Информационные технологии в деятельности учителя начальных классов.




Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, на сколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Т.е. помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры.

При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

1. программные продукты;

2. мультимедийные продукты (интерактивные плакаты, презентации, тесты, кроссворды, игры...);
3. логические игры;
4. тестовые оболочки;
5. ресурсы Интернет;
6. электронные энциклопедии.

Готовясь к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Такому уроку свойственно следующее:

1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2. управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

3. интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5. поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6. неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом компьютер выполняет следующие функции:

1. в функции учителя компьютер представляет собой:

-источник учебной информации;

-наглядное пособие;

-тренажер;

-средство диагностики и контроля.

2. в функции рабочего инструмента:

-средство подготовки текстов, их хранение;

-графический редактор;

-средство подготовки выступлений;

-вычислительная машина больших возможностей.

При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:

1. Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.).

2. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя Word и электронные презентации PowerPoint.

3. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

4. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint и SMART bort зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Ведь наша задача не только научить читать, писать, но и обучить способам учебной деятельности, т.е. научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. И это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. В своей деятельности я преследую следующие цели использования ИКТ:

• Повысить мотивацию обучения;

• Повысить эффективность процесса обучения;

• Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

• Совершенствовать методики проведения уроков;

• Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

• Планировать и систематизировать свою работу;

• Использовать как средство самообразования;

• Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Значение компьютерных технологий на уроках в начальной школе неоценимо с точки зрения повышения мотивации, информационной насыщенности, наглядности. Их использование позволяют учителю сократить время на подготовку к занятиям, продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала, что непременно повышает эффективность обучения.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.

В своей работе я использую мощность компьютерной техники как на уроках, так и во внеклассной работе.

И считаю, что использование ИКТ в обучении младших школьников целесообразно - об этом говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербальнологическим мышлением.

Длясебя я сделала выводы, что современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий, а учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

На занятияхс младшими школьниками особенно ценны музыкальные физкультминутки. Создана целая папка, в которой можно найти и динамические паузы, и зарядку для глаз, и клипы с детскими песнями.

Однимиз предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала.

Уроки литературного чтениябудут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений обучают выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Активно проходити словарная работа. Дети не только знакомятся с лексическимзначением слова, но и видят о чем идет речь в произведении.

В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях. Поэтому, возникла идея составить электронное пособие про писателей.

Иногда вставляю в презентациюдокументальные фильмы или аудиозапись с голосом писателя.

На уроках русского языка очень удобно проводить орфографические минутки. А также использование интерактивных плакатов.

На уроках математики с помощью интерактивных форм можно наглядно показать геометрический материал, приёмы устных и письменных вычислений, способы решения задач и уравнений. Это позволяет более эффективно использовать время на уроках.

Видео как средство информации играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто его использую на уроках литературного чтения, окружающего мира. Смена ярких кадров вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся(физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий).

В работе с родителями компьютерные технологии тоже используются интенсивно. Невозможно представить ни одно родительское собрание без сопровождения презентации, где легко преподнести анализ работы в диаграммах и схемах.

Неистощимым источником идей для работы учителя и ученика является Интернет. Иногда совсем не обязательно «изобретать колесо», а можно воспользоваться опытом других педагогов (соблюдая авторские права).

А труд, затраченный на управление познавательной и воспитательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

- повышает мотивацию к учению;

- продвигает ребёнка в общем развитии;

- помогает преодолеть трудности

- вносит радость в жизнь ребёнка;

- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;

- создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Подводя итог, хочется сказать, что использование Интернет ресурсов, включениев процесс обучения - аудио, и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе. Ребёнок становится ищущим,жаждущим знаний,неутомимым,творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Литература: Баранова Е. В. Гогун Е. А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. — СПб.: Издат. «Анатолия», 2003. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. — № 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: