Альтернативные издержки и их учет при определении цен
Альтернативные издержки (затраты упущенных возможностей) – издержки, данные о которых не отражаются в бухгалтерском учете. Их еще называют вмененными.
Они характеризуют возможность, которая потеряна, или которой жертвуют, когда выбор какого-либо одного варианта управленческого решения требует отказа от другого. Альтернативные издержки имеют место и должны быть учтены при принятии решений в области ценообразования только при наличии лимитирующего фактора (например в условиях ограниченности каких-либо ресурсов).
Предположим, что все мощности предприятия заняты и выпуск можно организовать только за счет сокращения производства другого изделия. В условиях ограниченности ресурсов (оборудования) будут иметь место альтернативные издержки.
Задача
Производство узла требует 2 машино-ч работы оборудования, на котором в настоящее время производится изделие А, вклад которого составляет 8 руб. за 1 машино-ч. При организации собственного производства узла, альтернативные издержки составят 16 руб./изд.
Калькуляция релевантных издержек:
1. Прямые затраты:
- материальные – 30 руб.;
- трудовые – 10 руб.;
2. переменные косвенные расходы – 5 руб.
3. альтернативные издержки – 16 руб.
Итого: 61 руб.
Внешний поставщик предлагает данный узел по цене 50 руб.
Что выгоднее – производить узел у себя на предприятии или покупать на стороне.
При сравнении полученной величины релевантных издержек узла с ценой поставщика следует признать, что предприятию выгоднее приобретать узел на стороне.
При принятии данного управленческого решения необходимо понять, что в калькуляции себестоимости в качестве альтернативных издержек выступает удельный маржинальный доход (вклад) по изделию А, которое будет заменено производством требуемого узла.
|
Таким образом, наличие ограниченных ресурсов может привести к изменению ранее принятого решения.
Маржинальный анализ
Определение точки безубыточности
Анализ безубыточности производства основан на изучении зависимости между доходами от продаж, затратами и прибылью. На основе информации о выручке, затратах и прибыли находят критическую точку и строят экономическую модель.
Точка безубыточности - это минимальный объём производства и реализации товаров (работ, услуг), при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции организация начинает получать прибыль.
Экономический смысл точки безубыточности.
Точка безубыточности является критическим объемом производства. При достижении точки безубыточности, прибыль, равно как и убытки организации равны нулю.
Точка безубыточности является важным значением при определении финансового положения предприятия. Превышение объемов производства и продаж над точкой безубыточности определяет финансовую устойчивость предприятия
Объем продаж в критической точке может определяться графически (бухгалтерская модель безубыточности), арифметическим (математическим) способом и с помощью маржинального подхода (метод валовой прибыли).
Графический метод (график рентабельности)
Эта модель безубыточности предполагает наличие прямолинейной зависимости переменных затрат от объема производства (продаж), неизменность постоянных затрат и цены продажи продукции в течение рассматриваемого периода.
|
Объем продаж в критической точке называют критическим объемом продаж, а выручку, соответствующую ему– порогом рентабельности.
При объеме продаж в критической точке прибыль равна нулю, при объеме продаж ниже точки безубыточности прибыль меньше нуля, при объеме продаж выше точки безубыточности прибыль больше нуля.
Разность между фактическим объемом продаж и объемом продаж в критической точке называют запасом финансовой прочности или запасом рентабельности:
ЗФП = Qф - Qкрит
Запас финансовой прочности можно рассчитать и в денежном выражении как разность между фактической и критической выручкой (порогом) рентабельности:
ЗПФ = Вф - Вкрит
Запас финансовой прочности показывает, насколько можно уменьшить объем продаж или выручку, чтобы не получить убыток
Математический подход
Математический способ основан на использовании уравнения
П = В – Зобщ.
где:
П – прибыль;
В – выручка от продаж;
Зобщ. – общие затраты.
Поскольку З общ. = Зпост. + Зпер., то П= В – Зпост. – Зпер.
Зпер. – переменные затраты;
Зпост. – постоянные затраты.
П = Р ед. * Q – Зпост. - Зпер.ед. * Q
Pед. – цена продажи;
Зпер.ед. – переменные затраты на единицу продукции;
Q– объем продаж.
Поскольку в точке безубыточности прибыль равна нулю, уравнение в этой точке имеет следующий вид:
Ред. * Q = Зпост. + Зпер.ед. * Q
Тогда объем продаж в точке безубыточности равен:
Q = ___ Зпост._____, где
Pед. – Зпер.ед.
Pед. – Зпер.ед. – маржинальная прибыль (доход) на единицу продукции