальная); диагональная.

2. Передача пространства в работе: плановость (один или несколько планов); единственная точка зрения (совмещение нескольких точек зрения); боязнь загораживания (наличие загораживания одних преметов другими); стереотип в изображении неба, земли, воздуха; передача глубины, пространства в рисунке; линия горизонта (низкая, высокая, средняя); нарушение перпендикулярности при изображении вертикально стоящих предметов.

3. Эстетические качества композиции: симметрия (асимметрия); ритм (чередование или повторение) цветовых пятен, штрихов, точек, форм; спокойствие, статика (динамика); соразмерность (несоразмерность) деталей изображения формату рисунка.

4. Передача сюжета в рисунке: наличие смысловой связи между предметами; пересказ, перечисление предметов в рисунке.

II. Изображение формы в рисунке имеет определенные закономерности. Грамотность в изображении формы приходит постепенно, с развитием аналитического мышления.

Анализ производится с учетом следующих сторон:

1. Общие свойства формы: обобщение, упрощение; степень адекватности в передаче формы; детализация; плоскостное решение; передача объема; прозрачность (изображение внутри предмета); создание новой формы.

2. Передача пропорций: соблюдение пропорций между предметами; соблюдение пропорций в одном предмете.

3. Эстетические признаки формы: красота, выразительность силуэта; украшение, формы орнаментом.

III. Цветовое решение работы: соответствие цвету изображемого предмета; контрастность, яркость или, наоборот, сближенное цветовое решение; многообразие цветовых оттенков; передача отношения, чувства через цвет.

IV. При анализе техники исполнения работы учитывается: характер изображения (выразительный, индивидуальный, поисковый); техника работы в графических редакторах (интерпретация ручных приёмов рисования, обработка готовых изображений, фотоколлаж, комбинированная техника).

V. Художественно-образные качества рисунка. Такая черта, как образность, определяется особенностями восприятия студента, его эмоциональной насыщенностью. Образ —это не просто изображение, в нем выражено отношение к изображаемому, его оценка, переживания, настроение автора. Образность работы связана с тем, что в окружающем студента привлекают самые главные для пего черты предметов, все необычное, особенное; второстепенные же черты он часто не замечает или не считает нужным изображать в своей работе.

При анализе художественно-образных качеств студенческих работ учитываются следующие особенности: обобщение, собирательность (или, наоборот, конкретность) образа; образ — схема; динамичность образа; передача настроения, эмоционального отношения к образу; степень самостоятельности в решении изобразительной задачи, новизна, оригинальность образа.

Анализ работ проводился по пятибалльной шкале по каждому из критериев. При оценке результатов работы студентов использовалась рейтинговая система. В итоге определялся средний балл каждого студента, которая заносилась в базу данных.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента дали возможность выявить исходный уровень развитости художественно-творческих способностей обучающихся и определить пути его развития. В ходе экспериментального было замечено, что стимулирование и развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, формирование исследовательского подхода к ней на основе применения проблемных методов является одним из важнейших условий развития художественно-творческих способностей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: